Решение по делу № 3а-255/2020 от 19.05.2020

Дело № 3а-255/2020

УИД 26 ОS0000-04-2020-000159-75

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Ставрополь 07 октября 2020 года

Ставропольский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Товчигречко М.М.,

при секретаре судебного заседания Гапот Н.А.,

с участием: представителя административного истца О.О.А.,

представителя заинтересованного лица ГБУ СК «Ставкрайимущество» К.С.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению закрытого акционерного общества «Ю.Э.К.» к Министерству имущественных отношений Ставропольского края об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере рыночной стоимости,

установил:

закрытое акционерное общество «Ю.Э.К.» обратилось в Ставропольский краевой суд с административным иском к Министерству имущественных отношений Ставропольского края, Управлению Росреестра по Ставропольскому краю, ГБУ СК «Ставкрайимущество» об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере рыночной стоимости.

В обоснование иска указано, что ЗАО «Ю.э.к.» является собственником следующих земельных участков:

- с кадастровым номером.. , площадью 4730+/-24 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: эксплуатация и обслуживание железнодорожного пути от станции «Скачки», адрес: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: ……;

- с кадастровым номером …., площадью 28 516 +/-59 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для эксплуатации и обслуживания железнодорожного пути от станции «Скачки», адрес: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: ….;

- с кадастровым номером …., площадью 8 640 +/-33 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: эксплуатация и обслуживание железнодорожного пути от станции «Скачки», адрес: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир железнодорожные пути. Почтовый адрес ориентира: ….;

- с кадастровым номером …., площадью 10 377 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для осуществления производственной деятельности, адрес: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир в западной промышленной зоне г. Лермонтова. Почтовый адрес ориентира: ….;

- с кадастровым номером …., площадью 7 015 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: эксплуатация гаражей, адрес: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: …;

- с кадастровым номером …., площадью 107388+/-115 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для осуществления производственной деятельности, адрес: …;

- с кадастровым номером …., площадью 7 695+/-31 кв.м., виды разрешенного использования: для осуществления производственной деятельности, адрес: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир I западная промышленная зона. Почтовый адрес ориентира: ….;

- с кадастровым номером …, площадью 4 377+/-23 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: эксплуатация и обслуживание железнодорожного пути от станции «Скачки», адрес: ….;

- с кадастровым номером …., площадью 11442+/-37 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для эксплуатации железнодорожного пути, адрес: …;

- с кадастровым номером …., площадью 8876+/-330 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: эксплуатация и обслуживание железнодорожного пути от станции «Скачки», адрес: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир железнодорожные пути. Почтовый адрес ориентира: ….;

- с кадастровым номером …, площадью 21 805+/-52 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: эксплуатация и обслуживание железнодорожного пути от станции «Скачки», адрес: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира….;

- с кадастровым номером …, площадью 1492+/-14 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: занимаемого помещением вспомогательных служб, адрес: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир ПВС. Почтовый адрес ориентира: ….;

- с кадастровым номером …, площадью 29100+/-60 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: размещение железнодорожного пути от станции «Скачки», адрес: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: …..;

- с кадастровым номером …, площадью 16861+/-45 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: размещение железнодорожного пути от станции «Скачки», адрес: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: …..

Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости кадастровая стоимость спорных земельных участков по состоянию на 01 января 2019 года установлена в следующих размерах:

- с кадастровым номером …… – 7511 996.80 рублей;

- с кадастровым номером ……….. – 12 348568.64 рублей;

- с кадастровым номером ………… – 15514675.20 рублей;

- с кадастровым номером ………… – 5482815.59 рублей;

- с кадастровым номером …………. – 10801065.65 рублей;

- с кадастровым номером …………. – 56739770.67 рублей;

- с кадастровым номером ………… – 4065747.90 рублей;

- с кадастровым номером ……….. – 7859691.36 рублей;

- с кадастровым номером ………… – 5623056.48 рублей;

- с кадастровым номером ……….. – 4553388 рублей;

- с кадастровым номером ………… – 40202750.70 рублей;

- с кадастровым номером ……….. – 2239745.64 рублей;

- с кадастровым номером ………… – 9890217 рублей;

- с кадастровым номером ………. – 5603247.52 рублей.

Не согласившись с кадастровой стоимостью объектов недвижимости административный истец обратился к независимому оценщику ООО Межрегиональный центр оценки «Бизнес-Партнер» для определения их рыночной стоимости.

В соответствии с представленными административным истцом отчетами ООО Межрегиональный центр оценки «Бизнес-Партнер» рыночная стоимость земельных участков по состоянию на 01 января 2019 года составила:

- с кадастровым номером ……….. – 1800 000 рублей (отчет №370/2020 от 30 апреля 2020 года);

- с кадастровым номером ……….. – 7120 000 рублей (отчет №368/2020 от 30 апреля 2020 года);

- с кадастровым номером ………… – 3417 000 рублей (отчет №361/2020 от 30 апреля 2020 года);

- с кадастровым номером ………… – 3147000 рублей (отчет №364/2020 от 30 апреля 2020 года);

- с кадастровым номером ……. – 2774 000 рублей (отчет №357/2020 от 30 апреля 2020 года);

- с кадастровым номером ……….. – 29650 000 рублей (отчет №359/2020 от 30 апреля 2020 года);

- с кадастровым номером ………… – 3043 000 рублей (отчет №358/2020 от 30 апреля 2020 года);

- с кадастровым номером ………… – 1296 000 рублей (отчет №365/2020 от 30 апреля 2020 года);

- с кадастровым номером ………… – 3403 000 рублей (отчет №369/2020 от 30 апреля 2020 года);

- с кадастровым номером ……….. – 3510 000 рублей (отчет №362/2020 от 30 апреля 2020 года);

- с кадастровым номером 26:32:010111:7 – 7625 000 рублей (отчет №366/2020 от 30 апреля 2020 года);

- с кадастровым номером ………… – 590 000 рублей (отчет №360/2020 от 30 апреля 2020 года);

- с кадастровым номером ………… – 6117 000 рублей (отчет №363/2020 от 30 апреля 2020 года);

- с кадастровым номером ……….. – 3725 000 рублей (отчет №367/2020 от 30 апреля 2020 года).

Согласно части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации физические и юридические лица вправе обратиться в суд с административным иском об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

Административный истец считает оспариваемую кадастровую стоимость объектов недвижимости значительно превышающей их рыночную стоимость, что нарушает его права и законные интересы плательщика налога, размер которого исчисляется исходя из кадастровой стоимости объектов.

Судом привлечено к участию в деле в качестве заинтересованного лица Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Ставропольскому краю, изменено процессуальное положение Управления Росреестра по Ставропольскому краю, ГБУ СК «Ставкрайимущество» с административных соответчиков на заинтересованных лиц.

В судебное заседание представители административного ответчика: Министерства имущественных отношений Ставропольского края, представители заинтересованных лиц: филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ставропольскому краю, Управления Росреестра по Ставропольскому краю, администрации города Лермонтова, администрации города-курорта Пятигорска, администрации Предгорного муниципального района Ставропольского края, извещенные надлежащим образом о слушании дела, не явились, об отложении слушания дела не ходатайствовали. От представителя администрации города Лермонтова Тимченко В.П. поступило заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

В представленных в материалы дела письменных возражениях ведущий специалист-эксперт отдела правового обеспечения Управления Росреестра по Ставропольскому краю Д.О.И. просила рассмотреть административный иск в соответствии с действующим законодательством в отсутствие представителя Управления.

В соответствии с требованиями части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации указанные обстоятельства не препятствуют рассмотрению дела в отсутствие неявившихся лиц, извещенных о слушании дела надлежащих образом.

В судебном заседании представитель административного истца О.О.А. уточнил административные исковые требования с учетом выводов судебной оценочной экспертизы ООО «Юридическое агентство «Аргумент» от 03 сентября 2020 года № 14-Э/09/2020.

Представитель ГБУ СК «Ставкрайимущество» К.С.Ю. возражала против установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере рыночной стоимости, замечаний к заключению эксперта ООО «Юридическое агентство «Аргумент» не высказала.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере равном их рыночной стоимости согласно выводам судебной оценочной экспертизы ООО «Юридическое агентство «Аргумент» от 03 сентября 2020 года № 14-Э/09/2020 по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в частной собственности, устанавливаются договорами аренды земельных участков. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 указанной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

В соответствии с пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 135-ФЗ) регламентированы правовые основы регулирования деятельности в отношении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, физическим и юридическим лицам.

Для определения кадастровой стоимости отдельных объектов недвижимости на основании решения исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления проводится государственная кадастровая оценка, результаты которой вносятся в государственный кадастр недвижимости (статья 24.12 Федерального закона № 135-ФЗ).

Статьей 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ предусмотрено, что одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую утверждена его кадастровая стоимость.

Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если они затрагивают права и обязанности этих лиц.

В силу статьи 3 Федерального закона № 135-ФЗ под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.

Федеральный закон № 237-ФЗ от 03 июля 2016 года «О государственной кадастровой оценке» регулирует отношения, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки на территории Российской Федерации.

Государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (п. 1 ст. 6 Федерального закона № 237-ФЗ).

В соответствии со статьей 22 Федерального закона № 237-ФЗ от 03 июля 2016 года «О государственной кадастровой оценке» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным (п.1).

Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость (п. 7 ст. 22 указанного Федерального закона).

Таким образом, законодательство не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем, сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются. Права заявителя, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка.

Из материалов данного административного дела следует, что результаты определения кадастровой стоимости указанных земельных участков затрагивают права и обязанности административного истца, поскольку за находящиеся у него в собственности земельные участки налоговые платежи рассчитывается из кадастровой стоимости земельных участков.

Суд находит, что обращение в суд с настоящим административным исковым заявлением в полной мере согласуется с вышеприведенными положениями.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что ЗАО «Ю.э.к.» является собственником следующих земельных участков:

- с кадастровым номером …., площадью 4730+/-24 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: эксплуатация и обслуживание железнодорожного пути от станции «Скачки», адрес: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: ….;

- с кадастровым номером …., площадью 28 516 +/-59 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для эксплуатации и обслуживания железнодорожного пути от станции «Скачки», адрес: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: ….;

- с кадастровым номером …., площадью 8 640 +/-33 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: эксплуатация и обслуживание железнодорожного пути от станции «Скачки», адрес: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир железнодорожные пути. Почтовый адрес ориентира: ….;

- с кадастровым номером …., площадью 10 377 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для осуществления производственной деятельности, адрес: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир в западной промышленной зоне г. Лермонтова. Почтовый адрес ориентира: ….;

- с кадастровым номером …., площадью 7 015 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: эксплуатация гаражей, адрес: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: ….;

- с кадастровым номером …., площадью 107388+/-115 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для осуществления производственной деятельности, адрес: ….;

- с кадастровым номером …., площадью 7 695+/-31 кв.м., виды разрешенного использования: для осуществления производственной деятельности, адрес: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир I западная промышленная зона. Почтовый адрес ориентира: ….;

- с кадастровым номером …., площадью 4 377+/-23 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: эксплуатация и обслуживание железнодорожного пути от станции «Скачки», адрес: ….;

- с кадастровым номером …., площадью 11442+/-37 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для эксплуатации железнодорожного пути, адрес: ….;

- с кадастровым номером …., площадью 8876+/-330 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: эксплуатация и обслуживание железнодорожного пути от станции «Скачки», адрес: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир железнодорожные пути. Почтовый адрес ориентира: …..;

- с кадастровым номером …., площадью 21 805+/-52 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: эксплуатация и обслуживание железнодорожного пути от станции «Скачки», адрес: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: ….;

- с кадастровым номером …, площадью 1492+/-14 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: занимаемого помещением вспомогательных служб, адрес: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир ПВС. Почтовый адрес ориентира: ….;

- с кадастровым номером ….., площадью 29100+/-60 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: размещение железнодорожного пути от станции «Скачки», адрес: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: ….;

- с кадастровым номером …., площадью 16861+/-45 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: размещение железнодорожного пути от станции «Скачки», адрес: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: …..

В соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» на территории Ставропольского края проведена государственная кадастровая оценка объектов недвижимости по состоянию на 01 января 2019 года.

Государственная кадастровая оценка объектов недвижимости на территории Ставропольского края, проводилась государственным бюджетным учреждением Ставропольского края «Ставкрайимущество», результаты государственной кадастровой оценки утверждены приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края № 1175 от 25 ноября 2019 года.

Кадастровая стоимость спорных земельных участков установлена на основании Приказа Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 25 ноября 2019 года № 1175 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Ставропольского края».

Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости кадастровая стоимость спорных земельных участков по состоянию на 01 января 2019 года установлена в следующих размерах:

- с кадастровым номером …. – 7511 996.80 рублей;

- с кадастровым номером ………. – 12 348568.64 рублей;

- с кадастровым номером …………. – 15514675.20 рублей;

- с кадастровым номером ………… – 5482815.59 рублей;

- с кадастровым номером …………. – 10801065.65 рублей;

- с кадастровым номером …………… – 56739770.67 рублей;

- с кадастровым номером ………… – 4065747.90 рублей;

- с кадастровым номером ……….. – 7859691.36 рублей;

- с кадастровым номером ………… – 5623056.48 рублей;

- с кадастровым номером ……….. – 4553388 рублей;

- с кадастровым номером ……………– 40202750.70 рублей;

- с кадастровым номером ………. – 2239745.64 рублей;

- с кадастровым номером ………… – 9890217 рублей;

- с кадастровым номером …………. – 5603247.52 рублей.

В соответствии с представленными административным истцом отчетами ООО Межрегиональный центр оценки «Бизнес-Партнер» рыночная стоимость земельных участков по состоянию на 01 января 2019 года составила:

- с кадастровым номером ……….. – 1800 000 рублей (отчет №370/2020 от 30 апреля 2020 года);

- с кадастровым номером ……….. – 7120 000 рублей (отчет №368/2020 от 30 апреля 2020 года);

- с кадастровым номером ………. – 3417 000 рублей (отчет №361/2020 от 30 апреля 2020 года);

- с кадастровым номером ……….. – 3147000 рублей (отчет №364/2020 от 30 апреля 2020 года);

- с кадастровым номером ……….. – 2774 000 рублей (отчет №357/2020 от 30 апреля 2020 года);

- с кадастровым номером ………… – 29650 000 рублей (отчет №359/2020 от 30 апреля 2020 года);

- с кадастровым номером ………… – 3043 000 рублей (отчет №358/2020 от 30 апреля 2020 года);

- с кадастровым номером ………… – 1296 000 рублей (отчет №365/2020 от 30 апреля 2020 года);

- с кадастровым номером ……. – 3403 000 рублей (отчет №369/2020 от 30 апреля 2020 года);

- с кадастровым номером ….. – 3510 000 рублей (отчет №362/2020 от 30 апреля 2020 года);

- с кадастровым номером …………… – 7625 000 рублей (отчет №366/2020 от 30 апреля 2020 года);

- с кадастровым номером ………….. – 590 000 рублей (отчет №360/2020 от 30 апреля 2020 года);

- с кадастровым номером ………….. – 6117 000 рублей (отчет №363/2020 от 30 апреля 2020 года);

- с кадастровым номером …………. – 3725 000 рублей (отчет №367/2020 от 30 апреля 2020 года).

Согласно нормам статьи 22 Федерального закона от 03.07.2016 года №237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» и пункта 4 статьи 245 КАС РФ, административный истец в комиссию о рассмотрении споров о результатах определения кадастровой стоимости при Министерстве имущественных отношений Ставропольского края, созданную приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края № 1312 от 26 декабря 2019 года, не обращался.

Из разъяснений, изложенных в пунктах 20 и 23 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», следует, что исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (статья 1, 20 Закона об оценочной деятельности).

В случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении. С учетом того, что результатом оценки является стоимость, определенная в отчете об оценке, экспертиза должна быть направлена на установление рыночной стоимости объекта недвижимости.

В связи с возникшим в ходе рассмотрения дела вопросом о величине рыночной стоимости земельного участка, требующим специальных познаний в области оценочной деятельности, на основании определения суда от 09 июня 2020 года по делу проведена судебная оценочная экспертиза.

В соответствии с заключением эксперта ООО «Юридическое агентство «Аргумент» Т.А.С. от 03 сентября 2020 года № 14-Э/09/2020 рыночная стоимость земельных участков по состоянию на 01 января 2019 года составила: с кадастровым номером ……… - 1714 000 рублей; с кадастровым номером ……… - 12179000 рублей; с кадастровым номером ………. - 2656 000 рублей; с кадастровым номером ……….. - 4165 000 рублей; с кадастровым номером ……. - 2911 000 рублей; с кадастровым номером …….. - 40969 000 рублей; с кадастровым номером ……….. - 3169 000 рублей; с кадастровым номером ………… - 1426 000 рублей; с кадастровым номером ……….. - 3434 000 рублей; с кадастровым номером ……… - 2722 000 рублей; с кадастровым номером ………. - 6195 000 рублей; с кадастровым номером ……… - 707 000 рублей; с кадастровым номером ……… - 7036 000 рублей; с кадастровым номером …….. - 4271 000 рублей.

Оценив представленные доказательства по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд пришел к выводу о принятии заключения судебной оценочной экспертизы ООО «Юридическое агентство «Аргумент» Т.А.С. от 03 сентября 2020 года № 14-Э/09/2020 в качестве надлежащего доказательства, подтверждающего достоверную рыночную стоимость спорных земельных участков.

Экспертное заключение ООО «Юридическое агентство «Аргумент» Т.А.С. от 03 сентября 2020 года № 14-Э/09/2020 подготовлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорных участков, и соответствует требованиям указанного Федерального Закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативному правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, в связи с чем, ставить указанное экспертное заключение под сомнение оснований не имеется.

Стороны по делу при производстве судебной экспертизы не присутствовали.

Исследование и формирование выводов экспертом произведено на основании представленных документов и материалов дела, с учетом нормативных актов, регламентирующих организацию производства судебных экспертиз и оценку объектов недвижимости.

Обследование объектов оценки произведено экспертом лично 17 июля 2020 года. Дополнительная идентификация объектов исследования проведена по материалам административного дела.

Для получения наглядного представления об объектах исследования в заключении приведены фото, таблицы, чертежи и схемы.

В заключение судебной экспертизы подробно описаны объекты исследования, приведены их общие характеристики, анализ местоположения, подробно произведено описание процесса оценки.

Экспертом в заключение произведен анализ рынка объектов исследования, ценообразующих факторов, фактических данных о ценах предложений к продаже объектов недвижимости Ставропольского края, факторов, влияющих на спрос, предложение и цены сопоставимых объектов недвижимости, определен сегмент рынка, к которому принадлежат объекты оценки.

Для возможности проведения анализа экспертом использован массив объявлений из архива объявлений авито, ruads.org. Результат произведенной работы представлен в таблице.

Информация по характеристикам, не указанная в объявлениях, уточнялась в ходе телефонных переговоров с продавцами на дату подачи объявления.

Выявленные объекты-аналоги сопоставлялись с оцениваемыми по всем элементам сравнения, используемым при расчете стоимости сравнительным подходом (метод сравнения продаж). За объекты-аналоги приняты те объекты, по которым имеется максимальное количество совпадений. Данный подход к выбору объектов-аналогов обеспечивает при расчете сравнительным подходом применение минимального количества корректировок, что приводит к более точному результату расчета.

Объекты-аналоги для расчета выбраны экспертом по принципу сопоставимости, который основан на установлении сходства показателей между объектами исследования и объектами – аналогами. Аналоги, отобранные для расчета рыночной стоимости, имеют наиболее схожие с объектом оценки ценообразующие факторы. Отобранные экспертом объекты-аналоги представлены в соответствующей таблице.

При проведении судебной экспертизы в рамках поставленных судом вопросов эксперт применял подходы и методы оценки в соответствии с требованиями Федерального закона № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и Федеральных стандартов оценки.

Проанализировав рынок земельных участков аналогичного назначения с объектами исследования, эксперту удалось подобрать достаточное для оценки количество объектов-аналогов с известными ценами предложений, поэтому рыночная стоимость оцениваемых земельных участков определялась с использование сравнительного подхода методом сравнения продаж.

При расчете рыночной стоимости объекта недвижимости экспертом описаны примененные корректировки. Применение корректировок, как и отказ от применения корректировок экспертом мотивированы в заключении.

Итоговое суждение о рыночной стоимости оцениваемых объектов недвижимости не является произвольным, эксперт в полной мере придерживался принципов федеральных стандартов оценки.

Выводы эксперта мотивированы, предельно ясны, обоснованы исследованными экспертом обстоятельствами и не содержат противоречий. Заключение эксперта отвечает требованиям относимости, допустимости и не вызывает сомнений в достоверности.

Проанализировав данное экспертное заключение в совокупности с другими представленными по делу доказательствами, суд расценивает его как относимое и допустимое доказательство, подтверждающее достоверность указанной в нем величины рыночной стоимости оцениваемых объектов недвижимости.

Поскольку противоречия в выводах эксперта или заинтересованность эксперта в исходе рассматриваемого спора отсутствует, оснований не доверять заключению судебной оценочной экспертизы у суда не имеется.

Определенная в экспертном заключении итоговая рыночная стоимость объектов оценки не является произвольной, при оценке исследуемого объекта эксперт придерживался принципов, предусмотренных федеральными стандартами оценки; заключение эксперта базируется на достоверных правоустанавливающих документах об объектах оценки; в заключении приведены все необходимые сведения об использовании источников получения информации; расчеты, проведенные в рамках используемого экспертом подхода, позволяют объективно определить рыночную стоимость объектов оценки по состоянию на дату их государственной кадастровой оценки.

Доказательств о недостоверности выводов и результатов экспертного заключения не представлено.

Надлежащих доказательств, подтверждающих иную рыночную стоимость, чем отражено в заключении судебной оценочной экспертизы, сторонами, заинтересованными лицами по делу суду не представлено.

Исходя из положений статей 3 и 24.18 Закона об оценочной деятельности, позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 03 июля 2014 года № 1555-О, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки земельного участка с учетом его уникальных характеристик, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлены, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки и в соответствии с действующим в настоящее время правовым регулированием является законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик указанного объекта недвижимости - кадастровой стоимости.

Задачами административного судопроизводства являются защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений в силу положений статьи 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

В качестве основания для пересмотра кадастровой стоимости земельных участков административный истец ссылается на необоснованное ее завышение по сравнению с рыночной стоимостью данных объектов недвижимости. Целью обращения административного истца в суд являлось снижение налоговых платежей, в связи с их завышением, которые подлежат исчислению исходя из установленной кадастровой стоимости объектов.

В ходе судебного разбирательства факт завышения кадастровой стоимости в отношении вышеуказанных земельных участков по сравнению с рыночной, нашел свое подтверждение, равно как и факт нарушений установлением данной кадастровой стоимостью прав административного истца, как плательщика налоговых платежей.

Данное обстоятельство свидетельствует о том, что оспариваемой кадастровой стоимостью земельных участков, внесенной в Единый государственный реестр недвижимости, права и законные интересы административного истца нарушены.

Следовательно, при наличии факта нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца, что является одним из условий удовлетворения иска, административные исковые требования административного истца об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере рыночной на дату их государственной кадастровой оценки, подлежат удовлетворению.

Выводы, содержащиеся в заключении судебной оценочной экспертизы, опровергают содержащиеся в представленном административным истцом отчете об оценке данные об оценке рыночной стоимости земельных участков. В связи с чем, у суда отсутствуют правовые основания к установлению кадастровой стоимости заявленных в иске земельных участков в размере их рыночной стоимости, определенной на основании указанного отчета независимого оценщика.

На основании изложенного, подлежат удовлетворению требования административного истца об установлении кадастровой стоимости земельных участков, находящегося в собственности у административного истца, в размере их рыночной стоимости, установленной в заключении судебной оценочной экспертизы ООО «Юридическое агентство «Аргумент» Т.А.С. от 03 сентября 2020 года № 14-Э/09/2020.

Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

Настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости спорных земельных участков.

Согласно абзацу 4 статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, пункта 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 года № 28, стоимость объектов недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была определена кадастровая стоимость, то есть, на 01 января 2019 года.

Ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, датой подачи соответствующего заявления административным истцом следует считать дату его обращения в суд, а именно 19 мая 2020 года (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).

В п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено, что установленная судом кадастровая стоимость используется для исчисления налоговой базы за налоговый период, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, и применяется до вступления в силу в порядке, определенном статьей 5 НК РФ, нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, при условии внесения сведений о новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.

Для иных, предусмотренных законодательством целей, например, для определения арендной платы и выкупной цены, исчисляемых из кадастровой стоимости, установленная судом кадастровая стоимость применяется с 1 января календарного года, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, до даты внесения очередных результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости (абзацы третий и пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).

В краевой суд одновременно с экспертным заключением поступило ходатайство экспертной организации ООО «Юридическое агентство «Аргумент» о взыскании судебных расходов по оплате проведенной по данному административному делу оценочной экспертизы в размере 315000 рублей, которые суд считает необходимым взыскать с административного истца по следующим основаниям.

Исходя из системного толкования положений статьи 114, части 5 статьи 247, пункта 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если соответствующие судебные издержки понесены в связи с установлением обстоятельств, бремя доказывания которых возложено на истца, то эти издержки относятся на данную сторону.

Обязанность доказывания оснований, указанных в статье 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, возложена на административного истца, поскольку им реализуется право на установление в судебном порядке кадастровой стоимости в размере рыночной заявленных в иске земельных участков, следовательно, обязанность по оплате расходов на проведение судебной экспертизы возлагается на административного истца.

Руководствуясь статьями 175-180, статьей 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление закрытого акционерного общества «Ю.Э.К.» об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере рыночной стоимости - удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером …., площадью 4730+/-24 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: эксплуатация и обслуживание железнодорожного пути от станции «Скачки», адрес: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: …., в размере рыночной стоимости 1714 000 рублей по состоянию на 01 января 2019 года.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером …, площадью 28 516 +/-59 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для эксплуатации и обслуживания железнодорожного пути от станции «Скачки», адрес: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: ….., в размере рыночной стоимости 12179000 рублей по состоянию на 01 января 2019 года.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером …., площадью 8 640 +/-33 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: эксплуатация и обслуживание железнодорожного пути от станции «Скачки», адрес: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир железнодорожные пути. Почтовый адрес ориентира: ……, в размере рыночной стоимости 2656 000 рублей по состоянию на 01 января 2019 года.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером …., площадью 10 377 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для осуществления производственной деятельности, адрес: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир в западной промышленной зоне г. Лермонтова. Почтовый адрес ориентира: ….., в размере рыночной стоимости 4165 000 рублей по состоянию на 01 января 2019 года.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером …., площадью 7 015 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: эксплуатация гаражей, адрес: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: ….., в размере рыночной стоимости 2911 000 рублей по состоянию на 01 января 2019 года.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером …., площадью 107388+/-115 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для осуществления производственной деятельности, адрес: …., в размере рыночной стоимости 40969 000 рублей по состоянию на 01 января 2019 года.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером …., площадью 7 695+/-31 кв.м., виды разрешенного использования: для осуществления производственной деятельности, адрес: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир I западная промышленная зона. Почтовый адрес ориентира: …., в размере рыночной стоимости 3169 000 рублей по состоянию на 01 января 2019 года.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером …., площадью 4 377+/-23 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: эксплуатация и обслуживание железнодорожного пути от станции «Скачки», адрес: …., в размере рыночной стоимости 1426 000 рублей по состоянию на 01 января 2019 года.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером …., площадью 11442+/-37 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для эксплуатации железнодорожного пути, адрес: …., в размере рыночной стоимости 3434 000 рублей по состоянию на 01 января 2019 года.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером …., площадью 8876+/-330 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: эксплуатация и обслуживание железнодорожного пути от станции «Скачки», адрес: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир железнодорожные пути. Почтовый адрес ориентира: …., в размере рыночной стоимости 2722 000 рублей по состоянию на 01 января 2019 года.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером …, площадью 21 805+/-52 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: эксплуатация и обслуживание железнодорожного пути от станции «Скачки», адрес: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: …., в размере рыночной стоимости 6195 000 рублей по состоянию на 01 января 2019 года.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером …., площадью 1492+/-14 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: занимаемого помещением вспомогательных служб, адрес: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир ПВС. Почтовый адрес ориентира: …., в размере рыночной стоимости 707 000 рублей по состоянию на 01 января 2019 года.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером …., площадью 29100+/-60 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: размещение железнодорожного пути от станции «Скачки», адрес: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: …., в размере рыночной стоимости 7036 000 рублей по состоянию на 01 января 2019 года.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером …, площадью 16861+/-45 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: размещение железнодорожного пути от станции «Скачки», адрес: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: ….., в размере рыночной стоимости 4271 000 рублей по состоянию на 01 января 2019 года.

Настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами …., …., …, …., …., …, …, …., …, …., …, …., …, …..

Датой подачи заявления об изменении кадастровой стоимости объектов недвижимости считать – 19 мая 2020 года.

Взыскать с административного истца закрытого акционерного общества «Ю.Э.К.» в пользу общества с ограниченной ответственностью «Юридическое агентство «Аргумент» стоимость проведенной по делу судебной оценочной экспертизы в размере 315 000 рублей путем перечисления на банковские реквизиты:

общество с ограниченной ответственностью «Юридическое агентство «Аргумент», ООО «Аргумент»

355008 Ставропольский край, город Ставрополь, улица Ковалева, 19/6, телефон 8962740 9768

ИНН 2634812729 КПП 263401001

ОГРН 1142651004924

р/счет № 40702810060100025501

Ставропольское отделение № 5230 ПАО «Сбербанк России» г. Ставрополь (ДО № 0155 Ставропольского ОСБ № 5230)

355003 г. Ставрополь, ул. Ленина, 295

кор./счет 30101810907020000615

БИК банка 040702615

Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня принятия его в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Третий апелляционный суд общей юрисдикции через Ставропольский краевой суд.

Решение в окончательной форме изготовлено 16 октября 2020 года.

Председательствующий судья М.М. Товчигречко

3а-255/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
ЗАО "Южная Энергетическая компания"
Ответчики
Министерство имущественных отношений СК
Другие
Администация Предгорного муниципального района
Администрация города курорта-Пятигорска
Государственное бюджетное учреждение Ставропольского края «Ставкрайимущество»
Осадчий Олег Александрович
Администрация города Лермонтова
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по СК
Суд
Ставропольский краевой суд
Судья
Товчигречко Максим Михайлович
Дело на странице суда
kraevoy--stv.sudrf.ru
19.05.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.05.2020(Вид производства изменен на "административное")
21.05.2020Решение вопроса о принятии к производству
21.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.05.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
09.06.2020Предварительное судебное заседание
17.09.2020Производство по делу возобновлено
17.09.2020Рассмотрение дела начато с начала
17.09.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.10.2020Судебное заседание
16.10.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.10.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.10.2020Дело оформлено
07.10.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее