2-1201/2022
59RS0018-01-2022-001569-43
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Добрянка 17 октября 2022 года
Добрянский районный суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Радостевой В.Ю.,
при секретаре Надудкиной А.А.,
с участием представителя истца Путиловой А.В.,
представителя ответчика Кадырова Г.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Добрянка, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Добрянского городского округа Пермского края о возложении обязанности создать и организовать деятельность специализированной службы по вопросам похоронного дела,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор г. Добрянки, действующий в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации Добрянского городского округа Пермского края об обязании создать и организовать деятельность специализированной службы по вопросам похоронного дела в срок до 01.02.2023. Требования мотивирует тем, что прокуратурой г. Добрянки проведена проверка соблюдения законодательства о погребении и похоронном деле в деятельности администрации Добрянского городского округа, в ходе которой выявлены существенные нарушения закона в указанных сферах. Проведенной проверкой установлено, что администрацией Добрянского городского округа до настоящего времени не исполнена возложенная федеральным законодательством обязанность по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории муниципального образования. Ранее, в июне 2022 по результатам проведенной проверки прокуратурой города в адрес главы Добрянского городского округа было внесено представление об устранении нарушений законодательства о погребении и похоронном деле, которое признано обоснованным и подлежащим удовлетворению, вышеуказанные нарушения в настоящее время не устранены.
Прокурор Путилова А.В. в ходе судебного заседания на удовлетворении заявленных требований настаивает, доводы, изложенные в иске, поддерживает.
Представитель ответчика Кадыров Г.Ф. в судебном заседании с иском согласился, пояснил, что специализированная служба не создана, полагает, срок для организации, указанный в исковом заявлении, недостаточным.
Выслушав лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Согласно ст. 12, ч. 2 ст. 3, ч. 1 ст. 130 Конституции РФ в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление, местное самоуправление является необходимой формой осуществления власти народа, составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения.
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации государственные гарантии его осуществления устанавливает Федеральный закон от 06.10.2003 № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», который к вопросам местного значения муниципального района относит организацию ритуальных услуг (п. 17 ч. 1 ст. 15).
Ст. 17 Федерального закона № 131 – ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» содержит перечень полномочий, которыми обладают органы местного самоуправления в целях решения вопросов местного значения, не являющийся исчерпывающим, поскольку по вопросам, отнесенным в соответствии со статьями 14,15,16, к вопросам местного значения, федеральными законами, уставами муниципальных образований, также могут устанавливаться полномочия органов местного самоуправления по решению, указанных вопросов местного значения (пп.9 п. 1, п. 1.1).
Согласно п. 1 Указа Президента РФ от 29.06.1996 N 1001 "О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших" специализированные службы по вопросам похоронного дела оказывают на безвозмездной основе услуги по погребению, гарантированные статьей 9 Закона о погребении, по первому требованию супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего.
Отказ специализированных служб по вопросам похоронного дела в оказании указанных услуг в связи с отсутствием у них необходимых средств, а также по другим основаниям не допускается.
Создание специализированных служб предусмотрено статьями 9 и 25 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", Указом Президента РФ от 29.06.1996 N 1001 "О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших" в целях обеспечения государственных социальных гарантий для погребения безродных или оказания близким родственникам и другим лицам гарантированного перечня услуг по погребению на безвозмездной основе в пределах размера социального пособия на погребение.
В соответствии с п. 22 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон об организации местного самоуправления) к вопросам местного значения городского поселения относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
Согласно ст. 25 Федерального закона "О погребении и похоронном деле" гарантии осуществления погребения умершего в соответствии с настоящим Федеральным законом реализуются путем организации в Российской Федерации похоронного дела как самостоятельного вида деятельности. Организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.
В силу ч. 1 ст. 29 Федерального закона "О погребении и похоронном деле" органы местного самоуправления районов, поселений и городских округов создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с настоящим федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших.
Статьей 9 Федерального закона "О погребении и похоронном деле" установлен гарантированный перечень услуг по погребению, оказываемый гражданам на безвозмездной основе, а именно:
1) оформление документов, необходимых для погребения;
2) предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения;
3) перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий);
4) погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом).
Качество предоставляемых услуг должно соответствовать требованиям, устанавливаемым органами местного самоуправления (п.1).
Услуги по погребению, указанные в пункте 1 настоящей статьи, оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела (п.2).
Из положений ст. 29 Федерального закона "О погребении и похоронном деле" следует, что специализированные службы по вопросам похоронного дела создаются в предусмотренных российским гражданским законодательством организационно-правовых формах и в зависимости от этого действуют на основании уставов или положений, которые не противоречат законодательным актам Российской Федерации и ее субъектов, а также зарегистрированы в установленном порядке.
Как следует из материалов дела, установлено судом, что решением Думы Добрянского городского округа от 27.08.2020 № 290 утверждено Положение об организации ритуальных услуг и содержании мест захоронения на территории Добрянского городского округа (л.д. 28, 29-35).
Согласно п. 2.1. Положения, Дума Добрянского городского округа определяет полномочия органов местного самоуправления Добрянского городского округа; определяет порядок деятельности общественных кладбищ.
Согласно п.2.2 Положения, Администрация Добрянского городского округа принимает решения о создании и переносе мест погребения в соответствии с действующим законодательством; принимает решение о начале, приостановлении или прекращении деятельности на местах погребения; определяет отраслевой (функциональный) орган, структурное подразделение или территориальный орган, уполномоченный на организацию оказания ритуальных услуг и содержания мест захоронения на территории Добрянского городского округа; создает специализированную службу по вопросам похоронного дела; определяет порядок деятельности специализированной службы по вопросам похоронного дела; рассматривает ходатайства и принимает решение о погребении граждан в кварталах почетных захоронений; определяет кварталы для почетных захоронений и для погребения военнослужащих и участников войн.
Согласно п.2.4 Положения, специализированная служба по вопросам похоронного дела осуществляет мероприятия по созданию мест захоронения; предоставляет на безвозмездной основе услуги по погребению, гарантированные ст. 9 ФЗ «О погребении и похоронном деле»; осуществляет погребение умерших (погибших), не имеющих супруга, близких родственников, иных родственников или законного представителя.
Согласно главе III Положения, определены гарантии осуществления погребения умершего (погибшего), в том числе, определены обязанности специализированной службы по вопросам похоронного дела предоставить на безвозмездной основе услуги по погребению, гарантированные статьей 9 ФЗ «О погребении и похоронном деле».
30.05.2022 заместителем прокурора г. Добрянки Пермского края принято решение № 196 о проведении проверки Администрации Добрянского городского округа, целью которой, провести проверку законодательства о контрактной системе сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения муниципальных нужд, бюджетного законодательства, законодательства о похоронном деле и погребении. Срок проведения проверки с 30.05.2022 по 25.06.2022 (л.д. 23).
В адрес Главы Добрянского городского округа 30.05.2022 прокурором г. Добрянки направлено извещение о проведении проверки в отношении администрации Добрянского городского округа (л.д. 24-25).
В ответ на извещение от 30.05.2022, направленное прокуратурой г. Добрянки в адрес Администрации Добярнского городского округа, заместителем Главы Администрации Добрянского городского округа по жилищно – коммунальному хозяйству Я.В. Лузяниным дан ответ, о том, что специализированные службы по вопросам похоронного дела на территории Добрянского городского округа отсутствуют, обладающие статусом специализированных служб по вопросам похоронного дела на территории Добрянского городского округа организации отсутствуют (л.д. 26-27).
Прокуратурой г. Добрянки проведена проверка исполнения законодательства о погребении и похоронном деле в деятельности администрации Добрянского городского округа, в ходе которой выявлены существенные нарушения закона в указанных сферах. Вследствие проверки, 27.06.2022 прокурором г. Добрянки вынесено представление об установлении нарушений законодательства о погребении и похоронном деле, которым потребовало от Администрации Добрянского городского округа безотлагательно рассмотреть настоящее представление с участием представителя прокуратуры города и принять конкретные меры по установлению выявленных нарушений закона, а также причин и условий им способствующих (л.д.14-22).
Протоколом совещания Администрации Добрянского городского округа от 02.08.2022 № 82 о рассмотрении представления прокуратуры г. Добрянки от 27.06.2022 № 2-21-2022/Прп184-22-20570012 «Об установлении нарушений законодательства о погребении и похоронном деле», принято решение о том, что требования прокурора, изложенные в представлении от 27.06.2022 № 2-21-2022/Прп184-22-20570012 «Об установлении нарушений законодательства о погребении и похоронном деле», обоснованы и подлежат удовлетворению; по результатам рассмотрения представления заместителю Главы администрации Добрянского городского округа – начальнику территориального управления в рабочем поселке Полазна Н.А. Казанцевой, направить и.о. Главы администрации Добрянского городского округа – главе администрации Добрянского городского округа Я.В. Лузинину, документы и информацию о привлечении к дисциплинарной ответственности консультанта ОЖКХ в р.п. Полазна Е.Г. Мехоношину; директору МБУ «Приоритет» К.В. Орловой направить документы и информацию о привлечении должностного лица к дисциплинарной ответственности специалиста по похоронному делу Ситникову И.А. (л.д. 8).
Таким образом, на основании исследованных материалов дела судом установлено, что на территории муниципального образования Добрянского городского округа Пермского края специализированная служба по вопросам похоронного дела не создавалась. Данное обстоятельство подтверждено также представителем ответчика Кадыровым Г.Ф. в ходе судебного разбирательства.
В ходе рассмотрения дела представителем ответчика не представлено доказательств, подтверждающих, что органом местного самоуправления, были предприняты необходимые меры к реализации прав и гарантий неопределенного круга лиц на получение гарантированного перечня услуг по погребению, в том числе не создана специализированная организация, обеспечивающая реализацию права граждан на получение гарантированного законом перечня услуг по погребению.
Вопреки доводам представителя ответчика суд считает, что предложенный истцом срок для устранения нарушений до 01.02.2023 является разумным.
Суд при назначении срока руководствуется статьей 206 ГПК РФ, учитывает возможности ответчика по его исполнению, степень затруднительности исполнения судебного акта, а также иные заслуживающие внимания обстоятельства,
В связи с вышеизложенным суд считает реальным предложенный истцом срок для устранения выявленного нарушения законодательства - в срок до 01 февраля 2023 года.
Каких-либо убедительных доказательств, свидетельствующих о невозможности исполнения возложенной судом обязанности в установленный судом срок, ответчиком в дело не представлено.
Кроме того, в случае невозможности устранить указанные недостатки в установленный срок по объективным причинам, ответчики не лишены права обратиться в суд с заявлением о предоставлении рассрочки или отсрочки исполнения решения суда, либо о разъяснении порядка исполнения решения суда.
Таким образом, суд возлагает обязанность на Администрацию Добрянского городского округа для устранения выявленного нарушения законодательства - создать и организовать деятельность специализированной службы по вопросам похоронного дела в срок до 01 февраля 2023 года.
Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу, что исковое требование прокурора г. Добрянка, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Добрянского городского округа Пермского края о возложении обязанности создать и организовать деятельность специализированной службы по вопросам похоронного дела подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования прокурора города Добрянки удовлетворить.
Обязать администрацию Добрянского городского округа Пермского края создать и организовать деятельность специализированной службы по вопросам похоронного дела в срок до 01 февраля 2023 года.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Добрянский районный суд Пермского края в апелляционном порядке в течение месяца со дня составления мотивированной части решения.
Судья: подпись.
Председательствующий В.Ю.Радостева
Мотивированное решение составлено 24 октября 2022 года.