УИД 26RS0024-01-2024-001796-95
Мотивированное решение
составлено 13.06.2024г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
06 июня 2024 года г. Невинномысск
Невинномысский городской суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Рахманиной Р.П.
при секретаре Мальцевой И.Н.,
с участием помощника прокурора г. Невинномысска Звада И.А.,
представителя МБДОУ «Центр развития ребенка- Детский сад №47 «Родничок» города Невинномысска Пугачевой С.Н.,
представителя третьего лица администрации г. Невинномысска Жидковой В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Прокурора г. Невинномысска в защиту неопределенного круга лиц к МБДОУ «Центр развития ребенка - Детский сад №47 «Родничок» города Невинномысска о возложении обязанности произвести снос аварийных теневых навесов, осуществить строительство,
у с т а н о в и л:
Прокурор г. Невинномысска в защиту неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к МБДОУ «Центр развития ребенка- Детский сад №47 «Родничок» города Невинномысска о возложении обязанности произвести снос аварийных теневых навесов (беседок) с номерами 1,4 расположенных на территории групповых площадок в течении шести месяцев с момента вступления решения в законную силу, возложить обязанность осуществить строительство 2 теневых навесов (беседок) в течении одного года с момента вступления решения суда в законную силу
В обоснование исковых требований указано, что Прокуратурой города проведена проверка исполнения законодательства, регламентирующего материально-техническое обеспечение образовательной деятельности в части оборудования игровых площадок в дошкольных образовательных учреждениях города Невинномысска, в ходе которой установлены нарушения требований законодательства. В ходе проверки установлено разрушение 2 теневых навесов (беседок) с номерами 1, 4, расположенных на территории муниципального бюджетного дошкольного учреждения «Центр развития ребенка - детский сад № 47 «Родничок» города Невинномысска (далее - МБДОУ №47 г.Невинномысска). В связи с выявленными нарушениями прокуратурой города в управление образования администрации города Невинномысска 24.11.2023 внесено представление об устранении нарушений, которое рассмотрено и удовлетворено. В ответе на представление указано, что 14.12.2023 управлением образования администрации г. Невинномысска в администрацию города подана заявка на ремонт существующих прогулочных веранд и устройство новых беседок с наземным покрытием для включения в проект решения о бюджете города на 2024 год и плановый период 2025, 2026 годов. Вместе с тем, 19.12.2023 решением Думы города Невинномысска Ставропольского края № 295-38 «О бюджете города Невинномысска на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов» утвержден бюджет города, которым денежные средства на указанные в заявке цели не предусмотрены.
В соответствии с информацией от 19.03.2024 №18 МБДОУ № 47 г.Невинномысска, а также актом обследования прогулочных беседок (веранд) МБДОУ № 47 на предмет возможных повреждений и разрушений от 19.03.2024, 18.03.2024 проведено комиссионное обследование веранд указанного образовательного учреждения, по результатам которого установлено, что 2 беседки (веранды) групп с номерами 1, 4 находятся в аварийном состоянии и подлежат сносу и установке новых беседок (веранд). Ввиду того, что детский сад является социально значимым объектом, в котором находятся несовершеннолетние дети, из соображений безопасности эксплуатация теневых навесов (беседок) с дефектами на территории групповых площадок в настоящее время ограничена, а эксплуатация теневых навесов (беседок), находящихся в аварийном состоянии, запрещена.
В судебном заседании помощник прокурора г. Невинномысска Звада И.А. исковые требования поддержала, ссылаясь на доводы, изложенные в иске, просит возложить на МБДОУ №47 г. Невинномысска обязанность произвести снос аварийных теневых навесов (беседок) с номерами 1,4 расположенных на территории групповых площадок в течении шести месяцев с момента вступления решения в законную силу и возложить обязанность осуществить строительство 2 теневых навесов (беседок) в течении одного года с момента вступления решения суда в законную силу.
Представитель ответчика - МБДОУ «Центр развития ребенка- Детский сад №47 «Родничок» города Невинномысска Пугачева С.Н. в судебном заседании исковые требования признала в полном объеме.
Представитель третьего лица - администрации города Невинномысска Жидкова В.В. в судебном заседании просила принять решение в соответствие с действующим законодательством.
Представитель третьего лица – Управления образования администрации г. Невинномысска в судебное заседание не явился.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела в совокупности с представленными доказательствами, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Прокурора г. Невинномысска в защиту неопределенного круга лиц по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 21.12.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей.
В силу указанной нормы, дети независимо от их семейного и социального благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья, и имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» при осуществлении деятельности в области образования ребенка в семье или в организации, осуществляющей образовательную деятельность, не могут ущемляться права ребенка.
Согласно ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана, в том числе, на принципах законодательного обеспечения прав ребенка, поддержки семьи в целях обеспечения обучения, воспитания, отдыха и оздоровления детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе; ответственности юридических лиц, должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда.
Согласно ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 21.12.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей.
В силу указанной нормы, дети независимо от их семейного и социального благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья, и имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» при осуществлении деятельности в области образования ребенка в семье или в организации, осуществляющей образовательную деятельность, не могут ущемляться права ребенка.
Согласно ч.ч. 3, 6 ст. 28, п.1 ч. 2 ст. 23 и п.п. 8, 10 ч. 1 ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон № 273-ФЗ) следует прямая и непосредственная обязанность образовательной организации создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации; обеспечивать безопасность обучающихся (воспитанников) во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность, создавать условия для занятия обучающимися физической культурой и спортом.
В соответствии с ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в организациях отдыха и оздоровления детей, дошкольных и других образовательных организациях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 утверждены санитарные правила 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдых и оздоровления детей и молодежи» (далее - СП 2.4.3648-20), которые направлены на охрану здоровья детей и молодежи, предотвращение инфекционных, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и устанавливают санитарно- эпидемиологические требования к обеспечению безопасных условий образовательной деятельности, оказания услуг по воспитанию и обучению, спортивной подготовке, уходу и присмотру за детьми, включая требования к организации проведения временного досуга детей в помещениях (специально выделенных местах), устроенных в торговых, культурно-досуговых центрах, аэропортах, железнодорожных вокзалах и иных объектах нежилого назначения, отдыху и оздоровлению, предоставлению мест временного проживания, социальных услуг для детей, а также к условиям проведения спортивных, художественных и культурно-массовых мероприятий с участием детей и молодежи и определяют санитарно-противоэпидемические (профилактические) меры при организации перевозок организованных групп детей железнодорожным транспортом.
В силу пп. 3.1.2 п. 3.1 раздела III СП 2.4.3648-20 дошкольные организации должны иметь собственную территорию для прогулок детей (отдельно для каждой группы).
На собственной территории дошкольной организации следует располагать игровую (групповые и физкультурно-оздоровительные площадки) и хозяйственную зоны, а также место для хранения колясок, велосипедов, санок.
Игровая зона включает групповые площадки, индивидуальные для каждой группы. На территории групповых площадок устанавливают теневой навес площадью из расчета не менее 1 кв. м на одного ребенка, но не менее 20 кв. м, песочницы, а также иные приспособления для игр. Теневые навесы оборудуют полами из дерева или иных строительных материалов в соответствии с областью применения.
В ходе проверки установлено разрушение 2 теневых навесов (беседок) с номерами 1, 4, расположенных на территории МБДОУ №47 г. Невинномысска.
В связи с выявленными нарушениями прокуратурой города в управление образования администрации города Невинномысска 24.11.2023 внесено представление об устранении нарушений, которое рассмотрено и удовлетворено.
В ответе на представление указано, что 14.12.2023 управлением образования администрации г. Невинномысска в администрацию города подана заявка на ремонт существующих прогулочных веранд и устройство новых беседок с наземным покрытием для включения в проект решения о бюджете города на 2024 год и плановый период 2025, 2026 годов.
Вместе с тем, 19.12.2023 решением Думы города Невинномысска Ставропольского края № 295-38 «О бюджете города Невинномысска на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов» утвержден бюджет города, которым денежные средства на указанные в заявке цели не предусмотрены.
В соответствии с информацией от 19.03.2024 № 18 МБДОУ № 47 г. Невинномысска, а также актом обследования прогулочных беседок (веранд) МБДОУ №47 на предмет возможных повреждений и разрушений от 19.03.2024, 18.03.2024 проведено комиссионное обследование веранд указанного образовательного учреждения, по результатам которого установлено, что 2 беседки (веранды) групп с номерами 1, 4 находятся в аварийном состоянии и подлежат сносу и установке новых беседок (веранд).
Ввиду того, что детский сад является социально значимым объектом, в котором находятся несовершеннолетние дети, из соображений безопасности эксплуатация теневых навесов (беседок) с дефектами на территории групповых площадок в настоящее время ограничена, а эксплуатация теневых навесов (беседок), находящихся в аварийном состоянии, запрещена. Таким образом, указанным дошкольным образовательным учреждением в нарушение требований закона не обеспечиваются должным образом безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержание в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся.
Выявленные нарушения являются грубым игнорированием требований федерального законодательства об охране жизни и здоровья детей, об образовании, санитарно-эпидемиологического законодательства. В соответствии с уставом Учреждения, учредителем является администрация города Невинномысска Ставропольского края.
Учитывая, что выполнение строительства производится за счет бюджетных средств, выделение и освоение которых производится в установленном бюджетным законодательством порядке и сроки, суд полагает возможным согласиться с требованиями истца, установив годичный срок для исполнения решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,
р е ш и л:
Исковое заявление Прокурора г. Невинномысска в защиту неопределенного круга лиц к МБДОУ «Центр развития ребенка- Детский сад №47 «Родничок» города Невинномысска о возложении обязанности произвести снос аварийных теневых навесов, осуществить строительство - удовлетворить.
Возложить на МБДОУ «Центр развития ребенка- Детский сад №47 «Родничок» города Невинномысска обязанность произвести снос аварийных теневых навесов (беседок) с номерами 1, 4, расположенных на территории групповых площадок в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу
Возложить на МБДОУ «Центр развития ребенка- Детский сад №47 «Родничок» города Невинномысска обязанность осуществить строительство двух теневых навесов (беседок) взамен снесенных в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Невинномысский городской суд в течение одного месяца со дня составления в мотивированном виде.
Судья Р.П. Рахманина