ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 16-1743/2024
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Кемерово 02 апреля 2024 г.
Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Недорезов Д.В., рассмотрев жалобу директора ООО «Виктория» Меркулова С.С. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка № 6 Центрального судебного района г. Новокузнецка Кемеровской области от 25 июля 2023 г. и решение судьи Центрального районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области от 11 сентября 2023 г., вынесенные в отношении ООО «Виктория» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.35 КоАП РФ,
установил:
Постановлением мирового судьи судебного участка № 6 Центрального судебного района г. Новокузнецка Кемеровской области от 25 июля 2023 г., оставленным без изменения решением судьи Центрального районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области от 11 сентября 2023 г., ООО «Виктория» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.35 КоАП РФ, и подвергнуто наказанию в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
В жалобе директор ООО «Виктория» Меркулов С.С. просит указанные судебные акты отменить, считая их незаконными и необоснованными, производство по делу прекратить.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 1 статьи 20.35 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) либо воспрепятствование деятельности лица по осуществлению возложенной на него обязанности по выполнению или обеспечению требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, статьями 11.15.1 и 20.30 настоящего Кодекса, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.
Согласно пункту 4 части 2 статьи 5 Федерального закона от 06 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).
Требования к антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий) утверждены Постановлением Правительства РФ от 19 октября 2017 г. № 1273 (далее Требования).
В соответствии с абзацем 1 пункта 21 указанных Требований на каждый торговый объект (территорию) в течение 30 дней после проведения его обследования и категорирования на основании акта обследования и категорирования торгового объекта (территории) разрабатывается паспорт безопасности, представляющий собой информационно-справочный документ постоянного действия, отражающий состояние антитеррористической защищенности торгового объекта (территории) и содержащий перечень необходимых мероприятий по предупреждению (пресечению) террористических актов на торговом объекте (территории).
Согласно абзацу 2 пункта 21 Требований, паспорт безопасности составляется руководителем объекта на основании акта обследования и категорирования торгового объекта (территории) с учетом данных, предоставляемых членами комиссии в соответствии с их компетенцией, и утверждается правообладателем торгового объекта (территории) либо уполномоченным им должностным лицом.
Паспорт безопасности в течение 30 дней со дня его составления подлежит согласованию с руководителями территориального органа безопасности, территориального органа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, территориального органа Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации или подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации и уполномоченного органа субъекта Российской Федерации по месту нахождения торгового объекта (территории) или уполномоченными ими должностными лицами (абзац 3 пункта 21 Требований).
Абзацем 1 пункта 22 Требований определено, что паспорт безопасности составляется в 2 экземплярах.
В силу абзаца 2 пункта 22 Требований, один экземпляр паспорта безопасности хранится в уполномоченном органе субъекта Российской Федерации, на территории которого расположен торговый объект (территория), второй - у правообладателя торгового объекта (территории).
Заверенные правообладателем копии (электронные копии) паспорта безопасности направляются в территориальный орган безопасности, территориальный орган Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и территориальный орган Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по месту нахождения торгового объекта (территории) (абзац 3 пункта 22 Требований).
При невозможности обеспечения правообладателем торгового объекта (территории) сохранности экземпляра паспорта безопасности он передается на хранение в уполномоченный орган субъекта Российской Федерации, на территории которого расположен торговый объект (территория) (абзац 4 пункта 22 Требований).
Из материалов дела следует, что при проведении проверки соблюдения Требований к антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19 октября 2017 г. № 1273, должностными лицами ФГКУ «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу» было установлено, что в Министерстве промышленности и торговли Кузбасса (далее также Министерство), являющимся уполномоченным органом субъекта Российской Федерации, отсутствует экземпляр паспорта безопасности торгового объекта «Торгово-парковочный центр «Виктория-2», расположенного по адресу: Кемеровская область, г. Новокузнецк, пр. Ермакова, 8, включенного в Перечень торговых объектов (территорий), расположенных в пределах Кемеровской области и подлежащих категорированию в интересах их антитеррористической защиты, утвержденный Губернатором Кемеровской области-Кузбасса 17 сентября 2020 г.
Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения правообладателя торгового объекта «Торгово-парковочный центр «Виктория-2» - ООО «Виктория» к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 20.35 КоАП РФ.
С выводами судебных инстанций о виновности ООО «Виктория» в совершении указанного правонарушения согласиться нельзя в силу следующего.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно статье 26.1 КоАП РФ в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Признавая ООО «Виктория» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.35 КоАП РФ, судами сделан вывод о том, что Общество, в нарушение абзаца 2 пункта 22 Требований к антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19 октября 2017 г. № 1273, не направило в уполномоченный орган субъекта Российской Федерации – Министерство промышленности и торговли Кузбасса экземпляр паспорта безопасности после его согласования и утверждения.
Делая такие выводы, суды исходили из того, что паспорт безопасности торгового объекта «Торгово-парковочный центр «Виктория-2» был утвержден директором ООО «Виктория» 16 октября 2020 г., однако в адрес Министерства промышленности и торговли Кузбасса направлен лишь 02 мая 2023 г. по соответствующему запросу названного уполномоченного органа от 03 апреля 2023 г. №
При этом мировой судья счел, что паспорт подлежал направлению в уполномоченный орган субъекта Российской Федерации в разумный срок после его утверждения, а судья районного суда указал в решении на то, что паспорт следовало направить непосредственно после его согласования и утверждения.
Вместе с тем, судебные инстанции не приняли во внимание, что Требованиями к антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 19 октября 2017 г. № 1273, на правообладателя торгового объекта не возложена обязанность направить в уполномоченный орган субъекта Российской Федерации экземпляр паспорта безопасности торгового объекта, после его согласования и утверждения.
Направление заверенных правообладателем копии паспорта безопасности в территориальный орган безопасности, территориальный орган Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и территориальный орган Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по месту нахождения торгового объекта (территории), предусмотрено абзацем 3 пункта 22 Требований.
Между тем, Министерство промышленности и торговли Кузбасса к указанным выше органам не относится.
Передача паспорта безопасности на хранение в уполномоченный орган субъекта Российской Федерации, на территории которого расположен торговый объект, предусмотрена абзацем 4 пункта 22 Требований лишь в случае невозможности обеспечения правообладателем торгового объекта сохранности экземпляра паспорта безопасности.
Однако, из материалов дела не усматривается, что у ООО «Виктория» отсутствовала возможность обеспечения сохранности экземпляра паспорта безопасности указанного выше торгового объекта.
Нарушение иных требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) либо воспрепятствование деятельности лица по осуществлению возложенной на него обязанности по выполнению или обеспечению требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), ООО «Виктория» не вменялось.
Приведенные выше обстоятельства судебными инстанциями учтены не были, вмененное Обществу деяние, квалифицированное как административное правонарушение, с точки зрения его соответствия указанным выше Требованиям, надлежащей оценки не получило.
Таким образом, дело рассмотрено с нарушением требований статей 24.1, 26.1 КоАП РФ о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для разрешения дела в соответствии с законом.
Выводы судебных инстанций о том, что ООО «Виктория», не направившее экземпляр паспорта безопасности после его согласования и утверждения в Министерство промышленности и торговли Кузбасса, нарушило Требования к антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий), утвержденные Постановлением Правительства РФ от 19 октября 2017 г. № 1273, законными и обоснованными признать нельзя.
Анализ представленных в материалы данного дела доказательств, позволяет прийти к выводу о том, что вмененное Обществу деяние не образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.35 КоАП РФ, поскольку не противоречит Требованиям к антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий), утвержденным Постановлением Правительства РФ от 19 октября 2017 г. № 1273.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты законными признать нельзя, поэтому они подлежат отмене, а производство по делу - прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием в деянии ООО «Виктория» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.35 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.17, 30.18 КоАП РФ, судья
постановил:
Жалобу директора ООО «Виктория» Меркулова С.С. удовлетворить.
Постановление мирового судьи судебного участка № 6 Центрального судебного района г. Новокузнецка Кемеровской области от 25 июля 2023 г. и решение судьи Центрального районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области от 11 сентября 2023 г., вынесенные в отношении ООО «Виктория» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.35 КоАП РФ, отменить.
Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием в деянии ООО «Виктория» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.35 КоАП РФ.
Судья Д.В. Недорезов