Решение по делу № 2-49/2023 (2-1985/2022;) от 14.11.2022

Мотивированное решение

изготовлено 02.03.2023

Дело № 2-49/2023

УИД 66RS0028-01-2022-002688-55

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 февраля 2023года                                                    город Ирбит

Ирбитский районный суд Свердловской области в составе: председательствующего судьи Медведенко А.Н., при секретаре судебного заседания Кукарских Р.О., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ирбитского межрайонного прокурора Н.Ф. Нурмухаметова, действующего в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в интересах Шиловой С.Н. к Администрации Городского округа «Город Ирбит» Свердловской области о возложении обязанности в срок до ДД.ММ.ГГГГ организовать одно парковочное место, предназначенное для стоянки транспортных средств инвалидов по месту жительства Шиловой С.Н., на муниципальном земельном участке, примыкающем к придомовой территории многоквартирного дома <адрес>, с обозначением данного парковочного места соответствующим дорожным знаком или разметкой,

УСТАНОВИЛ:

Ирбитский межрайонный прокурор обратился в суд с иском к Администрации Городского округа «Город Ирбит» Свердловской области о возложении обязанности организовать выделение парковочного места, с обозначением соответствующими дорожными знаками или разметкой, по тем основаниям, что в ходе рассмотрения обращения Шиловой С.Н., поступившего в Ирбитскую межрайонную прокуратуру, установлено, что Шилова С.Н. является инвалидом 2 группы, имеет заболевание «<данные изъяты>», передвигается с помощью трости, имеет транспортное средство – автомобиль, который необходим ей для передвижения на значительные расстояния, а именно для поездок в медицинские учреждения г. Ирбита и Екатеринбурга. Для предоставления парковочного места ДД.ММ.ГГГГ Шилова С.Н. обратилась в адрес ответчика с соответствующим заявлением. В ответе на заявление истца ответчиком рекомендовано обратиться в ООО УК «Южилкомплекс» за выделением места для парковки. Решением общего собрания собственников жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, отказано в выборе парковочного места для собственников с ограниченными возможностями, в связи с чем ООО УК «Южилкомплекс» предложено организовать место для парковки за пределами придомовой территории. Данный вариант предусматривает расположение парковочного места на муниципальной земле, до настоящего времени не выделенной для данных целей, и является единственно возможным. ДД.ММ.ГГГГ Шилова С.Н. повторно обратилась в адрес ответчика с заявлением о предоставлении парковочного места возле дома по вышеуказанному адресу. В ответ на свое обращение Шилова С.Н. получила письмо с разъяснением о том, что решение данного вопроса не относится к компетенции органов местного самоуправления, что противоречит Федеральному закону от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ парковочное место для Шиловой С.Н. не выделено. Из ответа ответчика на запрос прокуратуры следует, что для оформления парковочного места планируются длительные технические мероприятия. Поскольку в данном случае нарушаются социальные права Шиловой С.Н. просил возложить на Администрацию Городского округа «Город Ирбит» обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ организовать выделение одного парковочного места для Шиловой С.Н. на муниципальном участке, примыкающем к придомовой территории многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, с обозначением данного парковочного места соответствующим дорожным знаком или разметкой.

В ходе рассмотрения дела от Ирбитского межрайонного прокурора поступили уточненные исковые требования, в которых просил возложить на Администрацию Городского округа «Город Ирбит» обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ организовать выделение одного парковочного места предназначенного для стоянки транспортных средств инвалидов по месту жительства Шиловой С.Н. на муниципальном земельном участке, примыкающем к придомовой территории многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, с обозначением данного парковочного места соответствующим дорожным знаком или разметкой (л.д.51).

Определением от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьих лиц на стороне ответчика, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора привлечены МУП ГО «город Ирбит» Свердловской области, ООО УК «Южилкомплекс» (л.д.52-53).

В соответствии с ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие истца Шиловой С.Н., представителя третьего лица ООО УК «Южилкомплекс» надлежащим образом извещенных о рассмотрении дела, о причинах уважительности неявки не сообщивших, не просивших о рассмотрении дела в их отсутствие.

В судебном заседании прокурор Швейцаров В.А., поддержал заявленные с учетом уточнений требования, по изложенным в иске основаниям, дополнительно пояснив, что ответчиком была проведена комиссия, в ходе которой принято решение выделить соответствующий земельный участок для организации парковочного места для инвалидов по месту жительства Шиловой С.Н., однако, до настоящего времени указанные действия ответчиком не произведены. Кроме того считает возможным изыскать такое месторасположение земельного участка, которое будет находиться в безопасной зоне его эксплуатации и не отдалено от места проживания Шиловой С.Н..

Представители ответчиков Жульдикова В.Ф., Коростелева С.В. возражали против удовлетворения исковых требований, представив соответствующие возражения, согласно которым предъявлять требования о выделении одного места для парковки автомобиля людей с инвалидностью можно только в тех случаях, когда во дворе уже имеется некоммерческая стоянка. Собственниками многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, на общем собрании ДД.ММ.ГГГГ отказано в выборе парковочного места для собственников МКД с ограниченными возможностями. Шилова С.Н. указанное решение собственников не обжаловала в судебном порядке. Согласно выкопировки из плана ГО г. Ирбит «размещение парковки автомобиля во дворе многоквартирного <адрес>» установлено, что на свободных, не разграниченных муниципальных землях города, примыкающих к придомовой территории многоквартирного дома проходит подземный силовой кабель напряжением 6кВ. Эксплуатация такого кабеля включает использование по назначению (передачу электроэнергии), техническое обслуживание и ремонт данного энергообъекта. При этом, охранная зона линейного энергообъекта устанавливается не для целей использования земельного участка собственником, а для обеспечения безопасных условий эксплуатации данного объекта и исключения возможности его повреждения Определение охранной зоны не зависит от волеизъявления собственника земельного участка или сетевой организации, эксплуатирующей подземный высоковольтный кабель. В охранных зонах запрещается осуществлять любые действия, которые могут нарушить безопасную работу объектов электросетевого хозяйства. В том числе привести к их повреждению или уничтожению, и (или) повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан и имуществу физических или юридических лиц, а также повлечь нанесение экологического ущерба и возникновение пожаров. Кроме того, установленный истцом срок до ДД.ММ.ГГГГ заведомо неисполним, поскольку в настоящее время не установлено конкретное место для организации парковочного места для стоянки транспортных средств инвалидов на придомовой территории МКД, не определен необходимый объем выполнения работ, не определен источник финансирования, в связи с чем просили в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме. Доказательств невозможности организации парковочного места на муниципальном земельном участке непосредственно примыкающем к земельному участку МКД по месту жительства Шиловойц С.Н. не представили в соотвествии с ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ не представили. Не отрицали наличия полномочий у органа местного самоуправления на разрешения указанного вопроса.

Представитель третьего лица МУП ГО город Ирбит «Ресурс» Чесноков В.А. в судебном заседании не отрицая возможности организации парковочного места, указал на необходимость финансирования работ по его организации, разрешение заявленных требований оставил на усмотрение суда.

Заслушав участников процесса, исследовав письменные доказательства, оценив доказательства по делу в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 9 Конвенции о правах инвалидов, для наделения инвалидов возможностью вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни государства - участники должны принимать надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к объектам и услугам, открытым и (или) предоставляемым для населения.

Конституция Российской Федерации (статья 7), провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого человека, возлагает на государство обязанность обеспечивать государственную поддержку инвалидов, развивать систему социальных служб, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

К числу таких гарантий относятся положения ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», в соответствии с которой под социальной защитой инвалидов понимается система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» организации независимо от организационно-правовых форм обязаны создавать условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).

Предусмотренные настоящим Федеральным законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

К объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и других маломобильных групп населения, относятся: жилые здания государственного и муниципального жилищного фонда; административные здания и сооружения; объекты культуры и культурно-зрелищные сооружения (театры, библиотеки, музеи, места отправления религиозных обрядов и т.д.); объекты и учреждения образования и науки, здравоохранения и социальной защиты населения; объекты торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, кредитные учреждения; гостиницы, отели, иные места временного проживания; физкультурно-оздоровительные, спортивные здания и сооружения, места отдыха, парки, сады, лесопарки, пляжи и находящиеся на их территории объекты и сооружения оздоровительного и рекреационного назначения, аллеи и пешеходные дорожки; объекты промышленного назначения, в производственном процессе которых возможно участие инвалидов; объекты и сооружения транспортного обслуживания населения, связи и информации: железнодорожные вокзалы, автовокзалы, аэровокзалы, аэропорты, другие объекты автомобильного, железнодорожного, водного и воздушного транспорта, обслуживающие население; станции и остановки всех видов городского и пригородного транспорта; здания и сооружения связи и информации; производственные объекты, объекты малого бизнеса и другие места приложения труда; тротуары, переходы улиц, дорог и магистралей; прилегающие к вышеперечисленным зданиям и сооружениям территории и площади.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Ирбитской межрайонной прокуратурой по заявлению Шиловой С.Н. проведена проверка соблюдения на территории Городского округа «город Ирбит» Свердловской области требований Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в сфере беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры.

В ходе проверки установлено, что Шилова С.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является инвалидом II группы по общему заболеванию (л.д.20-21).

В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) в том числе условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации).

На всех парковках общего пользования, в том числе около объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилых, общественных и производственных зданий, строений и сооружений, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), мест отдыха, выделяется не менее 10 процентов мест (но не менее одного места) для бесплатной парковки транспортных средств, управляемых инвалидами I, II групп, и транспортных средств, перевозящих таких инвалидов и (или) детей-инвалидов.

На такую парковку в соответствии с п. 6.2.30 ГОСТ Р 52289-2019 «Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» (утв. Приказом Росстандарта от 20.12.2019 № 1425-ст), устанавливается дополнительный дорожный знак.

ДД.ММ.ГГГГ Ирбитской межрайонной прокуратурой в адрес ответчика направлено письмо о необходимости выделения парковочного места для транспортных средств, управляемых инвалидами и другими маломобильными группами населения, по месту жительства истца Шиловой С.Н., по адресу: <адрес> (л.д.24-25).

Из ответа Администрации Городского округа «город Ирбит» Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что установка знака «Инвалид» во дворе <адрес> на неразграниченных землях государственной и муниципальной собственности, возможен (л.д.27-28).

ДД.ММ.ГГГГ в адрес прокуратуры ответчиком направлено сообщение о том, что установка парковочного места предусматривает ровное нескользкое покрытие, разметку места для стоянки автомашины инвалида на кресле-коляске размером 6,0х3,6 м., установку дорожного знака 6.4 «Парковка» и таблички 8.17 «Инвалиды», в этой связи принято решение провести опрос о создании парковочного места в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами (л.д.29).

На основании абз. 8 п. 8 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалиды имеют внеочередное право в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации, на предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для строительства гаражей вблизи места жительства инвалидов или на использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для возведения гаражей, являющихся некапитальными сооружениями, либо стоянки технических или других средств передвижения инвалидов вблизи их места жительства без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута.

Судом также установлено, что ДД.ММ.ГГГГ общим собранием собственников многоквартирного <адрес> вопрос об организации парковочного места на земельном участке МКД был рассмотрен и было принято решение об отказе в организации парковочного места(л.д.14,15)..

Таким образом до настоящего времени, парковочное место для инвалидов по адресу: <адрес>, ответчиком наделенным соответствующими полномочиями не выделено, что является нарушением требований вышеназванного закона.

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона Российской Федерации от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 11 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся, в том числе утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели.

Стоянки транспортных средств являются элементом обустройства автомобильных дорог и предназначены для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, что напрямую следует из положений из п. 5 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Согласно п. 6 ч. 1 ст. 6 Устава Городского округа «город Ирбит» Свердловской области к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах Городского округа «город Ирбит» Свердловской области и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах Городского округа «город Ирбит» Свердловской области, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Возражения ответчика о том, что на свободных, не разграниченных муниципальных землях города, примыкающих к придомовой территории многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, проходит подземный силовой кабель напряжением 6кВ, судом отклоняются, поскольку не являются основанием для отказа в выполнении возложенных действующим законодательством обязанностей, при этом уточненные требования прокурора не указывают на какое либо конкретное место, связи с чем стоянка может быть организована на месте где указанный силовой кабель отсутствует.

Согласно ст. ст. 17, 18 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.

Статья 45 Конституции Российской Федерации гарантирует государственную защиту прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.

Таким образом, инвалиды и иные маломобильные группы населения, в том числе истец Шилова С.Н. имеют право бесплатной парковки транспортных средств, на земельном участке, примыкающем к придомовой территории многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>.

Однако реализация этого права находится в непосредственной зависимости от ответчика Администрации городского округа «город Ирбит» Свердловской области, которая, являясь собственником земельного участка, не исполнило обязанность по принятию надлежащих мер к беспрепятственному доступу лиц с ограниченными возможностями к социально-значимому объекту.

Доказательств, свидетельствующих об отсутствии технической возможности по обеспечению инвалидам условий для организации парковочного места, стороной ответчика в соответствии с положениями ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не представлено. Доказательств принятия со стороны ответчика мер по устранению выявленных нарушений суду также не представлено.

Выявленные по результатам проверки несоответствия приводят к нарушению прав и законных интересов неопределенного круга лиц с ограниченными возможностями, что противоречит основным целям и задачам законодательства, предусматривающего социальную защиту инвалидов. Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социального назначения необходимо для того, чтобы обеспечить им право на достойную жизнь и свободное развитие. В связи с чем, прокурор был вправе обратиться с данным иском в суд.

При таких обстоятельствах, неисполнение ответчиком своих обязанностей по обеспечению инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального назначения, нарушает их право на достойную жизнь и свободное развитие, в связи с чем суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований.

В соответствии с положениями ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.

С учетом высокого уровня социальной значимости указанных мероприятий считает необходимым установить срок для исполнения возложенной ответчика обязанности по выделению одного парковочного места, предназначенного для стоянки транспортных средств инвалидов по месту жительства Шиловой С.Н., по адресу: <адрес>, с обозначением данного парковочного места соответствующим дорожным знаком либо разметкой, до ДД.ММ.ГГГГ, который по мнению суда, отвечает требованиям разумности и достаточности.

Руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Ирбитского межрайонного прокурора Н.Ф. Нурмухаметова, действующего в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в интересах Шиловой С.Н. к Администрации Городского округа «Город Ирбит» Свердловской области о возложении обязанности в срок до ДД.ММ.ГГГГ организовать одно парковочное место, предназначенное для стоянки транспортных средств инвалидов по месту жительства Шиловой С.Н., на муниципальном земельном участке, примыкающем к придомовой территории многоквартирного дома <адрес>, с обозначением данного парковочного места соответствующим дорожным знаком или разметкой, - удовлетворить.

Возложить обязанность на Администрацию Городского округа «город Ирбит» Свердловской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ организовать одно парковочное место, предназначенное для стоянки транспортных средств инвалидов по месту жительства Шиловой С.Н., на муниципальном земельном участке, примыкающем к придомовой территории многоквартирного дома <адрес> с обозначением данного парковочного места соответствующим дорожным знаком или разметкой.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца, со дня принятия решения суда в окончательной форме, путём подачи жалобы через Ирбитский районный суд Свердловской области.

Председательствующий - /подпись/

Решение не вступило в законную силу

Судья                                                                                                  А.Н. Медведенко

Секретарь судебного заседания                                                      Р.О. Кукарских

<данные изъяты>

2-49/2023 (2-1985/2022;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Ирбитская межрайонная прокуратура
Шилова Светлана Николаевна
Ответчики
Администрация ГО г.Ирбит
Другие
ООО УК "Южилкомплекс"
МУП «Ресурс»
Суд
Ирбитский районный суд Свердловской области
Дело на странице суда
irbitsky.svd.sudrf.ru
14.11.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.11.2022Передача материалов судье
21.11.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.11.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.12.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.12.2022Судебное заседание
21.02.2023Судебное заседание
21.02.2023Судебное заседание
02.03.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.03.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.02.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее