Дело № 2а-1706/2021
50RS0<№ обезличен>-86
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 апреля 2021 г. г.о. Химки <адрес>
Химкинский городской суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Демидова В.Ю.,
при секретаре ФИО6,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Администрации г.о. Химки <адрес> о признании незаконным решения, обязании признать нуждающимися в улучшении жилищных условий,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Администрации г.о. Химки <адрес> о признании незаконным решения, обязании признать нуждающимися в улучшении жилищных условий.
В обоснование требований указала, что <дата> обратилась к административному ответчику с заявлением о постановке ее и членов ее семьи на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий для целей получения за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом, приложив все необходимые документы. В ответном письме администрация г.о. Химки указала на возможность постановки на учет малоимущих жителей г.о. Химки с совокупным доходом на каждого члена семьи не менее 7 570,43 руб. Решением Химкинского городского суда от <дата> суд обязал ответчика в установленный срок рассмотреть вопрос о постановке на учет или об отказе в принятии на учет.
Письмом Администрации г.о. Химки от <дата> № 132-ТГ-4665 истцу отказано в принятии на учет, поскольку принятию на жилищный учет подлежат малоимущие жители г.о. Химки, имеющие совокупный доход на одного члена семьи менее 8 524,33 руб., которые зарегистрированные на территории МО не менее 5 лет, не ухудшали жилищные условия более 5 лет и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 10 лет. Просит признать решение незаконным, обязать признать административного истца и членов его семьи нуждающимися в улучшении жилищных условий с целью получения выплаты.
Административный истец и ее представитель в судебном заседании требования поддержали, просили удовлетворить.
Представитель административного ответчика в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, возражала против заявленных требований по мотивам письменного отзыва.
Выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Законом РФ от <дата> № 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" определена государственная политика в области социальной поддержки граждан Российской Федерации, оказавшихся в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС <дата>, либо принимавших участие в ликвидации последствий этой катастрофы (ст. 1).
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 13 Закона РФ от <дата> № 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, переселенные (переселяемые), в том числе выехавшие добровольно, из зоны отселения в дата и в последующие годы, включая детей.
Закон РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и ЖК РФ в качестве обязательного условия для возникновения права на обеспечение жильем у гражданина, подвергнувшегося воздействию радиации вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, предусматривает только нуждаемость в улучшении жилищных условий и не устанавливает дополнительных критериев и требований, в том числе в виде наличия статуса малоимущего и длительности периода проживания на территории определенного субъекта РФ.
Согласно п. 7 ч. 1 ст. 17 названного закона, гражданам, указанным в п. 6 ч. 1 ст. 13 настоящего Закона, гарантируется обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, один раз.
Указанные меры социальной поддержки являются расходными обязательствами РФ, порядок финансирования расходных обязательств устанавливается Правительством РФ.
В соответствии с подпрограммой "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 гг., утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> № 1050, правом на улучшение жилищных условий в рамках подпрограммы имеют граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк", и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Таким образом, право на однократное жилищное обеспечение путем получения социальной выплаты предоставляется при условии того, что лицо, претендующее на данное право, является нуждающимся в улучшении жилищных условий.
При этом Законом РФ от <дата> № 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" не установлены порядок и условия признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий и предоставлении жилых помещений.
Такой порядок определен в ЖК РФ, а также законодательством субъекта Российской Федерации.
Как следует из положений п. 1 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.
В силу ч. 2 ст. 52 ЖК РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в ст. 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
Положениями ч. 3 ст. 52 ЖК РФ обязанность по принятию на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях возложена на органы местного самоуправления на основании заявлений таких граждан.
В соответствии с ч. 4 ст. 52 ЖК РФ с заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В <адрес>, условия и основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях определены в Законе <адрес> от <дата> № 260/2005-ОЗ "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма".
Постановлением Правительства РФ от <дата> № 153 утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации".
В соответствии с вышеуказанными Правилами граждане, изъявившие желание улучшить свои жилищные условия за счет средств федерального бюджета и подпадающие под действие Закона Российской «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», сначала признаются нуждающимися в жилье органами местного самоуправления.
Согласно п. 19 Правил для признания гражданина участником Подпрограммы и включения в список граждан-участников Подпрограммы, гражданин подает заявление в орган местного самоуправления, в котором он состоит на учете в качестве нуждающегося с приложением документов.
В силу статьи 2.1. Закона <адрес> от <дата> № 260/2005-ОЗ "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" с целью принятия на учет гражданин подает заявление о принятии на учет в орган местного самоуправления по месту своего жительства или через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг.
В силу ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Из материалов дела следует, что административный истец <дата> обратилась в Администрацию г.о. Химки с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий с целью получения социальной выплаты за счет средств федерального бюджета на приобретение жилья, как лицу, относящемуся к категории граждан, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Письмом Администрации г.о. Химки от <дата> № 13ТГ-10322 решение по заявлению ФИО1 принято не было.
Решением Химкинского городского суда от <дата> по административному делу № 2а-5032/2019, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от <дата>, признано незаконным бездействие Администрации г.о. Химки, выразившееся в непринятии решения о постановке на учет или об отказе в принятии на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, также суд обязал Администрацию г.о. Химки рассмотреть вопрос о постановке на учет или об отказе в принятии на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий с целью получения социальной выплаты за счет средств федерального бюджета на приобретение жилья, как лицу, относящемуся к категории граждан, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Решением Администрации г.о. Химки <адрес> от <дата> № 132ТГ-4665 административному истцу и членам ее семьи отказано в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях с целью обеспечения за счет средств федерального бюджета как лица, относящегося к категории граждан, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС. Основанием для принятия решения явилось наличие в пользовании административного истца и членов его семьи квартиры площадью 53,6 кв.м., где на каждого члена семьи приходится площадь 13,4 кв.м., что больше учетной нормы, а также то основание, что семья малоимущими в установленном законом порядке не признана.
Поскольку административный истец и члены его семьи не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, собственниками жилых помещений, а также членами семьи нанимателей либо собственников, и поскольку наличие статуса малоимущей семьи для постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий с целью получения социальной выплаты, предусмотренной гражданам, пострадавшим в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС не требуется, то суд приходит к выводу о признании незаконным решения Администрации г.о. Химки от <дата> № 132-ТГ-4665.
Кроме того является незаконным указание в решении на не предоставление административным истцом полного списка документов, поскольку общий порядок предоставления документов не распространяется на граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
В силу п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ суд, признавая решение незаконным указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца.
Таким образом, суд полагает необходимым возложить на Администрацию г.о. Химки признать ФИО1 и членов ее семьи: мужа - ФИО2, сына - ФИО3, дочь - ФИО4, нуждающимся в улучшении жилищных условий с целью получения социальной выплаты, предусмотренной гражданам, пострадавшим в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Исходя из смысла ч. 1 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов.
Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (ч. 8 ст. 219 КАС РФ).
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Обстоятельства пропуска административным истцом срока на обращение в суд, в связи с установленными ограничениями на территории г. Москвы и МО, в виду распространения новой короновирусной инфекции, а также ознакомлением с письмом лишь в ноябре 2020 г. признаются судом уважительными причинами пропуска срока, и срок для обращения в суд подлежит восстановлению.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд,
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление ФИО1 – удовлетворить.
Признать незаконным решение Администрации г.о. Химки от <дата> № 132-ТГ-4665.
Возложить обязанности на Администрацию г.о. Химки признать ФИО1 и членов ее семьи: муж - ФИО2, сын - ФИО3, дочь - ФИО4, нуждающимся в улучшении жилищных условий с целью получения социальной выплаты, предусмотренной гражданам, пострадавшим в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в течение одного месяца в Московский областной суд через Химкинский городской суд <адрес>.
Мотивированное решение суда составлено <дата> г.
Председательствующий В.Ю. Демидов