дело №2-1659/2016
Сыктывдинского районного суда Республики Коми
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Сыктывдинский районный суд Республики Коми в составе судьи Колесниковой Д.А.,
при секретаре судебного заседания Глушковой Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в с.Выльгорт 25 ноября 2016 года гражданское дело по исковому заявлению Колганова В.М. к Министерству Республики Коми имущественных и земельных отношений о возложении обязанности передать квартиру в собственность, признании права собственности на квартиру в порядке приватизации,
установил:
Куратова Л.Н., действуя на основании доверенности от имени и в интересах Колганова В.М., обратилась в суд с иском к Министерству Республики Коми имущественных и земельных отношений о возложении обязанности передать жилое помещение по адресу: <адрес>, Сыктывдинский район, Республики Коми, – в собственность бесплатно и признать за истцом право собственности на указанное имущество в порядке приватизации. В обоснование требований указано, что истец использует названное жилое помещение с 06.07.2011 на условиях социального найма. Решением Министерства Республики Коми имущественных и земельных отношений истцу отказано в передаче указанного жилого помещения в собственность по причине отсутствия справок с места жительства за отдельные периоды, вместе с тем, истребуемые справки не могут служить безусловным основанием для лишения его права на жилище.
Истец Колганов В.М., будучи извещенным о времени и месте судебного заседания по известному суду адресу, в суд не явился, направив представителя Куратову Л.Н., уполномоченную соответствующей доверенностью, которая в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в иске.
Представитель ответчика Министерства Республики Коми имущественных и земельных отношений Жохов А.В., действующий на основании доверенности, возражал удовлетворению исковых требований, указывая на недоказанность требуемых для передачи жилого помещения в собственность в порядке приватизации обстоятельств.
Суд, руководствуясь ст.167 Гражданского процессуального кодекса РФ, определил рассмотреть дело в отсутствие истца.
Заслушав объяснения представителей сторон, показания свидетеля Н.., исследовав письменные материалы, суд приходит к следующим выводам.
В судебном заседании установлено, что жилое помещение в виде квартиры <адрес> Сыктывдинского района Республики Коми площадью <данные изъяты> предоставлено Колганову В.М. на условиях социального найма, в котором истец проживает с 06.07.2011. Данные обстоятельства лицами, участвующим в рассмотрении дела, не оспаривались.
В судебном заседании также установлено, что Колганов В.М. обращался в Министерство Республики Коми имущественных и земельных отношений с заявлением о бесплатной передаче в его собственность жилого помещения, занимаемого им на условиях социального найма, по результатам рассмотрения которого Министерством Республики Коми имущественных и земельных отношений в заключении договора передачи спорного жилого помещения в собственность отказано со ссылкой на непредоставление заявителем в течение двухмесячного срока с даты подачи заявления документов, подтверждающих его место жительства за период с 26.06.2006 по 05.07.2011, а также документов со всех мест проживания, подтверждающих, что ранее право на приватизацию жилого помещения в указанные периоды не использовалось.
Находя свое конституционное право на жилище нарушенным, и указывая на наличие правовых оснований для заключения договора передачи жилого помещения в собственность, Колганов В.М. обратился в суд с настоящим исковым заявлением.
Анализируя основания, послужившие причиной к отказу в заключении договора на передачу жилого помещения в собственность истца Колганова В.М., суд исходит из следующего.
В соответствии со ст. 2 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 6 приведенного закона передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными учреждениями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
Министерство Республики Коми имущественных и земельных отношений является органом исполнительной власти Республики Коми, исполняющим функции по реализации государственной политики в сфере имущественных отношений, земельных отношений, управлению и распоряжению государственной собственностью Республики Коми, в том числе государственным жилищным фондом Республики Коми, нормативно-правовому регулированию, предоставлению государственных услуг в указанной сфере.
Приказом Агентства Республики Коми по управлению имуществом от 15.09.2010 № 130Д, с учетом изменений внесенных приказом Министерства Республики Коми имущественных и земельных отношений от 12.04.2016 № 139Д, утвержден Административный регламент предоставления государственной услуги по заключению договоров передачи жилых помещений, находящихся в государственной казне Республики Коми, в собственность граждан.
Пунктом 2.8. названного Административного регламента установлен перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги, в числе которых в пп.9 поименованы документы (справки) со всех мест проживания, подтверждающие, что ранее право на приватизацию жилого помещения гражданами не было использовано (в том числе несовершеннолетними детьми).
Истцом в целях реализации своего права на приватизацию предоставлены ответчику документы, свидетельствующие о регистрации по месту жительства с 06.07.2011 по адресу: <адрес>, Сыктывдинский район, Республика Коми, – и договор социального найма в отношении названного жилого помещения. При этом в своем заявлении о заключении договора передачи жилого помещения в собственность Колганов В.М. указал, что в период с 2004 года по 2006 год проживал <адрес>, а с 2006 года по 2011 год – <адрес>.
Согласно предоставленной на межведомственные запросы Министерства Республики Коми имущественных и земельных отношений в целях решения вопроса о предоставлении государственной услуги Колганову В.М. информации последний в период 30.08.1993 по 06.09.2004 находился на полном государственном обеспечении в ГОУ «<данные изъяты>» г.Сыктывкара и имел регистрацию на время проживания и обучения по адресу: <адрес>, Республика Коми; в период с 12.10.2004 по 25.06.2006 имел регистрацию в комнате общежития по адресу: <адрес>, Республика Коми. Иной информации, свидетельствующей о месте проживания и регистрации по месту проживания Колганова В.М. в период с 26.06.2006 по 05.07.2011, установить в рамках межведомственного информационного взаимодействия Министерством Республики Коми имущественных и земельных отношений не представилось возможным.
В соответствии с п. 2.15. Административного регламента основанием для отказа в предоставлении государственной услуги является в числе прочих непредоставление в течение двухмесячного срока с даты подачи запроса заявителем всех документов, указанных в пункте 2.8 настоящего Регламента, либо непредставление заявителем информации, необходимой для запрашивания Министерством документов, указанных в пункте 2.9 настоящего Регламента, в рамках межведомственного информационного взаимодействия.
Отказывая Колганову В.М. в заключении договора передачи жилого помещения в собственность Министерство Республики Коми имущественных и земельных отношений указало о непредоставлении заявителем истребуемых сведений. При этом при рассмотрении дела по существу в рамках спорного периода сведения, касающиеся регистрации истца по месту пребывания, также не нашли свое подтверждение.
Из объяснений представителя истца следует, что в 2006 году Колганов В.М. проходил обучение в ГОУ «<данные изъяты>», в период которого занимал предоставленную ему комнату в общежитие, а с 2008 по 2011 годы истец Колганов В.М. проживал в помещении <адрес>.
Между тем, согласно предоставленной по запросу суда информации Колганов В.М. в период с 2005 по 2008 годы в ГПОУ «<данные изъяты>» не обучался, комнат в общежитии не занимал.
Кроме того, по сведениям, предоставленным УМВД по г. Сыктывкару, в списках личного состава сотрудников и работников ГИБДД УМВД по г. Сыктывкару в период с 2008 по 2011 годы Колганов В.М. не значится, равно как и отсутствует информация о предоставлении последнему какого-либо жилья или помещения в целях проживания.
Не нашли свое подтверждение и изложенные Колгановым В.М. в своем заявлении, адресованном Министерству Республики Коми имущественных и земельных отношений, ссылки о своем проживании с 2006 года по 2011 год по адресу: <адрес>, – напротив, как следует из материалов дела по названному адресу располагается ОГИБДД ОВД по Эжвинскому району г.Сыктывкара, является административным зданием оперативного управления МВД РК, в котором фактическое проживанием и регистрация граждан невозможна.
Допрошенный ранее в судебном заседании по ходатайству представителя истца в качестве свидетеля Б.., суду показал, что Колганова В.М. помнит, как лицо, которое встречал на территории ГИБДД Эжвинского района г.Сыктывкара, где свидетель проходил службу до 2010 года, при этом о характере пребывания Колганова В.М., равно как и о его проживании на территории ГИБДД, ему ничего не известно.
П. будучи допрошенной ранее в судебном заседании в качестве свидетеля, суду показала, что Колганов В.М. известен ей в качестве квартиросъемщика, которому в 2008 году ею была предоставлена комната для проживания, используемая им по назначению не более года, после чего Колганов В.М. освободил ее.
Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля Н.., указавший суду о совместном проживании с истцом в период с 2006 по 2007 годы <адрес> г. Сыктывкара на съемной квартире, между тем достоверно не смог пояснить, где проживал истец в период с 2007 по 2011 годы. При этом показания свидетеля в той части, где последний показывает о проживании Колганова В.М. в помещении, принадлежащем ГИБДД, суд оценивает критически, поскольку обстоятельства, о которых свидетель показал суду непоследовательны между собой, входят в противоречия по времени трудоустройства свидетеля в ГИБДД, ссылавшегося на 2016 года, и временем проживания Колганова В.М. на территории ГИБДД, на которое ссылался представитель истца в обоснование рассматриваемых требований. Показания свидетеля, который в судебном заседании не смог сопоставить события и даты, по убеждению суда, носят предположительный характер.
В соответствии со ст. 11 Закона о приватизации каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
Как вытекает из преамбулы названного Закона, закрепление данного права предполагает создание равных правовых условий для осуществления гражданами выбора способа удовлетворения потребностей в жилье, в том числе на основе свободы выбора места жительства, а также на обеспечение гражданам возможности эффективно использовать свои средства для улучшения жилищных условий, свободно владеть, пользоваться и распоряжаться жильем, выступать с ним на рынке недвижимости.
Согласно ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Материалы дела располагают данными об отсутствии сведений в администрациях муниципальных образований муниципального района «Сыктывдинский», городского округа «Сыктывкар» (Эжвинский район), сельского поселения «Зеленец», муниципального района «Печора» об участии Колганова В.М. в приватизации жилых помещений.
Вместе с тем, сведений, подтверждающих место проживания истца в период с 2009 года по 05.07.2011, когда Колганов В.М. обладал правом на приватизацию, им представлено не было ни при передаче документов на приватизацию, ни в ходе рассмотрения дела судом.
С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что Колганов В.М. не представил доказательств подтверждающих, что он ранее участия в приватизации не принимал и свое право на однократную приватизацию жилого помещения с 2009 года по 05.07.2011 не использовал, тогда как представление требуемых документов для получения услуги по приватизации является обязательным, при этом обязанность по предоставлению данных документов возложена исключительно на лицо, обращающееся за данной услугой, в данном случае на истца, в связи с чем, суд приходит к выводу о правомерности принятого ответчиком решения, что не является препятствием для повторной подачи истцом документов на приватизацию после устранения указанных недостатков, и отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований Колганова В.М.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ,
решил:
Исковые требования Колганова В.М. к Министерству Республики Коми имущественных и земельных отношений о признании права собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес> Сыктывдинский район, Республика Коми, – в порядке приватизации оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывдинский районный суд Республики Коми в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение составлено 30 ноября 2016 года.
Судья Д.А. Колесникова