Решение по делу № 2-775/2023 от 30.10.2023

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Котельнич Кировская область 13 декабря 2023 года

Котельничский районный суд Кировской области в составе председательствующего судьи Эсауловой Н.Н.,

при секретаре Косолаповой О.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-775/2023 (УИД 43RS0018-01-2023-000192-31) по иску Сенниковой Г. В. к КОГБУЗ «Котельничская ЦРБ», Министерству финансов <адрес> о возмещении расходов по оплате коммунальных услуг,

УСТАНОВИЛ:

Сенникова Г.В. обратилась в суд с иском к КОГБУЗ «Котельничская ЦРБ», Министерству финансов <адрес> о возмещении расходов по оплате коммунальных услуг. Свои требования обосновывала тем, что с <дд.мм.гггг> по настоящее время работает фельдшером в КОГБУЗ «Котельничская ЦРБ», работает в сельской местности. Зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>. В соответствии с действующим законодательством имеет право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением. До <дд.мм.гггг> имела право на бесплатное предоставление квартиры с отоплением и освещением на основании ст.63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от <дд.мм.гггг> <№>, как работник со средним фармацевтическим образованием государственной системы здравоохранения, работающая и проживающая в сельской местности и пользовалась данными льготами. За период с <дд.мм.гггг> по <дд.мм.гггг> ею оплачены за жилищно-коммунальные услуги и электроэнергию 143887,93 рублей, данные расходы возмещены ей лишь частично в размере 24742 рубля, соответственно, сумма излишне уплаченных ею денежных средств за коммунальные услуги составила 119145,93 рублей. Просила взыскать с ответчиков уплаченные денежные средства за жилищно-коммунальные услуги в размере 119145,93 рублей, а также судебные издержки по оплате госпошлины в размере 3582,92 рублей.

Решением Котельничского районного суда <адрес> от <дд.мм.гггг>, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кировского областного суда от <дд.мм.гггг>, исковые требования Сенниковой Г.В. были удовлетворены с Министерства финансов <адрес> за счет средств казны субъекта Российской Федерации «<адрес>» взысканы денежные средства в счет возмещения расходов по оплате коммунальных услуг по содержанию жилого помещения в размере 119145, 93 руб. и расходы по оплате госпошлины в размере 3582,92 руб.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции от <дд.мм.гггг>, решение Котельничского районного суда <адрес> от <дд.мм.гггг> и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кировского областного суда от <дд.мм.гггг> были отменены, гражданское дело направлено на новое рассмотрение в Котельничский районный суд <адрес>.

Истец Сенникова Г.В. в судебное заседание не явилась, извещалась надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.

Представитель ответчика Министерства финансов <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили, мнение по иску не представили.

Представитель ответчика КОГБУЗ «Котельничская ЦРБ» в судебное заседание не явился, просили о рассмотрении дела в свое отсутствие. Согласно ходатайству, главный врач Воронина И.В. просит рассмотреть дело без участия представителя.

Суд, изучив и исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что Сенникова Г.В. проживает и зарегистрирована в поселке <адрес>.

С <дд.мм.гггг> работает в КОГБУЗ «Котельничская ЦРБ», а именно на должностях: с <дд.мм.гггг> по <дд.мм.гггг> - медицинская сестра палатная КОГУЗ «Макарьевская участковая больница», <дд.мм.гггг> переведена на должность участковая медицинская сестра в КОГУЗ «Макарьевская участковая больница», с <дд.мм.гггг> переведена на должность - заведующая Юбилейным ФАП- фельдшер, с <дд.мм.гггг> переведена на должность заведующей Шалеевским ФАП- фельдшер, <дд.мм.гггг> переведена на должность фельдшера в отделение врача общей практики <адрес>, с <дд.мм.гггг> переведена на должность заведующей Шалеевского ФАП – фельдшер, где работает по настоящее время, что подтверждается копией трудовой книжки.

Таким образом, в период осуществления трудовой деятельности истец фактически являлась медицинским работником, работающим и проживающим в сельской местности.

Из представленных суду документов: сметы доходов и расходов на 2004 год, отчетом об исполнении смет фактических расходов на <дд.мм.гггг>г., расшифровкой к отчету усматривается, что истец до <дд.мм.гггг> пользовалась льготами по оплате коммунальных услуг, данное обстоятельство подтверждается решениями Котельничского районного суда <адрес> от <дд.мм.гггг>, <дд.мм.гггг>, которые вступили в законную силу и имеют преюдициальное значение.

Согласно выпискам из лицевого счета, справок о начисленных и оплаченных коммунальных услуг Сенниковой Г.В. за период с февраля 2020 года по февраль 2023 года оплачено за электроснабжение 41578,15 рублей, за отопление – 102310,48 рублей, всего - 143888,63 рублей.

За период с <дд.мм.гггг> по <дд.мм.гггг> Сенниковой Г.В. была выплачена компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 24742 рубля, что подтверждается информацией КОГБУЗ «Котельничская ЦРБ» от <дд.мм.гггг>.

Сумма расходов на оплату коммунальных услуг в размере 119146,63 рублей (143888,63-24742) Сенниковой Г.В. не возмещена.

Полагая, что предоставленные меры социальной поддержки за жилищно-коммунальные услуги в соответствии с <адрес> от <дд.мм.гггг> N 267-ЗО не покрывают в полном объеме все понесенные расходы по оплате жилищно-коммунальных услуг, истец обратилась с настоящим иском в суд.

Руководствуясь положениями части 2 статьи 63 «Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан» в редакции, действовавшей до <дд.мм.гггг>, положениями статей 35, 153 Федерального закона от <дд.мм.гггг> N 122-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», <адрес> от <дд.мм.гггг> N 267-ЗО «О мере социальной поддержки отдельных категорий специалистов, работающих, вышедших на пенсию и проживающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа <адрес>», правовой позицией, изложенной в определении Конституционного суда Российской Федерации от <дд.мм.гггг> N 383-О-П, исходил из того, что получение медицинским работником, работающим в сельской местности и пользовавшимся до <дд.мм.гггг> правом на бесплатное предоставление квартиры с отоплением и освещением, не прекратившим своих трудовых отношений и продолжающим проживать в сельской местности, не лишает его права после <дд.мм.гггг> на компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в полном объеме за счет средств соответствующего субъекта Российской Федерации.

Согласно подпункту «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, отнесена к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а в силу части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

В соответствии с ч. 2 ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от <дд.мм.гггг> <№>, в редакции, действовавшей до <дд.мм.гггг>, врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей, имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством.

Пунктом 50 статьи 35 Федерального закона N 122-ФЗ от <дд.мм.гггг> «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнения в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» в статью 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан были внесены изменения. В частности, часть вторая данной статьи, закреплявшая право врачей, провизоров, работников со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающих с ними членов их семей на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством, признана утратившей силу. Одновременно, в статью введены части четвертая, пятая, шестая, согласно которым, меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников должны устанавливаться в зависимости от принадлежности организаций здравоохранения Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.

С <дд.мм.гггг> вступил в силу Федеральный закон от <дд.мм.гггг> N 323-ФЗ «Об основах здоровья граждан в Российской Федерации», которым признаны утратившими силу Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от <дд.мм.гггг> N 5487 и статья 35 Федерального закона N 122-ФЗ.

В соответствии с частью 1 статьи 72 Федерального закона от <дд.мм.гггг> N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинские и фармацевтические работники имеют право на основные гарантии, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Указанным законом с <дд.мм.гггг> Правительству Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления предоставлено право устанавливать дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медицинским работникам и фармацевтическим работникам за счет средств соответственно бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов (часть 2 статьи 72 Федерального закона от <дд.мм.гггг> N 323-ФЗ).

Такое правовое регулирование согласуется с положениями части 1 статьи 160 ЖК о возможности предоставления отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.

До вступления <дд.мм.гггг> в силу Федерального закона N 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнения в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» федеральное законодательство предусматривало предоставление отдельным категориям граждан льгот и выплат в натуральной форме.

Федеральный законодатель, изменяя с <дд.мм.гггг> правовое регулирование вопросов предоставления мер социальной поддержки с предоставления льгот в натуральной форме на выплату денежной компенсации, в части 2 статьи 153 названного закона указал, что при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации в связи с принятием данного закона нормативных правовых актов должно быть выполнено условие, согласно которому при изменении после <дд.мм.гггг> порядка реализации льгот и выплат, представлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления - ухудшены.

Таким образом, федеральный законодатель делегировал субъектам Российской Федерации права нормативно-правового регулирования вопроса социального обеспечения указанной категории медицинских работников, в связи с чем субъекты Российской Федерации вправе сами определять круг лиц и размер льгот.

Согласно правовых позиций Конституционного суда Российской Федерации, неоднократно изложенной в определениях данного суда (от <дд.мм.гггг> N 375-О, от <дд.мм.гггг> N 947-О-П, от <дд.мм.гггг> N 383-О-П) Федеральный закон от <дд.мм.гггг> N 122-ФЗ (пункт 50 статьи 35) передал решение вопросов социальной поддержки медицинских работников тем властным структурам, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения. В частности, согласно статье 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан в редакции данного Федерального закона меры социальной поддержки медицинских работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, устанавливаются их органами государственной власти (часть пятая), муниципальных организаций здравоохранения - органами местного самоуправления (часть шестая). Соответственно, уровень правового регулирования мер социальной поддержки работающих и проживающих в сельской местности (поселках городского типа) медицинских работников должен определяться в зависимости от того, в чьем ведении находится организация здравоохранения, расположенная в сельской местности, что само по себе не противоречит конституционным предписаниям.

Закрепленное в пункте 50 статьи 35 Федерального закона от <дд.мм.гггг> N 122-ФЗ правовое регулирование - во взаимосвязи с положениями преамбулы и статьи 153 данного Федерального закона - не предполагает отмену права на льготы по оплате жилья и коммунальных услуг (отопления и освещения), приобретенного работающими и проживающими в сельской местности и поселках городского типа медицинскими работниками организаций здравоохранения на основании законодательства, которое действовало до <дд.мм.гггг>, а, напротив, обеспечивает возможность его сохранения после указанной даты. При этом органы государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления при возможном изменении порядка и способа социальной поддержки указанной категории медицинских работников должны вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение прежнего уровня их социальной защиты в жилищно-коммунальной сфере.

Применительно к законодательству <адрес> таковым является <адрес> N 267-ЗО от <дд.мм.гггг> «О мере социальной поддержки отдельных категорий специалистов, работающих, вышедших на пенсию и проживающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа <адрес>», которым установлена мера социальной поддержки отдельных категорий специалистов (включая фармацевтических и медицинских работников медицинских организаций, организаций), проживающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа области, в форме ежемесячной частичной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, а также условия, размер и порядок выплаты такой компенсации.

Размер частичной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг утверждается и увеличивается <адрес>.

Между тем, из материалов дела не установлено, а также не представлено доказательств в суд о том, что размер денежной компенсации, установленный законодательством <адрес>, не соответствует прежнему уровню социальной защиты, который имел истец до <дд.мм.гггг> и что установленный совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат после <дд.мм.гггг> уменьшился.

Для медицинских работников, проживающих в сельской местности меры социальной поддержки в форме натуральной льготы не сохранены и действующим законодательством не предусмотрены, как и не предусмотрено их полное освобождение от необходимости оплаты жилого помещения и жилищно-коммунальных услуг.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что работники медицинских организаций, работающие и проживающие в сельской местности на территории <адрес>, вправе претендовать только на меры социальной поддержки предусмотренные <адрес> от <дд.мм.гггг> <№>-ЗО в виде ежемесячной частичной денежной компенсации в размере 400 рублей, который утверждается и периодически увеличивается <адрес> (в настоящее время 817 рублей в месяц).

Поскольку Сенникова Г.В. воспользовалась правом на получение ежемесячной компенсации на частичное возмещение расходов на оплату коммунальных услуг, выплата которых за период с <дд.мм.гггг> по <дд.мм.гггг> произведена последней в полном объеме, следовательно, оснований для взыскания расходов по оплате коммунальных услуг по отоплению и электроснабжению в размере фактически понесенных затрат не имеется.

Доводы истца о том, что принятый <адрес> <№>-ЗО ухудшает права медицинских работников на получение мер социальной поддержки, что противоречит нормам Федерального закона №122-ФЗ, которым предусмотрена возможность сохранения медицинским работникам на селе прежнего уровня социальной защиты в жилищно-коммунальной сфере, который действовал до <дд.мм.гггг>, основаны на неверном толковании норм права, поскольку принятым <адрес> изменилась лишь форма предоставления указанных мер социальной поддержки, то есть, натуральные льготы по оплате коммунальных услуг заменены соответствующими ежемесячными денежными выплатами.

При указанных обстоятельствах оснований для удовлетворения требования истца о возмещении расходов по оплате коммунальных услуг не имеется.

Анализируя все собранные по делу доказательства в их совокупности, принимая во внимание требования вышеприведенных правовых норм, суд приходит к выводу, что бесспорных, достоверных и допустимых доказательств, подтверждающих, что ответчиками нарушены права истца Сенниковой Г.В., в суд не представлено, в связи с чем, правовых оснований для удовлетворения заявленных требований последней не имеется.

Поскольку истцу в удовлетворении заявленных требований отказано, то судебные издержки, в соответствии со ст.ст.94,98 ГПК РФ, взысканию в ответчиков не подлежат.

В соответствии со ст.ст.194-198, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Сенниковой Г. В. к КОГБУЗ «Котельничская ЦРБ», Министерству финансов <адрес> о возмещении расходов по оплате коммунальных услуг, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кировский областной суд через Котельничский районный суд в течение месяца со дня принятия.

Судья                                Н.Н. Эсаулова

    

2-775/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Сенникова Галина Викторовна
Ответчики
Министерство финансов Кировской области
КОГБУЗ "Котельничская ЦРБ"
Суд
Котельничский районный суд Кировской области
Судья
Эсаулова Н.Н.
Дело на странице суда
kotelnichesky.kir.sudrf.ru
30.10.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
30.10.2023Передача материалов судье
30.10.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.11.2023Судебное заседание
13.12.2023Судебное заседание
13.12.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.12.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.02.2024Дело оформлено
16.02.2024Дело передано в архив
13.12.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее