РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
04 июля 2022 года г. Белорецк РБ
Белорецкий межрайонный суд Республики Башкортостан в составе
председательствующего судьи Харькиной Л.В.,
при секретаре Галицковой В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2 – 1534/2022 по исковому заявлению Белорецкого межрайонного прокурора РБ, действующего в интересах Газзаловой А. С. к Администрации муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по норме предоставления площади жилого помещения
УСТАНОВИЛ:
Первоначально Белорецкий межрайонный прокурор РБ, действуя в интересах Газзаловой А.С. обратился в суд с исковым заявлением к Администрации муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по норме предоставления площади жилого помещения. Впоследствии прокурор уточнил свои исковые требования в порядке ст. 39 ГПК РФ, в обоснование которых указал о том, что Белорецкой межрайонной прокуратурой РБ, во исполнение п.4.1 решения расширенного заседания коллегии прокуратуры РБ от 27.08.2013 г., п.5 Приказа Генерального прокурора РФ № 188 от 26.11.2007 г. «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи», а также в связи с поступившим обращением Газзаловой А.С. проведена проверка исполнения законодательства о несовершеннолетних в сфере обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, в ходе которой установлено, что Газзалова А.С. относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не обеспеченных в соответствии с законом жилым помещением. Постановлением администрации муниципального района ... РБ №... от ... она включена в список детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в качестве нуждающегося в жилых помещениях детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой, лиц из их числа детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения. В настоящее время какое – либо социальное жилье ребенку – сироте не предоставлено, нанимателем или собственником жилья он не является. Просит суд обязать Администрацию муниципального района ... Республики Башкортостан предоставить Газзаловой А.С., ... года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
В судебном заседании представитель истца – заместитель Белорецкого межрайонного прокурора Республики Башкортостан Ефремов В.С., уточненные исковые требования по доводам, изложенным в исковом заявлении, поддержал, просил их удовлетворить.
Истец Газзалова А.С. в судебном заседании уточненные исковые требования прокурора поддержала, просила их удовлетворить, показания дала аналогично изложенным в иске.
Представитель ответчика Администрации муниципального района ... Республики Башкортостан Набиуллина Э.Ш., действующая по доверенности, показала, что исковые требования не признает. Постановлением Администрации №... от ... Газзалова А.С. включена в список детей – сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, состоит в списке под номером 37. Предоставляя жилое помещение Газзаловой А.С. в первую очередь, по решению суда, будут нарушены права на предоставление жилого помещения 36 детей, которые включены ранее в список и имеющих равные основания, не дающие преимуществ одних перед другими. Исполнение подобной категории решений суда связано с необходимостью совершения комплекса мероприятий, требующих существенных временных затрат, поскольку законодательством предусмотрена особая процедура предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Просит учесть обстоятельства, связанные с приобретением жилого помещения для Газзаловой А.С. в порядке исполнения решения и в соответствии с требованиями Федерального закона от ... N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", принять решение с разумным сроком для его исполнения.
Представитель третьего лица Отдела опеки и попечительства Администрации муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан Чернова О.С., действующая по доверенности, показала, что в удовлетворении исковых требований просит отказать. Предоставляя жилое помещение Газзаловой А.С. в первую очередь, по решению суда, будут нарушены права на предоставление жилого помещения 36 детей, которые включены ранее в список и имеющих равные основания, не дающие преимуществ одних перед другими.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Статьей 40 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишён жилища. Органы государственной власти и местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лицам из числа детей-сирот и дети, оставшиеся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта РФ, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с п.1 ст. 8 поименованного Закона.
Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце 1 п.1 статьи 8 вышеназванного Федерального закона.
К их числу относится, в частности, невозможность проживания ребенка, достигшего возраста 18 лет, в ранее жилом помещении, который включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, а также окончание срока пребывания ребенка в образовательной организации.
При этом ни статья 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ни иные статьи указанного Закона не устанавливают очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
... полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот в соответствии с Законом Республики Башкортостан от 31 октября 2011 года №451-3 «О внесении изменений в Закон РБ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан» переданы органам местного самоуправления.
На основании доведенных бюджетных ассигнований муниципальные образования имеют право объявлять начало конкурсных процедур на приобретение жилых помещений на вышеуказанные цели.
В соответствии со ст. 50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
Из свидетельства о рождении следует, что Ахибзянова А. С. родилась ..., отцом указан Ахибзянов С.Ш., матерью Ахибзянова Р.Г.
Решением Белорецкого городского суда Республики Башкортостан от ..., Ахибзянов С.Ш. и Ахибзянова Р.Б. лишены родительских прав в отношении несовершеннолетней дочери Ахибзяновой А.С., ... года рождения. Решение суда вступило в законную силу ....
.... Ахибзянова А.С. вступила в брак с Газзаловым А.Р., сменила фамилию на Газзалову А.С.
Таким образом, Газзалова (Ахибзянова) А.С. относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и имеет право на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда.
Постановлением Администрации муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан №... от ..., Газзалова А.С., ... года рождения, включена в список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Согласно Уведомлению №... от .... в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения о правах Ахибзяновой А.С. на имеющиеся у нее объекты недвижимости.
В судебном заседании установлено, сторонами не оспаривалось, что право Газзаловой (Ахибзяновой) А.С. на предоставление ей жилого помещения, не реализовано.
Учитывая, что истец Газзалова (Ахибзянова) А.С. включенная в список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, до настоящего времени жильем не обеспечена, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
Довод стороны ответчика об отсутствии надлежащего финансирования, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку обязанность по предоставлению жилого помещения возникает независимо от наличия или отсутствия финансирования расходов по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот.
Довод стороны ответчика о том, что предоставление Газзаловой (Ахибзяновой) А.С. жилья по решению суда будут нарушены права детей – сирот, которые были ранее включены в список, суд не может принять во внимание в связи со следующим.
Так, анализ федерального законодательства позволяет сделать вывод о том, что основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определяет федеральный законодатель. Вместе с тем, федеральный законодатель не установил, что предоставление указанным лицам специализированного жилья должно зависеть от какой-либо очередности, такое предоставление законодатель связал только с возрастом и окончанием срока пребывания в образовательной организации и иных учреждениях.
Ни статья 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ни иные нормы вышеуказанных законов не устанавливают очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные в решении суда действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Поскольку возможность исполнения решения суда поставлена в прямую зависимость от перечисления должнику из республиканского бюджета денежных средств в необходимом размере, принимая во внимание значительный объем работы по проведению процедур по закупам в порядке Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», с соблюдением конкурсных процедур, с учетом доводов ответчика, суд считает возможным установить 6 – ти месячный срок для исполнения решения суда со дня вступления его в законную силу.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования Белорецкого межрайонного прокурора Республики Башкортостан, действующего в интересах Газзаловой А. С. к Администрации муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по норме предоставления площади жилого помещения – удовлетворить.
Обязать Администрацию муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан в течении 6 – ти (шести) месяцев со дня вступления решения в законную силу предоставить Газзаловой А. С., ... года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по норме предоставления площади жилого помещения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Белорецкий межрайонный суд Республики Башкортостан.
Решение в окончательной форме изготовлено 05 июля 2022 года.
Судья: Харькина Л.В.