Дело № 2-2014/2015 Председательствующий – ФИО13
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ № 33-1116/2015
10 ноября 2015 г. г. Магас
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия в составе:
председательствующей - ФИО11,
судей - ФИО14 ФИО10
при секретаре ФИО4
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ФКУЗ «МСЧ МВД России по Республике Ингушетия» на решение Магасского районного суда от 27 июля 2015 г., которым удовлетворены исковые требования ФИО1 о признании незаконными действий военно-врачебной комиссии ФКУЗ «МСЧ МВД России по Республике Ингушетия».
Заслушав доклад судьи ФИО10, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 с декабря 1994 г. проходил службу на различных должностях начальствующего состава государственной противопожарной службы, которая до 2002 г. функционировала в составе МВД по Республике Ингушетия и с февраля 2002 г. переведена в Главное управление МЧС России по Республике Ингушетия. С июля 2013 г. по 27 апреля 2015 г. истец проходил службу в должности заместителя начальника Главного управления МЧС России по Республике Ингушетия. Приказом ГУ МЧС России по Республике Ингушетия от 27 апреля 2015 г. № 27-НС на основании приказа МЧС России от 23 апреля 2015 г. № 64-НС, свидетельства о болезни № 201 от 10 марта 2015 г. и представления к увольнению он уволен с занимаемой должности по п. «з» ч. 1 ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел (по ограниченному состоянию здоровья). Согласно свидетельству о болезни от 10 марта 2015 г. № 201, истец признан В –ограниченно годным к службе в органах внутренних дел вследствие заболевания, полученного в период военной службы. Ссылаясь на то, что заключением служебной проверки от 17 апреля 2015 г. установлено, что заболевание в виде сахарного диабета 2-го типа, диагностированное 17 января 1999 г., получено им при исполнении служебных обязанностей и непосредственном участии в выполнении служебных задач по защите конституционных прав граждан в условиях вооружённого конфликта, а прохождение службы в условиях вооруженного конфликта подтверждено приказом начальника Главного Управления МЧС России по Республике Ингушетия от 4 марта 2015 г. о зачете в выслугу лет для назначения пенсии периода службы с 1 июня 1995 г. по 31 декабря 2001 г. в льготном исчислении из расчета один месяц службы за три месяца, ФИО15 обратился в военно-врачебную комиссию ФКУЗ «МСЧ МВД России по Республике Ингушетия» с заявлением об изменении указанной в свидетельстве о болезни от 10 марта 2015 г. формулировки «заболевание получено в период прохождения военной службы» на формулировку «военная травма». Поскольку военно-врачебной комиссией в удовлетворении заявления отказано, истец обратился в суд с заявлением, в котором просит признать незаконными действия военно-врачебной комиссии ФКУЗ «МСЧ МВД России по Республике Ингушетия» и обязать военно-врачебную комиссию ФКУЗ «МСЧ МВД России по Республике Ингушетия» изменить формулировку заключения «заболевание получено в период прохождения военной службы» на формулировку «военная травма».
Решением Магасского районного суда от 27 июля 2015 г. данное исковое заявление удовлетворено.
В апелляционной жалобе представитель ФКУЗ «МСЧ МВД России по Республике Ингушетия», считая решение суда незаконным и необоснованным, просит его отменить и вынести по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы указывается на то, что судебное решение основано на недопустимых доказательствах, в частности на справке, выданной врачом Республиканской поликлиники 17 января 1999 г.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей ФКУЗ «МСЧ МВД России по Республике Ингушетия» ФИО5 и ФИО6, представителя МВД по Республике Ингушетия ФИО7, просивших апелляционную жалобу удовлетворить, представителя Главного управления МЧС России по Республике Ингушетия ФИО8, просившего разрешить спор по усмотрению суда, истца ФИО1, полагавшего решение законным и обоснованным, судебная коллегия приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, ФИО1 с декабря 1994 г. проходил службу на различных должностях начальствующего состава государственной противопожарной службы, которая до 2002 г. функционировала в составе МВД по Республике Ингушетия и с февраля 2002 г. переведена в Главное управление МЧС России по Республике Ингушетия. С июля 2013 г. по 27 апреля 2015 г. истец проходил службу в должности заместителя начальника Главного управления МЧС России по Республике Ингушетия. Приказом ГУ МЧС России по Республике Ингушетия от 27 апреля 2015 г. № 27-НС он уволен с занимаемой должности по п. «з» ч. 1 ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел (по ограниченному состоянию здоровья). Основанием увольнения является приказ МЧС России от 23 апреля 2015 г. № 64-НС, свидетельство о болезни от 10 марта 2015 г. и представление к увольнению.
Согласно свидетельству о болезни от 10 марта 2015 г. № 201 диагноз и причинная связь увечья (ранения, травмы, контузии), заболевания: Сахарный диабет 2 типа средней степени тяжести в стадии декомпенсации с умеренным нарушением функции. Диабетическая ангиопатия сосудов нижних конечностей с незначительным нарушением функции. Диабетическая нейропатия нижних конечностей. Диабетический гепатоз. Узловой зоб 1 степени. Алиментарное ожирение 3 степени. Гипертоническая болезнь 1 степени, 2 степени, риск 4. Недостаточность кровообращения 1 стадии. Атеросклероз артерий нижних конечностей 1 стадии. Последствия ЗЧМТ. Сотрясение головного мозга от 27 июля 2004 г. без нарушений функции. Смешанная энцефалопатия (травматическая, диабетическая). Хронический некалькулёзный холецистит в стадии ремиссии с незначительным нарушением функции. Гиперметропия обоих глаз. Пребиопия. Заболевание получено в период прохождения военной службы. В – ограниченно годен к службе в органах внутренних дел. СО 4. Не годен в должности заместителя начальника ГУ МЧС России по Республике Ингушетия по 1 группе предназначения.
Разрешая спор, суд, руководствуясь абз. 4 подп. «а» п. 41 Положения о военно-врачебной экспертизе, утверждённого постановлением Правительства РФ от 25 февраля 2003 г. № 123, пришел к выводу об обоснованности исковых требований, поскольку факт получения ФИО16 заболевания в виде сахарного диабета 2-го типа при исполнении служебных обязанностей и непосредственном участии в выполнении служебных задач по защите конституционных прав граждан в условиях вооруженного конфликта установлен в ходе служебной проверки, по результатам которой 17 апреля 2015 г. вынесено заключение.
Данный вывод судебная коллегия полагает правильным по следующим основаниям.
В соответствии с абз. 4 подп. «а» п. 94 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 4 июля 2013 г. № 565 военно-врачебная комиссия выносит заключения о причинной связи увечий, заболеваний с формулировкой - "военная травма", если заболевание возникло у освидетельствуемого в период проведения контртеррористических операций, выполнения задач в условиях чрезвычайного положения или при вооруженных конфликтах (при условии льготного исчисления выслуги лет для назначения пенсии из расчета 1 месяц службы за 3 месяца), либо в период прохождения военной службы (приравненной службы) в государстве, где велись боевые действия (при условии льготного исчисления выслуги лет для назначения пенсии из расчета 1 месяц службы за 3 месяца), либо в период его пребывания на разведывательной и контрразведывательной работе за границей, или если имело место прогрессирование (утяжеление течения) заболевания, возникшего до указанных событий, или если хроническое, медленно прогрессирующее заболевание подтверждается медицинскими документами и особенностями течения заболевания, позволяющими отнести начало заболевания к периоду участия освидетельствуемого в указанных событиях (при данных условиях).
Согласно выписке из приказа Главного управления МЧС России по Республике Ингушетия от 4 марта 2015 г. № 71 ФИО17 на основании решения Карабулакского районного суда от 16 июля 2004 г. засчитан в выслугу лет для назначения пенсии период службы с 1 июня 1995 г. по 31 декабря 2001 г. в льготном исчислении из расчета 1 месяц службы за 3 месяца.
Из заключения служебной проверки от 17 апреля 2015 г. усматривается, что заболевание в виде сахарного диабета 2-го типа получено ФИО18. при исполнении служебных обязанностей и непосредственном участии в выполнении служебных задач по защите конституционных прав граждан в условиях вооружённого конфликта.
Как следует из справки, выданной врачом Республиканской поликлиники, 17 января 1999 г. ФИО1 поставлен диагноз «Сахарный диабет второго типа».
При таких обстоятельствах доводы ответчика о том, что диагноз «Сахарный диабет второго типа» установлен ФИО1 в 2008 году, судебная коллегия находит несостоятельными.
Кроме того, из показаний врача-эндокринолога ФИО9, допрошенной в суде апелляционной инстанции следует, что диагноз «Сахарный диабет второго типа» ФИО1 установлен в январе 1999 г. на основании объективного осмотра и лабораторных исследований (определение глюкозы крови), о чем свидетельствует справка Республиканской поликлиники, выданная за ее подписью 17 января 1999 г., в связи с чем доводы ответчика о том, что данная справка является недопустимым доказательством, являются необоснованными.
Оценив установленные обстоятельства в их совокупности и во взаимосвязи с приведенным абзацем 4 подп. «а» п. 94 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 4 июля 2013 г. № 565, регулирующим спорные правоотношения, судебная коллегия находит, что суд первой инстанции имел достаточные правовые основания для удовлетворения требования истца.
Доводы автора апелляционной жалобы не свидетельствуют о наличии оснований для отмены обжалуемого решения, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда, выражают несогласие с оценкой судом исследованных по делу доказательств, которым дан надлежащий анализ и правильная оценка по правилам статьи 67 ГПК РФ, а потому не могут быть приняты во внимание.
При таких обстоятельствах решение суда является законным, обоснованным и оснований для его отмены не усматривается.
Вместе с тем ссылка в судебном решении на Положение о военно-врачебной экспертизе», утвержденное постановлением Правительства РФ от 25 февраля 2003 г. № 123 подлежит исключению, поскольку данное постановление утратило юридическую силу 31 декабря 2013 г.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ст. 328, ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Магасского районного суда от 27 июля 2015 г., которым удовлетворены исковые требования ФИО1 о признании незаконными действий военно-врачебной комиссии ФКУЗ «МСЧ МВД по Республике Ингушетия», оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
С подлинного за надлежащими подписями
Копия верна:
Судья ФИО10