Дело № 2-187/2020
М.Р. 23.09.2020г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
22 сентября 2020 г. с. Новый Некоуз
Некоузский районный суд Ярославской области в составе председательствующего судьи Пикуновой Е.Ю.,
при секретаре Моховой О.Н.,
с участием прокурора Бородулиной Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Некоузского района, предъявленному в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Веретейского сельского поселения Некоузского муниципального района Ярославской области о возложении обязанности,
у с т а н о в и л:
Прокурор Некоузского района ЯО, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации Веретейского сельского поселения Некоузского муниципального района Ярославской области о возложении обязанности оформить технический паспорт автомобильных дорог: «улица дер. Дор Некоузского района Ярославской области, покрытие - грунт, протяженностью - 500 м., идентификационный номер 10103044», «дорога дер. Дор Некоузского района Ярославской области, покрытие грунт, протяженностью 1500 м, идентификационный номер 10103043», принять меры к организации и проведению землеустроительных кадастровых работ путем проведения межевания и определения границ земельных участков, занятых автомобильными дорогами, осуществить постановку земельных участков, на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.
В обоснование требований указал, что прокуратурой Некоузского района проведена проверка по обращению жителей д. Дор Некоузского района Ярославской области о неудовлетворительном состоянии дороги до указанного населенного пункта.
В ходе проверки установлено, что в собственности Веретейского сельского поселения Некоузского муниципального района Ярославской области имеется автомобильная дорога в грунтовом исполнении, протяженностью 1500 метров - дорога д. Дор, инвентарный номер 10103043 и автомобильная дорога в грунтовом исполнении, протяженностью 500 м д. – улица д. Дор Некоузского района Ярославской области, инвентарный номер 10103044. Технический паспорт, являющийся единственным документом технического учета дорог и дорожных сооружений, определяющим фактическое состояние автомобильной дороги на протяжении всего срока ее службы и необходимый для осуществления органами местного самоуправления полномочий по обеспечению безопасности дорожного движения на указанные дороги в Веретейском сельском поселении Некоузского района отсутствует, работа по определению границ земельных участков, занятых дорогами, не проведена, межевание земельных участков не проводилось, земельные участки не поставлены на государственный кадастровый учет. В Едином государственном реестре недвижимости право собственности Веретейского сельского поселения на земельные участки, на котором располагаются автомобильные дороги, не зарегистрировано.
Неисполнение ответчиком обязанностей по осуществлению государственного кадастрового учета автомобильной дороги нарушает права неопределенного круга лиц, поскольку невозможно финансирование содержания автомобильной дороги и мероприятий, направленных на обеспечение безопасности дорожного движения, так как земельный участок не сформирован.
В судебном заседании помощник прокурора Некоузского района Ярославской области Бородулина Ю.А. иск поддержала в полном объеме, по изложенным в нем основаниям.
Представитель администрации Веретейского сельского поселения Ушакова Е.С., действующая на основании доверенности исковые требования признала, пояснила, что автомобильная дорога «улица дер. Дор Некоузского района Ярославской области, покрытие - грунт, протяженностью - 500 м., идентификационный номер 10103044» находится на территории данного населенного пункта и включена в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения. Автомобильная дорога в деревне Дор Некоузского района Ярославской области (покрытие грунт, протяженность 1500 м, идентификационный номер 10103043) числятся в Реестре муниципального имущества Веретейского сельского поселения. Исторически проходит по земельному участку, который относится к категории земель сельскохозяйственного назначения. Данный земельный участок не находится в собственности Веретейского сельского поселения. С предлагаемым истцом сроком устранения нарушений - до 01 июля 2021 года согласилась, полагала, что такой срок является реальным и разумным.
Заслушав прокурора, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, оценив все доказательства по делу в их взаимосвязи и совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 6 ст. 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 08 ноября 2007 N 257-ФЗ) дорожная деятельность - это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Согласно п. 12 ст. 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 N 257-ФЗ содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
В силу ч. 8 ст. 6 Федерального закона от 08 ноября 2007 N 257-ФЗ к собственности поселения, если для сельского поселения иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
В соответствии с ч. 9 ст. 5 Федерального закона от 08 ноября 2007 N 257-ФЗ автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского и сельского поселений являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского поселения может утверждаться органом местного самоуправления городского поселения. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения сельского поселения может утверждаться органом местного самоуправления муниципального района, если законом субъекта Российской Федерации вопрос осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения не отнесен к числу полномочий, закрепленных за сельским поселением.
В силу положений п. 5 ч. 1 и ч. 4 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и п. 1 ст. 2 Закона Ярославской области от 30.06.2014 N Зб-з «О вопросах местного значения сельских поселений на территории Ярославской области» к компетенции сельских поселений отнесены вопросы осуществления дорожной дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Аналогичная норма содержится в Уставе Веретейского сельского поселения Некоузского муниципального района Ярославской области.
Частью 1 ст. 17 Федерального закона от 08 ноября 2007 N 257-ФЗ предусмотрено, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Согласно ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 08 ноября 2007 N 257-ФЗ классификация работ по содержанию автомобильных дорог устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства.
Согласно пп. 4 п. 9 раздела IV Классификации работ по содержанию автомобильных дорог, утвержденной Приказом Минтранса Российской Федерации от 16 ноября 2012 года N 402 «Об утверждении классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог», в работы по содержанию автомобильных дорог входит паспортизация автомобильных дорог и искусственных сооружений.
Пунктом 1.1 Ведомственных строительных норм ВСН 1-83 «Типовая инструкция по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования», утвержденных Минавтодором РСФСР 05 февраля 1982 года, определено, что паспортизация автомобильных дорог производится с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяженности, техническом состоянии для рационального планирования дорог по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию дорог.
При этом согласно п. 1.2 Ведомственных строительных норм ВСН 1-83 техническому учету и паспортизации подлежат все автомобильные дороги общего пользования. Учет и паспортизацию проводят по каждой автомобильной дороге в отдельности.
В соответствии с пунктом 3 Порядка проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, утвержденного Приказом Минтранса России от 27 августа 2009 года N 150 оценка технического состояния автомобильных дорог в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения проводится органом местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.
Согласно ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Установлено, что, в соответствии с Постановлением Правительства Ярославской области от 12.08.2008 N 412-п «О разграничении имущества между Некоузским муниципальным районом и поселениями, входящими в его состав», в собственности Веретейского сельского поселения Некоузского муниципального района Ярославской области имеется автомобильная дорога в грунтовом исполнении, протяженностью 1500 метров - дорога д. Дор, инвентарный номер 10103043 и дорога в грунтовом исполнении, протяженностью 500 м - улица д. Дор Некоузского района Ярославской области, инвентарный номер 10103044. Технический паспорт на указанные дороги в Веретейском сельском поселении Некоузского района отсутствует
Технический паспорт дороги является единственным документом технического учета дорог и дорожных сооружений, определяющим фактическое состояние автомобильной дороги на протяжении всего срока ее службы, и необходим для осуществления органами местного самоуправления полномочий по обеспечению безопасности дорожного движения.
Ст. 10 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено формирование и ведение Единого государственного реестра автомобильных дорог, в который вносятся сведения об автомобильных дорогах, предоставленные собственниками данных дорог.
Согласно ст. 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных указанным Федеральным законом вопросов местного значения.
В соответствии со ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ, органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Минэкономразвития РФ от 30.08.2011 N 424 утвержден Порядок ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества, согласно которому реестр состоит из 3 разделов. В раздел 1 включаются сведения о муниципальном недвижимом имуществе, в том числе кадастровый номер муниципального недвижимого имущества.
В соответствии с ч.4 ст.8 Федерального закона №218-ФЗ от 13.07.2015 «О государственной регистрации недвижимости» в кадастр недвижимости вносятся основные сведения об объекте недвижимости, в том числе кадастровый номер объекта недвижимости и дата его присвоения.
Согласно п.п.8 п.7 Правил формирования и ведения Единого государственного реестра автомобильных дорог, утвержденных приказом Минтранса России от 20.05.2009 N 80 «О Едином государственном реестре автомобильных дорог» в реестр, в том числе, вносятся сведения о собственнике автомобильной дороги, которые должны содержать вид и основные реквизиты правоустанавливающих и (или) правоудостоверяющих документов, на основании которых возникло вещное право на автомобильную дорогу. Реквизиты должны содержать наименование документа, его серию и номер, дату выдачи и название государственного органа (организации), выдавшего документ.
Согласно ст.1 Федерального закона от 18.06.2001 №78-ФЗ «О землеустройстве» землеустройство - мероприятия, в том числе по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, описанию местоположения и (или) установлению на местности границ объектов землеустройства.
Согласно ст. 17 Федерального закона «О землеустройстве» порядок установления на местности границ объектов землеустройства определяется Правительством Российской Федерации.
Постановлением правительства РФ от 20.08.2009 №688, принятым в развитие указанной нормы, утверждены Правила установления на местности границ объектов землеустройства.
Согласно ч.7 ст.1 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.
В соответствии с п.1 ст. 13 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости осуществляется органом регистрации прав в результате государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав - при внесении основных сведений об объекте недвижимости и сведений о правах, об ограничениях прав и обременениях объекта недвижимости, о сделках, подлежащих на основании федерального закона государственной регистрации.
Согласно ч.4 ст.1 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ «О кадастровой деятельности» кадастровой деятельностью являются выполнение работ в отношении недвижимого имущества в соответствии с установленными федеральным законом требованиями, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества сведения о таком недвижимом имуществе, и оказание услуг в установленных федеральным законом случаях.
В соответствии с п.7 ч.2 ст. 14 указанного Федерального закона с заявлением в орган кадастрового учета необходимо представить межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ.
Согласно ст.37 Федерального закона «О кадастровой деятельности» результатом кадастровых работ является межевой план, технический план или акт обследования.
В отношении автомобильной дороги в грунтовом исполнении, протяженностью 1500 метров д. Дор, инвентарный номер 10103043 и улицы (дороги) в грунтовом исполнении, протяженностью 500 м д. Дор Некоузского района Ярославской области, инвентарный номер 10103044 работа по определению границ земельных участков, занятых дорогами, не проведена, межевание земельных участков не проводилось, земельные участки не поставлены на государственный кадастровый учет.
В Едином государственном реестре недвижимости право собственности Веретейского сельского поселения на земельные участки, на котором располагаются автомобильные дороги, не зарегистрировано.
При указанных обстоятельствах исковые требования подлежат удовлетворению.
С целью реального исполнения судебного решения и принимая во внимание позицию сторон и время, требуемое для выполнения всех необходимых мероприятий, суд устанавливает срок исполнения решения до 01 июля 2021 г.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 56, 194, 199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования прокурора Некоузского района удовлетворить.
Возложить на администрацию Веретейского сельского поселения Некоузского муниципального района Ярославской области обязанность в срок до 01 июля 2021г.:
- оформить технический паспорт автомобильной дороги - «улица дер. ДорНекоузского района Ярославской области, покрытие - грунт, протяженностью -500 м., идентификационный номер 10103044» и принять меры к организациии проведению землеустроительных кадастровых работ путем проведения межеванияи определения границ земельного участка, занятого автомобильной дорогой,расположенной на территории Веретейского сельского поселения - «улица дер. ДорНекоузского района Ярославской области, покрытие - грунт, протяженностью -500 м., идентификационный номер 10103044», и осуществить постановкуземельного участка, занятого указанной автомобильной дорогой, на учет в органе,осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество;
- оформить технический паспорт автомобильной дороги - «дорога дер. ДорНекоузского района Ярославской области, покрытие грунт, протяженностью 1500 м,идентификационный номер 10103043» и принять меры к организации и проведениюземлеустроительных кадастровых работ путем проведения межевания и определенияграниц земельного участка, занятого автомобильной дорогой, расположенной на территории Веретейского сельского поселения - «дорога дер. Дор Некоузского районаЯрославской области, покрытие грунт, протяженностью 1500 м, идентификационныйномер 10103043» и осуществить постановку земельного участка, занятого указаннойавтомобильной дорогой, на учет в органе, осуществляющем государственнуюрегистрацию прав на недвижимое имущество.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Ярославский областной суд с подачей жалобы через Некоузский районный суд в течение 1 месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья Е.Ю. Пикунова