Решение по делу № 2-798/2024 (2-12433/2023;) от 04.12.2023

14RS0035-01-2023-017681-59

Дело №2-798/2024

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Якутск                                 01 февраля 2024 года

Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Ефремова И.В., при секретаре Петровой А.Р., рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску военного прокурора Якутского гарнизона в интересах Возной Светланы Анатольевны к ФКУ «Военный комиссариат Республики Саха (Якутия)» о взыскании заработной платы,

УСТАНОВИЛ:

Военный прокурор Якутского гарнизона в интересах Возной С.А. обратился в суд с настоящим иском к ответчику о взыскании заработной платы, указывая, что Военной прокуратурой Якутского гарнизона проведена проверка в военном комиссариате Республики Саха (Якутия), в ходе которой выявлены нарушения трудового законодательства в деятельности должностных лиц Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Республики Саха (Якутия)» (далее - ВК PC (Я)).

Возная С.А. работает в военном комиссариате Республики Саха (Якутия) в должности начальника юридического отделения.

В соответствии с п. 9 Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента РФ от 07.12.2012 № 1609 (далее - Положение) военный комиссариат Республики Саха (Якутия) является согласно п. 6 Положения юридическим лицом, имеющим печати, штампы установленного образца, лицевые счета в территориальных органах Федерального казначейства, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Правилами внутреннего трудового распорядка военного комиссариата - приложением к коллективному договору между военным комиссаром Республики Саха (Якутия) и гражданским персоналом Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Республики Саха (Якутия)» на 2020 - 2022 годы, утвержденному военным комиссаром Республики Саха (Якутия) от ____, в военных комиссариатах городов и районов установлена нормальная продолжительность рабочего времени (для женщин 36 часовая неделя, для мужчин 40 часовая неделя).

Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2022 г. № 647 на территории Российской Федерации объявлена частичная мобилизация.

Приказом военного комиссара Республики Саха (Якутия) от 21.09.2022 № 183 «О переводе военного комиссариата Республики Саха (Якутия) на усиленный режим работы» военный комиссариат города Нерюнгри в период проведения мобилизационных мероприятий работал в усиленном режиме.

Проведенными с привлечением специалиста Государственной инспекции труда в Республике Саха (Якутия) в марте-апреле 2023 года, а также в сентябре 2023 года проверками установлено, что исходя из сведений, отраженных в табелях учета рабочего времени, Возная С.А. привлекалась к сверхурочной работе, к работе в ночное время и к работе в выходные дни в сентябре-октябре 2022 года.

Обращение в интересах заявителя в суд в порядке части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обусловлено проведенной военной прокуратурой Якутского гарнизона проверкой, в ходе которой выявлены нарушения трудовых прав Возной С.А.

Истец просит взыскать с Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Республики Саха (Якутия)» в пользу Возной С.А. заработную плату за сверхурочную работу за сентябрь 2022 года – 30 909,18 руб., за октябрь 2022 года – 22 323,80 руб., итого – 53 232,98 руб.

В судебном заседании заместитель военного прокурора Якутского гарнизона Мартынец Д.П. исковые требования уточнил, просит взыскать с ответчика в пользу Возной С.А. заработную плату за сверхурочную работу за сентябрь 2022 года – 17 812,34 руб., за октябрь 2022 года – 26 958,63 руб., итого – 44 770,97 руб.

Возная С.А. в суд не явилась, извещена о времени и месте рассмотрения дела.

Представитель ответчика Архипова И.Ю. (по доверенности) иск не признала, пояснила, что истцу не были произведены выплаты по заработной плате за сверхурочную работу по независящим от работодателя причинам. Финансирование отсутствует.

Заслушав объяснение сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Статьей 37 Конституции РФ гарантировано право каждого на вознаграждение за труд, без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Из материалов дела следует, что приказом военного комиссара Республики Саха (Якутия) от 21.09.2022 г. №183 введен усиленный режим работы, организовано круглосуточное дежурство работниками.

Судом установлено и сторонами не оспаривается, что истец была привлечена в сентябре-октябре 2022 года к сверхурочной работе.

Таким образом, в сентябре 2022 г. истец отработала в выходные дни (оплачиваемые в двойном размере) 17,4 час., первые два часа (оплачиваемые в размере 1,5) 8,2 час., в ночное время (35%) 9 час., в октябре 2022 г. в выходные дни (оплачиваемые в двойном размере) 26 час., первые два часа (оплачиваемые в размере 1,5) 10 час., в ночное время (35%) 8 час.

В соответствии с частью 1 статьи 153 Трудового кодекса Российской Федерации работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается не менее чем в двойном размере: сдельщикам - не менее чем по двойным сдельным расценкам; работникам, труд которых оплачивается по дневным и часовым тарифным ставкам, - в размере не менее двойной дневной или часовой тарифной ставки; работникам, получающим оклад (должностной оклад), - в размере не менее одинарной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа в выходной или нерабочий праздничный день производилась в пределах месячной нормы рабочего времени, и в размере не менее двойной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа производилась сверх месячной нормы рабочего времени.

Конкретные размеры оплаты за работу в выходной или нерабочий праздничный день могут устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников, трудовым договором (часть 2 статьи 153 Трудового кодекса Российской Федерации).

Оплата в повышенном размере производится всем работникам за часы, фактически отработанные в выходной или нерабочий праздничный день. Если на выходной или нерабочий праздничный день приходится часть рабочего дня (смены), в повышенном размере оплачиваются часы, фактически отработанные в выходной или нерабочий праздничный день (от 0 часов до 24 часов) (часть 3 статьи 153 Трудового кодекса Российской Федерации).

По желанию работника, работавшего в выходной или нерабочий праздничный день, ему может быть предоставлен другой день отдыха. В этом случае работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается в одинарном размере, а день отдыха оплате не подлежит (часть 4 статьи 153 Трудового кодекса Российской Федерации).

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 28.06.2018 года N 26-П определение конкретного размера заработной платы должно не только основываться на количестве и качестве труда, но и учитывать необходимость реального повышения размера оплаты труда при отклонении условий работы от нормальных (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 07.12.2017 года N 38-П, Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 08.12.2011 года N 1622-0-0).

Трудовой кодекс Российской Федерации в целях реализации работниками конституционного права на вознаграждение за труд и установления им справедливой заработной платы - закрепляет обязанность работодателя обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности (статья 22), зависимость заработной платы каждого работника от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и запрещение какой бы то ни было дискриминации при установлении и изменении условий оплаты труда (статья 132), а также основные государственные гарантии по оплате труда работника (статья 130) и определяет, что при выполнении работ в условиях, отклоняющихся от нормальных, работнику производятся соответствующие выплаты, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором, притом что размеры выплат, предусмотренные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором, не могут быть ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (статья 149).

В силу статей 113 и 149 Трудового кодекса Российской Федерации работа в выходные и нерабочие праздничные дни рассматривается как разновидность работы в условиях, отклоняющихся от нормальных.

Исходя из положений части 2 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации, системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Таким образом, работа в выходные и нерабочие праздничные дни, выполняемая работниками, система оплаты труда которых наряду с тарифной частью включает в себя выплаты компенсационного и стимулирующего характера, оплачивается в повышенном размере по сравнению с оплатой за аналогичную работу, выполняемую в обычный рабочий день.

Как отмечено в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации N 26-П, из части первой статьи 153 Трудового кодекса Российской Федерации, предусматривающей в качестве общего правила оплату за работу в выходной или нерабочий праздничный день не менее чем в двойном размере, во взаимосвязи с положениями абзаца второго части 2 статьи 22 и статей 132 и 149 Трудового кодекса Российской Федерации (тем более принимая во внимание использование в части 3 его статьи 153 термина "оплата в повышенном размере" применительно к оплате за часы, фактически отработанные в выходной или нерабочий праздничный день) однозначно следует, что работа в выходной или нерабочий праздничный день должна оплачиваться в большем размере, чем аналогичная работа, произведенная в обычный рабочий день (абзац второй пункта 3.4 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации N 26-П).

В абзаце третьем пункта 3.5 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации N 26-П указано, что при привлечении работников, заработная плата которых помимо месячного оклада (должностного оклада) включает компенсационные и стимулирующие выплаты, к работе в выходной или нерабочий праздничный день сверх месячной нормы рабочего времени в оплату их труда за работу в такой день, если эта работа не компенсировалась предоставлением им другого дня отдыха, наряду с тарифной частью заработной платы, исчисленной в размере не менее двойной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы), должны входить все компенсационные и стимулирующие выплаты, предусмотренные установленной для них системой оплаты труда.

Выявленный Конституционным Судом Российской Федерации смысл статьи 153 Трудового кодекса Российской Федерации является общеобязательным, что исключает любое иное его истолкование в правоприменительной практике.

Следовательно, при установлении системы оплаты труда работников, привлекаемых к работе в выходные и нерабочие праздничные дни, следует предусматривать оплату труда не менее чем в двойном размере с учетом того, что выплаты компенсационного и стимулирующего характера являются частью заработной платы работников.

Факт привлечения истца к работе в выходные дни ответчиком не оспаривается.

Доводы ответчика, в целом, сводятся к несогласию с иском в связи с отсутствием выделенных финансовых средств.

Суд приходит к выводу, что с ответчика подлежит взысканию заработная плата за работу в сентябре и октябре 2022 г.

Расчет, представленный истцом, судом проверен и сомнений не вызывает, ответчиком не оспаривается.

Таким образом, в пользу истца подлежит взысканию заработная плата в размере 44 770,97 руб. из них за сентябрь 2022 года – 17 812,34 руб., за октябрь 2022 года – 26 958,63 руб.

При таких обстоятельствах, требования истца подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Взыскать с Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Республики Саха (Якутия)» (ИНН 1435043146) в пользу Возной Светланы Анатольевны (паспорт ) заработную плату в размере 44 770,97 руб.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Саха (Якутия) в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                 п/п                И.В.Ефремов

Копия верна

Судья                                И.В.Ефремов

Решение принято в окончательной форме 01.02.2024 г.

2-798/2024 (2-12433/2023;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Возная Светлана Анатольевна
Военный прокурор Якутского гарнизона
Ответчики
ФКУ Военный комиссариат РС (Я)
Суд
Якутский городской суд Республики Саха (Якутия)
Дело на странице суда
jakutsky.jak.sudrf.ru
04.12.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
05.12.2023Передача материалов судье
11.12.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.12.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.12.2023Подготовка дела (собеседование)
25.12.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.01.2024Судебное заседание
01.02.2024Судебное заседание
01.02.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.02.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.02.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее