Дело № 2а-882/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 августа 2020 года г. Сокол,
Вологодская область
Сокольский районный суд Вологодской области в составе:
председательствующего судьи Закутиной М.Г.,
при секретаре Карпуниной Н.М.,
помощнике судьи Отопковой И.В.,
с участием:
- помощника прокурора Сорокиной И.В.,
- представителя административного истца Атрепьевой Е.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Федерального казенного учреждения Исправительной колонии № 4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Вологодской области (далее – ФКУ ИК-4 УФСИН России по Вологодской области) к Соколову А.П. об установлении административного надзора,
у с т а н о в и л:
ФКУ ИК-4 УФСИН России по Вологодской области обратилось в суд с административным иском к Соколову А.П., требуя установить в отношении административного ответчика административный надзор на срок погашения судимости восемь лет с установлением административных ограничений в виде обязательной явки в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения два раза в месяц для регистрации, запрещения выезда за пределы Вологодской области без разрешения органов внутренних дел. В обоснование указано, что Соколов А.П., ранее судимый за совершение особо тяжких преступлений, с 23 апреля 2015 года отбывает наказание в ФКУ ИК-4 УФСИН России по Вологодской области по приговору Череповецкого городского суда Вологодской области от 27 января 2015 года, которым осужден за совершение тяжких преступлений по п. «а» ч. 3 ст. 158 (5 эпизодов), п. «б» ч. 2 ст. 158 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ) к 7 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии особого режима. Апелляционным определением судебной коллегии по уголовным делам Вологодского областного суда от 07 апреля 2015 года приговор Череповецкого городского суда Вологодской области от 27 января 2015 года изменен, постановлено снизить наказание в виде лишения свободы с 7 лет до 6 лет, в остальном приговор оставлен без изменения. Администрацией ФКУ ИК-4 УФСИН России по Вологодской области Соколов А.П. характеризуется отрицательно: не трудоустроен, является пенсионером, допустил 7 нарушений установленного порядка отбывания наказания, имеет действующие взыскания, администрацией учреждения поощрялся 1 раз. Согласно приговору от 27 января 2015 года отбывать наказание в виде лишения свободы Соколову А.П. надлежит в колонии особого режима. Решением Сокольского районного суда от 19 августа 2014 года в отношении Соколова А.П. был установлен административный надзор на срок погашения судимости 8 лет за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, то есть до 26 сентября 2022 года. В течение срока административного надзора Соколов А.П. в октябре 2014 года совершил умышленное преступление, за которое осужден приговором Череповецкого городского суда от 27 января 2015 года к отбыванию наказания в виде лишения свободы и направлен к месту отбывания наказания (исправительная колония особого режима). Данное обстоятельство является основанием для установления административного надзора в отношении Соколова А.П., поскольку он освобождается из мест лишения свободы, имея неснятую и непогашенную судимость за преступление, совершенное в период нахождения под административным надзором, за которое он осужден к лишению свободы и реально отбывает данное наказание. Соколов А.П. в настоящее время подлежит освобождению из мест лишения свободы, в том числе имея непогашенные судимости по приговорам Череповецкого городского суда от 26 августа 1998 года, от 15 января 2009 года за совершение особо тяжких преступлений, судимость за которые должна быть погашена через восемь лет. Также Соколов А.П. отбывает наказание по приговору Череповецкого городского суда от 27 января 2015 года за совершение преступлений средней тяжести и тяжких и подлежит освобождению по отбытию срока наказания 14 октября 2020 года, судимость по данному приговору будет погашена через шесть лет. При одновременном наличии нескольких оснований для установления административного надзора он устанавливается исходя из основания, по которому законом предусмотрен более длительный срок административного надзора. Следовательно, срок погашения судимости Соколова А.П. в соответствии со ст. 86 УК РФ – восемь лет после отбытия наказания.
Представитель административного истца ФКУ ИК-4 УФСИН России по Вологодской области по доверенности Атрепьева Е.Б. в судебном заседании административные исковые требования поддерживает в полном объеме по доводам, изложенным в административном исковом заявлении. Дополнительно пояснила, что административный надзор необходимо установить на срок шесть лет, поскольку приговором Череповецкого городского суда от 27 января 2015 года Соколов А.П. осужден также за совершение тяжких преступлений.
Административный ответчик Соколов А.П. в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, находится в местах лишения свободы, не изъявил желания лично участвовать в судебном заседании.
В соответствии с ч. 1 ст. 272 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) участие административного ответчика в судебном заседании судом не признано обязательным, дело рассмотрено в его отсутствие.
Суд, выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, принимая во внимание заключение помощника прокурора о частичной обоснованности заявленных требований, приходит к следующему.
Согласно ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 06 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (далее – Закон об административном надзоре) административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 настоящего Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
Лица, в отношении которых устанавливается административный надзор, определены в ст. 3 Закона об административном надзоре.
В силу п.п. 1 и 2 ч. 1 ст. 3 Закона об административном надзоре административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, а также преступления при рецидиве преступлений.
Как следует из п.п. 2 и 4 ч. 2 ст. 3 Закона об административном надзоре, административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, а также за совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания (за исключением лица, указанного в части 2.1 настоящей статьи).
Согласно п. 1 ч. 3 ст. 3 Закона об административном надзоре в отношении указанного в части 1 настоящей статьи лица административный надзор устанавливается, если лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
Судом установлено, что Соколов А.П. отбывает наказание в исправительной колонии особого режима ФКУ ИК-4 УФСИН России по Вологодской области, находящейся в г. Соколе, по приговору Череповецкого городского суда Вологодской области от 27 января 2015 года за совершение пяти тяжких преступлений, предусмотренных п. «а» ч. 3 ст. 158 УК РФ, и одного преступления средней тяжести, предусмотренного п. «б» ч. 2 ст. 158 УК РФ; преступления Соколов А.П. совершил при рецидиве преступлений; вид рецидива не указан. 14 октября 2020 года осужденный Соколов А.П. подлежит освобождению по отбытию наказания.
Ранее приговором Череповецкого городского суда Вологодской области от 15 января 2009 года Соколов А.П. осужден за совершение особо тяжкого преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 105 УК РФ, к лишению свободы сроком на шесть лет с отбыванием наказания в исправительной колонии особого режима; преступление Соколов А.П. совершил при особо опасном рецидиве преступлений.
Решением Сокольского районного суда Вологодской области от 14 августа 2014 года в отношении Соколова А.П. за совершение преступления по ч. 1 ст. 105 УК РФ при особо опасном рецидиве преступлений установлен административный надзор со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания на срок погашения судимости за это преступление восемь лет за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, то есть до 26 сентября 2022 года.
26 сентября 2014 года Соколов А.П. был освобожден по отбытию наказания за данное преступление.
Из приговора Череповецкого городского суда Вологодской области от 27 января 2015 года следует, что преступление средней тяжести по п. «б» ч. 2 ст. 158 УК РФ административный ответчик совершил в период нахождения под административным надзором, установленным решением суда от 14 августа 2014 года, был осужден к лишению свободы и направлен к месту отбывания наказания.
Поскольку административный ответчик в период отбывания наказания в местах лишения свободы по данному приговору не признавался злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, у суда не имеется оснований для установления административного надзора, предусмотренных частью 1 ст. 3 Закона об административном надзоре.
Административный истец просит установить в отношении Соколова А.П. административный надзор, ссылаясь на его осуждение приговором Череповецкого городского суда Вологодской области от 27 января 2015 года за совершение преступлений в условиях особо опасного рецидива преступлений.
Согласно п. 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2017 года № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» при отсутствии в приговоре указания на наличие рецидива преступлений в действиях лица, в отношении которого устанавливается административный надзор, суд в рамках дела об административном надзоре не вправе самостоятельно устанавливать данные обстоятельства. Если в приговоре имеются сведения о совершении указанным лицом преступления при рецидиве преступлений, однако вид рецидива не определен, административный надзор может быть установлен при наличии оснований, предусмотренных ч. 3 ст. 3 Закона об административном надзоре.
Из приговора Череповецкого городского суда Вологодской области от 27 января 2015 года следует, что при назначении наказания Соколову А.П. суд учел отягчающее обстоятельство в виде рецидива, однако вид рецидива судом в приговоре не определен, в этой части приговор не изменен и апелляционным определением судебной коллегии по уголовным делам Вологодского областного суда от 07 апреля 2015 года.
При таких обстоятельствах установление административному ответчику административного надзора на основании ч. 2 ст. 3 Закона об административном надзоре за совершение преступлений, предусмотренных приговором Череповецкого городского суда Вологодской области от 27 января 2015 года, невозможно.
Вместе с тем, имеются основания для установления административному ответчику административного надзора на основании ч. 2 ст. 3 Закона об административном надзоре за совершение преступления, за которое он осужден приговором Череповецкого городского суда Вологодской области от 15 января 2009 года, поскольку Соколов А.В. совершил преступление при особо опасном рецидиве преступлений, срок погашения данной судимости не истек. При этом срок административного надзора должен быть установлен на срок погашения этой судимости – до 26 сентября 2022 года.
Кроме того, в отношении административного ответчика имеется еще одно основание для установления административного надзора, предусмотренное пунктом 4 ч. 2 ст. 3 Закона об административном надзоре, а именно: совершение им в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания.
Согласно приговору Череповецкого городского суда Вологодской области от 27 января 2015 года Соколов А.П. в период нахождения под административным надзором совершил преступление средней тяжести, предусмотренное пунктом «б» ч. 2 ст. 158 УК РФ, за которое был осужден к лишению свободы и направлен к месту отбывания наказания.
В соответствии со ст. 86 УК РФ судимость за совершение преступлений средней тяжести погашается по истечении трех лет после отбытия наказания.
Как разъяснено в п. 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2017 года № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», в случае, когда лицо, освобождаемое или освобожденное из мест лишения свободы, имеет неснятую или непогашенную судимость за совершение преступлений различных категорий, срок административного надзора определяется исходя из срока для погашения судимости только за то преступление, в связи с совершением которого назначается административный надзор (ч. 1 ст. 5 Закона об административном надзоре, ст. 86 УК РФ). При одновременном наличии нескольких оснований для установления административного надзора он устанавливается исходя из основания, по которому законом предусмотрен более длительный срок административного надзора (ст. 3, ч. 1 ст. 5 Закона об административном надзоре).
Поскольку в отношении административного ответчика имеются два основания для установления административного надзора, административный надзор необходимо установить исходя из основания, по которому предусмотрен более длительный срок административного надзора, а именно: по основанию, предусмотренному пунктом 4 ч. 2 ст. 3 Закона об административном надзоре, за совершение преступления по п. «б» ч. 2 ст. 158 УК РФ, за которое он осужден приговором Череповецкого городского суда Вологодской области от 27 января 2015 года.
Оснований для установления административному ответчику административного надзора на срок восемь или шесть лет суд не находит по вышеприведенным мотивам. При этом отмечает, что судимость Соколова А.П. за совершение особо тяжкого преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 105 УК РФ, за которое он осужден приговором Череповецкого городского суда от 26 августа 1998 года, на момент рассмотрения настоящего дела погашена, поскольку 07 апреля 2008 года он отбыл наказание в виде лишения свободы, срок погашения судимости истек.
Как закреплено в ч. 1 ст. 4 Закона об административном надзоре, в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения: 1) запрещение пребывания в определенных местах; 2) запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; 3) запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства или пребывания поднадзорного лица, в определённое время суток; 4) запрещение выезда за установленные судом пределы территории; 5) обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
В соответствии с ч. 2 ст. 4 Закона об административном надзоре обязательным является установление судом административного ограничения в виде: 1) обязательной явки поднадзорного лица от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; 2) запрещения поднадзорному лицу, имеющему непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, выезда за установленные судом пределы территории; 3) запрещения поднадзорному лицу, не имеющему места жительства или пребывания, выезда за установленные судом пределы территории.
Предложенный административным истцом перечень административных ограничений суд находит обоснованным.
Так, на основании ч. 2 ст. 4 Закона об административном надзоре является обязательным установление в отношении поднадзорного лица административных ограничений в виде явки до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации, а также в виде запрещения выезда за установленные судом пределы территории лица, не имеющего места жительства или пребывания.
Установление в отношении Соколова А.П. административного ограничения в виде обязательной явки в орган внутренних дел два раза в месяц суд полагает необходимым и достаточным для оказания воспитательного воздействия на административного ответчика в целях недопущения совершения им правонарушений или антиобщественного поведения, учитывает отрицательную характеристику административного ответчика по месту отбывания наказания.
Из материалов дела следует, что административный ответчик после освобождения из исправительного учреждения намерен проживать по адресу: <адрес>
Установление в отношении Соколова А.П. административного ограничения в виде запрета выезжать за пределы Вологодской области без разрешения органов внутренних дел суд полагает необходимым, поскольку данное административное ограничение будет обеспечивать предупреждение совершения поднадзорным лицом преступлений и других правонарушений, оказание на него индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов, достижение справедливого баланса публичных и частных интересов, отвечает задачам административного надзора.
Руководствуясь ст.ст. 272-273 КАС РФ, суд
р е ш и л:
административное исковое заявление Федерального казенного учреждения Исправительной колонии № 4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Вологодской области к Соколову А.П. об установлении административного надзора удовлетворить частично.
Установить в отношении Соколова А.П. административный надзор со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения на срок погашения судимости три года за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Установить в отношении Соколова А.П. следующие административные ограничения:
- два раза в месяц являться в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации;
- не выезжать за пределы Вологодской области без разрешения органов внутренних дел.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд через Сокольский районный суд Вологодской области в течение десяти дней со дня его принятия.
Судья М.Г. Закутина
Мотивированное решение изготовлено 27 августа 2020 года.