Решение по делу № 2-903/2024 от 03.05.2024

    Дело № 2-903/2024

    УИД 42RS0023-01-2024-000885-56

    Р Е Ш Е Н И Е

    Именем Российской Федерации

    г. Новокузнецк                                                                          10 июня 2024 г.

    Новокузнецкий районный суд Кемеровской области в составе

    Председательствующего судьи Шарониной А.А.

    при секретаре Булавиной Л.А.

    рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску Новокузнецкого межрайонного природоохранного прокурора действующего в интересах Российской Федерации, а также неопределенного круга лиц к муниципальному казенному предприятию «Котельные, тепловые и водопроводные сети Новокузнецкого муниципального района» о понуждении к совершению действий

    УСТАНОВИЛ:

        Новокузнецкий межрайонный природоохранный прокурор, действующий в интересах Российской Федерации, а также неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к муниципальному казенному предприятию «Котельные, тепловые и водопроводные сети Новокузнецкого муниципального района» о понуждении к совершению действий, просит обязать ответчика устранить нарушения законодательства об охране атмосферного воздуха, обеспечив наличие разработанной и утвержденной документации: отчета по инвентаризации источников выбросов вредных веществ в атмосферу; программы производственного экологического контроля; мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в период действия неблагоприятных метеорологических условий; нормативов допустимых выбросов веществ I, II класса опасности, для чего установить срок.

        Требования мотивированы тем, что прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства в сфере охраны атмосферного воздуха, в результате которой установлено, что ответчик осуществляет производственную и хозяйственную деятельность на объектах негативного воздействия: котельных, расположенных по адресу: <адрес>, отнесенных к III-ей категории, что

    подтверждается свидетельствами о постановке объектов негативного воздействия на окружающую среду на государственный учет (). В результате эксплуатации вышеуказанных МКП «КТВС НМР» осуществляет деятельность по выбросам загрязняющих веществ в атмосферный воздух с нарушением экологических требований при эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, предусмотренных ч. 1, ч. 2, ч. 7 и ч. 8 ст. 67, ч. 1, ч. 2 ст. 69 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ч. 3 ст. 19, ст. 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», при этом, отчет по проведению производственного экологического контроля (далее - ПЭК) в уполномоченный орган по месту осуществления деятельности не предоставлялся по причине отсутствия разработанной программы ПЭК.

            В судебном заседании Новокузнецкий межрайонный природоохранный прокурор ФИО1 на исковых требованиях настаивала, просила предоставить ответчику срок для устранения выявленных нарушений до конца января 2025.

Представитель ответчика МКП «Котельные, тепловые и водопроводные сети Новокузнецкого муниципального района» ФИО2 исковые требования признал, просил предоставить срок для устранения нарушений до ДД.ММ.ГГГГ, поскольку для разработки документации требуется значительное время.

Представитель 3-го лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области-ФИО3 исковые требования полагала обоснованными.

Представитель 3-го лица Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

            Заслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

    В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции РФ органы местного самоуправления, должностные лица, граждане обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.

    Согласно ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» под требованиями в области охраны окружающей среды понимаются - предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами... и иными нормативами в области охраны окружающей среды.

    В соответствие с ч. 1, ч. 2 ст. 69 Федерального закона «Об охране окружающей среды» государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в целях получения достоверной информации об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, определения областей применения наилучших доступных технологий, применения программно-целевых методов планирования, а также в целях планирования осуществления государственного экологического надзора. Государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, включает в себя, в том числе, государственный учет выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха.

    Согласно ст. 22 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, проводят инвентаризацию источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, включая выбросы от стационарных и передвижных источников, которые постоянно или временно эксплуатируются (функционируют) на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду (при их наличии), документируют и хранят полученные в результате проведения инвентаризации и корректировки этой инвентаризации сведения. Инвентаризация стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух проводится инструментальными и расчетными методами. Порядок разработки и утверждения методик расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками устанавливается Правительством Российской Федерации.

     Согласно ч. 1, ч. 4 ст. 22 Федерального закона «Об охране окружающей среды» нормативы допустимых выбросов определяются для стационарного источника и (или) совокупности стационарных источников в отношении загрязняющих веществ, включенных в перечень загрязняющих веществ, установленный Правительством Российской Федерации, расчетным путем на основе нормативов качества окружающей среды, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций, с учетом фонового состояния компонентов природной среды. Нормативы допустимых выбросов, за исключением радиоактивных, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), не рассчитываются для объектов III категории.

    На основании ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 96-ФЗ юридические лица, имеющие стационарные источники, обязаны обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, документировать и хранить полученные в результате проведения инвентаризации сведения, осуществлять учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников.

    В соответствии с Приказом Минприроды России от 19.11.2021 № 871 утвержден Порядок проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки (далее - Порядок).

    Инвентаризация стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (далее - инвентаризация выбросов) проводится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (далее - хозяйствующие субъекты), осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, с использованием стационарных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (п. 1 Порядка).

    Основной целью инвентаризации является выявление и учет источников загрязнения атмосферы, определение количественных и качественных характеристик выбросов загрязняющих веществ. В случае изменений на предприятии качественных и количественных характеристик выбросов и их источников по сравнению с данными последней по времени инвентаризации проводится корректировка результатов инвентаризации выбросов всего предприятия или его отдельных производств.

     По результатам инвентаризации выбросов составляется отчет, содержащий данные инвентаризации и утверждаемый хозяйствующим субъектом, с указанием даты утверждения указанного отчета (п. 34 Порядка).

    Согласно ч. 1 ст. 67 Федерального закона «Об охране окружающей среды» производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.

    Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля (ч. 2 ст. 67 Федерального закона «Об охране окружающей среды»).

    Согласно ч. 7 ст. 67 Федерального закона № 7-ФЗ юридические лица, за исключением юридических лиц, подведомственных федеральному органу исполнительной власти в области обеспечения безопасности, и индивидуальные предприниматели обязаны представлять в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля в порядке и в сроки, которые определены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

    В соответствии с ч. 8 ст. 67 Федерального закона № 7-ФЗ форма отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, методические рекомендации по ее заполнению, в том числе в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

    Данные требования к содержанию программы производственного экологического контроля, сроки представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля установлены приказом Минприроды России от 18.02.2022 № 109 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля».

    В соответствии с пунктом 1 Приложения № 2 к Приказу № 109 отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля представляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий {далее - объекты), ежегодно до 25 марта года, следующего за отчетным. Форма Отчета утверждена приказом Минприроды России от 14.06.2018 № 261 «Об утверждении формы отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля», который вступил в силу с 14.09.2018.

    Программа производственного экологического контроля (программа ПЭК) содержит сведения, включающие, в том числе, сведения об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников; о подразделениях и (или) должностных лицах, отвечающих за осуществление производственного экологического контроля; о собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации; о периодичности и методах осуществления производственного экологического контроля, местах отбора проб и методиках (методах) измерений.

    Судом установлено, что МКП «КТВС НМР» создано в соответствии с постановлением администрации Новокузнецкого муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ ,использует муниципальное имущество на основании договора о порядке использования закрепленного муниципального имущества на праве оперативного управления от ДД.ММ.ГГГГ.

    МКП «КТВС НМР» осуществляет производственную и хозяйственную деятельность на объектах негативного воздействия: котельных, расположенных по адресу: <адрес> отнесенных к III-ей категории, что подтверждается свидетельствами о постановке объектов негативного воздействия на окружающую среду на государственный учет ().

    Как указывает истец, в ходе проведенной проверки, по исполнению ответчиком требований законодательства в сфере охраны атмосферного воздуха, установлено, что в результате эксплуатации вышеуказанных котельных как объектов негативного воздействия на окружающую среду МКП «КТВС НМР» осуществляет деятельность по выбросам загрязняющих веществ в атмосферный воздух с нарушением экологических требований при эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, предусмотренных ч. 1, ч. 2, ч. 7 и ч. 8 ст. 67, ч. 1, ч. 2 ст. 69 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ч. 3 ст. 19, ст. 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха».

    В соответствии с информацией МКП «КТВС НМР» ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ Отчет об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников у предприятия отсутствует, инструментальные замеры выбросов в атмосферный воздух за 2022-2023 гг., а также за истекший период 2024 г. не проводились, соответственно, отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля в 2022-2023 гг. не направлялся.

    Кроме того, установлено, что при осуществлении МКП «КТВС НМР» деятельности по выбросам загрязняющих веществ в атмосферный воздух у предприятия отсутствуют: руководство (инструкция) по эксплуатации пылегазоочистных установок, организационно-распорядительный документ о назначении должностного лица, ответственного за эксплуатацию пылегазоочистных установок и ведение их паспортов.

    Акты комиссионной оценки технического состояния пылегазоочистных установок МКП «КТВС НМР» не составляются, контроль за соответствием фактических параметров работы пылегазоочистного оборудования проектным показателям не осуществляется, что также является нарушением ст. ст. 16, 30 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха», а также ст. 38 Федеральный закона «Об охране окружающей среды».

    На вышеуказанных объектах (котельных) расположены стационарные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух: склады угля, шлака, гаражи автомобилей, сварочные участки, и др.

    Между тем, в нарушение требований законодательства МКП «КТВС НМР» мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при НМУ не разработаны, с Министерством природных ресурсов и экологии Кузбасса не согласованы и фактически не проводятся.

    У МКП «КТВС НМР» отсутствуют документально подтвержденные сведения о проведенной инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников, что недопустимо.

    В соответствии с ч. 3 ст. 19 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, при получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченной на осуществление регионального государственного экологического надзора.

    Мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в период НМУ должны быть разработаны в соответствии РД 52.04.52-85 «Методические указания. Регулирование выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях».

    Приказом Минприроды России от 28.11.2019 № 811 утверждены требования к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий.

    В соответствии с п. 1 Приказа Минприроды России от 28.11.2019 № 811 требования к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий распространяются на разработку, согласование и организацию работ по реализации мероприятий в периоды НМУ на объектах I, II и III категорий, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды (далее - категории, ОНВ), на которых расположены источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

    В силу п. 4 Приказа Минприроды России от 28.11.2019 № 811 хозяйствующие субъекты, имеющие источники выбросов, разрабатывают мероприятия с учетом степени опасности прогнозируемых НМУ, определяемых в соответствии с приказом Минприроды России от 17.11.2011 года № 899 «Об утверждении порядка представления информации о неблагоприятных метеорологических условиях, требований к составу и содержанию такой информации, порядка ее опубликования и предоставления заинтересованным лицам».

    Согласно п. 5 Приказа Минприроды России от 28.11.2019 № 811 разработка мероприятий при НМУ осуществляется для всех источников выбросов на ОНВ I, II и Ш категорий, подлежащих нормированию в области охраны окружающей среды.

    Частью 1 ст. 34 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.

    В соответствии со ст. 39 Федерального закона «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

    В соответствии со ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека; допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду, исходя из требований в области охраны окружающей среды; презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности.

    При невыполнении вышеуказанных требований закона нарушаются конституционные права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду (ст. 42 Конституции Российской Федерации), так как возникает потенциальная угроза причинения вреда жизни и здоровью граждан в связи с отсутствием у МКП «КТВС НМР» разрешительной документации, подтверждающей исполнение МКП «КТВС НМР» требований в области охраны окружающей среды, которые предъявляются к хозяйственной и иной деятельности, обязательных условий, ограничений или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами, государственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды с целью исключения негативного воздействия при осуществлении выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух на среду жизнедеятельности и здоровье населения.

    На основании изложенного суд считает необходимым обязать ответчика обеспечить наличие разработанной и утвержденной документации, а именно, отчета по инвентаризации источников выбросов вредных веществ в атмосферу; программы производственного экологического контроля; мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в период действия неблагоприятных метеорологических условий; нормативов допустимых выбросов веществ I, II класса опасности.

    В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, с учетом объема выполнения необходимых работ, для выполнения указанных действий предоставить ответчику срок до ДД.ММ.ГГГГ.

    На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 191- 199 ГПК РФ, суд

    РЕШИЛ:

        Обязать муниципальное казенное предприятие «Котельные, тепловые и водопроводные сети Новокузнецкого муниципального района» в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить нарушения законодательства об охране атмосферного воздуха, обеспечив наличие разработанной и утвержденной документации: отчета по инвентаризации источников выбросов вредных веществ в атмосферу; программы производственного экологического контроля; мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в период действия неблагоприятных метеорологических условий; нормативов допустимых выбросов веществ I, II класса опасности.

    Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через суд принявший решение.

    Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.

     Судья:                                                                                А.А. Шаронина

2-903/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Новокузнецкий межрайонный природоохранный прокурор
Ответчики
МКП "Котельные, тепловые и водопроводные сети Новокузнецкого муниципального района"
Другие
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области
Управление роспотребнадзора
Суд
Новокузнецкий районный суд Кемеровской области
Дело на странице суда
novokuznecky.kmr.sudrf.ru
03.05.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.05.2024Передача материалов судье
06.05.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
06.05.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.05.2024Подготовка дела (собеседование)
30.05.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.06.2024Судебное заседание
18.06.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.06.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.06.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее