Дело № 2а-98/2018
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 февраля 2018 года г. Горно-Алтайск
Горно-Алтайский городской суд Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи Зрелкиной Е.Ю.,
при секретаре Епитовой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Чемальского района Республики Алтай, в интересах неопределенного круга лиц, к Министерству природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Республики Алтай о признании незаконным бездействие, возложении обязанности установить местоположение береговой линии (границы водного объекта) водных объектов, установлении границы водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы водных объектов,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Чемальского района Республики Алтай обратился в суд с административным исковым заявлением к Министерству природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Республики Алтай о признании незаконным бездействие административного ответчика, выразившееся в не проведении мероприятий по установлению местоположения береговой линии (границы водного объекта) и по установлению границ водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы в отношении водных объектов – семи Каракольских озер и части реки <данные изъяты> со 197,5 км (от устья данной реки) с точки с координатами (<данные изъяты> до точки на границе муниципальных образований <данные изъяты>» и «<данные изъяты>», возложении обязанности на ответчика в течение 3 лет со дня вступления решения суда в законную силу установить местоположение береговой линии (границы водного объекта) указанных водных объектов, (с целью чего подготовить перечень координат характерных точек береговой линии (границы водного объекта) с указанием порядковых номеров характерных точек береговой линии (границы водного объекта) и их координат в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра недвижимости; картографическую основу с нанесением береговой линии (границы водного объекта); пояснительную записку, которые направить в Федеральное агентство водных ресурсов для внесения в установленном порядке в государственный водный реестр и направления в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости), установить границы водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы указанных водных объектов (с целью чего определить ширину водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы данных водных объектов; описать границы водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы водных объектов, их координаты и опорные точки; отбразить границы водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы на картографических материалах; установить границы водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы данных водных объектов на местности, в том числе посредством размещения специальных информационных знаков на всем протяжении границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос данных водных объектов в характерных точках рельефа, а также в местах пересечения реки Катунь с дорогами, в зонах отдыха и других местах массового пребывания граждан, представить указанные сведения в установленных порядке и срок в Федеральное агентство водных ресурсов для внесения их в государственный водный реестр). В обоснование иска, с учетом уточнения исковых требований, указывает, что проведенной прокуратурой Чемальского района проверкой исполнения водного и земельного законодательства установлено, что на территории <адрес> границы водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы реки <данные изъяты> установлены на участке со <данные изъяты> от устья данной реки. Указанные границы закреплены на местности 22 водоохранными знаками. Сведения о границах водного объекта (береговой линии), его прибрежной полосе и водоохраной зоне в отношении водного объекта – <адрес> от <адрес> до границ муниципальных образований «<адрес>» и «<адрес>» в ЕГРН отсутствуют, сведения для их внесения в филиал ФГБУ не поступали. Кроме того, на территории <адрес> расположена особо охраняемая природная территория регионального значения – памятник природы республиканского значения «<данные изъяты>», состоящему из 7 проточных озер – <данные изъяты>. Согласно Кадастру особо охраняемых природных территорий Республики Алтай, ширина прибрежной защитной полосы данных озер установлена в 20 метров. Охранным обязательством на данный памятник природы установлено, что его охранной зоной является водоохранная зона шириной 50 м от среднего многолетнего уреза воды в озерах. Данные озера являются самостоятельными водными объектами, на которые распространяется действующее федеральное водное законодательство. При этом, в государственном водном реестре о данных водных объектах сведений нет, границы их береговой полосы, водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы не установлены, установление и закрепление на местности специальными знаками границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос в СКИОВО-Объ и целевые прогнозные показатели не включены, порядок и сроки финансирования работ не установлены. Информация о границах ООПТ регионального значения «<данные изъяты>» отсутствует, сведения о границах водных объектов (береговых линиях), их прибрежных полосах и водоохранных зонах в отношении водных объектов – семи <данные изъяты> озер, так же кА к и сведения об ООПТ регионального значения в ЕГРН отсутствуют, сведения для их внесения в филиал ФГБУ не поступали. Обязательным условием осуществления ответчиком мероприятий по охране конкретного водного объекта является включение его в согласованный с Федеральным агентством водных ресурсов перечень мероприятий, направленных на достижение целевых прогнозных показателей. Между тем, мероприятия по определению местоположения береговой линии (границы водного объекта) в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.04.2016 г. № 377 и Приказом Министерства экономического развития РФ от 23.03.2016 года № 164, установлению границ водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10.01.2009 года № 17 в отношении семи Каракольских <данные изъяты> и участка реки <данные изъяты> со 197,5 км (от устья данной реки) с точки с координатами (<данные изъяты> до точки на границе муниципальных образований «<адрес>» и «<адрес>», не включались в соответствующий перечень и на их финансирование денежные средства из федерального бюджета не поступали. Согласно Методическим указаниям, при формировании Перечня водных объектов приоритет отдается водным объектам, которые используются в рекреационных целях, отнесены к водным объектам высшей или первой рыбохозяйственной категории. Каракольские озера используются в рекреационных целях. А река Катунь является водным объектом рыбохозяйственного значения высшей категории. При этом, в мероприятия СКИОВО-Обь (2017-2021г.г.) включено установление границ водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы с закреплением их на местности информационными знаками только на участке от <адрес> до <адрес> протяженностью 100 км, то есть по 50 км с каждого берегар. <данные изъяты>, что не охватывает в полном объеме части данного водного объекта со 197,5 км до точки на границе муниципальных образований «<адрес>» и <адрес>». Также в Перечне мероприятий, направленных на достижение целевых прогнозных показателей и финансируемых за счет средств, предоставлемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам РФ на осуществление отдельных полномочий РФ в области водных отношений в 2018 году, не указаны и не утверждены работы по установлению мостоположения береговой линии (границы водного объекта) в соответствии со ст. 5 ВК РФ и Постановления Правительства РФ № 377, Приказом Минэкономразвития РФ № 164, а также работы по установлению границы водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы семи Каракольских озер и испрашиваемого участка реки Катунь, в соответствии со ст. 65 ВК РФ, Правилами установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов. Актуализированный график выполнения мероприятий по внесению сведений о границах водоохранных зон и прибрежных защитных полос в федеральную государственную информационную систему территориального планирования, утвержденный Председателем Правительства Республики Алтай 26.06.2016 года, также не содержит сведений о проведении работ по установлению местоположения береговой линии, работ по установлению границ водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы водных объектов – семи <данные изъяты>, и участка реки <данные изъяты> со 197,5 км до точки на границе МО «<адрес>» и «<адрес>».
Прокурор Чемальского района Республики Алтай Красилов В.В. в судебном заседании требования поддержал.
Представители административного ответчика Свиридов А.С., Елеков А.И. возражали против удовлетворения административного искового заявления.
Заинтересованное лицо Верхнее-Обское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов в судебное заседание представителя не направило, извещены надлежащим образом.
Суд, выслушав участников судебного разбирательства, изучив материалы дела, оценив доказательства в совокупности, приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В судебном заседании установлено, что на территории Республики Алтай, а именно в Чемальском районе расположены водные объекты - река <данные изъяты> (ее часть), семь <данные изъяты>, информация о которых в государственном водном реестре отсутствует.
В силу ч. 1 ст. 6 Водного кодекса Российской Федерации поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
При этом, территорией общего пользования является и полоса земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации.
Согласно ст. 5 Водного кодекса РФ береговая линия (граница водного объекта) определяется для реки, ручья, канала, озера, обводненного карьера - по среднемноголетнему уровню вод в период, когда они не покрыты льдом.
Во исполнение статьи 5 Водного кодекса РФ Правительством Российской Федерации 29 апреля 2016 года принято постановление № 377, которым утверждены Правила определения местоположения береговой линии (границы водного объекта), случаев и периодичности ее определения и о внесении изменений в правила установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов. Также приказом Министерства экономического развития Российской Федерации № 164 от 23 марта 2016 года утверждены требования к описанию местоположения береговой линии (границы водного объекта).
В соответствии с положениями ч. ч. 1, 2 ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.
Мероприятия по установлению границ водоохранных зон необходимо для создания и обеспечения особого режима водного объекта.
В соответствии со статьей 65 Водного кодекса РФ Правительством Российской Федерации утверждены Правила установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов (Постановление № 17 от 10 января 2010 года).
Пунктом 2 части 1 статьи 26 Водного кодекса Российской Федерации предусмотрена возможность передачи части полномочий Российской Федерации, в том числе и полномочий по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
В Республике Алтай таким органом является Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений (Постановление Правительства Республики Алтай от 21.05.2015 года № 135). В сфере отдельных полномочий РФ в области водных отношений, переданных органам государственной власти субъектов РФ, Министерство осуществляет меры по охране водных объектов или их частей находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории Республики Алтай.
Таким образом, органом, обязанным совершать охранные меры в отношении водного объекта, находящегося в федеральной собственности и расположенного на территории Республики Алтай, является Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Республики Алтай.
Водные объекты - река <данные изъяты> и <данные изъяты> находятся в федеральной собственности и согласно ст. 6 Водного кодекса Российской Федерации являются водными объектами общего пользования.
В силу установленных обстоятельств у Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Республики Алтай возникла обязанность по проведению мероприятий по установлению границ водоохранной зоны, прибрежной защитной полосы, береговой полосы водных объектов – реки <данные изъяты>, в том числе испрашиваемого административным истцом участка на территории <адрес>, и <данные изъяты>.
В рамках осуществления органом государственной власти субъектов Российской Федерации отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений подлежат применению Методические указания по осуществлению органами власти субъектов Российской Федерации переданного полномочия Федерации по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Федерации, являющихся приложением к Приказу Минприроды России от 29.09.2010 года № 425.
В соответствии с Методическими указаниями плановые значения целевых прогнозных показателей рассчитываются органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Порядок получения субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета на осуществление полномочий Российской Федерации в области водных отношений, их расходования определен «Правилами расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области водных объектов», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.10.2006 № 629.
В соответствии с указанными Правилами органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации не позднее 1 декабря текущего финансового года согласовывают с Федеральным агентством водных ресурсов целевые прогнозные показатели на очередной финансовый год и плановый период (в случае необходимости их установления) и мероприятия, направленные на их достижение, в соответствии с примерным перечнем мероприятий по осуществлению переданных полномочий, утверждаемым Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Примерный перечень мероприятий по осуществлению отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации утвержден Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 18.03.2008 № 61.
Из анализа приведенных выше нормативных положений следует, что обязательным условием осуществления ответчиком мероприятий по охране конкретного водного объекта является включение его в согласованный с Федеральным агентством водных ресурсов Перечень мероприятий, направленных на достижение целевых прогнозных показателей.
Материалами дела подтверждается, что мероприятия по охране Каракольских озер, в частности, по установлению границ водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы, не включались в указанные перечни в период с 2012 года по 2020 год и на их финансирование денежные средства из федерального бюджета не поступали, что следует из ответов Нижнее-Обского Бассейнового водного управления и Верхнее-Обского бассейнового водного управления, также данное обстоятельство не оспаривалось представителями административного ответчика.
Данных о том, что значения прогнозных показателей и перечень мероприятий, включающих меры по охране водного объекта – Каракольских озер, не прошли процедуру согласования с Федеральным агентством водных ресурсов по каким-либо причинам до обращения с иском прокурора в суд, ответчиком не представлено.
Таким образом, Минприроды Республики Алтай мероприятия, направленные на установление границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос Каракольских озер, не проводились, соответствующие мероприятия не согласовывались, что исключает возможность получения субвенций на указанные мероприятия.
При этом, судом установлено, что установление границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос реки Катунь включены в перечень мероприятий целевой программы Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации на период 2012-2020 годов и в программу Схема комплексного использования и охраны водных объектов бассейна реки <данные изъяты>. Участок реки <данные изъяты> в <адрес> от 197.5 км до границы <адрес>» является составной частью мероприятия по определению границ и закреплению на местности водоохранных зон и прибрежных защитных полос реки <данные изъяты>. При этом, согласно ответа Верхнее-Обского бассейнового управления с 2018 года определение местоположения береговой линии (границы водного объекта) осуществляется в рамках мероприятий по установлению границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов.
Таким образом, суд приходит к выводу, что доводы прокурора <адрес> о бездействии административного ответчика, выразившееся в не проведении мероприятий по установлению местоположения береговой линии и по установлению границ водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы в отношении части реки Катунь со 197,5 км (от устья данной реки) до точки на границе муниципальных образований «<адрес>» и «<адрес>» своего подтверждения не нашли, в связи с чем данное требование, а также требование о возложении обязанности на административного ответчика провести мероприятия по установлению местоположения береговой линии, границ водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы данного участка реки Катунь удовлетворению не подлежат.
В части аналогичных требований относительно <данные изъяты>, суд удовлетворяет их, поскольку установлено, что мероприятия по установлению местоположения береговой линии, границ водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы семи <данные изъяты> административным ответчиком не производились. Доказательств тому, что иные водные объекты, состоящие в перечне прогнозных показателей и перечне мероприятий, включающих меры по охране водного объекта, имеют приоритет по сравнению с <данные изъяты>, административным ответчиком не представлено.
При этом, то обстоятельство, что <данные изъяты> являются памятником природы, особо охраняемой природной территорией Республики Алтай, не свидетельствует об отсутствии у административного ответчика обязанности по установлению местоположения береговой линии, границ водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы данных водных объектов.
Предъявляя требования к Министерству природных ресурсов, экологии и имущественных отношений РА административный ответчик просит обязать административного ответчика в течение 3 лет со дня вступления решения суда в законную силу установить местоположение береговой линии (границы водного объекта), установить границы водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы, с целью чего совершить определенные действия. Данные срок суд считает разумным и достаточным для осуществления мероприятий по установлению местоположения береговой линии, границ водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы, ответчиком возражений относительно срока исполнения решения суда не заявлено.
При этом, Правила установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, утвержденные Постановлением Правительства РФ № 17 от 10 января 2009 года и Правила определения местоположения береговой линии (границы водного объекта), случаев и периодичности ее определения, утвержденные Постановлением Правительства РФ № 377 от 29 апреля 2016 года, а также Требования к описанию местоположения береговой линии (границы водного объекта), утвержденные приказом Минэкономразвития РФ № 164 от 23 марта 2016 года, определяют порядок и устанавливают мероприятия, которые требуется провести для исполнения требований статей 5 и 65 Водного кодекса РФ. В том числе, в данных нормативно-правовых актах указано на подготовку перечня координат характерных точек береговой линии (границы водного объекта), картографической основы с нанесением береговой линии (границы водного объекта), пояснительной записки, которые направляются в Федеральное агентство водных ресурсов для внесения в установленном порядке в государственный водный реестр и направления в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости, а также в целях установления границ указано о необходимости определения ширины водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы данных водных объектов, описание границы водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы водных объектов, их координат и опорных точек, отображение границ водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы на картографических материалах, установление границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов на местности, в том числе посредством размещения специальных информационных знаков на всем протяжении границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов в характерных точках рельефа, представлении указанных сведений в Федеральное агентство водных ресурсов для внесения их в государственный водный реестр.
Таким образом, учитывая наличие порядка установления местоположения береговой линии, границ водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы, суд считает излишним указание в резолютивной части решения тех мероприятий, которые необходимо провести административному ответчику в целях исполнения удовлетворенных судом требований.
На основании изложенного, вуководствуясь ст.ст. 174-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление прокурора Чемальского района Республики Алтай удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Республики Алтай, выразившееся в не проведении мероприятий по установлению местоположения береговой линии (границы водного объекта), мероприятий по установлению границ водоохраной зоны и прибрежной полосы в отношении водных объектов – <данные изъяты>
Возложить обязанность на Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Республики Алтай в течение 3 лет со дня вступления решения суда в законную силу установить местоположение береговой линии (границы водного объекта), установить границы водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы водных объектов - <данные изъяты>
Отказать в удовлетворении исковых требований прокурора Чемальского района Республики Алтай о признании незаконным бездействие Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Республики Алтай, выразившееся в не проведении мероприятий по установлению местоположения береговой линии (границы водного объекта), в не проведении мероприятий по установлению границ водоохраной зоны и прибрежной полосы в отношении водного объекта части реки Катунь со 197,5 км (от устья данной реки) до точки на границе муниципальных образований «<адрес>» и «<адрес>», возложении обязанности в течение 3 лет со дня вступления решения суда в законную силу установить местоположение береговой линии (границы водного объекта), установить границы водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы указанного водного объекта.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Алтай в течение одного месяца со дня принятия решения путем подачи апелляционной жалобы через Горно-Алтайский городской суд.
Судья Е.Ю. Зрелкина
Решение в окончательной форме принято 16 февраля 2018 года.