город Кызыл 12 сентября 2019 года
Судья Кызылского городского суда Монгуш Р.С., рассмотрев жалобу генерального директора ООО «СТ-ТБО» Ш. на постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Красноярскому краю и Республике Тыва П. от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении о привлечении ООО «СТ-ТБО» к административной ответственности по ст.8.5 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
Генеральный директор Общества с ограниченной ответственностью «ООО «СТ-ТБО»» (далее ООО «СТ-ТБО») обратился в суд с жалобой на постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Красноярскому краю и Республике Тыва П. от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении № о признании ООО «СТ-ТБО» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ, и назначении административного наказания в виде предупреждения, указывая на то, что ООО у «СТ-ТБО» нет обязанности по оплате за негативное воздействие на окружающую среду, оно не является субъектом данного правонарушения, поскольку «СТ-ТБО» не эксплуатирует объект размещения отходов, не принимает твердые коммунальные отходы для захоронения и не осуществляет их размещение. Также расходы на внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду не включены в единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на 2018 год. Просит признать и отменить оспариваемое постановление, прекратить производство по делу.
Ш. в судебном заседании жалобу поддержал в полном объеме, просил удовлетворить.
Защитник ООО «СТ-ТБО» Д. в судебном заседании поддержала доводы жалобы.
Представители Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Красноярскому краю и Республике Тыва К., П. с жалобой не согласились.
Изучив жалобу и приложенные к ней документы, судья приходит к следующему.
Согласно статье 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное судьёй, может быть обжаловано в вышестоящий суд по месту рассмотрения дела.
Согласно положениям ст. 30.3 КоАП РФ, жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Как следует из материалов дела, оспариваемое постановление вынесено ДД.ММ.ГГГГ, в тот же день получено заявителем, жалоба в суд поступила ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем срок обжалования заявителем не нарушен.
Из представленных материалов дела следует, что постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Красноярскому краю и Республике Тыва П. директор ООО «СТ-ТБО» Ш. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде предупреждения.
В соответствии со статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию.
Под сокрытием информации понимается не доведение ее до сведения лиц, имеющих право на ее получение; под искажением информации - сообщение неполных или неверных данных; несвоевременное сообщение полной и достоверной информации означает нарушение сроков ее доведения до заинтересованных лиц (органов.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду определяет Федеральный закон от 24.06.1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потреблении" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ).
Согласно статье 1 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) негативным воздействием на окружающую среду признается воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
В соответствии с положениями ст. 11 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
Согласно требованиям ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются федеральными законами. К видам негативного воздействия на окружающую среду в том числе относятся выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (выбросы загрязняющих веществ); хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов). Плата за негативное воздействие на окружающую среду подлежит зачислению в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Платность осуществления выбросов загрязняющих веществ в атмосферу установлена также статьей 28 Федерального закона от 04.05.1999 г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха".
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения №-р/п от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ООО «СТ-ТБО» проведена внеплановая выездная проверка.
Проведенной проверкой выявлено сокрытие или искажение ООО «СТ-ТБО» экологической информации, что подтверждается актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ №№ а именно не представление декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2018 год.
В Единый государственный реестр юридических лиц ДД.ММ.ГГГГ внесена запись о создании юридического лица ООО «СТ-ТБО».
Приказом Министерства строительства о жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ №-од ООО «СТ-ТБО» присвоен статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Тыва.
Приказом от ДД.ММ.ГГГГ Ш. приступил к исполнению обязанностей в качестве генерального директора ООО «СТ-ТБО».
Согласно абз. 2 пункта 1 статьи 16.1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ) плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов являются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению.
Указанные положения закреплены также в статье 1, частях 1, 5 и 9 статьи 23 Федерального закона N 89-ФЗ, которыми установлено, что плата за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов вносится операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональными операторами, то есть лицами, осуществляющими, в том числе, деятельность по захоронению твердых коммунальных отходов. Расходы на плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов учитываются в расчетах тарифов для оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, регионального оператора в порядке, установленном Основами ценообразования.
Таким образом, федеральным законодательством внесение платы за НВОС обусловлено самим фактом осуществления деятельности по размещению ТКО (в части захоронения отходов).
Кроме того, как указано в письме Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 11.12.2018 N 12-47/3131393, региональный оператор осуществляет плату при размещении ТКО в случае, если он самостоятельно эксплуатирует объект размещения отходов и принимает ТКО для захоронения. При наличии у регионального оператора договоров с операторами по обращению с ТКО на оказание услуг по захоронению ТКО, плата при размещении ТКО взимается с операторов, осуществляющих захоронение ТКО.
В силу частей 1 и 3 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к данной статье.
Согласно части 1 статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Несмотря на требования Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, доводы лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, надлежащей оценки должностным лицом не получили, меры к всестороннему, полному и объективному рассмотрению дела не приняты, с учетом положений статей 1.5, 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях сделать однозначный вывод об обоснованности привлечения генерального директора ООО «СТ-ТБО» Ш. к административной ответственности и доказанности вины в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не представляется возможным.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений: об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Красноярскому краю и Республике Тыва П. №№ в отношении директора ООО «СТ-ТБО» Ш. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьи 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежит отмене, а производство по делу прекращению на основании части 2 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Красноярскому краю и Республике Тыва П. №№ в отношении генерального директора ООО «СТ-ТБО» Ш. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьи 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании части 2 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья Монгуш Р.С.