УИД 11RS0001-01-2021-018102-59 Дело № 2-9653/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе
председательствующего судьи Шишеловой Т.Л.
при секретаре Войтко М.Н.
с участием прокурора Матвеевой С.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре
29 декабря 2021 года гражданское дело по иску Уразова Ильфата Шархумовича к Санкт-Петербургской таможне о признании приказа об увольнении незаконным, восстановлении на работе,
установил:
Уразов И.Ш. с ... состоял в трудовых отношениях с Санкт-Петербургской таможней, с 23.01.2020 работая в должности .... Приказом таможни № ... прекращено действие заключенного между сторонами трудового договора по основанию, предусмотренному п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ (сокращении численности или штата работников организации). Не согласившись с увольнением, Уразов И.Ш. обратился в суд с настоящим иском, указывая, что работодателем нарушен порядок увольнения.
В судебном заседании на удовлетворении заявленных требований истец настаивает по основаниям, приведенным в иске.
Представитель ответчика считает увольнение законным и обоснованным, в удовлетворении заявленных требований просит отказать по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Заслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела в их совокупности, выслушав заключение прокурора, полагавшей, что заявленные требования в части восстановления на работе не подлежат удовлетворению, суд приходит к следующему.
Согласно статье 37 (часть 1) Конституции Российской Федерации труд свободен; каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Эти и иные положения статьи 37 Конституции Российской Федерации, закрепляющие гарантии свободного труда, корреспондируют к положениям Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах: участвующие в данном Пакте государства, согласно п. 1 его ст. 6, признают право на труд, включающий право каждого человека зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно выбирает или на который он свободно соглашается, и предпринимают надлежащие шаги к обеспечению данного права.
Отсюда, незаконное увольнение влечет нарушение основных прав человека в сфере труда, влияет на его деловую репутацию, приводит к снижению уровня квалификации вследствие перерыва (часто длительного) в профессиональной деятельности, вызывает иные негативные последствия.
Установлено, что с ... стороны состояли в трудовых отношениях, истец был принят на должность ...
... Уразов И.Ш. назначен на должность ..., с последним заключен трудовой договор № ...
Приказом Санкт-Петербургской таможни от ..., Уразов И.Ш. уволен с должности ... в связи с сокращением численности или штата организации (п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ)
Отсюда, оценивая правовые позиции сторон, суд руководствуется следующим.
В соответствии с разъяснениями, приведенными Верховным Судом РФ в своем постановлении Пленума от 17.03.2004 № 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" (п. 10), исходя из содержания статьи 8, части 1 статьи 34, частей 1 и 2 статьи 35 Конституции РФ и абзаца второго части первой статьи 22 Кодекса работодатель в целях эффективной экономической деятельности и рационального управления имуществом самостоятельно, под свою ответственность принимает необходимые кадровые решения (подбор, расстановка, увольнение персонала).
Приказом ФТС России от 18.10.2005 № 970 утверждено "Положение об организационно-штатной работе в таможенных органах Российской Федерации и в учреждениях, находящихся в ведении ФТС России", п. 17 которого предусмотрено, что региональные таможенные органы в отношении подчиненных таможенных органов осуществляют контроль: за перераспределением штатной численности; за работой со штатными расписаниями; за соответствием штатных расписаний типовым структурам, установленным штатной численности и фонду оплаты труда должностных лиц и работников, нормативам штатной численности структурных подразделений и соотношения категорий должностей.
16.04.2021 в Северо-Западном таможенном управлении состоялось заседание организационно-структурной комиссии, по результатам которого принято решение об исключении ряда должностей, в т.ч. должности коменданта, из штатного расписания Сыктывкарского таможенного поста и включении указанных должностей в состав эксплуатации и ремонта объектов таможенной инфраструктуры Санкт-Петербургской таможни.
На основании приказа Северо-Западного таможенного управления от 07.06.2021 № 365 «Об организационно-штатных мероприятиях в таможенных органах, расположенных в Северо-Западном федеральном округе», приказом Санкт-Петербургской таможни от 17.06.2021 № 553 «Об организационно-штатных мероприятиях в Санкт-Петербургской таможне», с 22.09.2021 должности Санкт-Петербургской таможни подлежали перераспределению, в т.ч. из штатного расписания Сыктывкарского таможенного поста исключалась должность коменданта, замещаемая истцом.
При рассмотрении дела о восстановлении на работе лица, трудовой договор с которым расторгнут по инициативе работодателя, обязанность доказать наличие законного основания и соблюдение порядка увольнения возлагается на работодателя.
Из разъяснений, содержащихся в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 № 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" следует, что в соответствии с частью третьей статьи 81 Кодекса увольнение работника в связи с сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя допускается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. Судам следует иметь в виду, что работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. При решении вопроса о переводе работника на другую работу необходимо также учитывать реальную возможность работника выполнять предлагаемую ему работу с учетом его образования, квалификации, опыта работы.
При этом необходимо иметь в виду, что расторжение трудового договора с работником по пункту 2 части первой статьи 81 Кодекса возможно при условии, что он не имел преимущественного права на оставление на работе (статья 179 ТК РФ) и был предупрежден персонально и под роспись не менее чем за два месяца о предстоящем увольнении (часть вторая статьи 180 ТК РФ).
О предстоящем увольнении в связи с сокращением численности или штата работников организации Уразов И.Ш. был уведомлен 07.07.2021, что подтверждается собственноручной подписью последнего в представленном суду письменном уведомлении от 23.06.2021
10.08.2021 в режиме видеоселекторной связи с Сыктывкарским таможенным постом работодателем проведена беседа с истцом, в рамках которой Уразову И.Ш. предложены вакантные должности работников,
- имеющиеся в Санкт-Петербургской таможне по состоянию на 10.08.2021, а именно: комендант Отдела эксплуатации и ремонта объектов таможенной инфраструктуры; документовед Отдела эксплуатации и ремонта объектов таможенной инфраструктуры; инженер Отдела тылового обеспечения; документовед Отделения охраны труда и гражданской обороны; водитель автомобиля автотранспортного отдела; делопроизводитель Новоорловского таможенного поста; заведующий складом Новоорловского таможенного поста; ведущий документовед Новоорловского таможенного поста;
- вводимые в штатное расписание Санкт-Петербургской таможни с 22.09.2021, а именно: инспектор по контролю за исполнением поручений Вологодского областного таможенного поста; документовед Котлинского таможенного поста; документовед Парголовского таможенного поста; ведущий документовед Парголовского таможенного поста; документовед Шушарского таможенного поста; документовед Южного таможенного поста; ведущий документовед Отдела тылового обеспечения; документовед Отдела тылового обеспечения; комендант Отдела тылового обеспечения; водитель автомобиля автотранспортного отдела.
От предложенных ему вакантных должностей Уразов И.Ш. отказался, указав о своем согласии с увольнением по организационно-штатным мероприятиям; что подтверждается собственноручной записью, сделанной истцом в листе беседы, и не оспаривается Уразовым в ходе настоящего судебного разбирательства.
16.09.2021 Уразовым И.Ш. написано заявление об увольнении в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ с 21 сентября 2021 года. При этом каких-либо заявлении о возможности трудоустройства, рассмотрении его кандидатуры на вакантные должности таможни вплоть до увольнения от истца не поступало; доказательств обратного суду не представлено.
Между тем, при обращении в суд с настоящим иском Уразовым указано, что работодателем не соблюден порядок увольнения, поскольку вакантные должности водителя, инспектора охраны труда и иные вакантные должности на Сыктывкарском таможенном посту ему не предлагались.
Проверяя указанные доводы истца, оснований для их удовлетворения суд не находит, в связи с нижеизложенным.
Согласно п. 1 ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах.
Общеправовой принцип недопустимости злоупотребления правом, как и запрещение дискриминации при осуществлении прав и свобод, в полной мере распространяются на сферу трудовых отношений.
В соответствии с разъяснениями, данными в п. 27 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 № 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", при реализации гарантий, предоставляемых Кодексом работникам в случае расторжения с ними трудового договора, должен соблюдаться общеправовой принцип недопустимости злоупотребления правом.
В рамках настоящего спора под злоупотреблением правом следует понимать именно злоупотребление материальным правом в трудовых отношениях, то есть умышленные недобросовестные действия (бездействие) работодателя при реализации трудовых прав работника, в данном случае Уразова И.Ш.
Как следует из объяснений сторон и подтверждается письменными материалами дела, по состоянию на 17.06.2021 Сыктывкарский таможенный пост состоял из 56 штатных должностей, из них 29 должностей сотрудников таможенных органов, проходящих службу в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» и 27 должностей работников бюджетной сферы, работающих по трудовым договорам, в т.ч.: заведующий складом – 1 шт.ед.; начальник участка – 1 шт.ед.; бухгалтер – 1 шт.ед.; ведущий документовед – 2 шт.ед.; главный механик – 1 шт.ед.; инженер – 1 шт.ед.; инженер – энергетик – 1 шт.ед.; комендант – 1 шт.ед.; старший инспектор по контролю за исполнением поручений – 1 шт.ед.; водитель автомобиля – 5 шт.ед.; слесарь по ремонту автомобилей – 1 шт.ед.; старший сторож (вахтёр) – 1 шт.ед.; сторож (вахтёр) – 2 шт.ед.; уборщик служебных помещений – 3 шт.ед.; уборщик территории - 2 шт.ед.; ведущий документовед отдела таможенного оформления и таможенного контроля № 2 – 1 шт.ед.; документовед отдела таможенного оформления и таможенного контроля № 3 – 1 шт.ед.
В соответствии с приказом Санкт-Петербургской таможни от 17.06.2021 № 553 «Об организационно-штатных мероприятиях в Санкт-Петербургской таможне», с 22.09.2021 из штатного расписания Сыктывкарского таможенного поста исключались должности: заведующий складом – 1 шт.ед.; бухгалтер – 1 шт.ед.; ведущий документовед – 1 шт.ед.; инженер – 1 шт.ед.; комендант – 1 шт.ед.; старший инспектор по контролю за исполнением поручений – 1 шт.ед.; уборщик служебных помещений – 3 шт.ед.; уборщик территории - 2 шт.ед.
Представленными документами подтверждается, что на момент предложения Уразову вакантных должностей (10.08.2021) на Сыктывкарском таможенном посту имелись 2 вакантные должности: ... и ... .... При этом должность ... подлежала сокращению с 22.09.2021, в связи с чем предложена истцу быть не могла.
Что касается должности ..., судом учитывается следующее.
В силу ст. 195.1 ТК РФ, квалификация работника - уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника. Профессиональный стандарт - характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции.
Если настоящим Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями (часть 1 ст. 195.3 ТК РФ).
В то же время, согласно ч. 2 вышеуказанной статьи, характеристики квалификации, которые содержатся в профессиональных стандартах и обязательность применения которых не установлена в соответствии с частью первой настоящей статьи, применяются работодателями в качестве основы для определения требований к квалификации работников с учетом особенностей выполняемых работниками трудовых функций, обусловленных применяемыми технологиями и принятой организацией производства и труда.
Приказом ФТС России от 16.12.2011 № 2529 "О системе оплаты труда работников таможенных органов Российской Федерации и учреждений, находящихся в ведении ФТС России, установленной в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. № 583" установлено, что водитель автомобиля отнесен к профессиям высококвалифицированных рабочих, которые могут выполнять важные и ответственные работы и должен иметь квалификацию 1 класса (Приложение № 3).
Постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 20.02.1984 № 58/3-102 утвержден "Квалификационный справочник профессий рабочих, которым устанавливаются месячные оклады", согласно которому квалификация первого класса может быть присвоена водителям автомобилей, которые прошли подготовку или переподготовку в учебном заведении по единым программам, утвержденным в установленном порядке, и получили водительское удостоверение с отметкой, дающей право управления определенными категориями транспортных средств ("В", "С", "Д", "Е"). Квалификация 1 класса может быть присвоена при непрерывном стаже работы не менее 2-х лет в качестве водителя автомобиля 2 класса на данном предприятии. Квалификация 2 класса может быть присвоена при непрерывном стаже работы не менее 3-х лет в качестве водителя автомобиля 3 класса на данном предприятии.
В этой связи, суд приходит к выводу о том, что в отсутствие водительского удостоверения с отметкой, дающей право управления определенными категориями транспортных средств ("В", "Д", "Е") и стажа работы водителем 3 и 2 класса; оснований для предложения Уразову И.Ш. замещения должности водителя автомобиля Сыктывкарского таможенного поста у работодателя не имелось: доводы стороны истца об обратном несостоятельны. Само по себе то обстоятельство, что в период работы в Сыктывкарской таможне за истцом был закреплен автомобиль, последний имеет водительское удостоверение, дающее право управления транспортными средствами категории "С", и, как следствие, обладает достаточной квалификацией для замещения указанной должности, основанием для удовлетворения заявленных требований не является.
Не может суд согласиться и с доводом истца о том, что увольнение Уразова является незаконным, поскольку работодателем не была предложена ему вакантная должность главного государственного таможенного инспектора отдела круглосуточной технической поддержки информационно-технической службы, поскольку данная должность замещена временно отсутствующим работником (Уляшевой А.Н., находящейся в отпуске по уходу за ребенком).
Действительно, по мнению Конституционного Суда РФ, работодатель не лишен права наряду с вакантными должностями предложить увольняемому работнику должности, сохраняемые за отсутствующими работниками в соответствии с требованиями действующего законодательства (Определение от 17.07.2018 № 1894-О). Однако в данном случае речь идет именно о праве, а не об обязанности.
Между тем, в силу ст. 256 ТК РФ на период отпуска по уходу за ребенком за работником сохраняется место работы (должность). В связи с этим должность, занятая лицом, находящимся в декретном отпуске (в отпуске по уходу за ребенком), не является вакантной должностью.
По смыслу действующего законодательства вакантная должность (работа) - это предусмотренная штатным расписанием организации должность (работа), которая свободна, т.е. не замещена (не занята) каким-либо конкретным работником, состоящим с организацией в трудовом правоотношении. Исходя из этого, не может считаться вакантной должность, замещаемая временно отсутствующим работником, за которым в соответствии с законодательством эта должность сохраняется, в том числе в случае нахождения в отпуске по беременности и родам, по уходу за ребенком.
Обязанность работодателя предлагать сотруднику, подлежащему увольнению по сокращению численности или штата, временно свободные должности, в том числе в связи с нахождением основного работника в отпуске по уходу за ребенком, действующим трудовым законодательством не предусмотрена.
Следовательно, поскольку ставка, замещаемая временно отсутствующим работником, не является вакантной, решение о принятии на период отсутствия постоянного работника другого работника может быть принято исключительно самим работодателем.
Что касается вакансии инспектора по охране труда, на которую ссылается истец, то, из представленных суду штатных расписаний следует, что на Сыктывкарском таможенном посту должности инспектора по охране труда и технике безопасности не было и нет; отсутствует таковая должность и в штатном расписании Санкт-Петербургской таможни.
Доказательств наличия в организации иных вакансий, которые могли бы быть предложены истцу с учетом имеющейся квалификации, суду не представлено.
В этой связи, суд, соглашаясь с позицией прокурора, приходит к выводу о том, что в данном случае порядок увольнения работодателем соблюден, следовательно, заявленные истцом требования о признании увольнения незаконным и восстановлении на работе удовлетворению не подлежат.
Таким образом, рассмотрев дело в пределах заявленных требований и по заявленным основаниям, применительно к обстоятельствам возникшего спора, положениям ст.56, 57 ГПК РФ, оценив относимость, допустимость и достоверность, а также достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковое заявление Уразова Ильфата Шархумовича к Санкт-Петербургской таможне о признании приказа об увольнении незаконным, восстановлении на работе – оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба или принесено апелляционное представление в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Председательствующий
Мотивированное решение составлено 30 декабря 2021 года