Решение по делу № 2-237/2021 от 25.12.2020

Дело № 2-237/2021 28 мая 2021 года

РЕШЕНИЕ

И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и

    Сланцевский городской суд Ленинградской области в составе:

председательствующего судьи Давидович Н.А.,

с участием прокурора Андреевой И.О.,

при секретаре М,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сланцевского городского прокурора, действующего в защиту прав и законных интересов муниципального образования Сланцевский муниципальный район Ленинградской области в лице администрации муниципального образования Сланцевский муниципальный район Ленинградской области к обществу с ограниченной ответственностью «Сланцевское Жилищное Хозяйство» о возложении обязанности по оснащению многоквартирного дома общедомовым прибором учета тепловой энергии,

У С Т А Н О В И Л:

Сланцевский городской прокурор, действующий в защиту прав и законных интересов муниципального образования Сланцевский муниципальный район Ленинградской области в лице администрации муниципального образования Сланцевский муниципальный район Ленинградской области обратился в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Сланцевское Жилищное Хозяйство» о возложении обязанности по оснащению многоквартирного дома общедомовым прибором учета тепловой энергии.

В ходе рассмотрения гражданского дела прокурор уточнял заявленные требования в порядке ст. 39 ГПК РФ, а именно просил: обязать Общество с ограниченной ответственностью «Сланцевское Жилищное Хозяйство» принять меры по оснащению многоквартирных домов по адресам: № по <адрес>, в по <адрес>, а <адрес> коллективным (общедомовым) прибор учета тепловой энергии, в том числе обеспечить доступ организации, выполняющей работы по непосредственной установке приборов учета, к месту их установки, возместить расходы, понесенные на установку приборов учета. Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Сланцевское Жилищное Хозяйство» принять меры к вводу в эксплуатацию установленных коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии в многоквартирных домах № по <адрес>, в по <адрес>, а <адрес>. Установить срок исполнения судебного акта в течение 1 года с момента вступления решения в законную силу.

В судебном заседании заместитель Сланцевского городского прокурора Андреева И.О., исковые требования поддержала в полном объеме и пояснила, что во исполнение поручения Генерального прокурора Российской Федерации, поручения прокуратуры Ленинградской области Сланцевской городской прокуратурой проведена проверка исполнения требований законодательства, регулирующего правоотношения в сфере теплоснабжения, а именно, в частности проведена проверка соблюдения требований законодательства об оснащении МКД общедомовыми приборами учета. В ходе проверки было установлено, что в рамках муниципальной адресной программы «Поэтапный переход на отпуск ресурсов (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии потребителям в соответствии с показателями коллективных (общедомовых) приборов учета потребления таких ресурсов в Сланцевском городском поселении» многоквартирные дома № по <адрес>, в по <адрес> в 2009-2010 году были оборудованы прибором учета тепловой энергии. Вместе с тем данный прибор учета не может быть введен в эксплуатацию в связи с тем, что он не отвечает требованиям правил о коммерческом учете тепловой энергии, ремонт и поверка прибора учета невозможна, требуется его реконструкция, что подтверждается соответствующими актами ДД.ММ.ГГГГ, составленными должностным лицом ресурсоснабжающей организации.

С учетом того, что в декабре 2018 года решение общего собрания собственников по вопросу об установке общедомового прибора учета тепловой энергии, определения порядка финансирования сопутствующих работ и его содержание, в многоквартирных домах и по <адрес>, а также <адрес><адрес> не было принято, ресурсоснабжающей организацией в указанных домах в соответствии с требованиями Федерального закона от 23.11.20009 № 261–ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» были установлены приборы учета тепловой энергии самостоятельно. Между тем, до настоящего времени данные приборы не введены в эксплуатацию в связи с отсутствием актов ввода. Управление данными многоквартирными домами города Сланцы в соответствии с решениями общего собрания собственников и на основании договоров управления многоквартирным домом осуществляет ООО «СЖК». Теплоснабжающей организацией в отношении объектов теплоснабжения г. Сланцы Ленинградской области определено АО «Нева Энергия».

Обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, проверка приборов учета) входит в обязанности управляющей организации в силу положений ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации и пп. «к» п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491. Наличие у ресурсоснабжающей организации обязанности по непосредственной установке общедомовых приборов учета не прекращает обязательства управляющей организации по обеспечению надлежащего содержания общедомового имущества, в том числе по оснащению многоквартирного дома приборами учета путем заключения договора с ресурсоснабжающей организацией на установку приборов учета, обеспечению доступа ресурсоснабжающей организации к месту установки приборов учета, принятию мер по вводу их в эксплуатацию. При этом оснащение многоквартирного дома общедомовыми приборами учета не зависит от наличия или отсутствия решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома об установке таких приборов учета.

Частью 5 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что собственники жилых домов, за исключением указанных в ч. 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию до 01.07.2012. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды,

электрической энергии.

Из приведенных норм следует, что действующим жилищным законодательством и законодательством об энергосбережении мероприятия по энергосбережению включены в состав работ по содержанию многоквартирного жилого дома, обязанность по установке коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии в многоквартирных домах возложена на лиц, ответственных за содержание многоквартирного дома.

В силу требований вышеприведенных правовых норм работы по установке приборов учета используемых энергоресурсов, как и другие мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, отнесены к обязательным работам по содержанию жилого дома, в связи с чем должны осуществляться независимо от наличия решения общего собрания собственников помещений в доме о проведении этих работ.

Таким образом, оснащение многоквартирного дома приборами учета, в том числе путем заключения договора с ресурсоснабжающей организацией на установку приборов учета, обеспечение доступа ресурсоснабжающей организации к месту установки приборов учета, а также обеспечение ввода приборов учета в эксплуатацию, как часть отношений, возникающих при обеспечении граждан жилищно-коммунальными услугами, входит в число обязанностей управляющей организации.

Порядок возмещения расходов управляющей организации по оснащению многоквартирного дома приборами учета предусмотрен ч. 12 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и заключается в том, что собственники помещений многоквартирного дома оплачивают равными долями в течение пяти лет с даты установки приборов учета расходы на установку этих приборов учета при условии, что ими не выражено намерение оплатить такие расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки.

При этом, как следует из положений ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, п. 20 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 № 416, п. п. 24, 26 Правил № 491, управляющая организация в силу своего статуса имеет исчерпывающую информацию о доле каждого собственника в праве общей собственности на общее имущество и наделена полномочиями по получению платежей от собственников за оказываемые управляющей организацией услуги и расчету с ресурсоснабжающими организациями с учетом выбранного собственниками порядка оплаты.

Поскольку в вышеуказанных многоквартирных жилых домах имеются жилые помещения: <адрес>, которые находятся в муниципальной собственности, отсутствие общедомовых приборов учёта тепловой энергии нарушает права муниципального образования Сланцевский муниципальный район Ленинградской области, как собственника жилых помещений, в которые предоставляется коммунальная услуга теплоснабжения, расчёт за которую производится без учёта показаний общедомовых приборов учёта тепловой энергии.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ, просит обязать Общество с ограниченной ответственностью «Сланцевское Жилищное Хозяйство» принять меры по оснащению многоквартирных домов по адресам: № по <адрес>, в по <адрес>, а <адрес> коллективным (общедомовым) прибор учета тепловой энергии, в том числе обеспечить доступ организации, выполняющей работы по непосредственной установке приборов учета, к месту их установки, возместить расходы, понесенные на установку приборов учета. Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Сланцевское Жилищное Хозяйство» принять меры к вводу в эксплуатацию установленных коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии в многоквартирных домах № по <адрес>, в по <адрес>, а <адрес>. Установить срок исполнения судебного акта в течение 1 года с момента вступления решения в законную силу.

Представитель истца администрации муниципального образования Сланцевский муниципальный район Ленинградской области юрисконсульт Ададуров Ю.А., действующий на основании доверенности, заявленные требования прокурора поддерживает в полном объеме.

Представитель ответчика ООО «СЖХ» Ковальчук Ю.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании указала, что заявленные требовании не признает в полном объеме и пояснила, что управляющая организация на основании договоров управления и лицензии от ДД.ММ.ГГГГ управляет указанными в исковом заявлении многоквартирными домами в городе Сланцы Ленинградской области. В 2009 году была проведена Муниципальная адресная программа «Поэтапный переход на отпуск ресурсов (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии) потребителям в соответствии с показаниями коллективных (общедомовых) приборов учета потребления таких ресурсов в Сланцевском городском поселении». В ходе реализации поименованной Программы, в 2010 году были установлены коллективные (общедомовые) приборы учета тепловой энергии (далее - УУТЭ) в многоквартирных домах в по <адрес>, № по <адрес>, находящихся в управлении ответчика. В эксплуатацию данные УУТЭ не были введены, ввиду отсутствия решения общих собраний собственников помещений в МКД по вопросу включения общедомовых приборов учета тепловой энергии в состав общего имущества и утверждении платы за их содержание и поверку. В МКД а по <адрес>, коллективные (общедомовые) приборы учета тепловой энергии в рамках Программы не устанавливались. В соответствии с определением, данным в Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «коллективный (общедомовой) прибор учета» - средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), устанавливаемое в многоквартирном доме при наличии технической возможности и используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом. На момент установки оборудования в 2010 году управляющие организации не обладали правом инициировать проведение внеочередных общих собраний собственников помещений многоквартирных домов. Собственников помещений в указанных МКД, желающих выступить инициаторами и провести внеочередное общее собрание по вопросам включения в состав общего имущества МКД установленного по Программе УУТЭ и ведению расчетов по ним, не нашлось.

Поскольку в конце 2013 года наступил срок поверки установленного по программе оборудования, в последующем изменились требования правил о коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя от 18.11.2013 № 1034, в июле 2018 года представители филиала АО «Нева Энергия» и управляющей организации ООО «СЖХ» совместно провели обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки общедомового прибора учета тепловой энергии. Были сделаны выводы, что ранее установленные УУТЭ не может быть введен в эксплуатацию, в связи с тем, что он не отвечает требованиям правил о коммерческом учете тепловой энергии, ремонт и поверка расходомеров АС-001 невозможна, ввиду того, что они сняты с производства, о чем составлены соответствующие Акты в соответствии с Приложением № 2 к приказу Министерства регионального развития РФ от 29.12.2011 № 627. Таким образом, установленные в рамках Программы приборы учета не пригодны к эксплуатации.

В МКД а по <адрес>, №№ по <адрес> в декабре 2018 года по инициативе управляющей организации проведено общее собрание собственников об установке общедомового (коллективного) прибора учета тепловой энергии, определении порядка финансирования указанных работ и утверждении размера платы на его дальнейшее содержание. Решения по указанному вопросу собственниками не принято, в связи с отсутствием кворума (менее 2/3 голосов), поскольку в силу ч. 1 ст. 46 ЖК РФ решение по указанному вопросу принимается большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещении в многоквартирном доме.

В августе 2019 года АО «Нева Энергия» в МКД № по <адрес> и а по <адрес> в <адрес> УУТЭ установлены. Но в эксплуатацию не введены, поскольку, как ссылается АО «Нева Энергия» в письме от ДД.ММ.ГГГГ смонтированные узлы учета не включены в состав общего имущества МКД. При этом следует отметить, что для ввода в эксплуатацию УУТЭ не требуется проводить общее собрание собственников для решения вопроса о включении в состав общего имущества МКД УУТЭ. Поскольку установка коллективных (общедомовых) приборов учета производилась по императивному предписанию Закона об энергосбережении, в связи с тем, что собственники помещений по своей инициативе соответствующих действий не произвели, решений на общем собрании не приняли.

ДД.ММ.ГГГГ в МКД по <адрес> и в МКД в по <адрес>, ответчиком инициированы общие собрания собственников по вопросам об оборудовании МКД коллективными (общедомовыми) приборами учета тепловой энергии, определении стоимости и порядка оплаты работ по их установке, а также утверждении размера плата на их дальнейшее содержание. Решения по указанным вопросам собственниками не приняты, собрания признаны несостоявшимися в связи с отсутствием кворума.

В соответствии с п. 5, п. 12 ст. 13 ФЗ № 261 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», собственники помещений в многоквартирных домах обязаны обеспечить оснащение домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой и электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию до 01.07.2012. Если установка и ввод в эксплуатацию произведены не были до 01.01.2012, то организация, чьи сети непосредственно присоединены к сетям многоквартирного дома и которые осуществляют передачу соответствующего коммунального ресурса, обязаны до 1 июля 2013 года, совершить действия по оснащению приборами учета многоквартирный дом общедомовыми приборами учета за счет средств собственников помещений. Расходы на оснащение дома приборами учета относятся ресурсоснабжающей организацией на собственников. По умолчанию собственников предоставляется рассрочка на 5 лет. В случае если до 01 июля 2013 года собственниками не принято решение об установке коллективных приборов учета, ресурсоснабжающие организации обязаны совершить действия по оснащению приборами учета. На ресурсоснабжающую организацию возложена обязанность по осуществлению деятельности по установке, замене, эксплуатации как коллективных приборов учета в местах подключения объектов многоквартирных домов к централизованным системам энергоснабжения, так и индивидуальных приборов учета.

В соответствии с частью 12 статьи 13 Закона № 261-ФЗ граждане - собственники помещений в многоквартирных домах, не исполнившие в установленный срок обязанностей, предусмотренных частью 5 статьи 13 Закона № 261-ФЗ, если это потребовало от соответствующих ресурсоснабжающих организаций совершения действий по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов, оплачивают равными долями в течение пяти лет с даты их установки расходы указанных организаций на установку этих приборов учета при условии, что ими не выражено намерение оплатить такие расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки. В случае предоставления рассрочки расходы на установку приборов учета используемых энергетических ресурсов подлежат увеличению на сумму процентов, начисляемых в связи с предоставлением рассрочки, но не более чем в размере ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату начисления, за исключением случаев, если соответствующая компенсация осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета. Закон об энергосбережении предоставляет жильцам право на рассрочку в вопросе возмещения сумм понесенных расходов. Эта рассрочка распространяется и на управляющую компанию, поскольку она действует «в вопросе возмещения расходов на установку общедомового прибора учета исключительно как лицо, опосредующее отношения между ресурсоснабжающей организацией и собственниками помещений в многоквартирном доме, лишено возможности получать денежные средства на эти цели законным путем иначе, чем от указанных собственников. Следовательно, управляющая организация не должна отвечать перед ресурсоснабжающей организацией в большем объеме, чем совокупный объем денежных обязательств собственников помещений по возмещению расходов на установку общедомовых приборов учета на день вынесения судебного решения».

Просит, учесть срок рассрочки, указанный в ч. 5 ст. 13 Закона № 261 и применить его к управляющей организации, указав в решении суда порядок расчетов со специализированной организацией за возмещение расходов на установку УУТЭ. В случае удовлетворения требований прокурора, просит установить срок до 01 сентября 2024 года.

Считает, что ООО «СЖХ» является ненадлежащим ответчиком, поскольку законодатель вменяет обязанность по оснащению МКД приборами учета на соответствующую ресурсоснабжающую организацию.

Представитель третьего лица АО «Нева Энергия» Коренчук М.В., действующая на основании доверенности, исковые требования признала и пояснила, что в соответствии с частью 8 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» действия по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов вправе осуществлять лица, отвечающие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации для осуществления таких действий. Указанное в законе требование к ресурсоснабжающим организациям распространяется на жилые дома, в которых отсутствовали общедомовые приборы учета тепловой энергии и теплоносителя на 01.07.2012, то есть в переходный период, при первичном оснащении жилых домов узлами и приборами учета. Как следует из материалов дела, вышеуказанные МКД были оснащены общедомовыми узлами учета в рамках реализации муниципальной программе в 2009 году и допущены в эксплуатацию. Установленная законом обязанность по первичному оснащению дома общедомовыми прибором учета была исполнена. В связи с чем полагает, что у АО «Нева Энергия» нет обязанности принудительно устанавливать общедомовые приборы учета на основании части 12 статьи 13 вышеуказанного закона за свой счет, с последующим возложением расходов на собственников помещений в МКД.

Также АО «Нева Энергия» подтверждает, что в МКД по адресам: <адрес>, а также <адрес> в августе 2019 года УУТЭ смонтированы. Однако, до настоящего времени со стороны управляющей организации не подписаны акты ввода в эксплуатацию данных приборов. После установления УУТЭ ООО «СЖХ» обращалась в адрес АО «Нева Энергия» с просьбой сначала подтвердить предоставление беспроцентной рассрочки по оплате установленных приборов учета сроком на 36 месяцев, а позднее предоставить расчёт стоимости с рассрочкой на 5 лете учетом процентов по ставке рефинансирования. ДД.ММ.ГГГГ АО «Нева Энергия» повторно направило в ООО «СЖХ» акты допуска узлов учета в эксплуатацию. Но до настоящего времени акты допуска в эксплуатацию не подписаны. Для ввода узлов учета в эксплуатацию решения собственников не требуется. Более того, согласно положениям части 12 статьи 13 Закона, собственники жилых помещений, лица ими уполномоченные не должны препятствовать вводу приборов учета в эксплуатацию. Действия ответчика считает не законными.

Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, приходит к следующему.

Как предусмотрено ч. 3 ст. 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту законных интересов неопределенного круга лиц и интересов субъекта Российской Федерации.

В ходе проведения Сланцевской городской прокуратурой проверки исполнения требований законодательства, регулирующего правоотношения в сфере теплоснабжения, было установлено, что в рамках муниципальной адресной программы «Поэтапный переход на отпуск ресурсов (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии потребителям в соответствии с показателями коллективных (общедомовых) приборов учета потребления таких ресурсов в Сланцевском городском поселении» многоквартирные дома № по <адрес>, в по <адрес> в 2009-2010 году были оборудованы прибором учета тепловой энергии. Вместе с тем данный прибор учета не может быть введен в эксплуатацию в связи с тем, что он не отвечает требованиям правил о коммерческом учете тепловой энергии, ремонт и поверка прибора учета невозможна, требуется его реконструкция, что подтверждается соответствующими актами ДД.ММ.ГГГГ, составленными должностным лицом ресурсоснабжающей организации, что нарушает императивные требования, установленные частями 1 и 5 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

В декабре 2018 года решение общего собрания собственников по вопросу об установке общедомового прибора учета тепловой энергии, определения порядка финансирования сопутствующих работ и его содержание, в многоквартирных домах и по <адрес>, а также <адрес><адрес> не было принято, ресурсоснабжающей организацией в указанных домах в соответствии с требованиями Федерального закона от 23.11.20009 –ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» были установлены приборы учета тепловой энергии самостоятельно.

Поскольку в вышеуказанных многоквартирных жилых домах имеются жилые помещения: <адрес>, которые находятся в муниципальной собственности, отсутствие общедомовых приборов учёта тепловой энергии нарушает права муниципального образования Сланцевский муниципальный район Ленинградской области, как собственника жилых помещений, в которые предоставляется коммунальная услуга теплоснабжения, расчёт за которую производится без учёта показаний общедомовых приборов учёта тепловой энергии.

В силу части 1 статьи 13 Закона № 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.

В связи с этим в части 5 статьи 13 указанного Закона закреплено обязательное требование об оснащении многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.

Из анализа положений части 12 статьи 13 Закона № 261-ФЗ следует, что после 1 июля 2013 г. обязанность по непосредственной установке приборов учета используемых энергетических ресурсов возложена на ресурсоснабжающую организацию.

Частью 4 статьи 12 Закона № 261-ФЗ в целях повышения уровня энергосбережения в жилищном фонде и его энергетической эффективности в перечень требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются требования о проведении мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома. Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, или при непосредственном управлении многоквартирным домом собственники помещений в многоквартирном доме обязаны проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев проведения указанных мероприятий ранее и сохранения результатов их проведения. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны нести расходы на проведение указанных мероприятий. В целях снижения расходов на проведение указанных мероприятий собственники помещений в многоквартирном доме вправе требовать от лица, ответственного за содержание многоквартирного дома, осуществления действий, направленных на снижение объема используемых в многоквартирном доме энергетических ресурсов, и (или) заключения этим лицом энергосервисного договора (контракта), обеспечивающего снижение объема используемых в многоквартирном доме энергетических ресурсов.

В соответствии с пунктом 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

Пунктом 2 статьи 162 ЖК РФ предусмотрено, что по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Согласно статье 162 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая компания обязана оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений.

В силу пункта 10 Правил содержания имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. № 491, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам; поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома; соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.

В соответствии с пунктом 11 Правил содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя в том числе: проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий (подпункт "и"); обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.), за исключением случаев, когда обязанность по установке и вводу в эксплуатацию приборов учета электрической энергии возложена на гарантирующего поставщика в соответствии с Федеральным законом "Об электроэнергетике" (подпункт "к").

Подпунктом "с" пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354 предусмотрена обязанность исполнителя обеспечить установку и ввод в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в том числе по показателям точности измерений, не позднее 3 месяцев со дня принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о включении расходов на приобретение и установку коллективного (общедомового) прибора учета в плату за содержание жилого помещения, если иной срок не установлен таким решением за исключением случаев, когда предоставление коммунальных услуг потребителям в соответствии с настоящими Правилами осуществляется ресурсоснабжающей организацией, а также установку и ввод в эксплуатацию приборов учета электрической энергии, в отношении которых выполнение указанных мероприятий возложено на гарантирующего поставщика.

Таким образом, из буквального толкования приведенных норм материального права следует, что непосредственная установка коллективных (общедомовых) приборов учета после 1 июля 2013 г. должна быть осуществлена силами ресурсоснабжающей организации. В свою очередь, управляющие компании обязаны обеспечить установку соответствующих приборов учета путем обеспечения доступа ресурсоснабжающей организации к месту их установки, возмещения расходов, понесенных на установку коллективных (общедомовых) приборов учета, принятия мер по вводу в эксплуатацию установленных приборов учета. При этом действия каждого должны быть согласованы и направлены на достижение единого результата, а именно оснащение соответствующих многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета горячего водоснабжения и тепловой энергии.

Из приведенных норм следует, что действующим жилищным законодательством и законодательством об энергосбережении мероприятия по энергосбережению включены в состав работ содержанию многоквартирного дома, обязанность по установке коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии в многоквартирных домах возложена на лиц, ответственных за содержание многоквартирного дома.

Как установлено, ООО «СЖХ» является управляющей организацией на основании договоров управления и лицензии от ДД.ММ.ГГГГ, оказывает услуги по содержанию общедомового имущества для многоквартирных домов по адресам: № по <адрес>, в по <адрес>, а <адрес>.

АО «Нева Энергия» выступает ресурсоснабжающей организацией и поставляет тепловую энергию и горячую воду для многоквартирных домов по адресам: № по <адрес>, в по <адрес>, а <адрес>, находящихся в управлении иных лиц.

В 2009-2010 годах была проведена Муниципальная адресная программа «Поэтапный переход на отпуск ресурсов (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии) потребителям в соответствии с показаниями коллективных (общедомовых) приборов учета потребления таких ресурсов в Сланцевском городком поселении» (далее – Программы). В 2010 году были установлены коллективные (общедомовые) приборы учета тепловой энергии (далее – УУТЭ) в многоквартирных домах в по <адрес>, № по <адрес>, находящиеся в управлении ООО «СЖХ». В эксплуатацию данные УУТЭ не были введены, ввиду отсутствия решения общих собраний собственников помещений в МКД по вопросу включения общедомовых приборов учета тепловой энергии в состав общего имущества и утверждения платы за их содержание и поверку.

В августе 2019 года АО «Нева Энергия» в МКД № по <адрес> и а по <адрес> в <адрес> УУТЭ установлены. Но в эксплуатацию не введены, поскольку, как ссылается АО «Нева Энергия» в письме от ДД.ММ.ГГГГ смонтированные узлы учета не включены в состав общего имущества МКД (л.д. 144-148).

В настоящее время общее собрание собственников по вопросам установки УУТЭ, включения общедомового прибора учета тепловой энергии в состав общего имущества, о порядке финансирования были признаны не правомочными ввиду отсутствия необходимого количества голосов.

В соответствии с ч. 9 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.

В силу ч. 12 ст. 13 вышеназванного Закона организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 и 8 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок. Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета, и не должно препятствовать вводу их в эксплуатацию. В случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно также оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания. При этом граждане - собственники жилых домов, садовых домов, граждане - собственники помещений в многоквартирных домах, не исполнившие в установленный срок обязанностей, предусмотренных частями 5 - 6.1 и 8 настоящей статьи, если это потребовало от указанных организаций совершения действий по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов, оплачивают равными долями в течение пяти лет с даты их установки расходы указанных организаций на установку этих приборов учета при условии, что ими не выражено намерение оплатить такие расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки.

    Таким образом, оснащение многоквартирного дома приборами учета, в том числе путем заключения договора с ресурсоснабжающей организаций на установку приборов учета, обеспечение доступа ресурсоснабжающей организации к месту установки приборов учета, а также обеспечение ввода приборов учета в эксплуатацию, как часть отношений, возникших при обеспечении граждан жилищно-коммунальными услугами, входит в число обязанностей управлений организации.

Порядок возмещения расходов управляющей организации по оснащению многоквартирного дома приборами учета предусмотрен ч. 12 ст. 13 ФЗ № 261 и заключается в том, что собственники помещений многоквартирного дома оплачивают равными долями в течение 5 лет с даты установки приборов учета расходы на установку этих приборов учета при условии, что ими не выражено намерения оплатить такие расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки. При этом, как следует из положений ст. 162 ЖК РФ, п.20 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства РФ № 416 от 15.05.2013, п.п.24, 26 Правил № 491, управляющая организация в силу своего статуса имеет всю информацию о доле каждого собственника в праве общей долевой собственности на общее имущество и наделена полномочиями по получению платежей от собственников за оказываемые управляющей организацией услуги и расчету с ресурсоснабжающими организациями с учетом выбранного собственниками порядка оплаты.

    Согласно акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета ранее установленный УУТЭ не может быть введен в эксплуатацию в связи с тем, что не отвечает требованиям правил о коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя от 18.1.2013 № 1034 п.п. 7 п.п. 14 п.п. 95б. Расходомеры АС-001 сняты с производства, их ремонт и поверка невозможны (л.д. 134-140).

В Федеральном законе № 261-ФЗ предусмотрены виды мероприятий по повышению эффективности энергосбережения, которые должны быть проведены участниками рынка услуг, сроки их проведения и ответственные лица за их проведение.

Собственники жилых домов, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу Федерального закона № 261-ФЗ, обязаны обеспечить оснащение домов приборами учета используемых энергоресурсов, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.

В случае неисполнения ими данной обязанности согласно части 12 статьи 13 Закона об энергосбережении действия по оснащению домов приборами учета должны совершить ресурсоснабжающие и управляющие организации, которым в последующем граждане возмещают расходы по установке приборов учета используемых энергоресурсов.

Суд установил, что указанные прокурором в исковом заявлении многоквартирные жилые дома общедомовыми приборами учета энергии оснащены, но не введены в эксплуатацию (не подлежат ремонту и поверки), и в настоящее время в силу принятых на себя договорных обязательств и оказываемых жильцам, проживающим в данных МКД услуг именно ответчик относится к лицам, ответственным за оснащение обслуживаемых объектов приборами учета потребляемой энергии.

Оценив представленные сторонами доказательства в соответствии с требованиями ст.ст. 57, 67 ГПК РФ суд пришел к выводу, что в силу вышеприведенных норм материального права обязанность по установке приборов учета, используемой воды, тепловой и электрической энергии, а также ввод указанных приборов в эксплуатацию возложена на собственников жилых помещений.

Принимая во внимание приведенные нормы закона и установленные обстоятельства дела, а также учитывая, что в многоквартирных домах, по указанным адресам имеется техническая возможность по установке приборов учета тепловой энергии и горячего водоснабжения, суд счел требования прокурора законными и обоснованными, ввиду чего заявленные требования подлежат удовлетворению.

    Согласно ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Прокурор Андреева И.О. просила установить срок исполнения решения суда в течение 1 года с момента вступления решения суда в законную силу.

Представитель ответчика просила увеличить срок.

Прокурор не возражала против увеличения срока исполнения решения суда, представитель истца поддержал позицию прокурора.

С учетом указанных обстоятельств суд считает возможным установить срок для исполнения решения суда в течение двух лет с момента вступления решения в законную силу.

В иске Сланцевского прокурора, действующего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц об обязании общества с ограниченной ответственностью «Сланцевское Жилищное хозяйство» принять меры по оснащению многоквартирного дома: по <адрес> в <адрес>, коллективными (общедомовыми) приборами учета тепловой энергии суд пришел к выводу об отказе в иске.

Как установлено материалами дела, в <адрес> муниципальные жилые помещения отсутствуют (л.д. 91).

Доводы прокурора о том, что в <адрес> проживает неопределенный круг лиц, в интересах которых он вправе обратиться в суд, не состоятельны.

    Основным квалифицирующим признаком неопределенного круга лиц является невозможность индивидуализировать (определить) лиц, чьи права и интересы затронуты или могут быть затронуты рассматриваемыми действиями в определенный момент.

    В порядке судебного толкования в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2004 г. разъясняется, что "под неопределенным кругом лиц понимается такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела".

Определить круг лиц, проживающих (зарегистрированных) в <адрес> возможно из справок формы и выписок из ЕГРН.

По делам, связанным с защитой прав и законных интересов определенного круга лиц, прокурор вправе обращать в суд за защитой их прав, только если имеются заявления от граждан. Поскольку данных сведений в материалах дела не имеется, то оснований обращаться с заявленными требованиями в отношении <адрес> не имеется, в связи с чем в данной части требований следует отказать.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

    Исковые требования Сланцевского городского прокурора, действующего в защиту прав и законных интересов муниципального образования Сланцевский муниципальный район <адрес> в лице администрации муниципального образования Сланцевский муниципальный район <адрес>, а также в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Сланцевское Жилищное Хозяйство» о возложении обязанности по оснащению многоквартирных домов общедомовыми приборами учета тепловой энергии, удовлетворить частично

    Обязать общество с ограниченной ответственностью «Сланцевское Жилищное Хозяйство» принять меры по оснащению многоквартирных домов: , а, б, по <адрес>, -в по <адрес>, а по <адрес> в <адрес>, коллективными (общедомовыми) приборами учета тепловой энергии, в том числе обеспечить доступ организации, выполняющей работы по непосредственной установке приборов учета к месту их установки, возместить расходы, понесенные на установку приборов учета.

    Обязать общество с ограниченной ответственностью « Сланцевское Жилищное Хозяйство» принять меры к вводу в эксплуатацию установленных коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии в многоквартирных домах , а, б, по <адрес>, -в по <адрес>, а по <адрес> в <адрес>.

    Установить срок исполнения решения суда в течение двух лет с момента вступления решения в законную силу.

    В иске Сланцевского прокурора, действующего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц об обязании общества с ограниченной ответственностью «Сланцевское Жилищное хозяйство» принять меры по оснащению многоквартирного дома: по <адрес> в <адрес>, коллективными (общедомовыми) приборами учета тепловой энергии, в том числе обеспечить доступ организации, выполняющей работы по непосредственной установке приборов учета к месту их установки, возместить расходы, понесенные на установку приборов учета, и об обязании общества с ограниченной ответственностью «Сланцевское Жилищное Хозяйство» принять меры к вводу в эксплуатацию установленных коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии в многоквартирном <адрес> в <адрес>, отказать.

На решение сторонами может быть подана жалоба, прокурором - представление в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме в Ленинградский областной суд с подачей жалобы через Сланцевский городской суд.

        Председательствующий судья Н.А. Давидович

    Мотивированное решение изготовлено 04 июня 2021 года.

2-237/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Сланцевская городская прокуратура
Администрация муниципального образования Сланцевский муниципальный район Ленинградской области
Ответчики
Общество с ограниченной ответственностью "СЖХ"
Другие
акционерное общество "Нева Энергия"
Суд
Сланцевский городской суд Ленинградской области
Судья
Давидович Наталья Анатольевна
Дело на сайте суда
slancevsky.lo.sudrf.ru
25.12.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.12.2020Передача материалов судье
11.01.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.01.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.01.2021Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
02.02.2021Предварительное судебное заседание
02.02.2021Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
01.03.2021Предварительное судебное заседание
25.03.2021Судебное заседание
21.04.2021Судебное заседание
28.05.2021Судебное заседание
04.06.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.07.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.05.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее