Решение по делу № 2-2096/2023 от 25.04.2023

                     

РЕШЕНИЕ

ИФИО1

       03 ноября 2023 года                           <адрес>

Центральный районный суд <адрес> Республики Крым в составе председательствующего судьи Максимовой В.В., при секретаре ФИО2,

с участием помощника прокурора <адрес> прокурора ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Керченской межрайонной природоохранной прокуратуры в интересах неопределенного круга лиц к Министерству жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым об обязании совершить определенные действия, третьи лица: Министерство экологии и природных ресурсов Республики Крым, Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым, ГУП РК «Крымэкоресурсы»,

У С Т А Н О В И Л:

Керченская межрайонная природоохранная прокуратура обратилась в суд с иском к Министерству жилищно – коммунального хозяйства Республики Крым, в котором просила возложить на Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым обязанность по ликвидации следующих несанкционированных свалок отходов, расположенных за границами населенного пункта <адрес> Республики Крым:

- площадью 13 кв.м., состоящей из стеклянной тары и твердых коммунальных отходов, расположенной вдоль хребта Змеиный, вблизи грунтовой дороги за границами населенных пунктов между Войковским и Октябрьским сельскими поселениями <адрес> Республики Крым (географические координаты 45.385326, 36.415479);

- площадью 6 кв.м., расположенную вдоль хребта Змеиный, вблизи грунтовой дороги за границами населенных пунктов между Войковским и Октябрьским сельскими поселениями <адрес> Республики Крым, западнее земельного участка с кадастровым номером (географические координаты 45.384878, 36.414889);

- площадью 27 кв. м., расположенную на борту заброшенного карьера по добыче пильных известняков, вдоль хребта Змеиный (географические координаты 45.3833047, 36.4083799), состоящую из строительных отходов, отходов грунтов;

- площадью 1012 кв.м. (географические координаты 45.380428, 36.389751) расположенную на возвышенности возле горы Крайняя хребта Змеиный за границами населенных пунктов между Войковским и Октябрьским сельскими поселениями <адрес> Республики Крым;

- площадью 12 кв.м., расположенную в 1 км. северо-западнее горы Палопанская хребта Змеиный за границами населенных пунктов между Войковским и Октябрьским сельскими поселениями <адрес> Республики Крым (географические координаты 45.378854, 36.386594);

- площадью 6 кв.м., расположенную в 320 м. северо-восточнее горы Крайняя хребта Змеиный за границами населенных пунктов между Войковским и Октябрьским сельскими поселениями <адрес> Республики Крым (географические координаты 45.378812, 36.392070);

- площадью 15 кв.м., расположенную в 460 м. северо-западнее горы Круглая хребта Змеиный, между Войковским и Октябрьским сельскими поселениями <адрес> Республики Крым (географические координаты 45.385178, 36.415685).

    В обоснование требований в указано, что Керченской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований федерального законодательства в сфере охраны окружающей среды и природопользования, законодательства в области обращения с отходами производства и потребления, в части ликвидации несанкционированных свалок, расположенных за границами населенных пунктов <адрес> Республики Крым. По результатам проверки выявлены факты несанкционированного размещения отходов производства на вышеуказанных земельных участках.

    Ответчик, уведомленный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание представителя не направил.

    Третьи лица, уведомленные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание представителей не направили.

    Выслушав мнение прокурора, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

В судебном заседании прокурор исковые требования поддержала по изложенным в иске основаниям.

Выслушав участника процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст.45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии со ст.42 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В соответствии со ст.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно ст.51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ – ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которые должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Запрещаются, в том числе, сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

В силу п.п.6,7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.

Согласно требований ст.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ – ФЗ «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов, в том числе, соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности.

Распоряжением Главы Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ -рг утвержден Порядок взаимодействия исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Крым по вопросу выявления и ликвидации несанкционированных свалок отходов на территории Республики Крым (далее - Порядок).

Согласно распоряжения Главы Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ -рг «Об утверждении Порядка взаимодействия исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Крым по вопросу выявления и ликвидации несанкционированных свалок отходов на территории Республики Крым» ответственными за ликвидацию несанкционированных свалок отходов на земельных участках, расположенных за границами населенных пунктов, а также на находящихся в собственности Республики Крым земельных участках, расположенных в границах населенных пунктов, является Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым.

Согласно п. 3 Порядка, выявление несанкционированных свалок отходов осуществляется следующими органами: Министерством экологии и природных ресурсов Республики Крым; органами местного самоуправления муниципальных образований в <адрес>.

В силу п.п. 6.3 п. 6 Порядка, ликвидация несанкционированных свалок отходов осуществляется в случае неустановления в течение 5 дней с момента выявления несанкционированного складирования отходов лиц, совершивших правонарушение, лиц в собственности или пользовании которых находятся земельные участки, а также в случае, если данные лица являются нерезидентами Российской Федерации, Министерством жилищно – коммунального хозяйства Республики Крым на земельных участках расположенных за границами населенных пунктов, а также на находящихся в собственности Республики Крым земельных участках, расположенных в границах населенных пунктов.

Согласно п. 7 Порядка, для организации работы по ликвидации несанкционированных свалок Министерство экологии и природных ресурсов Республики Крым формирует комплект документов, который включает в себя: информацию о несанкционированной свалке отходов, в том числе ее площадь, координаты, картографический материал; контактные данные должностного лица Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым, осуществляющего административное расследование по установлению лиц виновных в образовании несанкционированной свалки отходов; копии ответов, полученных от Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым, Министерства внутренних дел по <адрес>, органов местного самоуправления.

Согласно пп. 8.2 п. 8 Порядка, Министерством экологии и природных ресурсов Республики Крым комплект документов, указанных в п. 7 настоящего Порядка, в срок не позднее 6 рабочих дней с момента выявления несанкционированной свалки отходов направляется в случае выявления несанкционированного складирования отходов на земельных участках, расположенных за границами населенных пунктов, а также на находящихся в собственности Республики Крым земельных участках, расположенных в границах населенных пунктов, в Министерство жилищно – коммунального хозяйства Республики Крым для организации работы по ликвидации несанкционированных свалок.

Согласно постановлению Совета Министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения о министерстве экологии и природных ресурсов Республики Крым» в целях выполнения поставленных задач Министерство в установленном законодательством порядке в области обращения с отходами: участвует в разработке законов и нормативных правовых актов Республики Крым в области обращения с отходами производства и потребления, а также осуществляет контроль за их исполнением; участвует в проведении мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, возникших при обращении с отходами; участвует в проведении государственной политики в области обращения с отходами на территории Республики Крым; участвует в разработке и реализации региональных программ в области обращения с отходами, участвует в разработке и выполнении федеральных программ в области обращения с отходами; участвует в организации и обеспечении населения информацией в области обращения с отходами; участвует в разработке перечня разрешенных для приема от физических лиц лома и отходов цветных металлов; ведет региональный кадастр отходов, включающий в себя данные, представляемые органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по обращению с отходами; устанавливает нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, порядок их разработки и утверждения применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), в процессе которой образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору; осуществляет прием отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов, представляемой в уведомительном порядке субъектами малого и среднего предпринимательства, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, и устанавливает порядок ее представления и контроля; утверждает методические указания по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности индивидуальных предпринимателей, юридических лиц (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), в процессе которой образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору; осуществляет государственный надзор в области обращения с отходами на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих региональному государственному экологическому надзору. Осуществляет следующие переданные полномочия Российской Федерации в области обращения с отходами: организовывает прием и рассмотрение отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов, представляемой в уведомительном порядке субъектами малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы; утверждает нормативы образования отходов и лимитов на их размещение; осуществляет сбор информации для ведения государственного кадастра отходов и государственного учета в области обращения с отходами; проводит работы по паспортизации отходов I - IV классов опасности; осуществляет государственный надзор в области обращения с отходами (п.3.6).

В судебном заседании установлено, что в соответствии с актом рейдового обследования от ДД.ММ.ГГГГ, специалистами Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым установлены факты несанкционированного складирования строительных отходов, твердых коммунальных отходов в виде 7 фрагментов общей площадью 1091 кв.м., на земельных участках: площадью 13 кв.м., состоящей из стеклянной тары и твердых коммунальных отходов, расположенной вдоль хребта Змеиный, вблизи грунтовой дороги за границами населенных пунктов между Войковским и Октябрьским сельскими поселениями <адрес> Республики Крым (географические координаты 45.385326, 36.415479); площадью 6 кв.м., расположенную вдоль хребта Змеиный, вблизи грунтовой дороги за границами населенных пунктов между Войковским и Октябрьским сельскими поселениями <адрес> Республики Крым, западнее земельного участка с кадастровым номером (географические координаты 45.384878, 36.414889); площадью 27 кв. м., расположенную на борту заброшенного карьера по добыче пильных известняков, вдоль хребта Змеиный (географические координаты 45.3833047, 36.4083799), состоящую из строительных отходов, отходов грунтов; площадью 1012 кв.м. (географические координаты 45.380428, 36.389751) расположенную на возвышенности возле горы Крайняя хребта Змеиный за границами населенных пунктов между Войковским и Октябрьским сельскими поселениями <адрес> Республики Крым; площадью 12 кв.м., расположенную в 1 км. северо-западнее горы Палопанская хребта Змеиный за границами населенных пунктов между Войковским и Октябрьским сельскими поселениями <адрес> Республики Крым (географические координаты 45.378854, 36.386594); площадью 6 кв.м., расположенную в 320 м. северо-восточнее горы Крайняя хребта Змеиный за границами населенных пунктов между Войковским и Октябрьским сельскими поселениями <адрес> Республики Крым (географические координаты 45.378812, 36.392070); площадью 15 кв.м., расположенную в 460 м. северо-западнее горы Круглая хребта Змеиный, между Войковским и Октябрьским сельскими поселениями <адрес> Республики Крым (географические координаты 45.385178, 36.415685).

Согласно информации Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым, сведения о земельных участках, на которых установлены факты несанкционированного складирования отходов, в ЕГРН не внесены.

Наличие свалок на данных земельных участках ответчиком не оспаривается.

Указанные несанкционированные свалки отходов до настоящего времени не ликвидированы.

Учитывая установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что исковые требования обоснованы и подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Керченской межрайонной природоохранной прокуратуры в интересах неопределенного круга лиц к Министерству жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым об обязании совершить определенные действия, третьи лица: Министерство экологии и природных ресурсов Республики Крым, Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым, ГУП РК «Крымэкоресурсы», удовлетворить.

Возложить на Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым обязанность по ликвидации несанкционированного размещения отходов на следующих земельных участках:

- площадью 13 кв.м., состоящей из стеклянной тары и твердых коммунальных отходов, расположенной вдоль хребта Змеиный, вблизи грунтовой дороги за границами населенных пунктов между Войковским и Октябрьским сельскими поселениями <адрес> Республики Крым (географические координаты 45.385326, 36.415479);

- площадью 6 кв.м., расположенную вдоль хребта Змеиный, вблизи грунтовой дороги за границами населенных пунктов между Войковским и Октябрьским сельскими поселениями <адрес> Республики Крым, западнее земельного участка с кадастровым номером (географические координаты 45.384878, 36.414889);

- площадью 27 кв. м., расположенную на борту заброшенного карьера по добыче пильных известняков, вдоль хребта Змеиный (географические координаты 45.3833047, 36.4083799), состоящую из строительных отходов, отходов грунтов;

- площадью 1012 кв.м. (географические координаты 45.380428, 36.389751) расположенную на возвышенности возле горы Крайняя хребта Змеиный за границами населенных пунктов между Войковским и Октябрьским сельскими поселениями <адрес> Республики Крым;

- площадью 12 кв.м., расположенную в 1 км. северо-западнее горы Палопанская хребта Змеиный за границами населенных пунктов между Войковским и Октябрьским сельскими поселениями <адрес> Республики Крым (географические координаты 45.378854, 36.386594);

- площадью 6 кв.м., расположенную в 320 м. северо-восточнее горы Крайняя хребта Змеиный за границами населенных пунктов между Войковским и Октябрьским сельскими поселениями <адрес> Республики Крым (географические координаты 45.378812, 36.392070);

- площадью 15 кв.м., расположенную в 460 м. северо-западнее горы Круглая хребта Змеиный, между Войковским и Октябрьским сельскими поселениями <адрес> Республики Крым (географические координаты 45.385178, 36.415685).

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Крым через Центральный районный суд <адрес> Республики Крым в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Судья                                                                     В.В. Максимова

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

2-2096/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Керченский природоохранный прокурор
Ответчики
Министерство Жилищно-комунального хозяйства РК
ГУП РК "Крымэнергоресурсы"
Министерство имущественных и земельных отношений РК
Министерство экологии и природных ресурсов РК
Суд
Центральный районный суд г. Симферополь
Судья
Максимова Виктория Варсоновна
Дело на странице суда
centr-simph.krm.sudrf.ru
25.04.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.04.2023Передача материалов судье
28.04.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
28.04.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.04.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
03.07.2023Предварительное судебное заседание
05.07.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
04.10.2023Предварительное судебное заседание
03.11.2023Судебное заседание
10.11.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.11.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее