УИД: 51RS0001-01-2021-005129-51
№ 2а-3633/2021
Полный текст изготовлен 15.10.2021
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
о прекращении производства по административному делу
14 октября 2021г. город Мурманск
Октябрьский районный суд города Мурманска в составе:
председательствующего Макаровой И.С.,
при секретаре Дородновой А.Е.,
с участием:
представителя административного истца Бугайчука И.И.,
представителя административных ответчиков, заинтересованного лица ФИО1
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Прокурора Октябрьского административного округа г.Мурманска об обязании администрации г.Мурманска привести постановления администрации г.Мурманска от 05.06.2018 № 1657, от 16.10.2014 № 3457 в соответствии с требования Жилищного кодекса Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Октябрьского административного округа г.Мурманска обратился в суд с административным исковым заявлением о признании бездействия администрации г.Мурманска незаконным и совершении определённых действий.
В обоснование заявленных требований в иске указано, что прокуратурой округа была проведена проверка по вопросу соблюдения жилищных прав граждан-жильцов многоквартирных домов № и № по ул. <адрес>, которые признаны аварийными и подлежащими сносу на основании постановлений Администрации г.Мурманска от 05.06.2018 № 1657, от 16.10.2014 № 3457 соответственно. Указанные выше постановления были опротестованы прокуратурой округа, однако административный ответчик не согласился с позицией административного истца, в своих ответах указал, что предъявление требования о сносе аварийного дома и определение разумного срока для исполнения такого требования в силу закона отнесены к усмотрению органа, принявшего решение о признании в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, а направление требования о сносе многоквартирного дома собственникам помещений до окончания расселения граждан из помещений муниципального жилищного фонда нарушит права последних. Вместе с тем, административный истец с данными решениями не согласен. Указывает, что в рассматриваемом случае п.п. 2 и 3.7 постановлений №№ 1657 и 3457 противоречат действующему законодательству в части закрепления за органом местного самоуправления возможности направления требования о сносе многоквартирного дома собственникам его помещений только с момента окончания процедуры переселения граждан, занимающих жилые помещения по договору социального найма, поскольку ч.10 ст. 32 ЖК РФ связывает наступление данной обязанности у органа местного самоуправления с момента именно признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу. Кроме того, формулировка «с момента окончания процедуры переселения граждан, занимающих жилые помещения по договору социального найма» также противоречит ч.10 ст. 32 ЖК РФ, поскольку подобные обстоятельства не закреплены и не предусмотрены названным законоположением, и помимо прочего ставит в зависимость исполнение установленных федеральным жилищным законодательством прав собственников помещений многоквартирного дома от сроков реализации переселения только нанимателей жилых помещений по договору социального найма. Несоответствие нормативно-правовых актов федеральному законодательству позволило администрации г.Мурманска длительно бездействовать, а именно не принимать меры, определенные ч.10 ст. 32 ЖК РФ, что лишает собственников жилых помещений в названном многоквартирном доме прав требовать либо выкупа жилого помещения, либо предоставления другого жилого помещения в собственность, а проживание в аварийных домах ставит под угрозу их жизнь и здоровье, начиная с даты признания домов аварийными. Просит признать бездействие администрации г.Мурманска незаконным, обязать администрацию г.Мурманска привести постановление администрации г.Мурманска от 05.06.2018 № 1657 «О признании многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> аварийным и подлежащим сносу» и постановление администрации г.Мурманска от 16.10.2014 № 3457 «О признании многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> аварийным и подлежащим сносу (ред. от 17.07.2020) в соответствие с требованиями жилищного законодательства о дальнейшем использовании помещений в части установления конкретных сроков отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу, а также исключения формулировок «с момента окончания процедуры переселения граждан, занимающих жилые помещения по договору социального найма».
В ходе судебного разбирательства по делу представителем истца заявленные требования уточнены, просил обязать администрацию г.Мурманска привести постановление администрации г.Мурманска от 05.06.2018 № 1657 «О признании многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> аварийным и подлежащим сносу» и постановление администрации г.Мурманска от 16.10.2014 № 3457 «О признании многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> аварийным и подлежащим сносу (ред. от 17.07.2020) в соответствие с требованиями ч.10 ст. 32 ЖК РФ исключить формулировки «с момента окончания процедуры переселения граждан, занимающих жилые помещения по договору социального найма», в соответствии с пунктом 49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47, установить конкретные сроки расселения многоквартирных домов. Требование о признании бездействия незаконным не поддержал.
В ходе судебного разбирательства к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Комитет имущественных отношений г.Мурманска, в качестве административного соответчика – Глава администрации г.Мурманска.
Протокольным определением суда от 28.09.2021 к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены собственники и наниматели жилых помещений многоквартирных домов № и № по <адрес> ФИО2 ФИО3 ФИО4 ФИО5 ФИО24 ФИО25 ФИО27 ФИО28 ФИО29 ФИО30 ФИО31 ФИО32 ФИО38 ФИО39 ФИО9 ФИО8 ФИО7 ФИО6 ФИО23 ФИО18 ФИО26 ФИО37 ФИО36 ФИО35 ФИО34, ФИО33 ФИО10 ФИО11 ФИО12 ФИО13 ФИО14 ФИО15 ФИО16 ФИО17 ФИО19 ФИО20 ФИО21 ФИО22
Представитель административного истца Бугайчук И.И. в судебном заседании на удовлетворении заявленных требований с учетом их уточнений настаивал. Просил иск удовлетворить.
Представитель административных ответчиков, заинтересованного лица ФИО1 в судебном заседании административные исковые требования не признал. Ранее представил письменный отзыв на иск. Просил в удовлетворении иска отказать.Административный ответчик – Глава администрации г.Мурманска в судебное заседание не явился, извещен.
Заинтересованные лица ФИО3 ФИО9 ФИО31 в судебное заседании после перерыва не явились, ранее в судебном заседании исковые требования прокурора поддержали.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Административное исковое заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, являющегося субъектом административных и иных публичных правоотношений, может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
Согласно ч.ч. 3, 4 ст. 35 Закона от 17.01.1992 № 2201-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
Полномочия прокурора, участвующего в судебном рассмотрении дел, определяются процессуальным законодательством Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 39 КАС РФ административное исковое заявление прокурора должно соответствовать требованиям, предусмотренным частью 6 статьи 125 настоящего Кодекса, в частности, административное исковое заявление, которое подается прокурором или лицами, указанными в статье 40 настоящего Кодекса, должно соответствовать требованиям, предусмотренным пунктами 1 - 5, 8 и 9 части 2 настоящей статьи. В случае обращения прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина в административном исковом заявлении также должны быть указаны причины, исключающие возможность предъявления административного искового заявления самим гражданином.
В целях применения ст. ст. 4, 39, 40 КАС РФ под неопределенным кругом лиц в указанных нормах понимается такая множественность участников соответствующих правоотношений, в которой невозможно заранее предвидеть ее поименный состав применительно к любому отдельно взятому моменту времени.
Вместе с тем, из материалов административного дела следует, что административный истец – Прокурор Октябрьского административного округа г.Мурманска обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц. Основанием для обращения в суд с настоящим иском послужил выявленный прокуратурой округа факт нарушения жилищных прав граждан-жильцов многоквартирных домов № и № по <адрес> на переселение из аварийного и подлежащего сносу дома.
В ходе судебного разбирательства к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены собственники и наниматели жилых помещений многоквартирных домов № и № по <адрес>
Таким образом, круг лиц, в интересах которых прокурор предъявил иск, неопределенным явно не является, его возможно с точностью определить на конкретный период времени, в частности на момент предъявления иска.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 128 КАС РФ судья отказывает в принятии административного искового заявления в случае, если административное исковое заявление подано в защиту прав, свобод и законных интересов другого лица, неопределенного круга лиц или публичных интересов органом государственной власти, иным государственным органом, органом местного самоуправления, организацией, должностным лицом либо гражданином, которым настоящим Кодексом или другими федеральными законами не предоставлено такое право.
В случае, если указанные обстоятельства установлены на стадии рассмотрения спора судом, производство по делу подлежит прекращению в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 194 КАС РФ,
Учитывая, что прокурору предоставлено право на предъявление иска лишь в интересах неопределенного круга лиц либо конкретных граждан (при выполнении условий ч.1 ст. 39 КАС РФ), таких требований прокурором не заявлено, возбужденное на основании такого иска административное дело подлежит прекращению.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Производство по административному делу № 2а-3633/2021 по административному иску Прокурора Октябрьского административного округа г.Мурманска об обязании администрации г.Мурманска привести постановления администрации г.Мурманска от 05.06.2018 № 1657, от 16.10.2014 № 3457 в соответствии с требования Жилищного кодекса Российской Федерации прекратить.
На определение суда может быть подана частная жалоба в Мурманский областной суд через Октябрьский районный суд города Мурманска в течение пятнадцати дней со дня вынесения определения.
Председательствующий И.С. Макарова