56RS0019-01-2022-001282-53
№ 2-1053/2022
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
16 сентября 2022 года город Орск
Ленинский районный суд г. Орска Оренбургской области в составе председательствующего судьи Сбитневой Ю.Д.,
при секретаре Вернер О.В.,
с участием истца Даниленко И.С.,
представителя ответчика Лебедевой Е.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Даниленко Ивана Сергеевича к государственному казенному учреждению Оренбургской области «Центр социальной поддержки населения», государственному казенному учреждению «Центр социальной поддержки населения в Октябрьском районе г.Орска» об обязании производить начисление ежемесячной денежной компенсации в соответствии с принятым судебным актом, произвести перерасчет компенсации,
У С Т А Н О В И Л:
Даниленко И.С. обратился в суд с иском к филиалу государственного казенного учреждения Оренбургской области «Центр социальной поддержки населения в Октябрьском районе г. Орска», в котором просил обязать ответчика начислять ЕДК по найму, отоплению, содержанию и ремонту жилого помещения в соответствии с расчетом, принятым мировым судьей.
В обоснование заявленных исковых требований Даниленко И.С. указал, что он проживает в муниципальной квартире по адресу: <адрес> является <данные изъяты>. 7 декабря 2010 года мировым судьей принято решение по гражданскому делу № 2-1223/10, из которого следовало, что расчет ежемесячной денежной компенсации производится исходя из общей площади жилого помещения. С 2016 года филиал ГКУ в нарушение указанного судебного акта стал начислять ЕДК только на часть площади жилого помещения, приходящуюся на его долю.
Определением Ленинского районного суда г.Орска от 5 августа 2022 года, вынесенным в протокольной форме, к участию в деле в качестве соответчика привлечено ГКУ Оренбургской области «Центр социальной поддержки населения», в качестве третьего лица привлечено Министерство социального развития Оренбургской области.
В судебном заседании истец Даниленко И.С. дополнил свои исковые требования, просил также произвести перерасчет ЕДК за период с июня 2021 года по июнь 2022 года. Пояснил, что в занимаемом им жилом помещении зарегистрированы три человека. Ответчик в нарушение требований ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ» производит расчет ежемесячной денежной компенсации по услугам отопление, содержание и ремонт, найм жилого помещения не в размере 50% от начисленной оплаты за эти услуги за все жилое помещение, а производит деление произведенной оплаты на количество зарегистрированных лиц.
Представитель ответчика ГКУ Оренбургской области «Центр социальной поддержки населения» Лебедева Е.Г., работающая заведующей филиалом ГКУ Оренбургской области «Центр социальной поддержки населения в Октябрьском районе г. Орска», в судебном заседании исковые требования не признала. Пояснила, что истец Даниленко И.С. состоит на учете в филиале ГКУ «Центр социальной поддержки населения в Октябрьском районе г.Орска» как получатель ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по категории «инвалид 3 группы». Размер ЕДК истцу начисляется в соответствии с действующим законодательством, на основании ст.17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ». В соответствии с постановлением Правительства Оренбургской области от 29.09.2008 года № 359-п «О форме предоставления отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг» с 01.01.2010 года Даниленко И.С. была назначена ежемесячная денежная компенсация. Истец проживает в трехкомнатной квартире муниципального жилищного фонда, общей площадью 61, 7 кв.м. С июня 2022 года в квартире зарегистрировано 3 человека. Постановлением Правительства Оренбургской области от 21.01.2016 года № 27-п «О порядке предоставления ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» с 01.01.2016 года изменен порядок предоставления ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Согласно п. 13 Порядка размер ежемесячной денежной компенсации определяется индивидуально каждому гражданину с учетом объема предоставляемых мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг согласно льготной категории и размера начисленных платежей по каждой услуге. С учетом нормативов потребления, утвержденных Департаментом Оренбургской области, и данных поставщика за жилищно-коммунальные услуги Даниленко И.С. производится расчет размера ЕДК.
Представитель третьего лица Министерства социального развития Оренбургской области, извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, ходатайств об отложении судебного заседания не заявлял. Представил письменный отзыв на исковое заявление, в котором просил отказать в удовлетворении исковых требований.
Принимая во внимание надлежащее извещение третьего лица, суд на основании ст.167 ГПК РФ определил рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица.
Выслушав истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что Даниленко И.С. является <данные изъяты>, проживает в квартире муниципального жилищного фонда, расположенной по адресу: <адрес> В указанном жилом помещении зарегистрированы: Даниленко И.С., ФИО4, ФИО5
Истец, являясь инвалидом третьей группы, на основании Федерального закона № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» является получателем ежемесячной денежной компенсации на оплату жилья и коммунальных услуг.
Согласно ст.160 ЖК РФ отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
Компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.
В силу ст. 17 Федерального закона № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов:
- платы за наем и платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой общей площади жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;
- платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме независимо от вида жилищного фонда;
- платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке; оплаты стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива - при проживании в домах, не имеющих центрального отопления.
Инвалидам I и II групп, детям-инвалидам, гражданам, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг предоставляются лицам, проживающим в жилых помещениях независимо от вида жилищного фонда, и не распространяются на установленные Правительством Российской Федерации случаи применения повышающих коэффициентов к нормативам потребления коммунальных услуг.
Согласно ч.1 ст.28.2 Федерального закона № 181-ФЗ Российская Федерация передает для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года.
Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций (ч.2 ст.28.2 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ»).
Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации (ч.6 ст.28.2 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ»).
Таким образом, компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг - это возмещение отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, произведенных ими расходов, связанных с оплатой жилого помещения и коммунальных услуг, за счет средств соответствующих бюджетов.
Обращаясь в суд с исковыми требованиями, Даниленко И.С. полагает, что сумма ежемесячной денежной компенсации должна составлять 50 % от размера платы за услуги, по отоплению, найму, содержанию и ремонту, начисляемой исходя из общей площади жилого помещения, независимо от количества зарегистрированных лиц в жилом помещении. По мнению истца, расчет ответчиком ЕДК по оплате вышеуказанных услуг с учетом членов семьи противоречит ст. 17 Федерального Закона «О социальной защите инвалидов в РФ», поскольку в тексте статьи указано, что расчет компенсации производится исходя из «занимаемой общей площади жилого помещения», что подтверждается вступившим в законную силу решением мирового судьи. Решение суда является обязательным для исполнения всеми гражданами и государственными органами.
Вместе с тем, с 01 января 2016 года постановлением правительства Оренбургской области от 21.01.2016 года №27-п изменен Порядок предоставления ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Согласно п. 13 данного Постановления размер ежемесячной денежной компенсации определяется индивидуально каждому гражданину с учетом объема предоставляемых мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг согласно льготной категории и размера начисленных платежей по каждой услуге.
Постановление Правительства Оренбургской области от 29 сентября 2008 года № 359-п «О форме предоставления отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, которым руководствовался мировой судья при принятии решения по делу № 2-1223/2010 от 7 декабря 2010 года утратило силу, в связи с чем, ссылка истца на указанное решение мирового судьи является необоснованной.
По мнению суда, истцом неверно толкуется ст. 17 Федерального закона № 181-ФЗ, поскольку из ее содержания очевидно, что законодателем к числу граждан, на которых распространяется такая мера социальной поддержки, как компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, отнесены только инвалиды, но не члены их семьи, проживающие с ними. Данная мера социальной поддержки является адресной и предоставляется только инвалидам, компенсация 50% расходов по оплате коммунальных услуг производится только в том размере, который потребил и оплатил конкретный получатель меры социальной поддержки.
Иное толкование нормы ч.13 ст. 17 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» фактически означало бы предоставление льготы по оплате коммунальных услуг, плате за наем и платы за содержание жилого помещения дополнительно другим нанимателям - членам семьи инвалидов.
Вопреки доводам истца, положения постановления Правительства Оренбургской области от 21 января 2016 года № 27-п требованиям ст.17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ» не противоречат, поскольку федеральный законодатель в данной норме установил компенсацию по оплате жилых помещений и коммунальных услуг только для инвалидов, в связи с чем, истцу, проживающему совместно с другими членами своей семьи, предоставляется такая компенсация с учетом доли потребленных коммунальных услуг и жилого помещения, приходящихся на него самого. Действующим законодательством не предусмотрена выплата компенсации расходов на оплату жилья и коммунальных услуг членам семьи инвалида.
Кроме того, указание в тексте статьи на «занимаемую общую площадь» жилого помещения означает, что льгота предоставляется по оплате общей, а не жилой площади помещения, приходящегося на инвалида.
Судом, проверен расчет ЕДК, произведенный ответчиком, оснований не согласиться с ним у суда не имеется, поскольку, он произведен в строгом соответствии с требованиями Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ», постановлением правительства Оренбургской области от 21 января 2016 года № 27-п «О порядке предоставления ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг».
Таким образом, суд приходит к выводу, что истцу была произведена выплата ежемесячной денежной компенсации за спорный период: июнь 2021 года – июнь 2022 года в полном размере, в связи с чем, оснований для перерасчета ЕДК не имеется.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что требования истца к ГКУ Оренбургской области «Центр социальной поддержки населения» являются необоснованными, не подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Кроме того, филиал ГКУ «Центр социальной поддержки населения в Октябрьском районе г.Орска» не является юридическим лицом и осуществляет свою деятельность в соответствии с Положением о филиале. А при таких обстоятельствах филиал ГКУ «Центр социальной поддержки населения в Октябрьском районе г.Орска» является ненадлежащим ответчиком по делу, в удовлетворении исковых требований Даниленко И.С. к указанному ответчику надлежит отказать.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Даниленко Ивана Сергеевича к государственному казенному учреждению Оренбургской области «Центр социальной поддержки населения», государственному казенному учреждению «Центр социальной поддержки населения в Октябрьском районе г.Орска» об обязании производить начисление ежемесячной денежной компенсации в соответствии с принятым судебным актом, произвести перерасчет компенсации, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Ленинский районный суд г. Орска Оренбургской области путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Ю.Д. Сбитнева
Мотивированное решение изготовлено 23 сентября 2022 года.
Судья Сбитнева Ю.Д.