Дело №2-9/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с. Карагай 16 января 2019 года
Карагайский районный суд Пермского края в составе председательствующего судьи Политова А.В.,
при секретаре Носковой Н.В.,
при участии истца Сопегиной О.А.,
представителя истца Пономаревой Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сопегиной О.А. к муниципальному образованию – Карагайский муниципальный район в лице администрации Карагайского муниципального района Пермского края, Муниципальному казенному учреждению «Комитет имущественных отношений Карагайского муниципального района Пермского края», Министерству строительства и архитектуры Пермского края, Министерству социального развития Пермского края о признании недействительным п.3 постановления главы Карагайского муниципального района Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ №, признании истца лицом из категории детей-сирот, имеющих право на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения по договору специализированного найма, о включении в список детей сирот, о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения,
у с т а н о в и л:
Сопегина О.А. обратилась в суд с исковым заявлением к администрации Карагайского муниципального района Пермского края, Муниципальное казенное учреждение «Комитет имущественных отношений Карагайского муниципального района», Министерству строительства и ЖКХ Пермского края, Министерству социального развития Пермского края о признании недействительным пункта 3 постановления главы Карагайского муниципального района Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении опеки над Кулаковой О.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения и попечительства над ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения» о закреплении за несовершеннолетними детьми: Кулаковой О.А. и ФИО1 право проживания в трёхкомнатной квартире двухквартирного панельного дома, общей площадью 75,5 кв.м, находящейся по адресу: д.<адрес>»; о признании Сопегиной (Кулаковой) О.А., лицом из категории детей-сирот, имеющей право на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения из муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору найма специализированных жилых помещений; о возложении обязанности на МКУ «Комитет имущественных отношений Карагайского муниципального района» включить Сопегину (Кулакову) О.А. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями из муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений; о возложении обязанности на МКУ «Комитет имущественных отношений Карагайского муниципального района» предоставить Сопегиной (Кулаковой) О.А. благоустроенное применительно к условиям соответствующего населённого пункта жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма за счёт средств бюджета Пермского края.
Свои требования мотивировала тем, что истец с ДД.ММ.ГГГГ имела статус ребёнка, оставшегося без попечения родителей, так как ДД.ММ.ГГГГ решением Карагайского районного суда отец и мать истицы были ограничены в родительских правах, а с ДД.ММ.ГГГГ заочным решением Карагайского районного суда отец и мать истицы были лишены родительских прав. На момент ограничения родителей в родительских правах истец проживала по адресу: <адрес> которое и было в последующем за ней закреплено. Пунктом 3 постановления главы Карагайского муниципального района Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ №, указанное жилье было закреплено за истцом, как за ребенком, оставшимся без попечения родителей. ДД.ММ.ГГГГ умерла мать истицы, ДД.ММ.ГГГГ отец, которые жили в указанной квартире. Данная квартира принадлежала ООО «Агрорусь», после смерти родителей бабушка истца ФИО4 выкупила данное жилое помещение, а затем ДД.ММ.ГГГГ его продала. Истец находилась под опекой, затем попечительством до ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ обучалась в профессиональных образовательных учреждениях, проживала в жилье, представляемом образовательными учреждениями, на постинтернатном патронате не находилась. С ДД.ММ.ГГГГ находится в браке, после окончания учебного заведения с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время проживает вместе с мужем и ребенком в съемной квартире. Новый собственник квартиры в <адрес>, ставит вопрос о снятии истца с регистрационного учета по спорному адресу.
Истец Сопегина О.А. в судебном заседании на исковых требованиях настояла.
Представитель истца Пономарева Ю.А. исковые требования поддержала.
Представитель ответчиков администрации Карагайского муниципального района Пермского края и МКУ «Комитет имущественных отношений Карагайского муниципального района» Микова О.Н. исковые требования не признала, просила в удовлетворении исковых требований отказать.
Представитель ответчика Министерства строительства и Архитектуры Пермского края просило в удовлетворении искового заявления отказать и исключить из числа ответчиков Министерство.
Представитель ответчика Министерства социального развития Пермского края просило в удовлетворении искового заявления отказать и исключить из числа ответчиков Министерство.
Свидетель ФИО5 пояснила, что её сын ФИО6 познакомил её со своей будущей супругой Кулаковой(Сопегиной) О.А. в ДД.ММ.ГГГГ. Они вместе учились и жили в общежитии. Кулакова(Сопегина) О.А. стала с ними проживать, рассказывала, что у неё в <адрес> имеется жилье. Летом ДД.ММ.ГГГГ позвонила бабушка Кулаковой(Сопегиной) О.А. – ФИО4, которая сказала, что она продала жилое помещение в д.<адрес>, поэтому Кулаковой(Сопегиной) О.А. надо сняться с регистрационного учета. В связи с этим обращались в соцзащиту и в прокуратуру района, но безрезультатно. В ДД.ММ.ГГГГ сын заключил брак с Кулаковой О.А., в настоящее время у них родилась дочь и они проживают в съёмной квартире в <адрес>.
Свидетель ФИО7 пояснила, что Кулакова(Сопегина) О.А. её племянница, фактически после рождения проживала с ней, так как её родители злоупотребляли спиртными напитками, впоследствии их лишили родительских прав. Родители Кулаковой(Сопегиной) О.А. проживали в квартире данной им колхозом «Россия», впоследствии переименованном в ООО «Агрорусь», как работникам данного предприятия по адресу: <адрес>. В ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ родители Кулаковой(Сопегиной) О.А. умерли. Квартира, в которой они жили стала пустовать, разрушаться, не было окон, дверей. В ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ ООО «Агрорусь» данную квартиру выставили на продажу, купила её мама ФИО4(бабушка истца) за <данные изъяты>, потом она её продала ФТО8. Кулакова(Сопегина) О.А. в это время училась, проживала в общежитии.
Свидетель ФИО4 пояснила, что Кулакова(Сопегина) О.А. её внучка, фактически после рождения проживала с ней. Её сын ФИО3(отец внучки) вместе со своей супругой ФИО2(матерью Кулаковой(Сопегиной) О.А.) злоупотребляли спиртными напитками, впоследствии их ограничили в родительских правах, а затем лишили родительских прав. Опеку над Кулаковой(Сопегиной) О.А. оформила её дочь ФИО7. Родители Кулаковой(Сопегиной) О.А. проживали в квартире данной им колхозом «Россия», впоследствии переименованном в ООО «Агрорусь», как работникам данного предприятия по адресу: <адрес>. В ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ родители Кулаковой(Сопегиной) О.А. умерли и квартира, в которой они жили, стала пустовать, разрушаться, не было окон, дверей. В ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ ООО «Агрорусь» данную квартиру выставили на продажу, взяла кредит и купила её за <данные изъяты>, вставила окна и двери, но надо было ещё делать ремонт внутри, но пенсия была мала, никто не помогал, кредит было платить не чем, после чего продала данную квартиру ФТО8. Кулакова(Сопегина) О.А. в это время училась, проживала в общежитии, затем стала проживать у молодого человека. Про данное жилье не интересовалась, с ней не общалась.
Свидетель ФТО8 пояснила, что Кулакову(Сопегину) О.А. знает с детства, которая вместе с родителями проживала по адресу: <адрес>, но так как её родители злоупотребляли спиртными напитками, её к себе забрала бабушка, с которой она в дальнейшем и проживала. После смерти родителей Кулаковой(Сопегиной) О.А. данное жилое помещение пустовало, около 2 лет в нем никто не проживал. В ДД.ММ.ГГГГ приобрела данное жилое помещение у бабушки истицы за счет средств материнского капитала, но в нем не проживает, так как в квартире нет отопления, отсутствуют межкомнатные перегородки, не сделан ремонт.
Свидетель ФИО9 пояснила, что Кулакову(Сопегину) О.А. знает с детства, которая вместе с родителями проживала по адресу: <адрес>, но так как её родители злоупотребляли спиртными напитками их лишили родительских прав, а её к себе в пятилетнем возрасте забрала бабушка, с которой она в дальнейшем и проживала. Родители Кулаковой(Сопегиной) О.А. умерли, квартира в которой они жили, стала пустовать, окна были затянуты пленкой, дверь не закрывалась, не было пола и отопления. В настоящее время в данном жилом помещении никто не проживает.
Суд, заслушав участников процесса, исследовав представленные материалы, в их совокупности приходит к следующему.
В силу ч.1 ст.40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ч. 3 ст. 40 Конституции РФ).
Конституционный Суд РФ неоднократно указывал, что провозглашенные в Конституции РФ цели социальной политики предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования (Постановление от 16 декабря 1997 года N 20-П, Определение от 15 февраля 2005 года N 17-О). В свою очередь, человек, если он в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества.
Во исполнение указанных государственных обязанностей в соответствии с п. 1 - 4 ст. 4 Федерального закона от 24.04.2008 года N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" задачами государственного регулирования деятельности по опеке и попечительству установлены обеспечение своевременного выявления лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, и их устройства; защита прав и законных интересов подопечных; обеспечение достойного уровня жизни подопечных; обеспечение исполнения опекунами, попечителями и органами опеки и попечительства возложенных на них полномочий.
На основании абз. 1 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Согласно абз. 2 - 3 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абз. 1 ч. 1 данной статьи, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абз. 1 ч. 1 данной статьи, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абз. 1 ч. 1 ст. 8 указанного закона и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В силу ч. 9 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
По смыслу приведенных норм при разрешении спора о предоставлении жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, юридически значимым обстоятельством является обеспеченность их жилыми помещениями. В случае отсутствия жилья правом на его получение обладают лица названной категории до 23 лет, а также по достижении 23 лет, если они до наступления указанного возраста встали на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении.
Между тем формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, в соответствии с п.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" возложено на орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (абз. 1 ч. 3 ст. 8 данного закона).
Аналогичные положения содержатся в п.1 ст.4 Закона Пермского края от 10 мая 2017 года N 88-ПК «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Исходя из данных норм, а также учитывая ч. 3 ст. 40 Конституции РФ и вышеприведенную правовую позицию Конституционного Суда РФ, возможность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, реализовать свое право на обеспечение жилым помещением определяется действиями уполномоченных органов исполнительной власти, в связи с чем факт того, что лицо указанной категории не обращалось с заявлением о постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилье до 23 лет, не может являться безусловным основанием для отказа в обеспечении его жилым помещением по достижении указанного возраста.
Данные выводы также содержатся в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 20 ноября 2013 года, согласно абз. 23 которого суд должен выяснить причины несвоевременной постановки лица указанной категории на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. В случае признания таких причин уважительными суды удовлетворяют требования детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, об обеспечении их вне очереди жилым помещением по договору социального найма.
К числу таких причин в абз. 26 данного Обзора отнесено ненадлежащее выполнение обязанностей по защите прав этих лиц в тот период, когда они были несовершеннолетними, их опекунами, попечителями, органами опеки и попечительства, образовательными и иными учреждениями, в которых обучались и (или) воспитывались истцы.
Кроме того, в соответствии с ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, обязаны осуществлять контроль за использованием и сохранностью жилых помещений, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, за обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния жилых помещений, а также осуществлять контроль за распоряжением ими.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 24.04.2008 года N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" одной из основных задач органов опеки и попечительства является контроль за сохранностью имущества и управлением имуществом граждан, находящихся под опекой или попечительством либо помещенных под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с ч.ч.1,3 ст.3 Законом Пермского края от 10 мая 2017 года N 88-ПК «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», органы местного самоуправления наделяются следующими государственными полномочиями: формирование муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот; формирование списка детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений; принятие решений о предоставлении детям-сиротам жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда и заключение договоров найма специализированного жилого помещения; принятие решений о заключении договора найма специализированного жилого помещения на новый пятилетний срок на основании выявленных в установленном порядке обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания детям-сиротам содействия в преодолении трудной жизненной ситуации; принятие решений об исключении жилых помещений для детей-сирот из муниципального специализированного жилищного фонда и заключение с детьми-сиротами договоров социального найма в отношении данных жилых помещений в установленном порядке; обеспечение содержания жилых помещений специализированного жилищного фонда муниципальным образованием, на территории которого они расположены. Порядок осуществления переданных государственных полномочий, указанных в части 1 настоящей статьи, определяется нормативным правовым актом Правительства Пермского края.
Постановлением Правительства Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ
№ «Об осуществлении отдельных государственных полномочий
по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся
без попечения родителей, органами местного самоуправления муниципальных
районов и городских округов Пермского края» утвержден Порядок предоставления органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Пермского края детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Согласно указанному порядку жилые помещения предоставляются гражданам в соответствий с частью 3 статьи 6 Закона Пермской области от ДД.ММ.ГГГГ № «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и должны соответствовать следующим требованиям:
жилое помещение предоставляется в виде жилых домов, квартир по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального наймам устанавливаемым органами местного самоуправления Пермского края, не менее 28 и не более 33 квадратных метров общей площади жилого помещения, при этом жилая площадь помещения не может быть менее 14 квадратных метров;
жилое помещение должно быть пригодным для проживания, отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности и иным требованиям, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населённого пункта в соответствии с законодательством Российской Федерации жилое помещение предоставляется гражданину по месту жительства в пределах территории муниципального района (городского/округа).
В соответствии с частью 1 статьи 6 Закона Пермской области от ДД.ММ.ГГГГ № «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения, родителей» детям-сиротам органом местного самоуправления муниципального образования Пермского края однократно по месту жительства в пределах территории муниципального района (городского округа) предоставляются благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленным нормативным правовым актом Правительства Пермского края.
В судебном заседании установлено, что Кулакова(Сопегина) О.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, мать – ФИО2 и отец ФИО3 на основании заочного решения Карагайского районного суда Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ ограничены в родительских правах, а на основании заочного решения Карагайского районного суда Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ лишены родительских прав. ДД.ММ.ГГГГ умерла мать ФИО2, а ДД.ММ.ГГГГ умер отец ФИО3(л.д.14-15,44-46).
Постановлением главы администрации Карагайского муниципального района Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ № Кулакова О.А. передана под опеку ФИО7, за ней закреплено право проживания в трехкомнатной квартире двухквартирного панельного дома по адресу<адрес>(л.д.7).
Согласно информации с администрации Карагайского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, Сопегина(Кулакова) О.А. зарегистрирована по адресу: <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время(л.д.24,63).
В соответствии с постановлением главы администрации Карагайского сельского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ присвоен почтовый адрес земельному участку с кадастровым № <адрес>(л.д.64).
Исходя из выписки из Единого государственного реестра недвижимости о переходе прав на объект недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ помещение по адресу: <адрес>, собственником ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ продано ФТО8, ФТО8, ФИО10(л.д.70-71).
Жилых помещений на праве собственности Сопегина(Кулакова) О.А. не имеет, нанимателем или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма не является, данные сведения подтверждаются сведениями, представленными администрацией Менделеевского сельского поселения(л.д.80), филиала ФГБУ Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Пермскому краю(л.д.83), доказательств обратного ответчиками не представлено.
Таким образом, вышеприведенными нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъекта Российской Федерации - Пермского края определен механизм реализации лицами из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, права на жилище, которое возникло у истца, однако, до настоящего времени не реализовано по не зависящим от него обстоятельствам. Обязанность по предоставлению жилого помещения должна быть исполнена органом местного самоуправления за счет средств выделяемых на эти цели из бюджета Пермского края, а также, что предоставляемое жилое помещение должно иметь общую площадь не менее 28 и не более 33 кв. м, в том числе, жилой площадью не менее 14 кв. м.
По смыслу приведенных норм при разрешении спора о предоставлении жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, юридически значимыми обстоятельствами являются обеспеченность их жилыми помещениями.
Между тем, не смотря на то, что п.3 Постановления главы Карагайского муниципального района Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ №, за Кулаковой(Сопегиной) О.А. закреплено жилое помещение по адресу: <адрес>, она в данном жилом помещении проживать не могла, так как её родители ДД.ММ.ГГГГ ограничены в родительских правах, а ДД.ММ.ГГГГ лишены родительских прав, жилое помещение принадлежало колхозу «Россия», реорганизованному в последствии в ООО «Агрорусь». ДД.ММ.ГГГГ умерла мать ФИО2, а ДД.ММ.ГГГГ умер отец ФИО3 После смерти родителей в указанном жилом помещении никто не проживал, в связи с чем, оно стало приходить в негодность, проживать в нем было невозможно, а затем было продано собственником другим лицам, что нашло подтверждение в представленных истцом доказательствах, в том числе и в показаниях свидетелей.
Исходя из представленных доказательств, суд считает, что истец своевременно не встал на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в связи с ненадлежащим выполнением обязанностей по защите его прав в период, когда истица была несовершеннолетней, её опекуном, а также органами опеки и попечительства, образовательными учреждениями, где обучалась Кулакова(Сопегина) О.А..
Между тем, суд не находит оснований для признания недействительным пункта 3 постановления главы Карагайского муниципального района Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении опеки над Кулаковой О.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения и попечительства над ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения» о закреплении за несовершеннолетними детьми: Кулаковой О.А. и ФИО1 право проживания в трёхкомнатной квартире двухквартирного панельного дома, общей площадью 75,5 кв.м, находящейся по адресу: <адрес>».
Таким образом, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению в части признания Сопегину (Кулакову) О.А., лицом из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющей право на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения из муниципального специализированного жилищного фонда; о возложении обязанности на исполнительный орган местного самоуправления, в данном случае на Муниципальное казенное учреждение «Комитет имущественных отношений Карагайского муниципального района Пермского края» включить Сопегину (Кулакову) О.А. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями из муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений и предоставить Сопегиной (Кулаковой) О.А. благоустроенное, применительно к условиям соответствующего населённого пункта, жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда по договору социального найма специализированного жилого помещения по нормам предоставления площади жилого помещения за счёт средств бюджета Пермского края.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Сопегиной (Кулаковой) О.А. удовлетворить частично.
Признать Сопегину(Кулакову) Ольгу Алексеевну, лицом из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющей право на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения из муниципального специализированного жилищного фонда.
Обязать Муниципальное казенное учреждение «Комитет имущественных отношений Карагайского муниципального района Пермского края» включить Сопегину (Кулакову) О.А. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями из муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений и предоставить Сопегину (Кулакову) О.А. благоустроенное, применительно к условиям соответствующего населённого пункта, жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда по договору социального найма специализированного жилого помещения по нормам предоставления площади жилого помещения за счёт средств бюджета Пермского края.
В удовлетворении остальной части исковых требований - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд, через Карагайский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья А.В.Политов