РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Котельнич Кировская область 13 декабря 2023 года
Котельничский районный суд Кировской области в составе председательствующего судьи Эсауловой Н.Н.,
при секретаре Косолаповой О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-775/2023 (УИД 43RS0018-01-2023-000192-31) по иску Сенниковой Г. В. к КОГБУЗ «Котельничская ЦРБ», Министерству финансов <адрес> о возмещении расходов по оплате коммунальных услуг,
УСТАНОВИЛ:
Сенникова Г.В. обратилась в суд с иском к КОГБУЗ «Котельничская ЦРБ», Министерству финансов <адрес> о возмещении расходов по оплате коммунальных услуг. Свои требования обосновывала тем, что с <дд.мм.гггг> по настоящее время работает фельдшером в КОГБУЗ «Котельничская ЦРБ», работает в сельской местности. Зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>. В соответствии с действующим законодательством имеет право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением. До <дд.мм.гггг> имела право на бесплатное предоставление квартиры с отоплением и освещением на основании ст.63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от <дд.мм.гггг> <№>, как работник со средним фармацевтическим образованием государственной системы здравоохранения, работающая и проживающая в сельской местности и пользовалась данными льготами. За период с <дд.мм.гггг> по <дд.мм.гггг> ею оплачены за жилищно-коммунальные услуги и электроэнергию 143887,93 рублей, данные расходы возмещены ей лишь частично в размере 24742 рубля, соответственно, сумма излишне уплаченных ею денежных средств за коммунальные услуги составила 119145,93 рублей. Просила взыскать с ответчиков уплаченные денежные средства за жилищно-коммунальные услуги в размере 119145,93 рублей, а также судебные издержки по оплате госпошлины в размере 3582,92 рублей.
Решением Котельничского районного суда <адрес> от <дд.мм.гггг>, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кировского областного суда от <дд.мм.гггг>, исковые требования Сенниковой Г.В. были удовлетворены с Министерства финансов <адрес> за счет средств казны субъекта Российской Федерации «<адрес>» взысканы денежные средства в счет возмещения расходов по оплате коммунальных услуг по содержанию жилого помещения в размере 119145, 93 руб. и расходы по оплате госпошлины в размере 3582,92 руб.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции от <дд.мм.гггг>, решение Котельничского районного суда <адрес> от <дд.мм.гггг> и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кировского областного суда от <дд.мм.гггг> были отменены, гражданское дело направлено на новое рассмотрение в Котельничский районный суд <адрес>.
Истец Сенникова Г.В. в судебное заседание не явилась, извещалась надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Представитель ответчика Министерства финансов <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили, мнение по иску не представили.
Представитель ответчика КОГБУЗ «Котельничская ЦРБ» в судебное заседание не явился, просили о рассмотрении дела в свое отсутствие. Согласно ходатайству, главный врач Воронина И.В. просит рассмотреть дело без участия представителя.
Суд, изучив и исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что Сенникова Г.В. проживает и зарегистрирована в поселке <адрес>.
С <дд.мм.гггг> работает в КОГБУЗ «Котельничская ЦРБ», а именно на должностях: с <дд.мм.гггг> по <дд.мм.гггг> - медицинская сестра палатная КОГУЗ «Макарьевская участковая больница», <дд.мм.гггг> переведена на должность участковая медицинская сестра в КОГУЗ «Макарьевская участковая больница», с <дд.мм.гггг> переведена на должность - заведующая Юбилейным ФАП- фельдшер, с <дд.мм.гггг> переведена на должность заведующей Шалеевским ФАП- фельдшер, <дд.мм.гггг> переведена на должность фельдшера в отделение врача общей практики <адрес>, с <дд.мм.гггг> переведена на должность заведующей Шалеевского ФАП – фельдшер, где работает по настоящее время, что подтверждается копией трудовой книжки.
Таким образом, в период осуществления трудовой деятельности истец фактически являлась медицинским работником, работающим и проживающим в сельской местности.
Из представленных суду документов: сметы доходов и расходов на 2004 год, отчетом об исполнении смет фактических расходов на <дд.мм.гггг>г., расшифровкой к отчету усматривается, что истец до <дд.мм.гггг> пользовалась льготами по оплате коммунальных услуг, данное обстоятельство подтверждается решениями Котельничского районного суда <адрес> от <дд.мм.гггг>, <дд.мм.гггг>, которые вступили в законную силу и имеют преюдициальное значение.
Согласно выпискам из лицевого счета, справок о начисленных и оплаченных коммунальных услуг Сенниковой Г.В. за период с февраля 2020 года по февраль 2023 года оплачено за электроснабжение 41578,15 рублей, за отопление – 102310,48 рублей, всего - 143888,63 рублей.
За период с <дд.мм.гггг> по <дд.мм.гггг> Сенниковой Г.В. была выплачена компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 24742 рубля, что подтверждается информацией КОГБУЗ «Котельничская ЦРБ» от <дд.мм.гггг>.
Сумма расходов на оплату коммунальных услуг в размере 119146,63 рублей (143888,63-24742) Сенниковой Г.В. не возмещена.
Полагая, что предоставленные меры социальной поддержки за жилищно-коммунальные услуги в соответствии с <адрес> от <дд.мм.гггг> N 267-ЗО не покрывают в полном объеме все понесенные расходы по оплате жилищно-коммунальных услуг, истец обратилась с настоящим иском в суд.
Руководствуясь положениями части 2 статьи 63 «Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан» в редакции, действовавшей до <дд.мм.гггг>, положениями статей 35, 153 Федерального закона от <дд.мм.гггг> N 122-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», <адрес> от <дд.мм.гггг> N 267-ЗО «О мере социальной поддержки отдельных категорий специалистов, работающих, вышедших на пенсию и проживающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа <адрес>», правовой позицией, изложенной в определении Конституционного суда Российской Федерации от <дд.мм.гггг> N 383-О-П, исходил из того, что получение медицинским работником, работающим в сельской местности и пользовавшимся до <дд.мм.гггг> правом на бесплатное предоставление квартиры с отоплением и освещением, не прекратившим своих трудовых отношений и продолжающим проживать в сельской местности, не лишает его права после <дд.мм.гггг> на компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в полном объеме за счет средств соответствующего субъекта Российской Федерации.
Согласно подпункту «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, отнесена к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а в силу части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от <дд.мм.гггг> <№>, в редакции, действовавшей до <дд.мм.гггг>, врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей, имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством.
Пунктом 50 статьи 35 Федерального закона N 122-ФЗ от <дд.мм.гггг> «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнения в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» в статью 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан были внесены изменения. В частности, часть вторая данной статьи, закреплявшая право врачей, провизоров, работников со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающих с ними членов их семей на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством, признана утратившей силу. Одновременно, в статью введены части четвертая, пятая, шестая, согласно которым, меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников должны устанавливаться в зависимости от принадлежности организаций здравоохранения Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.
С <дд.мм.гггг> вступил в силу Федеральный закон от <дд.мм.гггг> N 323-ФЗ «Об основах здоровья граждан в Российской Федерации», которым признаны утратившими силу Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от <дд.мм.гггг> N 5487 и статья 35 Федерального закона N 122-ФЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 72 Федерального закона от <дд.мм.гггг> N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинские и фармацевтические работники имеют право на основные гарантии, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Указанным законом с <дд.мм.гггг> Правительству Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления предоставлено право устанавливать дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медицинским работникам и фармацевтическим работникам за счет средств соответственно бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов (часть 2 статьи 72 Федерального закона от <дд.мм.гггг> N 323-ФЗ).
Такое правовое регулирование согласуется с положениями части 1 статьи 160 ЖК о возможности предоставления отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
До вступления <дд.мм.гггг> в силу Федерального закона N 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнения в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» федеральное законодательство предусматривало предоставление отдельным категориям граждан льгот и выплат в натуральной форме.
Федеральный законодатель, изменяя с <дд.мм.гггг> правовое регулирование вопросов предоставления мер социальной поддержки с предоставления льгот в натуральной форме на выплату денежной компенсации, в части 2 статьи 153 названного закона указал, что при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации в связи с принятием данного закона нормативных правовых актов должно быть выполнено условие, согласно которому при изменении после <дд.мм.гггг> порядка реализации льгот и выплат, представлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления - ухудшены.
Таким образом, федеральный законодатель делегировал субъектам Российской Федерации права нормативно-правового регулирования вопроса социального обеспечения указанной категории медицинских работников, в связи с чем субъекты Российской Федерации вправе сами определять круг лиц и размер льгот.
Согласно правовых позиций Конституционного суда Российской Федерации, неоднократно изложенной в определениях данного суда (от <дд.мм.гггг> N 375-О, от <дд.мм.гггг> N 947-О-П, от <дд.мм.гггг> N 383-О-П) Федеральный закон от <дд.мм.гггг> N 122-ФЗ (пункт 50 статьи 35) передал решение вопросов социальной поддержки медицинских работников тем властным структурам, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения. В частности, согласно статье 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан в редакции данного Федерального закона меры социальной поддержки медицинских работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, устанавливаются их органами государственной власти (часть пятая), муниципальных организаций здравоохранения - органами местного самоуправления (часть шестая). Соответственно, уровень правового регулирования мер социальной поддержки работающих и проживающих в сельской местности (поселках городского типа) медицинских работников должен определяться в зависимости от того, в чьем ведении находится организация здравоохранения, расположенная в сельской местности, что само по себе не противоречит конституционным предписаниям.
Закрепленное в пункте 50 статьи 35 Федерального закона от <дд.мм.гггг> N 122-ФЗ правовое регулирование - во взаимосвязи с положениями преамбулы и статьи 153 данного Федерального закона - не предполагает отмену права на льготы по оплате жилья и коммунальных услуг (отопления и освещения), приобретенного работающими и проживающими в сельской местности и поселках городского типа медицинскими работниками организаций здравоохранения на основании законодательства, которое действовало до <дд.мм.гггг>, а, напротив, обеспечивает возможность его сохранения после указанной даты. При этом органы государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления при возможном изменении порядка и способа социальной поддержки указанной категории медицинских работников должны вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение прежнего уровня их социальной защиты в жилищно-коммунальной сфере.
Применительно к законодательству <адрес> таковым является <адрес> N 267-ЗО от <дд.мм.гггг> «О мере социальной поддержки отдельных категорий специалистов, работающих, вышедших на пенсию и проживающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа <адрес>», которым установлена мера социальной поддержки отдельных категорий специалистов (включая фармацевтических и медицинских работников медицинских организаций, организаций), проживающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа области, в форме ежемесячной частичной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, а также условия, размер и порядок выплаты такой компенсации.
Размер частичной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг утверждается и увеличивается <адрес>.
Между тем, из материалов дела не установлено, а также не представлено доказательств в суд о том, что размер денежной компенсации, установленный законодательством <адрес>, не соответствует прежнему уровню социальной защиты, который имел истец до <дд.мм.гггг> и что установленный совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат после <дд.мм.гггг> уменьшился.
Для медицинских работников, проживающих в сельской местности меры социальной поддержки в форме натуральной льготы не сохранены и действующим законодательством не предусмотрены, как и не предусмотрено их полное освобождение от необходимости оплаты жилого помещения и жилищно-коммунальных услуг.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что работники медицинских организаций, работающие и проживающие в сельской местности на территории <адрес>, вправе претендовать только на меры социальной поддержки предусмотренные <адрес> от <дд.мм.гггг> <№>-ЗО в виде ежемесячной частичной денежной компенсации в размере 400 рублей, который утверждается и периодически увеличивается <адрес> (в настоящее время 817 рублей в месяц).
Поскольку Сенникова Г.В. воспользовалась правом на получение ежемесячной компенсации на частичное возмещение расходов на оплату коммунальных услуг, выплата которых за период с <дд.мм.гггг> по <дд.мм.гггг> произведена последней в полном объеме, следовательно, оснований для взыскания расходов по оплате коммунальных услуг по отоплению и электроснабжению в размере фактически понесенных затрат не имеется.
Доводы истца о том, что принятый <адрес> <№>-ЗО ухудшает права медицинских работников на получение мер социальной поддержки, что противоречит нормам Федерального закона №122-ФЗ, которым предусмотрена возможность сохранения медицинским работникам на селе прежнего уровня социальной защиты в жилищно-коммунальной сфере, который действовал до <дд.мм.гггг>, основаны на неверном толковании норм права, поскольку принятым <адрес> изменилась лишь форма предоставления указанных мер социальной поддержки, то есть, натуральные льготы по оплате коммунальных услуг заменены соответствующими ежемесячными денежными выплатами.
При указанных обстоятельствах оснований для удовлетворения требования истца о возмещении расходов по оплате коммунальных услуг не имеется.
Анализируя все собранные по делу доказательства в их совокупности, принимая во внимание требования вышеприведенных правовых норм, суд приходит к выводу, что бесспорных, достоверных и допустимых доказательств, подтверждающих, что ответчиками нарушены права истца Сенниковой Г.В., в суд не представлено, в связи с чем, правовых оснований для удовлетворения заявленных требований последней не имеется.
Поскольку истцу в удовлетворении заявленных требований отказано, то судебные издержки, в соответствии со ст.ст.94,98 ГПК РФ, взысканию в ответчиков не подлежат.
В соответствии со ст.ст.194-198, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Сенниковой Г. В. к КОГБУЗ «Котельничская ЦРБ», Министерству финансов <адрес> о возмещении расходов по оплате коммунальных услуг, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кировский областной суд через Котельничский районный суд в течение месяца со дня принятия.
Судья Н.Н. Эсаулова