Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
31 марта 2017 года г. Севастополь
Гагаринский районный суд г. Севастополя в составе:
Председательствующего судьи ФИО12
при участии секретаря ФИО5
ответчика ФИО3
представителей ФИО6, ФИО7
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ФИО2, ФИО3 о взыскании денежных средств, -
установил:
ФИО1 обратился с иском к ФИО2, ФИО3, ФИО10 о взыскании денежных средств по тем основаниям, что ДД.ММ.ГГГГ между истцом и ответчиками заключен договор, согласно которому истцу передано в аренду имущество – жилой дом, земельные участки по адресу г. Севастополь, № вместе за одним забором как единый комплекс с движимым имуществом для бытовых нужд. Договором было установлено, что имущество ответчики обязаны передать по Акту приема-передачи. Истцом оплачены денежные средства, однако, ответчиками чинились препятствия в пользовании имуществом, в связи с чем истец не имел возможности использовать арендованное имущество в период, указанный в договоре: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, что стало основанием для обращения с настоящим иском в суд.
Истец в судебное заседание не явился, извещен надлежаще.
Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержал по основаниям, изложенным иске, дополнительно пояснил, что ответчиком не выполнены условия договора аренды, а именно не было передано имущество, акт приема-передачи имущества не составлялся и не подписывался. Кроме того, ответчики препятствовали истцу в доступе к объекту, препятствовали пользоваться имуществом. Указанное также доказывается материалами правоохранительных органов, которые проводили проверку по заявлению истца. Сумма, внесенная истцом, состоит из двух платежей, внесенных за аренду, даты и суммы платежей указаны в акте передачи денег. Истцу стали препятствовать пользоваться имуществом сразу, он вообще не приступил к пользованию, необходимо было время для согласования описей. Фактически стали препятствовать с конца мая, появились подозрения, в связи с чем в начале июня обратился в полицию. Платеж в конце мая истец, несмотря на препятствия в пользовании, в счет аренды внес, поскольку думал, что препятствия будут устранены.
Ответчик ФИО3 в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражал по тем основаниям, что он не чинил истцу препятствий в пользовании объектом, истец пользовался объектом согласно договору, однако, в августе уехал без предупреждения. Акт приема-передачи не подписывал, так как до этого ни с кем не подписывал, сильно щепетильно к этому относится. По Акту приема-передачи передано движимое имущество, так как его легко повредить и потерять.
Представитель ответчика пояснил, что ответчики не согласны с исковыми требованиями, так как договор был исполнен. Договор предусматривает определенные действия сторон при его расторжении. Сам текст договора говорит о необходимости наличия конкретного основания для расторжения договора. Действительно, истцом направлена претензия, что какие – то лица не пускают. Пускали ли его до претензии – неизвестно. Арендодатель ничего не знал о том, что истца не пускали на объект. Договор, который был заключен ДД.ММ.ГГГГ, начал исполнятся еще с февраля 2016 года. Истец въехал в данное домовладение, стал строить деревянный настил, готовить фестиваль йоги. На объекте йогой занимались. Начиная с февраля и до августа истец там жил, проводились занятия по йоге. После получения претензии ответчик поехал к истцу, который ничего внятного не сказал по поводу того, кто и когда чинил ему препятствия. Истцом подписан Акт приема- передачи, передавалось движимое имущество.
Ответчики ФИО2 не явилась, извещена надлежаще. Ответчик ФИО3 пояснил, что ФИО2 является его матерью, знает о судебном заседании, однако, явиться не может в силу преклонного возраста. Ответчиком ФИО2 предоставлены письменные возражения, согласно которых ответчик возражает против удовлетворения исковых требований по тем основаниям, что она не участвовала в заключении договора, а в соответствии с требованиями арендатора дала свое согласие на передачу в аренду имущества, указанного в договоре.
Ответчик ФИО10 в судебное заседание не явилась, извещена надлежаще. Ответчик ФИО3 пояснил, что ФИО10 знает о дате судебного заседания, ею получена телефонограмма.
Суд, заслушав пояснения участников процесса, допросив свидетелей, исследовав материалы, пришел к следующим выводам.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между ФИО3 и ФИО1 заключен Договор №, согласно которому ответчик предоставляет, а истец принимает за плату во временное краткосрочное пользование недвижимое имущество: жилой дом, хозяйственные постройки, коммуникации, - в безвозмездное пользование земельные участки, в аренду другое имущество: оборудование, насосы, принадлежности, машины и механизмы, мебель, постельные принадлежности, белье, посуда, столовая и кухонная. Все имущество находится по адресам г. Севастополь, <адрес>, вместе за одним забором. Имущество передается с целью использования по назначению для проживания и удовлетворения бытовых нужд. Пунктом 2.1 установлено, что договор вступает в силу с момента его подписания ДД.ММ.ГГГГ и действует до момента передачи имущества обратно и исполнения иных взаимных обязательств. Срок пользования имуществом составляет четыре календарных месяца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.7-12)
Из материалов дела следует, что ФИО3 является собственником земельного участка по адресу г. Севастополь, <адрес>, ФИО10 является собственником земельного участка адресу г. Севастополь, <адрес>, ФИО2 является собственником земельного участка и строений, расположенных по адресу г. Севастополь, <адрес> (л.д.22-29)
При подписании договора сторонами подписан протокол согласования стоимости договора и график оплаты (л.д.15), при этом, согласно условий договора, земельные участки переданы в безвозмездное пользование.
Согласно Акту расчетов по Договору (л.д.16), истцом внесено в счет оплаты договора ДД.ММ.ГГГГ 210 000 руб, что эквивалентно на момент платежа 3 000 долларам США, а также ДД.ММ.ГГГГ 134 000 руб, что эквивалентно 2 000 долларам США. (л.д.16)
Сторонами не оспаривался факта подписания договора аренды, согласования всех существенных условий, передачи денежных средств.
Из материалов дела следует, что ФИО3 договор подписан также от имени ФИО2, ФИО10 на основании доверенностей, оформленных ДД.ММ.ГГГГ (л.д.18,19) Доверенности ФИО10, ФИО2 не оспаривались.
Согласно п.1 ст. 606 ГК РФ, по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
В аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования (непотребляемые вещи) (ст. 607 ГК РФ)
В соответствии со ст. 608 ГК РФ, право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Арендодателями могут быть также лица, управомоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду.
Согласно ст. 609 ГК РФ, договор аренды на срок более года, а если хотя бы одной из сторон договора является юридическое лицо, независимо от срока, должен быть заключен в письменной форме. Договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации, если иное не установлено законом.
Статьей 651 ГК РФ установлено, что договор аренды здания или сооружения, заключенный на срок не менее года, подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации.
Согласно ст. 26 ЗК РФ, договоры аренды земельного участка, субаренды земельного участка, безвозмездного пользования земельным участком, заключенные на срок менее чем один год, не подлежат государственной регистрации, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Установлено, что спорный договор заключен на срок менее года.
В соответствии со ст. 611 ГК РФ, арендодатель обязан предоставить арендатору имущество в состоянии, соответствующем условиям договора аренды и назначению имущества. Имущество сдается в аренду вместе со всеми его принадлежностями и относящимися к нему документами (техническим паспортом, сертификатом качества и т.п.), если иное не предусмотрено договором. Если такие принадлежности и документы переданы не были, однако без них арендатор не может пользоваться имуществом в соответствии с его назначением либо в значительной степени лишается того, на что был вправе рассчитывать при заключении договора, он может потребовать предоставления ему арендодателем таких принадлежностей и документов или расторжения договора, а также возмещения убытков. Если арендодатель не предоставил арендатору сданное внаем имущество в указанный в договоре аренды срок, а в случае, когда в договоре такой срок не указан, в разумный срок, арендатор вправе истребовать от него это имущество в соответствии со статьей 398 настоящего Кодекса и потребовать возмещения убытков, причиненных задержкой исполнения, либо потребовать расторжения договора и возмещения убытков, причиненных его неисполнением.
Статьей 307 ГК РФ установлено, что в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, оказать услугу, внести вклад в совместную деятельность, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.
Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями (ст. 309 ГК РФ)
Истец, обосновывая свои исковые требования, ссылается на то, что ответчиком чинились препятствия в пользовании имуществом, а также на то обстоятельство, что ответчиками не подписан Акт приема передачи недвижимого имущества. Предоставленный список движимого имущества не является Актом приема-передачи имущества, просто стороны согласовали примерный перечень имущества, которое будет передаваться в аренду.
Согласно ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые ссылается как на основания исковых требований и возражений.
Истцом не представлено доказательств того, что ответчиками чинились препятствия в пользовании имуществом и ненадлежаще исполнялись условия договора №. Указанное ответчиками отрицается.
В качестве доказательств чинимых препятствия истец предоставляет претензию, однако, претензия является односторонним актом, доказательством действий истца, а не ответчика.
Кроме того, истец ссылается на материалы проверки правоохранительных органов, однако, в исследованных материалах (КУСП №) отсутствуют какие-либо доказательства чинимых препятствий. В ходе проведения проверки правоохранительными органами получены объяснения истца, ответчик ФИО2 отказался от дачи пояснений. Иных документов не имеется, только на основании объяснений истца вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела со ссылкой на наличие гражданских правоотношений.
Только на основании факта обращения истца в полицию и при отсутствии каких-либо иных доказательств чинимых препятствий суд не может сделать вывод о наличии оснований для удовлетворения иска, поскольку истцом не доказано, что договор ответчиками не исполнен.
Относительно отсутствия Акта приема - передачи, судом данные доводы не могут быть приняты по следующим основаниям.
В ходе судебного заседания допрошены свидетели ФИО8, ФИО9, из показаний которых следует, что арендованное имущество использовалось истцом.
Таким образом, фактическое использование имущества самостоятельно или в совокупности с другими доказательствами подтверждает передачу имущества арендатору, несмотря на то, что акт приема-передачи этого имущества отсутствует.
В силу ч. 3 ст. 611 ГК РФ, уклонение арендодателя от подписания акта приема-передачи имущества является основанием для обращения арендатора в суд с иском об обязании арендодателя передать арендованное имущество по акту приема-передачи в случае, если такая передача не состоялась, и арендатор не вступил во владение данным имуществом.
Из пояснений представителя истца следует, что с иском об обязании передать имущество либо о расторжении договора аренды истец не обращался. Более того, в период, когда, как указано в иске, истцу чинились препятствия в пользовании имуществом, последний внес значительную сумму денежных средств в счет оплаты аренды.
При условии фактического использования арендованного имущества, отсутствие передаточного акта носит формальный характер и не может являться основанием для неисполнения арендатором своих обязательств по договору.
Таким образом, поскольку истцом не доказан факт неисполнения ответчиками условий договора аренды, оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.
Кроме того, суд также указывает, что требование о взыскании денежных средств с ФИО3, ФИО10 безосновательны также и по тем основаниям, что указанными лицами переданы только земельные участки, и, как указано в договоре, участки переданы в безвозмездное пользование, следовательно, арендные платежи за использование земельных участков не вносились.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
решил:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 отказать.
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Гагаринский районный суд г. Севастополя.
Мотивированный текст решения составлен ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий (подпись) ФИО12
Копия верна судья