Дело № 2-166/2024
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
пос. Ола 19 марта 2024 года
Ольский районный суд Магаданской области в составе
председательствующего судьи Стахорской О.А.,
при секретаре Кузмичевой Г.А.,
с участием истца Чабаненко Е.А. и ее представителя Сердюкова А.И., действующего на основании доверенности от 19.12.2023 (участвует посредством ВКС), законного представителя ответчика Лебедевой И.В., действующей на основании распоряжения № 11-рп от 25.01.2021,
рассмотрев в открытом судебном заседании в пос. Ола гражданское дело по исковому заявлению Чабаненко Е.А. к Магаданскому областному государственному казенному учреждению для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом имени А.Н. Логунова» о возложении обязанности произвести расчёт и выплатить за период с 01.12.2022 по дату вынесения решения доплату работу с детьми-сиротами и доплату за стаж работы,
у с т а н о в и л:
Чабаненко Е.А. через своего представителя обратилась в суд с указанными требованиями, указав в обоснование иска, что состоит с ответчиком в трудовых отношениях и 14.09.2021 между сторонами заключен трудовой договор. Пунктом 5.1 Договора предусмотрена, в числе прочего, выплата доплаты за работу с детьми-сиротами в размере 20% должностного оклада и доплаты за стаж работы в учреждении с применением коэффициента в размере 0,10 к окладу. В нарушение договора, указанные доплаты ей не производятся. Ссылаясь на положения ст.ст. 21, 57, 129, 135, 136 Трудового кодекса РФ просит суд возложить на ответчика обязанность выплатить Чабаненко Е.А. за период с 01.12.2022 по дату вынесения решения по настоящему делу доплату за работу с детьми-сиротами в размере 20% должностного оклада и доплату за стаж работы в учреждении с применением коэффициента в размере 0,10 к окладу.
Определением от 21 февраля 2024 года к участию в деле привлечено Министерство образования Магаданской области в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на стороне ответчика, которое в судебное заседание своего представителя не направило. В письменном мнении Министерство указывает, что осуществляет функции и полномочия учредителя в отношении Государственного казенного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом имени А.Н. Логунова». Постановлением Правительства Магаданской области от 23.10.2014 года № 901-пп «Об оплате труда руководителей областных государственных учреждений, их заместителей и главных бухгалтеров» утверждено Положение, об оплате труда руководителей областных государственных учреждений, их заместителей и главных бухгалтеров (далее - Положение), которым урегулирована система оплаты труда данной категории работников областных государственных учреждений, в том числе и подведомственных Министерству образования Магаданской области. Согласно пункту 2 раздела 2 «Оплата труда заместителей руководителей учреждений и главных бухгалтеров» вышеуказанного Положения оплата труда заместителей руководителей учреждений состоит из: должностного оклада; выплат компенсационного характера; выплат стимулирующего характера. В перечень выплат стимулирующего характера, утвержденный Положением включены: премия по итогам работы (за месяц, квартал, год); премия за выполнение особо важных и срочных работ; ежемесячная доплата в связи с отсутствием максимальной установленной процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Иных стимулирующих выплат для руководителей областных государственных учреждений, их заместителей и главных бухгалтеров Положением не предусмотрено.
Дополнительно Положением установлен поправочный коэффициент к окладу руководителя областного государственного учреждения, который определяется в зависимости от масштаба управления учреждением, сложности труда, особенностей деятельности и значимости учреждения как произведение размера должностного оклада, установленного в зависимости от масштаба управления, учитывающего сложность труда, особенности деятельности и значимость учреждения. У руководителя Государственного казённого учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом имени А.Н. Логунова» предусмотрен поправочный коэффициент в размере - 1,20. Таким образом в окладе заместителя руководителя учреждения уже заложена сложность труда, особенность деятельности и значимость учреждения, так как оклад заместителя руководителя учреждения устанавливаются на 10-30% ниже должностных окладов руководителей. Так согласно штатному расписанию учреждения оклад директора установлен в размере - 43463,00 руб., а у заместителя директора по УВР в размере - 34771,00 руб., что соответствует нормам Положения.
Следовательно, на основании изложенного министерство образования Магаданской области полагает, что требования Чабаненко Е.А. о возложении обязанности произвести перерасчет заработной платы, выплатить доплату за работу с детьми сиротами и доплату за стаж работы в учреждении не соответствуют нормам, установленным действующего законодательства в части установленной системой оплаты труда и удовлетворению, не подлежат.
В соответствии с уставом учреждения непосредственное руководство деятельностью учреждения осуществляет директор, который является единоличным исполнительным органом учреждения. К компетенции директора учреждения относится прием на работу работников, заключение с ними и расторжение трудовых договоров, распоряжение денежными средствами учреждения в пределах утвержденной бюджетной сметы (п. 4.3. и 4.7. устава учреждения).
Согласно статье 161 Бюджетного кодекса РФ финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ и на основании бюджетной сметы. Лимиты бюджетных обязательств министерством образования Магаданской области на 2024 год доведены до ответчика в полном объеме. В настоящее время дополнительных финансовых средств учреждению не требуется.
С учетом мнения участвующих лиц, суд на основании ч. 4 ст. 167 ГПК РФ определил рассмотреть дело в отсутствие представителя Министерства.
Истец и его представитель в ходе рассмотрения дела настаивали на исковых требованиях, ссылаясь на основания, изложенные в исковом заявлении.
Законный представитель ответчика в ходе рассмотрения дела с требованиями истца не согласилась, пояснив, что действительно доплаты, за получением которых обратилась ответчик, внесены в трудовой договор, однако положением об оплате труда их выплата не предусмотрена, а в договоре допущена техническая ошибка, над исправлением которой сейчас учреждение работает. Просит суд отказать в полном объеме.
В соответствии с частью 1 статьи 37 Конституции Российской Федерации труд свободен; каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду и выбирать род деятельности и профессию.
Исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации основным принципом правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признается, в частности, свобода труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности (абзацы первый и второй статьи 2 Трудового кодекса РФ). Трудовые отношения в силу положений части 1 статьи 16 Трудового кодекса РФ возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого в соответствии с Трудовым кодексом РФ.
На основании статьи 21 Трудового кодекса РФ работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы; возмещение вреда, причиненного ему в связи с исполнением трудовых обязанностей, и компенсацию морального вреда в порядке, установленном настоящим Кодексом, иными федеральными законами.
Согласно статье 22 Трудового кодекса РФ работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.
Часть 1 статьи 56 Трудового кодекса РФ определяет трудовой договор как соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию в интересах, под управлением и контролем работодателя, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.
Абзацем пятым части 2 статьи 57 Трудового кодекса РФ к обязательным условиям, подлежащим включению в трудовой договор, отнесены условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты).
То есть трудовой договор заключается в письменной форме, должен обязательно содержать условие об оплате труда работника. Изменение условий трудового договора допускается на основании соглашения, заключенного в письменной форме.
Статья 129 Трудового кодекса РФ определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) (часть 1).
Заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается, за исключением случаев, предусмотренных данным кодексом (часть 1 статьи 132 Трудового кодекса).
Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (части 1 и 2 статьи 135 Трудового кодекса РФ).
Таким образом, из приведенных норм Трудового кодекса РФ следует, что заработная плата работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и устанавливается трудовым договором в соответствии с действующей у работодателя системой оплаты труда. При этом системы оплаты труда и системы премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами и должны соответствовать трудовому законодательству и иным нормативным правовым актам, содержащим нормы трудового права.
Поэтому, при разрешении споров работников и работодателей по поводу наличия задолженности по заработной плате подлежат применению положения локальных нормативных актов, устанавливающих системы оплаты труда, а также условий трудового договора, заключенного между работником и работодателем.
Судом установлено и следует из материалов дела, что приказом №-лс от 14.09.2021 Чабаненко Е.А. с 15.09.2021 принята на работу в должности заместителя директора по УВР в ГКУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Магаданский областной детский дом».
Указанное учреждение переименовано в МОГКУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом имени А.Н. Логунова». 14.09.2021 между истцом и ответчиком заключен трудовой договор № 08-21-тд.
Разделом 5 договора предусмотрено, что заработная плата состоит из должностного оклада в размере 28636,00 руб., процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера 80%, районного коэффициента – 70%, доплата за работу с детьми-сиротами в размере 20% от должностного оклада, доплата за стаж работы в учреждении при стаже работы от 1 до 5 лет – 0,10 и т.д. Дополнительными соглашениями от 01.12.2021, 25.10.2022, 07.09.2023, 27.11.2023 должностной оклад истца увеличен до 34771,00 руб.
Из расчетных листков за период с сентября 2021 года по декабрь 2022 года, а также копий штатных расписаний за 2022 и 2023 года доплаты за работу с детьми-сиротами в размере 20% от должностного оклада, доплаты за стаж работы в учреждении при стаже работы от 1 до 5 лет – 0,10 Чабаненко Е.А. не начислялись и не выплачивались.
Из представленных документов следует, что Чабаненко Е.А. имеет высшее педагогическое образование, что подтверждается дипломом.
Из положения об оплате труда работников учреждения следует, что определен порядок оплаты для педагогических работников, работников, замещающих общеотраслевые должности служащих, медицинских работников, работников, осуществляющих профессиональную деятельность по профессии рабочих, а также директора и его заместителей.
Разделом 6 указанного Положения предусмотрено, что оплата труда руководителей и их заместителей в областных государственных учреждениях устанавливаются в трудовом договоре на основании постановления Правительства Магаданской области от 23.10.2014 № 901-пп «Об оплате труда руководителей областных государственных учреждений, их заместителей». Должностные оклады заместителя директора по УВР устанавливаются соотношениям к должностному окладу директора – 80%. Заместителям директора Учреждения выплачиваются выплаты стимулирующего характера и иные выплаты, предусмотренные разделом 8 и 9 Положения (п.п. 6.1,6.2,6.5). из раздела 8 Положения следует, что в нем определяется порядок выплаты премий, а разделом 9 выплата материальной помощи. С указанным положением Чабаненко Е.А. была ознакомлена 29.01.2024.
Порядок оплаты труда заместителя директора по УВР, указанный в приведенном выше Положении корреспондируется с постановлением Правительства Магаданской области от 23.10.2014 N 901-пп «Об оплате труда руководителей областных государственных учреждений, их заместителей и главных бухгалтеров» (далее по тексту постановление № 901-пп)
Пунктами 2.1, 2.2, 2.4, 2.5 постановления № 901-пп, предусмотрено, что оплата труда заместителей руководителей учреждений состоит из: а) должностного оклада; б) выплат компенсационного характера; в) выплат стимулирующего характера. Условия оплаты труда заместителей руководителей учреждений устанавливаются в трудовом договоре. Выплаты компенсационного характера устанавливаются в соответствии с Перечнем видов выплат компенсационного характера, к которым относятся: выплаты за работу в местностях с особыми климатическими условиями; выплаты работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда; выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при совмещении должностей, исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, в выходные и праздничные дни, при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных); надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну. Выплаты стимулирующего характера устанавливаются в соответствии с Перечнем видов выплат стимулирующего характера, к которым относятся выплаты, направленные на стимулирование работника к качественному результату труда, на поощрение за выполненную работу, а также выплаты, направленные на привлечение работников из других субъектов Российской Федерации и (или) на закрепление работников на территории Магаданской области (премия по итогам работы (за месяц, квартал, год); премия за выполнение особо важных и срочных работ; ежемесячная доплата в связи с отсутствием максимальной установленной процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Исходя из совокупности доказательств, представленных в материалах дела, суд приходит к выводу, что локальными нормативно-правовыми актами работодателя для заместителя директора по УВР не предусмотрены доплаты за работу с детьми-сиротами и за стаж работы в Учреждении.
Проанализировав фактические обстоятельства по делу, исследовав представленные в материалы дела доказательства, суд полагает, что в спорный период истцу начислялась и выплачивалась заработная плата в пределах и правилах, установленных в соответствии с действующей у ответчика системой оплаты труда с учетом имеющихся положений локальных нормативных актов.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований истца в полном объеме.
Принимая указанное решение, суд принял во внимание то, что техническую ошибку в трудовом договоре 08-21-тд от 14.09.2021 ответчик начал исправлять после обращения истца в суд. До указанного момента ответчик не указывал на допущенную ошибку, не предлагал внести исправления в текст трудового договора. Приходя к выводу о технической ошибке в трудовом договоре, заключенном между истцом и ответчиком, суд исходит из того, что локальным нормативным актом, а также постановлением № 901-пп определен порядок оплаты труда заместителя директора областного государственного учреждения, а в силу требований трудового законодательства РФ, оплата труда работника, в том числе, областных государственных учреждений в Магаданской области, устанавливается не только трудовым договором, но и локальными нормативно-правовыми актами работодателя.
При рассмотрении дела, суд полагает необоснованным заявленное в период рассмотрения дела ответчиком ходатайство о применении последствий пропуска срока обращения в суд.
Как указывалось выше, истцом заявлено требование о возложении обязанности произвести расчёт и выплатить за период с 01.12.2022 по дату вынесения решения доплату работу с детьми-сиротами и доплату за стаж работы. С исковым заявлением Чабаненко Е.А. через своего представителя обратилась 22.12.2023.
Из п. 6.2 Трудового договора от 14.09.2021 (в редакции дополнительного соглашения от 17.03.2022) предусмотрено, что заработная плата выплачивается работнику не реже чем каждые полмесяца (25 числа текущего месяца – за первую половину месяца и 10-го числа месяца, следующего за отработанным).
Абзацем 2 стати 392 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм.
Таким образом, о том, что истцу не выплачиваются доплаты за работу с детьми-сиротами и за стаж работы за декабрь 2022 года истец должна была узнать 11 января 2023 года, то есть за разрешения с спора за указанный месяц подлежало обратиться в суд не позднее 10 января 2024 года. Как указано выше в суд исковое заявление поступило 22.12.2023, то есть в пределах срока.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
р е ш и л:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░-░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ 01.12.2022 ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░-░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░, ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 25 ░░░░░ 2024 ░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░