Решение по делу № 2-102/2022 (2-1583/2021;) от 12.08.2021

Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 февраля 2022 года             город Севастополь

Балаклавский районный суд города Севастополя в составе

председательствующего судьи Просолова В.В.,

при секретаре Скулкиной А.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Свирикова А. А. к Департаменту по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя, Департаменту природных ресурсов и экологии г. Севастополя об исправлении реестровой ошибки, устранении пресечения участков,

установил:

Свириков А.А. обратился в суд с настоящим иском, в котором просил установить наличие реестровой ошибки при установлении границ земельного участка с кадастровым номером 91:01:000000:64, следствием которой стало пересечение с границами земельного участка с кадастровым номером 91:01:058002:811, расположенного по адресу: г.Севастополь, <адрес>, Севастопольская зона ЮБК, 44/57; устранить пресечение границ земельных участков, путём установления смежных границ между участками с кадастровыми номерами 91:01:058002:811 и 91:01:000000:64, в соответствии с координатами характерных точек:

X Y
Н1 4912332.56 4397792.58
Н2 4912321.66 4397798.24
Н3 4912319.96 4397799.12
Н4 4912291.94 4397759.39
Н5 4912298.18 4397754.39
Н6 4912314.45 4397792.58
Н7 4912332.56 4397792.58

Истец просит указать, что решение является основанием для подготовки межевого плана без согласования с собственником земельного участка с кадастровым номером 91:01:000000:64 и смежными землепользователями.

В обоснование требований истец указывает, что является собственником земельного участка с кадастровым номером 91:01:058002:811, расположенного по адресу: г.Севастополь, <адрес>, Севастопольская зона ЮБК, 44/57. ДД.ММ.ГГГГ определением Балаклавского районного суда г.Севастополя дело было отменено решение Балаклавского районного суда г.Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ о признании недействительным выданного Свиридову А.А. государственного акта на право собственности на земельный участок в Севастопольской зоне ЮБК , истребовании его в пользу государства. ДД.ММ.ГГГГ Балаклавским районным судом города Севастополя было вынесено определение о снятии обеспечительных мер. ДД.ММ.ГГГГ были внесены сведения в ЕГРН о регистрации права на земельный участок, расположенный по адресу: г. Севастополь, Севастопольская зона ЮБК, 44/57, с кадастровым номером 91:01:058002:811, однако границы земельного участка в рамках российского законодательства не установлены. В 2020 году истец обратился к кадастровому инженеру для подготовки межевого плана на земельный участок для установления границ, однако ДД.ММ.ГГГГ было получено уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета №КУВД-001/2020-23019585/1, где при проведении пространственного анализа и нанесения на кадастровую карту координат характерных точек земельного участка было выявлено, что граница уточняемого земельного участка пресекает границу земельного участка с кадастровым номером 91:01:000000:64; для устранения рекомендовано провести личное согласование с собственником смежного земельного участка с кадастровым номером: 91:01:000000:64. Истец указывает, что для устранения замечаний обратился с заявлением о согласовании Акта согласования месторасположения границ земельного участка к собственнику земельного участка в лице Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя. В ответе от ДД.ММ.ГГГГ № ГУ-исх-388/21 заявителю сообщено о том, что Департамент не распоряжается землями лесного фонда, поскольку данный вопрос относится к полномочиям Главного управления природных ресурсов и экологии города Севастополя. Истец обратился с аналогичным заявлением в Департамент природных ресурсов и экологии города Севастополя (Севприроднадзор), где был получен ответ от ДД.ММ.ГГГГ за о том, что в соответствии с письмом Севреестра от ДД.ММ.ГГГГ были выявлены реестровые ошибки, допущенные кадастровым инженером по 75 лесным участкам и 1714 земельным участкам частных лиц и так как земельный участок расположенный в Севастопольской зоне ЮБК, 44/57 не имеет координат границ, не представляется возможным согласовать границы и рекомендовано обратиться в суд с исковым заявлением об исключении характерных точек границ при этом согласование со смежными землепользователями не требуется.

В судебное заседание истец не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещалась в установленном законом порядке, обеспечил явку представителя.

В судебном заседании представитель истца Сердюк Ю.А. настаивала на удовлетворении исковых требований по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика Департамента природных ресурсов и экологии города Севастополя Зыкова В.А. в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований, указал на наличие спора о праве на земельный участок.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены судом о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили.

Согласно статье 35 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться принадлежащими им процессуальными правами и не злоупотреблять ими.

В случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными, суд рассматривает дело без их участия (часть 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

С учетом вышеизложенных обстоятельств в соответствии с требованиями статьи 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав представителя истца и представителя ответчика, исследовав представленные лицами, участвующими в деле, доказательства, оценив их по своему внутреннему убеждению на предмет относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в совокупности, суд приходит к следующему.

Судом установлено и следует из материалов дела, что Распоряжением Севастопольской городской государственной администрации -р от ДД.ММ.ГГГГ ОК «ДСК «Горный-2» утверждена землеустроительная документация по отведению земельных участков общей площадью 17 га для индивидуального дачного строительства в Севастопольской зоне ЮБК, .

Указанным Распоряжением предусмотрено отнесение земельных участков к категории земель рекреационного назначения (пункт 2).

ДД.ММ.ГГГГ на основании Распоряжения Севастопольской городской государственной администрации -р от ДД.ММ.ГГГГ Свирикову А.А. выдан государственный акт о праве собственности на земельный участок, площадью 0,1000 га, расположенный в Севастопольской зоне ЮБК, 44/57.

Решением Балаклавского районного суда г. Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования прокурора <адрес> к Свирикову А.А. о признании недействительным выданного на имя Свирикова А.А. государственного акта на право собственности на земельный участок - Севастопольская зона ЮБК 44/57, истребовании в пользу государства данного земельного участка удовлетворены в полном объеме. Решение суда вступило в законную силу.

ДД.ММ.ГГГГ Свириков А.А. обратился в суд с заявлением о пересмотре решения суда по вновь открывшимся обстоятельствам.

Определением Балаклавского районного суда г.Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ решение Балаклавского районного суда г. Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ отменено по вновь открывшимся обстоятельствам. Иск прокурора <адрес> к Свирикову А.А. о признании недействительным государственного акта на право собственности на земельный участок оставлен без рассмотрения.

По данным ЕГРН участок поставлен на государственный кадастровый учет, ему присвоен кадастровый , границы земельного участка в соответствии с требованиями земельного законодательства не установлены.

Как усматривается из представленного истцом межевого плана на земельный участок, он подготовлен для уточнения местоположения и площади участка с кадастровым номером: 91:01:058002:811.

Согласно Уведомлению Севреестра от ДД.ММ.ГГГГ о приостановлении государственного кадастрового учета № КУВД-001/2020-23019585/1 при проведении пространственного анализа и нанесения на кадастровую карту координат характерных точек земельного участка было выявлено, что граница уточняемого земельного участка пресекает границу земельного участка с кадастровым номером 91:01:000000:64.

По данным ЕГРН участок с кадастровым номером 91:01:000000:64 имеет вид разрешенного использования «Отдых(рекреация)», «Использование лесов», местоположение г.Севастополь, <адрес>, квартал 15, выдел 9-35 Орлиновского участкового лесничества, площадь 944339 кв.м., правообладатель – субъект Российской Федерации – город федерального значения Севастополь.

В ответе Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ № ГУ-исх-388/21 истцу сообщено о том, что Департамент не распоряжается землями лесного фонда, поскольку данный вопрос относится к полномочиям Главного управления природных ресурсов и экологии города Севастополя.

Согласно ответу Главного управления природных ресурсов и экологии города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ за на основании Распоряжения Правительства Севастополя -РП от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в Распоряжение Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ -РП «О проведении кадастровых работ по установлению границ земель, на которых расположены леса в городе Севастополе», проведены кадастровые работы на основании материалов лесоустройства 2001 года. Лесные участки внесены в Государственный лесной реестр, в ЕГРН. Указано также, что в соответствии с письмом Севреестра от ДД.ММ.ГГГГ были выявлены реестровые ошибки, допущенные кадастровым инженером по 75 лесным участкам и 1714 земельным участкам частных лиц. Поскольку земельный участок, расположенный в Севастопольской зоне ЮБК, 44/57 не имеет координат границ, не представляется возможным согласовать границы, т.к. не представляется возможным определить пресекается ли данный участок с лесными участками, в отношении которых Департамент наделен соответствующими полномочиями.

В силу частей 1 и 2 статьи 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости. К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений.

В соответствии с частью 10 статьи 22 указанного Федерального закона при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании.

На основании частей 1, 2 статьи 43 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, о котором сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, не соответствуют установленным на основании настоящего Федерального закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков (далее - уточнение границ земельного участка).

Если при государственном кадастровом учете в связи с уточнением местоположения части границ земельного участка, которая одновременно является общей (смежной) частью границ других земельных участков, и (или) изменением площади земельного участка требуется внесение изменений в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, о смежных с ним земельных участках, орган регистрации прав одновременно с осуществлением государственного кадастрового учета вносит соответствующие изменения в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, о местоположении границ (частей границ) и площади указанных смежных земельных участков.

При этом, об изменении описания местоположения границ лесного земельного участка в указанном случае орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области лесных правоотношений, а также лица, в также лица, права которых на лесные участки и (или) ограничении прав в пользу которых зарегистрированы в ЕГРН уведомляются и их согласие на такое изменение описания местоположения границ лесного земельного участка не требуется.

По совокупному смыслу положений частей 4, 6, 8, 10 статьи 60.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» такое изменение границ лесных участков, в том числе расположенных в границах особо охраняемых природных территорий, законодателем допускается в случае пересечения его границ с земельным участком, право на которое зарегистрировано до ДД.ММ.ГГГГ, а также в случае, если в защите имущественных прав и интересов Российской Федерации в области лесных отношений в судебном порядке было отказано.

Согласно положениям статьи 60.2 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» границы лесных участков изменяются в соответствии с описанием местоположения границ земельного участка, содержащимся в сведениях Единого государственного реестра недвижимости, в случае выявления их пересечения с границами земельного участка, права на который зарегистрированы до ДД.ММ.ГГГГ, если пересечение их границ было выявлено органом регистрации прав при осуществлении регистрации прав на данный земельный участок, обнаружении ошибки, указанной в части 3 статьи 61 настоящего Федерального закона (далее также - реестровая ошибка), в том числе выявленной по заявлению правообладателя земельного участка.

Положения части 4 настоящей статьи применяются в отношении земельных участков, указанных в частях 6 и 7 настоящей статьи, в случае, если в течение трех месяцев со дня выявления сведений, указанных в части 4 настоящей статьи, в орган регистрации прав не поступило уведомление федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление защиты, в том числе в судебном порядке, имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в области лесных отношений, об обращении в суд с иском об оспаривании зарегистрированного права на такой земельный участок.

Право собственности истца на земельный участок возникло до ДД.ММ.ГГГГ, однако в защите имущественных прав и интересов Российской Федерации в области лесных отношений в судебном порядке отказано не было.

Ранее спор о границах земельного участка между истцом и городом Севастополем не разрешался.

Согласно выписке из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости на земельный участок с кадастровым номером 91:01:058002:811, граница в соответствии с требованиями действующего земельного законодательства не установлена.

Поскольку в ЕГРН отсутствовали сведения о границах земельного участка с кадастровым номером 91:01:058002:811, они не могли быть учтены при формировании земельного участка с кадастровым номером 91:01:000000:64.

Как разъяснено в пункте 2 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» к искам о правах на недвижимое имущество относятся, в частности, иски об истребовании имущества из чужого незаконного владения, об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, о признании права, об установлении сервитута, об установлении границ земельного участка, об освобождении имущества от ареста.

Таким образом, в спорных правоотношениях усматривается спор о границах земельного участка, в рамках которого разрешается вопрос о правах на земельный участок, и данный спор не может быть разрешен устранением реестровой ошибки.

То обстоятельство, что ДИЗО Севастополя не обращалось в суд с иском об истребовании спорного земельного участка, само по себе не говорит об отсутствии спора о праве, поскольку в связи с отсутствием в ЕГРН сведений о границах земельного участка с кадастровым номером 91:01:058002:811 его пересечение с земельным участком с кадастровым номером 91:01:000000:64 Орлиновского лесничества не могло быть выявлено до обращения истца в Севреестр за утонением границ земельного участка.

В силу пункта 1 части 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.

Право собственности и иные вещные права на недвижимое и движимое имущество определяются по праву страны, где это имущество находится (статья 1205 ГК РФ).

В связи с тем, что спорные правоотношения возникли в период действия на территории города Севастополя законодательства Украины, то к данным правоотношениям применяются нормы права Украины.

Порядок бесплатной приватизации земельных участков гражданами определен частями 6-9 статьи 118 Земельного Кодекса Украины, в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, согласно которым граждане, заинтересованные в получении бесплатно в собственность земельного участка из земель государственной или коммунальной собственности для индивидуального дачного строительства в пределах норм бесплатной приватизации, подают ходатайство в соответствующую районную, Киевскую или Севастопольскую городскую государственную администрацию или сельский, поселковый, городской совет по местонахождению земельного участка. В ходатайстве указывается целевое назначение земельного участка и его ориентировочные размеры. К ходатайству прилагаются графические материалы, на которых указано желаемое место расположения земельного участка. Уполномоченное учреждение рассматривает ходатайство в месячный срок и дает разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка или предоставляет мотивированный отказ в его предоставлении. Проект отвода земельного участка разрабатывается по заказу граждан лицами, имеющими соответствующие разрешения (лицензии) на выполнение этих видов работ, в сроки, которые оговариваются соглашением сторон. Разработанный проект землеустройства по отводу земельного участка подается Комиссии по рассмотрению вопросов, связанных с согласованием документации по землеустройству. Районная, Киевская или Севастопольская городская государственная администрация или сельский, поселковый, городской совет в двухнедельный срок со дня получения согласованного проекта землеустройства по отводу земельного участка принимает решение об утверждении проекта землеустройства по отводу земельного участка и предоставления его в собственность.

Согласно статье 19 Земельного кодекса Украины земли Украины по основному целевому назначению подразделяются на соответствующие категории, включающие, в том числе, земли лесного фонда.

В соответствии с частями 1, 2, 4 статьи 20 Земельного кодекса Украины отнесение земель к той или иной категории осуществляется на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с их полномочиями. Изменение целевого назначения земель осуществляется органами исполнительной власти или органами местного самоуправления, принимающих решения о передаче этих земель в собственность или предоставление в пользование, изъятие (выкуп) земель и утверждают проекты землеустройства или принимают решение о создании объектов природоохранного и историко-культурного назначения. Изменение целевого назначения земель, занятых лесами, производится с учетом заключений органов исполнительной власти по вопросам охраны окружающей природной среды и лесного хозяйства.

Нарушение порядка установления и изменения целевого назначения земель является основанием для признания недействительными решений органов государственной власти и органов местного самоуправления о предоставлении (передаче) земельных участков гражданам и юридическим лицам; признание недействительными сделок относительно земельных участков; отказа в государственной регистрации земельных участков или признания регистрации недействительной; привлечения к ответственности в соответствии с законом граждан и юридических лиц, виновных в нарушении порядка установления и изменения целевого назначения земель (статья 21 Земельного кодекса Украины).

В силу положений части 1 статьи 55 Земельного кодекса Украины к землям лесохозяйственного назначения относятся земли, покрытые лесной растительностью, а также не покрытые лесной растительностью, нелесные земли, которые предоставлены и используются для потребностей лесного хозяйства.

Частью 2 статьи 57 Земельного кодекса Украины установлено, что порядок использования земель лесохозяйственного назначения определяется законом.

В соответствии со статьями 56, 57 Земельного кодекса Украины земли лесного фонда могут находиться в государственной, коммунальной и частной собственности.

Гражданам и юридическим лицам по решению органов местного самоуправления и органов исполнительной власти могут бесплатно или за плату передаваться в собственность замкнутые земельные участки лесного фонда общей площадью до 5 гектаров в составе угодий крестьянских, фермерских и других хозяйств. Граждане и юридические лица в установленном порядке могут приобретать в собственность земельные участки деградированных и малопродуктивных угодий для облесения.

Исходя из положений статьи 63 Лесного кодекса Украины, основной чертой земель лесного фонда является назначение этих земель именно для ведения лесного хозяйства, осуществления комплекса мероприятий по охране, защите, рациональному использованию и расширенного воспроизводства лесов.

В соответствии с пунктом «б» части 1 статьи 164 Земельного кодекса Украины использованию лесохозяйственных земель по их целевому назначению законодательство отдает приоритет, составной частью охраны земель является защита лесных земель и кустарников от необоснованного их изъятия для других нужд.

Учитывая изложенное, одной из основных особенностей правового режима земель лесного фонда является неразрывная связь их использования с лесопользованием.

В силу положений статьи 7 Лесного кодекса Украины леса, которые находятся в пределах территории Украины, являются объектами права собственности украинского народа.

В соответствии со статьей 8 Лесного кодекса Украины в государственной собственности находятся все леса Украины, кроме лесов, находящихся в коммунальной или частной собственности. Право государственной собственности на леса приобретается и реализуется государством в лице Кабинета Министров Украины, Совета М. А. Республики Крым, местных государственных администраций в соответствии с законом.

Согласно положениям статьи 84 Земельного кодекса Украины в государственной собственности находятся все земли Украины, кроме земель коммунальной и частной собственности. К землям государственной собственности, которые не могут передаваться в частную собственность, относятся, в частности, земли лесного фонда, кроме случаев, определенных этим Кодексом.

На основании изложенного, земли, покрытые лесной растительностью, а также не покрытые лесной растительностью, нелесные земли, которые предоставлены и используются для нужд лесного хозяйства, относятся к землям лесного фонда, на которые распространяется особый режим по использованию, предоставления в пользование и передачи в собственность, который определяется нормами Конституции Украины, Земельного кодекса Украины, другими законами и нормативно-правовыми актами.

В соответствии с Распоряжением Кабинета Министров Украины от ДД.ММ.ГГГГ -р с целью недопущения фактов нарушения интересов государства и общества во время отчуждения и изменения целевого назначения земельных лесных участков Министерству экологии и природных ресурсов, Министерству аграрной политики и продовольствия, Министерству обороны, Государственному агентству лесных ресурсов и Государственному агентству земельных ресурсов, до момента законодательного урегулирования вопросов предотвращения злоупотреблений в этой сфере остановить принятие решений о предоставлении согласия на исключение участков, их передачу, в собственность и аренду с изменением целевого назначения.

В силу положений абзаца 3 распоряжения Кабинета Министров Украины от ДД.ММ.ГГГГ -р отзывается ранее предоставленное согласие на изъятие участков, их передачу в собственность и аренду с изменением целевого назначения в случае, если местными органами исполнительной власти или органами местного самоуправления не приняты соответствующие решения или, когда по результатам проверки установлено, что такие решения приняты с нарушением требований законодательства.

Согласно ст. 27 Лесного кодекса Украины Кабинет министров Украины обеспечивает реализацию государственной политики в сфере лесных отношений, передает в собственность, предоставляет в постоянное пользование для не лесохозяйственных нужд земельные лесные участки площадью более 1 гектара, находящиеся в государственной собственности. То есть фактически Кабинет министров Украины выступает от лица собственника в отношении лесных участков площадью более 1 гектара.

Аналогичные положения закреплены и в статье 20 Земельного кодекса Украины.

Так, частью 2 статьи 20 Земельного кодекса Украины предусмотрено, что изменение целевого назначения земель проводится органами исполнительной власти или органами местного управления, которые принимают решение о передаче этих земель в собственность или предоставление, изъятии (выкупе) земель и утверждают проекты землеустройства или принимают решения о создании объектов природоохранного и историко-культурного назначения.

Частью 3 статьи 57 Лесного кодекса Украины и частью 4 статьи 20 Земельного кодекса Украины установлено, что изменение целевого назначения земельных лесных участков осуществляется по согласованию и с учетом заключений органов исполнительной власти по вопросам лесного хозяйства и охраны окружающей природной среды.

Согласно части 5 статьи 116, части 1 статьи 149 Земельного кодекса Украины предоставление гражданам земельных участков, находящихся в собственности или в пользовании, производится лишь после изъятия их в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

Ответчик в обоснование своей позиции указывает, что в нарушение вышеприведенных норм без предусмотренных на то оснований было изменено целевое назначение земельного участка, тогда как уполномоченный орган разрешение на его изъятие для нелесохозяйствтенных нужд не давал.

ОК «ДСК «Горный-2» не являлся государственным и коммунальным предприятием, учреждением или организацией, в которой созданы специализированные подразделения для ведения лесного хозяйства, следовательно, земельный участок общей площадью 17 га не мог быть ему передан в рамках ст. 57 ЗКУ, ст. 17 ЛК Украины на основании решения распоряжения Севастопольской городской государственной администрации от ДД.ММ.ГГГГ -р.

Сведения о том, что земельный участок общей площадью 17 га, предоставленный на основании вышеуказанного распоряжения Севастопольской городской государственной администрации ОК «ДСК «Горный-2», являлся замкнутым земельным участком лесного фонда в составе угодий крестьянских, фермерских и других хозяйств, или входил в состав деградированных и малопродуктивных угодий, отсутствуют, следовательно, оснований для передачи его в пользование ОК «ДСК «Горный-2» в порядке статьи 57 ЗКУ не имелось.

Земельный участок площадью 17 га мог быть передан в пользование с изменением целевого назначения только на основании распоряжения Кабинета Министров Украины, однако такого распоряжения не издавалось. Доказательств обратному не представлено.

Таким образом, при издании распоряжения СГГА были нарушены нормы Лесного, Земельного кодексов Украины.

В соответствии с пунктом 5 Переходных Положений Лесного кодекса Украины до получения в установленном порядке государственными лесохозяйственными предприятиями государственных актов на право постоянного пользования земельными лесными участками, документами, подтверждающими это право на ранее предоставленные земли, являются планово–картографические материалы лесоустройства.

ДД.ММ.ГГГГ Правительством Севастополя издано Распоряжение -РП «О проведении кадастровых работ по установлению границ земель, на которых расположены леса в городе Севастополе».

Распоряжением Правительства Севастополя -РП от ДД.ММ.ГГГГ в распоряжение -РП внесены изменения, изменено его название, в новой редакции распоряжение поименовано «О проведении кадастровых работ по установлению границ земель, на которых расположены леса в городе Севастополе», пункт 1 распоряжения изложен в редакции: «Произвести кадастровые работы по установлению границ земель, на которых расположены леса города Севастополя, закрепленные за Государственным казенным учреждением Севастополя «Севастопольское лесничество». Кадастровые работы производить на основании материалов лесоустройства Государственного предприятия «Севастопольское опытное лесоохотничье хозяйство» 2001 года».

Земельный участок с кадастровым номером: 91:01:000000:64, с видом разрешенного использования «отдых (рекреация)» 5.0, «использование лесов» 10.0, поставлен на кадастровый учёт на основании материалов лесоустройства 2001 года, которые до регистрации права государственной собственности являлись документами, подтверждающими право постоянного пользования земельными лесными участками государственными лесохозяйственными предприятиями.

С ДД.ММ.ГГГГ исправление ошибок, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, урегулировано статьей 61 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ, согласно положениям которой, воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости (часть 3).

Таким образом, по смыслу закона, реестровая ошибка подлежит исправлению (а не признанию), в случае наличия в межевом плане, подготовленном лицом, выполнившим кадастровые работы, такой ошибки.

Учитывая приведенные выше законоположения, суд вправе сделать выводы о допущенной ошибке только в том случае, если вносимые изменения не повлекут нарушений прав и законных интересов других лиц и при отсутствии спора о праве на недвижимое имущество.

Аналогичные разъяснения содержатся и в п. 56 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав".

В тоже время, исследовав представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу, что требования истца фактически направлены не на исправление реестровой ошибки, наличием которой были обоснованы заявленные требования, а на исключение из земельного участка 91:01:000000:64 обособленного земельного участка с кадастровым номером 91:01:058002:811, что в свою очередь, повлечет уменьшение размера земельного участка 91:01:000000:64, собственником которого является субъект Российской Федерации, город федерального значения Севастополь

При этом, в чем именно выражается реестровая ошибка, в понимании статьи 61 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ, истцом не доказано.

В соответствии с частью 1 статьи 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов, самостоятельно определив способы их судебной защиты соответствующие статье 12 ГК РФ.

При указанных обстоятельствах, учитывая, что в рассматриваемом деле фактически имеет место спор о праве на земельный участок, правовых оснований для исправления реестровой ошибки, устранении пресечения границ по указанным истцом основаниям не имеется.

Учитывая изложенное, исковое заявление подлежит оставлению без удовлетворения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении исковых требований Свирикова А. А. к Департаменту по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя, Департаменту природных ресурсов и экологии г. Севастополя об исправлении реестровой ошибки, устранении пресечения участков отказать.

Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд путем подачи апелляционной жалобы через Балаклавский районный суд города Севастополя в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья                     В.В.Просолов

2-102/2022 (2-1583/2021;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Балаклавского района г. Севастополя
Свириков Андрей Анатольевич
Ответчики
Департамент природных ресурсов и экологии г. Севастополя
Департамент по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя
Другие
Управление государственной регистрации права и кадастра города Севастополя
Федеральное агентство лесного хозяйства
Сердюк Юлия Александровна
Правительство города Севастополя
Суд
Балаклавский районный суд Севастополя
Судья
Просолов Виктор Викторович
Дело на странице суда
balaklavskiy.sev.sudrf.ru
12.08.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.08.2021Передача материалов судье
17.08.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.08.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.08.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.10.2021Судебное заседание
22.11.2021Судебное заседание
11.01.2022Судебное заседание
10.02.2022Судебное заседание
17.02.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.02.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее