Дело 2-1594/18 г.Всеволожск
5 марта 2018 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Всеволожский городской суд Ленинградской области в составе
судьи Курбатовой Э.В.,
при секретаре Ляховой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пидплета Геннадия Ивановича, Пидплета Тамары Александровны к ФГУ «Северо-Западное территориальное Управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ о признании права собственности на жилое помещение,
у с т а н о в и л:
истцы обратились в суд, указывая, что проживают на основании ордера № от 28 января 2003 года, выданного Осинорощинской КЭЧ Лен ВО Министерства обороны РФ в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес> (<адрес>).
Истцы указали, что поскольку Осинорощинская КЭЧ Лен ВО МинОбороны РФ ликвидирована, они лишены права приватизации жилого помещения.
В судебное заседание истцы не явились, о рассмотрении дела извещены через представителя, что подтверждается распиской.
Представители ответчика ФГУ «Северо-Западное территориальное Управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ и третьего лица администрации МО «Сертолово» в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела извещены, представитель ответчика просит о рассмотрении дела в его отсутствие, представил письменные возражения относительно иска.
Суд, руководствуясь ст.167 Гражданского процессуального кодекса РФ, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Суд, оценив доказательства, приходит к следующему.
Согласно ст. 2 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
В соответствии со ст. 7 данного Закона передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. Право собственности на приобретенное жилое помещение возникает с момента государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Решение вопроса о приватизации жилых помещений должно приниматься по заявлениям граждан в двухмесячный срок со дня подачи документов (ст. 8 Закона).
В п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 августа 1993 N 8 "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" разъяснено, что исходя из смысла преамбулы и статей 1, 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием. При этом необходимо учитывать, что соблюдение установленного статьями 7, 8 названного Закона порядка оформления передачи жилья обязательно как для граждан, так и для должностных лиц, на которых возложена обязанность по передаче жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде в собственность граждан в частности, вопрос о приватизации должен быть решен в двухмесячный срок, заключен договор на передачу жилья в собственность, право собственности подлежит государственной регистрации в Едином государственном реестре учреждениями юстиции, со времени совершения которой и возникает право собственности гражданина на жилое помещение.
Согласно ст. 4 указанного Закона РФ не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
Собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения.
Судом установлено, что спорное жилое помещение на основании ордера № от 28 января 2003 года предоставлено Квартирно-эксплуатационной частью <адрес> ОЛ Лен ВО истцу Пидплете Г.И. на состав семьи три человека (он, супруга, сын). Стороны, а также их сын Пидплета С.Г. зарегистрированы в указанном жилом помещении, последний выразил свое согласие на приватизацию жилого помещения истцами.
Согласно пункту 2 Положения о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 1997 года N 1301, государственному учету подлежат независимо от формы собственности жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, специальные дома для одиноких престарелых, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и другие), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания. Включение жилых строений и жилых помещений в жилищный фонд и исключение из жилищного фонда производится в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Из изложенного следует, что после принятия решения о включении жилой площади в число служебных данное жилое помещение должно быть зарегистрировано в качестве такого в органах государственной регистрации недвижимости.
В соответствии с выпиской из реестра федерального имущества спорное жилое помещение, внесено в реестр федерального имущества на основании постановления Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 года N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" и на основании передаточного акта от 31 мая 2011 года передано от ФГУ «Осинорощинская квартирно-эксплуатационная часть района» в ФГУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ.
В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" вопрос о том, является ли конкретное жилое помещение специализированным (в частности, служебным, общежитием, жильем для временного поселения вынужденных переселенцев или лиц, признанных беженцами), решается, в силу статьи 5 Вводного закона, исходя из положений законодательства, действовавшего на момент предоставления данного жилого помещения.
В то же время необходимо иметь в виду, что по действующему до 1 марта 2005 года законодательству основанием для вселения в служебное жилое помещение и заключения договора найма служебного жилого помещения являлся установленной формы ордер (статьи 47, 105 ЖК РСФСР).
В соответствии со ст. 6 Жилищного кодекса РФ акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие.
Действие акта жилищного законодательства может распространяться на жилищные отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, прямо предусмотренных этим актом.
В жилищных отношениях, возникших до введения в действие акта жилищного законодательства, данный акт применяется к жилищным правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.
Исходя из положений данной статьи, нормы Жилищного кодекса РФ применяются только к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие.
Жилищным кодексом РФ введен новый термин "специализированный жилищный фонд", к которому относится, в том числе, и служебные жилые помещения. А также в ст. 92 определен новый порядок использования жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения - допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
Однако в силу положений ст. 6 Жилищного кодекса РФ данный порядок не распространяется на те служебные жилые помещения, которые были признаны в качестве таковых до 1 марта 2005 года по действующему на тот момент жилищному законодательству.
Исходя из положений п. "к" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 105 Жилищного кодекса РСФСР служебные жилые помещения предоставляются по решению администрации предприятия, учреждения, организации, правления колхоза, органа управления другой кооперативной и иной общественной организации, в ведении которых находятся эти помещения. На основании принятого решения исполнительным комитетом соответствующего местного Совета народных депутатов гражданину выдается ордер на служебное жилое помещение.
Из ответов ФГКУ «Северо-Западное территориальное Управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ на запрос суда следует, что спорное жилое помещение находится в федеральной собственности, закреплено за учреждением на праве оперативного управления, отнесено к специализированному жилищному фонду и используется в качестве служебного.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 92 Жилищного кодекса РФ служебные жилые помещения являются жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.
В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом (ч. 2 ст. 92 ЖК РФ).
Специализированные жилые помещения не подлежат отчуждению, передаче в аренду, в наем, за исключением передачи таких помещений по договорам найма, предусмотренным разделом IV (ч. 3 ст. 92 ЖК РФ).
В деле отсутствуют доказательства тому, что ФГКУ «Северо-Западное ТУИО» Министерства обороны РФ обращалось в орган по управлению государственным имуществом с необходимым пакетом документов по вопросу исключения спорного жилого помещения из числа служебных жилых помещений, а также доказательства в подтверждение того, что органами исполнительной власти, в соответствии с требованиями действующего законодательства, принималось решения по вопросу исключения из числа служебных жилых помещений спорной квартиры. Данных о том, что спорное жилое помещение передавалось из ведения Министерства обороны РФ в собственность муниципального образования материалы дела также не содержат.
Отсутствие факта государственной регистрации жилого помещения как служебного, не может являться самостоятельным основанием, обязывающим собственника жилого помещения заключить договор социального найма.
Истцом не представлены доказательства, позволяющие установить, что спорное жилое помещение изначально предоставлялось в качестве используемого по договору социального найма.
С учетом установленных по делу обстоятельств, суд не находит оснований для удовлетворения иска.
Руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ,
РЕШИЛ:
в удовлетворении исковых требований Пидплета Геннадия Ивановича, Пидплета Тамары Александровны к ФГУ «Северо-Западное территориальное Управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации отказать.
Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья