ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
по делу № 2-1830/2023
Лужский городской суд Ленинградской области в составе:
председательствующего судьи Михайлова В.В.,
при секретаре Куроптевой В.А.,
с участием прокурора Пахомовой Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Лужского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Лужского муниципального района Ленинградской области, муниципальному образовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 5» об обязании обеспечить финансирование и установить индукционные петли и звукоусиливающую аппаратуру,
УСТАНОВИЛ:
Лужский городской прокурор обратился в Лужский городской суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации Лужского муниципального района Ленинградской области и муниципальному образовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 5» (далее МОУ «СОШ № 5») об обязании администрации Лужского муниципального района обеспечить финансирование МОУ «СОШ № 5» на приобретение и установку индукционных петель и звукоусиливающей аппаратуры в помещении музыкального зала МОУ «СОШ № 5» в течение трех месяцев после вступления в силу решения суда; обязании МОУ «СОШ № 5» установить в помещении музыкального зала дошкольной образовательной организации индукционные петли и звукоусиливающую аппаратуру в течение двух месяцев с момента получения денежных средств.
Указав при этом в обоснование, что Лужской городской прокуратурой проведена проверка исполнения образовательными организациями требований федерального законодательства в сфере соблюдения прав несовершеннолетних и инвалидов.
В ходе проверки установлено, что помещение актового зала МОУ «СОШ № 5», которое используется, в том числе, для проведения массовых мероприятий, индукционными петлями не оборудовано. В связи с выявленными нарушениями прокуратурой в адрес заведующего МОУ «СОШ № 5» внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства, которое рассмотрено и удовлетворено. Однако достаточных мер к устранению нарушений не принято ввиду отсутствия финансирования.
В обоснование заявленных требований прокурор ссылается на ст.7 Конституции РФ, ст.ст.14,15 Федерального закона № 181-ФЗ от 24.11.1995 «О социальной защите инвалидов», ст.4 Федерального закона № 124-ФЗ от 24.07.1998 «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»,
п.п.2,15 ч.3 ст.28 Федерального закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации», п.п.г п.4 Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи, утвержденного Приказом Минобрнауки России № 1309 от 09.11.2015.
Указывает, что таким образом МОУ «СОШ № 5» нарушаются требования действующего федерального законодательства, подрываются конституционные принципы обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства, что является недопустимым.
В судебном заседании участвующий в деле прокурор Пахомова Ю.В. поддерживает исковые требования по указанным основаниям.
МОУ «СОШ № 5» будучи надлежащим образом уведомлено о месте и времени проведения судебного разбирательства, явку представителя в судебное заседание не обеспечило, просит слушать дело в его отсутствие, представило письменный отзыв на иск, в котором заявленные исковые требования не признает, указывает, что отсутствие индукционных петель и звукоусиливающей аппаратуры не нарушает права учащихся, поскольку в учреждении нет обучающихся, сотрудников и законных представителей обучающихся с ограниченными возможностями по слуху. Также истец не указал технические характеристики необходимого, по его мнению, оборудования.
Администрация Лужского муниципального района Ленинградской области явку представителя в судебное заседание не обеспечила, возражений по заявленным требованиям не представила.
Суд, выслушав прокурора, изучив материалы дела, находит требования Лужского городского прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:
В соответствии со ст.7 Конституции РФ Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (п.1).
Ст.17 Конституции РФ устанавливает: в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
Согласно ст.1 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ (далее Закона), инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
Социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества (ст.2 Закона).
В соответствии с п.п. 5 и 6 ч. 1 ст. 15 указанного Закона, федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам надлежащее размещение носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности, а также обеспечивают дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика.
В п.п.г п.4 Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи, утвержденного Приказом Министерства образования и науки РФ от 09.11.2015 № 1309 (далее Порядка), определено: руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, обеспечивается создание инвалидам следующих условий доступности услуг в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами: наличие в одном из помещений, предназначенных для проведения массовых мероприятий, индукционных петель и звукоусиливающей аппаратуры.
Согласно ст.9 Конвенции «О правах инвалидов» от 13.12.2006 г., Российская Федерация приняла на себя обязательства принимать все надлежащие меры, чтобы наделить инвалидов возможностью вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни, государства-участники принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах. Эти меры включают выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности.
Т.о., согласно указанным нормам права, в одном из помещений образовательного учреждения, предназначенных для проведения массовых мероприятий, должно обеспечиваться наличие индукционных петель и звукоусиливающей аппаратуры.
В соответствии с п.5 ч.1 ст.9 Федерального закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации», к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Пунктом 3 ч.1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" полномочия по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений переданы органам местного самоуправления муниципальных районов.
В силу изложенного, обязанность по финансированию содержания здания образовательного учреждения, а также его надлежащему оборудованию возложена на органы местного самоуправления муниципального района.
В ходе рассмотрения дела установлено:
МОУ «СОШ № 5» является самостоятельным юридическим лицом, целью деятельности которого является образовательная деятельность по реализации образовательных услуг населению.
Учредителем и собственником имущества данного учреждения является муниципальное образование Лужский муниципальный район Ленинградской области в лице администрации Лужского муниципального района Ленинградской области, как следует из п.1.4 Устава учреждения.
Как установлено в ходе рассмотрения дела, МОУ «СОШ № 5» занимает здание по адресу: Ленинградская область, г. Луга, ул. Свободы, д.23.
Помещение актового зала МОУ «СОШ № 5» по указанному адресу, которое используется, в том числе, для проведения массовых мероприятий, не оборудовано индукционными петлями и звукоусиливающей аппаратурой. Указанное обстоятельство подтверждается ответом МОУ «СОШ № 5» от 05.09.2023 № 140 на запрос Лужской городской прокуратуры № 7-10-2023 от 05.09.2023, и не оспаривается ответчиками.
В связи с изложенным, суд находит, имеются основания для возложения на ответчиков обязанности обеспечить наличие в помещении, предназначенном для проведения массовых мероприятий, образовательной организации индукционных петель и звукоусиливающей аппаратуры.
Т.о., требования прокурора в интересах неопределенного круга лиц в порядке ст.45 ГПК РФ, об обязании администрации Лужского муниципального района обеспечить финансирование для МОУ «СОШ № 5» приобретения и установки индукционных петель и звукоусиливающей аппаратуры в помещении, предназначенном для проведения массовых мероприятий, подлежат удовлетворению.
На МОУ «СОШ № 5» должна быть возложена обязанность установить в помещении, предназначенном для проведения массовых мероприятий, образовательной организации индукционные петли и звукоусиливающую аппаратуру.
В соответствии со ст.206 ГПК РФ, суд находит необходимым установить 6-ти месячный срок для исполнения решения суда в части обеспечения финансирования мероприятий по приобретению и установке индукционных петель, 9-ти месячный срок – в части обеспечения наличия индукционных петель и звукоусиливающей аппаратуры.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194, 196-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Лужского городского прокурора - удовлетворить.
Обязать муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 5» (ОГРН 1024701560520) обеспечить наличие в одном из помещений здания учреждения, расположенного по адресу: Ленинградская область, г. Луга, ул. Свободы, д.23, предназначенном для проведения массовых мероприятий, индукционных петель и звукоусиливающей аппаратуры в течение девяти с момента вступления в законную силу решения суда.
Обязать администрацию Лужского муниципального района Ленинградской области обеспечить финансирование указанных мероприятий в течение шести месяцев с момента вступления в законную силу решения суда.
Решение суда может быть обжаловано в Ленинградский областной суд через Лужский городской суд в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.
Председательствующий:
решение суда изготовлено в окончательной форме 15.11.2023 года
47RS0012-01-2023-001649-49