Дело № 2а-206/2020
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
08 сентября 2020 года с. Красногорское
Судья Красногорского районного суда Алтайского края Л.В. Коноваленко, рассмотрев в порядке упрощенного производства административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №1 по Алтайскому краю к Поповой Ю.Б. о взыскании страховых взносов за 2018г.,
УСТАНОВИЛ:
Истец Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России №1 по Алтайскому краю обратилась в суд с административным иском к Поповой Ю.Б. о взыскании недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017г. за 2018г. в размере 26545 руб.; страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017г.за 2018г. в размере 5840 руб., всего 32385 рублей.
В обоснование заявленных требований истец указал, что Попова Ю.Б. 23.07.2019г. прекратила деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, не уплатив своевременно и в полном объеме страховые взносы на обязательное пенсионное и медицинское страхование. Являясь индивидуальным предпринимателем, ответчик должна была уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Фонд обязательного медицинского страхования. Обязанность уплатить страховые взносы за период 2018г. ответчиком не исполнена, в связи с чем образовалась задолженность, которая не уплачена и после получения им требований.
Согласно положениям ФЗ 03.07.2016г. № 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" и ФЗ от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" администрирование страховых взносов с 01.01.2017г. осуществляют налоговые органы.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного ( письменного) производства без проведения устного разбирательства в соответствии с ч.7 ст. 150, 291 КАС РФ
Исследовав письменные доказательства, судья приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований в связи с нижеследующим.
В соответствии с ч. 1 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Конституция Российской Федерации в статье 57 устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичное положение содержится в пункте 1 статьи 3Налогового кодекса РФ.
Законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов, сборов, страховых взносов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения (статья 2 Налогового кодекса Российской Федерации).
Таким образом, налоговые правоотношения это публичные правоотношения, а уплата страховых взносов является публичной и конституционной обязанностью каждого налогоплательщика.
В соответствии с ч. 3.4 статьи 23, пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации плательщики страховых взносов обязаны уплачивать установленные настоящим Кодексом страховые взносы;
В соответствии с подп.2 пункта 1ст. 419 НК РФ плательщиками страховых взносов признаются индивидуальные предприниматели, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Согласно ч.3 ст. 420 НК РФ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, признается осуществление предпринимательской либо иной профессиональной деятельности в случае, предусмотренном абзацем третьим подпункта 1 пункта 1 статьи 430 настоящего Кодекса, объектом обложения страховыми взносами также признается доход, полученный плательщиком страховых взносов и определяемый в соответствии с пунктом 9 статьи 430 настоящего Кодекса.
Согласно абз.3 п.1 ст. 430 НК РФ плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, который определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей: в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 26 545 рублей за расчетный период 2018 года. Страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 5 840 рублей за расчетный период 2018 года.
Согласно ч.2 ст. 432 НК РФ суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование. Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.
Из материалов дела следует и установлено судом, что Попова Ю.Б. в период с 13 декабря 2006 года по 23 июля 2019 года была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, деятельность прекращена в связи с принятием административным ответчиком соответствующего решения (л. д. 7).В связи с прекращением деятельности в качестве индивидуального предпринимателя и неисполнением налогоплательщиком обязанности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование, административным истцом в адрес ответчика в соответствии со статьями 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации направлено требование об уплате страховых взносов за 2018 год на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в сумме 26545 рублей и на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в сумме 5840 рублей, предоставлен срок для добровольного исполнения до 08 февраля 2019 года (л. д. 9).
Требование административным ответчиком в добровольном порядке не было исполнено, что послужило основанием для обращения ИФНС России №1 по Алтайскому краю с заявлением о вынесении судебного приказа к мировому судье судебного участка Красногорского района Алтайского края, при этом мировым судьей судебного участка Красногорского района Алтайского края определением от 29.06.2020г. в принятии заявления Межрайонной ИФНС №1 по Алтайскому краю отказано в связи с пропуском установленного законом 6- месячного срока для обращения с заявлением.
Пунктом 1 статьи 70 НК РФ предусмотрено, что требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.
Согласно пункту 1,2 статьи 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества.
Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции ( мировому судье) налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Пунктом 3 указанной статьи предусмотрено, что требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Заявление о взыскании задолженности по страховым взносам в исковом порядке подано в Красногорский районный суд Алтайского края 10.08.2020г., то есть в течение 6 месяцев со дня вынесения мировым судьей определения от 29.06.2020г., вместе с тем, к мировому судье налоговый орган обратился 26.06.2020г., то есть за пределами пресекательного 6-месячного срока исполнения требования об уплате страховых взносов, установленного для обращения с заявлением о вынесении судебного приказа, при этом указанный срок истек 08.07.2019г.
Согласно ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Административным истцом заявлено ходатайство о восстановлении срока на обращение в суд, при этом в качестве уважительной причины пропуска срока налоговый орган ссылается на осуществление контроля за правильностью исчисления и своевременности уплаты физическими лицами местных налогов, а также организациями и индивидуальными предпринимателями федеральных и региональных налогов, в связи с чем затруднительно произвести взыскание в установленные законом сроки.
Решая вопрос о возможности восстановления срока для обращения в суд, суд исходит из того, что административным истцом не представлено соответствующих доказательств, объективно препятствующих и не позволивших подготовить и подать заявление о вынесении судебного приказа о взыскании недоимки по страховым взносам с Поповой Ю.Б. в период с 08.02.2019 года до 08.07.2019 года. По мнению суда у истца имелось достаточно времени для выполнения указанных действий.
Налоговый орган представляет интересы государства в процессе налогообложения и должен принимать все меры к соблюдению установленного порядка взыскания налогов, в том числе своевременному обращению за взысканием недоимки в судебном порядке.
Загруженность государственного органа, связанная с контролем за своевременной уплатой местных налогов физическими лицами, а также контролем за правильностью исчисления и своевременностью уплаты региональных и федеральных налогов юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями не являются уважительными причинами пропуска срока для обращения в суд.
Несоблюдение налоговой инспекцией установленных налоговым законодательством сроков и порядка взыскания страховых взносов в судебном порядке является основанием для отказа в удовлетворении искового заявления о взыскании недоимки по страховым взносам за 2018г.
При таких обстоятельствах, установив, что на дату обращения с административным иском о взыскании недоимки с Поповой Ю.Б. налоговый орган уже утратил право на принудительное взыскание суммы недоимки в связи с пропуском установленного законом срока, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного искового заявления.
Руководствуясь ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Инспекции Федеральной налоговой службы России №1 по Алтайскому краю к Поповой Ю.Б. о взыскании задолженности по страховым взносам за 2018г. оставить без удовлетворения в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Красногорский районный суд Алтайского края в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Судья: Л.В. Коноваленко
.
.
.
.