Дело №а-3475/2021 22 января 2021 года
47RS0№-16
РЕШЕНИЕ
ИФИО1
Всеволожский городской суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Береза С.В.
при секретаре ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО2 к администрации МО «Всеволожский муниципальный район» <адрес> о признании незаконным постановления от ДД.ММ.ГГГГ, обязании произвести действия,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратился в суд с административным иском к администрации МО «Всеволожский муниципальный район» <адрес>, в обоснование требований указав, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратился в администрацию МО «Всеволожский муниципальный район» <адрес> с заявлением об установлении соответствия между видом разрешенного использования земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый номер №, находящегося в собственности административного истца, для которого определен вид разрешенного использования «для дачного строительства», и видом разрешенного использования земельных участков, установленным классификатором видов разрешенного использования земельных участков.
ДД.ММ.ГГГГ администрацией МО «Всеволожский муниципальный район» <адрес> вынесено Постановление №, в котором административный ответчик устанавливает соответствие вида разрешенного использования «для дачного строительства» и вида разрешенного использования земельных участков, установленного классификатором видов разрешенного использования земельных участков - «ведение садоводства» (код вида разрешенного использования - 13.2).
Административной истец полагает, что администрацией МО «Всеволожский муниципальный район» <адрес> неверно установлено соответствие вида разрешенного использования земли Истца и видов разрешенного использования земель, установленных Классификатором. Согласно Выписке из ЕГРН земельный участок, принадлежащий ФИО2 относится к категории земель населенных пунктов. Таким образом административным ответчиком для земельного участка ФИО2 установлено соответствие виду разрешенного использования земель, предназначенному для иной категории земель.
В ответ на заявление административного истца от ДД.ММ.ГГГГ № о предоставлении выписки из Правил землепользования и застройки территории муниципального образования «Кузьмоловское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес> администрацией МО «Кузьмоловское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес> был дан ответ, согласно которому земельный участок административного истца расположен в территориальной зоне «Зона застройки индивидуальными жилыми домами» (ТЖ1). Для данной территориальной зоны предусмотрены виды разрешенного использования: «Индивидуальные жилые дома», «Объекты дошкольного образования», «Объекты общеобразовательного назначения». Разрешенный вид использования «Ведение садоводства», указанный администрацией МО «Всеволожский муниципальный район» <адрес> в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ №, не предусмотрен территориальным зонированием МО «Кузьмоловское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес>.
ФИО2 считает, что административный ответчик определил соответствие вида разрешенного использования земельного участка административного истца неверно, с нарушением действующего законодательства, чем нарушает и ограничивает административного истца в его законных интересах по использованию принадлежащего ему земельного участка, просит суд:
- признать Постановление от ДД.ММ.ГГГГ № Администрации муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» <адрес> незаконным;
- обязать Администрацию муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» <адрес> отменить Постановление от ДД.ММ.ГГГГ №;
- обязать Администрацию муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» <адрес> вынести новое постановление об установлении соответствия вида разрешенного использования «для дачного строительства» и вида разрешенного использования земельных участков, установленного классификатором видов разрешенного использования земельных участков - «для индивидуального жилищного строительства» (код вида разрешенного использования -2.1), либо вынести новое постановление об установлении соответствия вида разрешенного использования «для дачного строительства» и вида разрешенного использования земельных участков, установленного Правилами землепользования и застройки муниципального образования Кузьмоловское городское поселение – «Индивидуальные жилые дома».
В настоящем судебном заседании административный истец поддержал заявленные административные исковые требования, просил суд их удовлетворить.
Представитель административного ответчика в судебное заседание не явилась, извещена о времени и месте слушания дела надлежащим образом, в представленных письменных возражениях просила отказать в удовлетворении административных исковых требований.
Представитель заинтересованного лица в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте слушания дела надлежащим образом, в том числе телефонограммой от ДД.ММ.ГГГГ, о причинах неявки суду не сообщил, ходатайство об отложении дела не представил.
При таком положении дела, суд, применительно к положениям ст.ст.150, 226 КАС РФ приступает к рассмотрению дела в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав мнение административного истца, изучив и оценив материалы административного дела, представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о наличии оснований для частичного удовлетворения административных исковых требований, исходя из следующего.
В соответствии с п.1 ст.218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Материалами административного дела установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратился с заявлением, входящий №.0-24, в администрацию МО «Всеволожский муниципальный район» <адрес>, в котором просил установить соответствие вида разрешенного использования вышеуказанного земельного участка Классификатору, утвержденному Приказом Минэкономразвития от ДД.ММ.ГГГГ №.
К заявлению административный истец приложил выписку из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ на земельный участок и копию своего паспорта.
ДД.ММ.ГГГГ администрация МО «Всеволожский муниципальный район» <адрес>, рассмотрев заявление ФИО2, гражданство: ФИО1, дата рождения ДД.ММ.ГГГГ, место рождения: <адрес>, пол мужской, паспорт №, выдан ТП № отдела УФМС России по Санкт-Петербургу и <адрес> в <адрес>е <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, код подразделения 780-017, зарегистрированного по адресу: <адрес>, пр-кт Приморский, <адрес> другие представленные документы; в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации (ст.34, п.13), приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков», администрация муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» <адрес>, вынесла постановление, пунктом 1 которого установлено соответствие между видом разрешенного использования земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №, «для дачного строительства» и видом разрешенного использования земельных участков, установленным классификатором видов разрешенного использования земельных участков - «ведение садоводства» (код (числовое обозначение) вида разрешенного использования - 13.2).
Указанное постановление административный истец просит суд признать незаконным по основаниям, изложенным в административном иске.
Согласно п.8 ч.1 ст.1 Земельного кодекса РФ одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства;
Согласно п.1 ст.7 Земельного кодекса РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса. Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В силу п. 1 ст. 84 Земельного кодекса Российской Федерации в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: 1) жилым; 2) общественно-деловым; 3) производственным; 4) инженерных и транспортных инфраструктур; 5) рекреационным; 6) сельскохозяйственного использования; 7) специального назначения; 8) военных объектов; 9) иным территориальным зонам.
На основании п. 2 указанной статьи границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений.
Пунктом 3 указанной статьи предусмотрено, что градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
Градостроительное зонирование территории регламентируется Градостроительным кодексом Российской Федерации, в пункте 7 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
Согласно ст.30 Градостроительного кодекса Российской Федерации границы территориальных зон устанавливаются на карте градостроительного зонирования, а виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства указываются в градостроительном регламенте. Карта градостроительного зонирования и градостроительные регламенты входят в состав правил землепользования и застройки. Правила землепользования и застройки, наряду с прочим, включают в себя положения об изменении видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства физическими и юридическими лицами.
Порядок установления территориальных зон, их виды и состав регулируются нормами статей 34, 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Разрешенное использование может быть следующих видов: 1) основные виды разрешенного использования; 2) условно разрешенные виды использования; 3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними (ч.1 ст.37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования (часть 4 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации). Разрешение на условно разрешенный вид использования предоставляется в установленном ст.й 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации порядке (ч.6 ст.37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В рамках, утвержденных в установленном порядке правилами землепользования и застройки основных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, изменение одного вида использования на другой осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов. В случае расположения земельного участка на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, изменение одного вида разрешенного использования на другой вид такого использования осуществляется на основании решения, принимаемого в соответствии с федеральными законами (части 3, 5 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Сведения о категории земель, к которой отнесен земельный участок, и о его разрешенном использовании в числе других сведений об объекте недвижимости вносятся в Единый государственный реестр недвижимости (кадастр недвижимости) в качестве дополнительных сведений (ч.5 ст.8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №.
При этом согласно п.11 ст.34 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору.
До ДД.ММ.ГГГГ орган местного самоуправления поселения, орган местного самоуправления городского округа обязаны внести изменения в правила землепользования и застройки в части приведения установленных градостроительным регламентом видов разрешенного использования земельных участков в соответствие с видами разрешенного использования земельных участков, предусмотренными классификатором видов разрешенного использования земельных участков. При этом проведение публичных слушаний по проекту изменений, вносимых в правила землепользования и застройки, не требуется (пункт 12 статьи 34 Федерального закона № 171-ФЗ).
Таким образом, законодателем установлен переходный период для приведения разрешенного использования земельных участков в соответствие с указанным Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, предусматривающий право правообладателей использовать земельные участки с тем видом разрешенного использования, который был установлен ранее и вне зависимости от его соответствия указанному Классификатору.
Исходя из вышеизложенных норм права, виды разрешенного использования земельных участков, установленные градостроительным регламентом, должны соответствовать Классификатору видов разрешенного использования.
Вместе с тем, правила землепользования и застройки, а также в ходящие в их состав градостроительный регламент и карта градостроительного зонирования, должны соответствовать генерального плану поселения.
Согласно п.1 ч.2 ст.33 Градостроительного кодекса РФ несоответствие правил землепользования и застройки генеральному плану поселения, схеме территориального планирования муниципального района, возникшее в результате внесения в такие генеральные планы или схему территориального планирования муниципального района изменений является одним из оснований для внесения изменений в генеральный план поселения.
В соответствии с ч.3 ст.36 Градостроительного кодекса РФ действие градостроительного регламента распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования.
Согласно пункту 13 статьи 34 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №171-ФЗ по заявлению правообладателя земельного участка об установлении соответствия разрешенного использования земельного участка классификатору видов разрешенного использования земельных участков уполномоченные на установление или изменение видов разрешенного использования земельного участка орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение одного месяца со дня поступления такого заявления обязаны принять решение об установлении соответствия между разрешенным использованием земельного участка, указанным в заявлении, и видом разрешенного использования земельных участков, установленным классификатором видов разрешенного использования земельных участков. Данное решение является основанием для внесения изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о разрешенном использовании земельного участка.
Таким образом, в пределах указанных в пунктах 11 - 13 статьи 34 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №171-ФЗ полномочий орган местного самоуправления не устанавливает новый либо изменяет прежний вид разрешенного использования земельного участка, а приводит в соответствие ранее установленный вид разрешенного использования действующему Классификатору.
При этом установить вид разрешенного использования земельного участка возможно только после приведения Правил землепользования и застройки данной территории в соответствие с Классификатором видов разрешенного использования земельных участков.
Согласно выпискам из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок, площадью 826 кв.м., кадастровый номер №, расположенный по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для дачного строительства, принадлежит на праве собственности административному истцу ФИО2
В соответствии с Правилами землепользования и застройки, утвержденным решением совета депутатов МО «Кузьмоловское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, указанный земельный участок расположен в территориальной зоне «Зона застройки индивидуальными жилыми домами» (ТЖ-1), на что указано в письме администрации МО «Кузьмоловское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № и подтверждается приложенной к письму выкопировкой из правил землепользования и застройки поселения и градостроительного регламента в отношении спорного земельного участка.
Градостроительным регламентом для Зоны застройки индивидуальными жилыми домами (ТЖ-1) установлены основные виды разрешенного использования: индивидуальные жилые дома, объекты дошкольного образования, объекты общеобразовательного назначения.
В соответствии с ч.1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
В силу ч.2 указанной статьи обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.
В нарушение положений ст.62 КАС РФ административным ответчиком не опровергнут довод административного истца о том, что земельный участок ФИО2 находится в зоне ТЖ-1, а не в зоне ТСХ-2 – зоне садоводств и дачных хозяйств.
Оспариваемым постановлением администрации МО «Всеволожский муниципальный район» <адрес> для земельного участка с кадастровым номером № было установлено соответствие вида разрешенного использования земельного участка, предусмотренного для той территориальной зоны, к которой указанный земельный участок не относится.
Вместе с тем, градостроительным регламентом, обязательным для применения всеми субъектами земельных правоотношений, для территориальной зоны «садоводств и дачных хозяйств» не предусмотрен вид разрешенного использования «ведение садоводства».
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что постановление № от ДД.ММ.ГГГГ администрации МО «Всеволожский муниципальный район» <адрес> «Об установлении соответствия разрешенного использования земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, классификатору видов разрешенного использования земельных участков» является незаконным, а административные исковые требования ФИО2 в указанной части подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч.1 ст. 48 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3 муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт.
Исходя из содержания указанной нормы, орган местного самоуправления вправе в порядке самоконтроля отменить ранее принятый им правовой акт в случае выявления его противоречия закону.
В связи с чем административные исковые требования ФИО2 в части обязания администрации МО «Всеволожский муниципальный район» <адрес> отменить постановление № от ДД.ММ.ГГГГ администрации МО «Всеволожский муниципальный район» <адрес> подлежит удовлетворению.
Не подлежат удовлетворению админситарвтиного истца об обязании администрации МО «Всеволожский муниципальный район» <адрес> вынести новое постановление об установлении соответствия вида разрешенного использования «для дачного строительства» и вида разрешенного использования земельных участков, установленного классификатором видов разрешенного использования земельных участков - «для индивидуального жилищного строительства» (код вида разрешенного использования - 2.1), либо вынести новое постановление об установлении соответствия вида разрешенного использования «для дачного строительства» и вида разрешенного использования земельных участков, установленного Правилами землепользования и застройки муниципального образования Кузьмоловское городское поселение – «Индивидуальные жилые дома», поскольку суд не вправе своим решением подменять административную процедуру рассмотрения заявления ФИО2, установленную Земельным Кодексом Российской Федерации и иными нормативными актами.
В качестве способа восстановления нарушенного права, суд полагает нужным обязать администрацию МО «Всеволожский муниципальный район» <адрес> в течение 30 календарных дней со дня вступления в законную силу настоящего решения суда повторно рассмотреть заявление ФИО2 (от ДД.ММ.ГГГГ) об установлении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 47:07:0503001:1, по адресу: <адрес> классификатору видов разрешенного использования.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 150, 218-227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования ФИО2 к администрации МО «Всеволожский муниципальный район» <адрес> о признании незаконным постановления от ДД.ММ.ГГГГ, обязании произвести действия – удовлетворить частично.
Признать незаконным постановление № от ДД.ММ.ГГГГ администрации МО «Всеволожский муниципальный район» <адрес> «Об установлении соответствия разрешенного использования земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, классификатору видов разрешенного использования земельных участков».
Обязать администрацию МО «Всеволожский муниципальный район» <адрес> в течение 10 рабочих дней отменить постановление № от ДД.ММ.ГГГГ администрации МО «Всеволожский муниципальный район» <адрес> «Об установлении соответствия разрешенного использования земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, классификатору видов разрешенного использования земельных участков».
Обязать администрацию МО «Всеволожский муниципальный район» <адрес> в течение 30 календарных дней со дня вступления в законную силу настоящего решения суда повторно рассмотреть заявление ФИО2 (от ДД.ММ.ГГГГ) об установлении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 47:07:0503001:1, по адресу: <адрес> классификатору видов разрешенного использования.
В удовлетворении административных исковых требований ФИО2 в остальной части – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ленинградский областной суд, в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда, через суд его постановивший.
Судья: