Дело № 33а-3638/2019 Председательствующий в первой
Категория 020а инстанции Блейз И.Г.
дело № 2а-1794/2019
докладчик в апелляционной
инстанции Дудкина Т.Н.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
08 октября 2019 года г. Севастополь
Судебная коллегия по административным делам Севастопольского городского суда в составе:
Председательствующего: Дудкиной Т.Н.,
судей: Артамоновой Т.А., Кондрак Н.И.
при помощнике судьи: Гоголевой И.А.
секретаре: Дубровой А.В.
при участии:
представителя административного истца - прокурора ФИО1,
представителя административного ответчика ФИО2,
представителя заинтересованного лица ФИО3
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Ленинского района г. Севастополя в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Департаменту капитального строительства г. Севастополя, заинтересованное лицо - Правительство Севастополя о признании бездействия незаконным, обязании совершить определенные действия, по апелляционным жалобам Департамента капитального строительства г. Севастополя, Правительства Севастополя на решение Гагаринского районного суда города Севастополя от 30 апреля 2019 года.
Заслушав доклад судьи Дудкиной Т.Н., выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, исследовав материалы дела, обсудив доводы жалоб, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Ленинского района г. Севастополя обратился с иском к Департаменту капитального строительства г. Севастополя о признании незаконными бездействия по нерасселению лиц из аварийного жилья. Требования мотивированы тем, что Постановлением Правительства Севастополя от 27.10.2016 № 1010-ПП утверждена государственная программа города Севастополя «Жилище» на 2017 – 2022 годы». Задачами программы является ликвидация аварийного жилищного фонда города Севастополя, финансовое и организационное обеспечение переселения граждан из помещений, непригодных для проживания, и аварийных многоквартирных жилых домов. На реализацию финансирования Подпрограммы 4 предусмотрено 723607436,44 рубля, в том числе: средства государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства - 413148260,28 рубля. Срок реализации Подпрограммы 4 – 2018 год. Распоряжением Правительства Севастополя от 20.10.2016 №-РП многоквартирный дом <адрес>, многоквартирный дом <адрес>, распоряжением Правительства г. Севастополя от 08 декабря 2016 года №-РП многоквартирный дом <адрес>, многоквартирный дом <адрес>, распоряжением Правительства г. Севастополя от 06 октября 2016 года №-РП многоквартирные дома <адрес>, многоквартирный дом <адрес>, многоквартирный дом <адрес> признаны аварийными и подлежащими сносу. Указанные выше дома подлежат расселению до 31 декабря 2018 года. Поскольку дома расселены не были, прокурор обратился с настоящим иском.
Определением от 30 апреля 2019 года производство по делам №2а-1795/2019, №2а-1796/2019, №2а-1797/2019, №2а-1798/2019, №2а-1800/2019, №2а-1799/2019, №2а-1794/2019, №2а-1792/2019 объединены в одно производство.
Решением Гагаринского районного суда города Севастополя от 30 апреля 2019 года административные исковые требования прокурора Ленинского района г. Севастополя удовлетворены.
Признано незаконным бездействие Департамента капитального строительства г. Севастополя, выразившееся в неисполнении подпрограммы 4 государственной программы г. Севастополя «Жилище» на 2017-2022 год, утвержденной постановлением Правительства Севастополя от 27 октября 2016 года №1010-ПП в части длительного нерасселения жильцов квартир №,№,№,№,№,№,№,№ многоквартирного дома <адрес>, квартир №,№ многоквартирного дома <адрес>, квартиры № многоквартирного дома <адрес>, квартир №,№,№,№,№,№ многоквартирного дома <адрес>, квартир №,№,№,№,№,№,№,№ дома <адрес>, квартир №,№,№,№,№,№,№ дома <адрес>, квартир №,№,№, №,№,№,№,№,№ многоквартирного дома <адрес>, квартир №, №,№,№,№,№,№,№,№ <адрес>.
Обязано Департамент капитального строительства г. Севастополя осуществить в установленном законом порядке расселение граждан - жильцов квартир №,№,№,№,№ в многоквартирном доме <адрес>, квартир №,№,№,№,№ <адрес>, квартир №,№ <адрес>, квартир №,№,№,№,№ <адрес>, квартир №,№, №,№,№,№,№,№ <адрес>, квартир №, №,№,№,№,№,№,№ <адрес> в соответствии с положениями частей 1 и 8 ст. 32 ЖК РФ, а также жильцов квартир №,№,№ многоквартирного дома <адрес>, квартир №,№ многоквартирного дома <адрес>, квартиры № <адрес>, квартиры № дома <адрес>, квартир №,№,№,№,№,№ <адрес>, квартир №,№ дома <адрес>, квартиры № <адрес>, квартиры № многоквартирного дома <адрес> в соответствии с положениями ст.ст. 86,87 ЖК РФ в течение трех месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.
На данное решение административным ответчиком, заинтересованным лицом поданы апелляционные жалобы, в которых ставится вопрос об отмене состоявшегося решения, принятие нового об отказе в удовлетворении иска.
Апелляционные жалобы мотивированы нарушением судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
Апелляционная жалоба Правительства Севастополя мотивирована неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для административного дела, несоответствием выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; при недоказанности установленных судом обстоятельств, имеющих значение для дела.
Постановлением Правительства Севастополя от 15.04.2019 г. № 242-ПП внесены определенные изменения в постановление Правительства Севастополя
от 27.10.2016 № 1010-ПП «Об утверждении государственной программы города Севастополя «Жилище» продлены сроки программы.
Департаментом капитального строительства г. Севастополя заключен ряд соглашений с гражданами –собственниками и нанимателями жилых помещений, чье жилье признано аварийным. В подтверждение вышеуказанного административным ответчиком представлены в материалы дела соответствующие копии соглашений.
Апеллянт считает, что в материалах дела, отсутствуют доказательства бездействия Департамента. Мероприятия по расселению проводятся в соответствии с имеющимися возможностями.
В судебном заседании представители административного ответчика, заинтересованного лица апелляционные жалобы поддержали, просили удовлетворить по основаниям, изложенным в них.
Прокурор в удовлетворении апелляционных жалоб возражал, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения.
Заслушав судью-докладчика, выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, проверив доводы апелляционных жалоб, изучив материалы дела, судебная коллегия находит апелляционные жалобы не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Удовлетворяя административное исковое заявление, суд первой инстанции исходил из обоснованности, доказанности заявленных требований.
Коллегия судей соглашается с решением суда первой инстанции и, проверяя его на соответствие требованиям статьи 176 КАС РФ, указывает следующее.
В силу части 2 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 13 Закона города Севастополя от 15.05.2015 № 137-ЗС «О жилищной политике города Севастополя» в городе федерального значения Севастополе полномочия органов местного самоуправления в области жилищных отношений осуществляются органами государственной власти субъекта.
Постановлением Правительства Севастополя от 27.10.2016 № 1010-ПП утверждена государственная программа города Севастополя «Жилище» на 2017 – 2022 годы».
Задачами Программы является ликвидация аварийного жилищного фонда города Севастополя, финансовое и организационное обеспечение переселения граждан из помещений, непригодных для проживания, и аварийных многоквартирных жилых домов.
Ответственным исполнителем Программы является Департамент капитального строительства города Севастополя.
Ликвидации аварийного жилищного фонда города Севастополя, создающего угрозу жизни и здоровью граждан, проживающих в таком фонде, осуществляется путем реализация Подпрограммы 4 «Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории города Севастополя на 2018 год» (далее – Подпрограмма 4).
Целью Подпрограммы 4 является финансовое и организационное обеспечение переселения граждан из многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу, путем предоставления жилых помещений, приобретенных у застройщиков, и выплаты выкупной цены лицам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд.
Задачами Подпрограммы 4 является приобретение жилых помещений у застройщиков и (или) лиц, не являющихся застройщиками, и (или) выплата выкупной цены лицам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд; ликвидация освободившегося аварийного жилищного фонда; создание комфортных и безопасных условий для проживания граждан.
На реализацию финансирования Подпрограммы 4 предусмотрено 723607436,44 рубля, в том числе: средства государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства - 413148260,28 рубля.
Срок реализации Подпрограммы 4 на момент обращения прокурора с исками – 2018 год.
Механизм реализации мероприятий по выполнению переселения граждан, занимающих жилые помещения на условиях социального найма и лиц, являющихся собственниками жилых помещений, установлен в разделе VII паспорта Подпрограммы 4.
Установлено, что граждане, занимающие жилые помещения на условиях социального найма, выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма. В отношении собственников жилых помещений, непригодных для проживания и (или) расположенных в аварийных многоквартирных жилых домах, жилые помещения изымаются для государственных нужд на условиях и в порядке, определенных статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст. 27 Закона города Севастополя от 15.05.2015 № 137-ЗС «О жилищной политике города Севастополя» путем предоставления денежной компенсации, размер которой определяется исходя из рыночной стоимости изымаемого имущества либо путем предоставления с согласия собственника иного жилого помещения, равного по площади изымаемому, но не менее нормы предоставления, установленной для одиноко проживающего гражданина.
Распоряжением Правительства Севастополя от 20.10.2016 №-РП многоквартирный дом <адрес>, многоквартирный дом <адрес>, распоряжением Правительства г. Севастополя от 08 декабря 2016 года №-РП многоквартирный дом <адрес>, многоквартирный дом <адрес>, распоряжением Правительства г. Севастополя от 06 октября 2016 года №-РП многоквартирные дома <адрес>, многоквартирный дом <адрес>, многоквартирный дом <адрес> признаны аварийными и подлежащими сносу.
В соответствии с приложением № 1 к Подпрограмме 4 на дату подачи иска прокурором дома подлежали расселению до 31.12.2018.
Жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 ЖК Российской Федерации.
Согласно части 10 данной статьи признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Выкуп части жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника.
По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение (часть 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).
При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Предоставление собственнику непригодного для проживания жилого помещения другого жилого помещения на праве собственности возможно исключительно при наличии достигнутого об этом соглашения с органом государственной власти или местного самоуправления, принявшим решение о сносе дома (раздел II Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного 29.04.2014 Президиумом Верховного Суда Российской Федерации).
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», в силу части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией, создаваемой, исходя из принадлежности жилого дома, федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств.
В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае согласно части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации применяются нормы частей 1 - 3, 5 - 9 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации. При этом положения части 4 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации о предварительном уведомлении собственника об изъятии принадлежащего ему жилого помещения применению не подлежат.
Судом первой инстанции установлено и не опровергнуто при апелляционном рассмотрении дела, в установленный срок Департамент необходимых мер по переселению граждан, проживающих в указанных в иске помещениях аварийных домов, не принял.
Изложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что орган государственной власти субъект на протяжении длительного времени не осуществил необходимых действий по переселению всех жильцов из аварийных домов, что повлекло нарушение жилищных прав граждан-собственников жилых помещений и членов их семей.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции касаемо отклонения доводов представителей ответчика и заинтересованного лица о том, что постановлением Правительства Севастополя от 15 апреля 2019 года №242-ПП «О внесении изменений в постановление Правительства Севастополя от 27 июня 2016 года №1010-ПП «Об утверждении государственной программы города Севастополя «Жилище» продлены сроки программы. Продление сроков влечет нарушение жилищных прав граждан-собственников жилых помещений и членов их семей, в том числе несовершеннолетних и малолетних детей, нанимателей и членов их семей, создает угрозу их жизни и здоровью.
Иные доводы апелляционных жалоб правильность выводов суда первой инстанции не опровергают, были предметом исследования суда первой инстанции, основаны на ошибочном толковании закона и не влекут отмену решения, принятого с соблюдением норм материального и процессуального права.
Руководствуясь статьями 308, 309 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия, -
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Гагаринского районного суда города Севастополя от 30 апреля 2019 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Департамента капитального строительства г. Севастополя, Правительства Севастополя – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: