Решение по делу № 33а-5689/2018 от 06.03.2018

Дело № 33а-5689/2018

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

21 марта 2018 г.                              г. Уфа

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе

председательствующего судьи Сафина Ф.Ф.,                 

судей     Субхангулова А.Н. и Якуповой Н.Н.,

при секретаре Хасанове Р.М.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Закировой Г.А. на решение Караидельского межрайонного суда Республики Башкортостан от 12 февраля 2018 года, которым постановлено:

в удовлетворении административного искового заявления Закировой Г.А. к администрации муниципального района Караидельский район Республики Башкортостан о признании незаконным постановления №1543 от 28 декабря 2017 г. об отказе в постановке на учет на льготную очередь по получению жилья по программе дополнительных гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отказать.

Заслушав доклад судьи Субхангулова А.Н., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Закирова Г.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации муниципального района Караидельский район Республики Башкортостан о признании незаконным постановления №1543 от 28 декабря 2017 г. об отказе в постановке на учет на льготную очередь на получение жилья по программе дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В обоснование требований указала, что в 2017 году она обратилась к ответчику с заявлением о постановке на льготную очередь на получение жилья по программе дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот, оставшихся без попечения родителей. О том, что истец была ребенком, оставшимся без попечения родителей, подтверждается копиями свидетельств о смерти родителей. Недвижимого имущества, находящегося на праве собственности, она не имеет. Однако ответчиком в постановке на учет на льготную очередь на получение жилья ей было отказано по причине достижения истцом двадцати трех лет. Полагает данный отказ незаконным.

Судом постановлено вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе Закирова Г.А. просит решение отменить и принять новое решение. В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что она, будучи несовершеннолетней, оставшись без попечения родителей, никакого жилья в собственности не имела. Жилье, находящееся по адресу: адрес, которое ранее принадлежала ее родителям, не могло быть пригодным для проживания в виду ветхости. Представленные ответчиком доказательства в виде акта проверки сохранности жилья от 03 ноября 2010 года о пригодности этого жилья для проживания, справка Байкибашевской сельской администрации от 2002 года о наличии закрепленного за ней жилья и другие документы сфабрикованы ответчиком задним числом по надуманным основаниям. Фактически никаких доказательств о пригодности указанного жилья для проживания, в том числе заключение технической экспертизы о его пригодности, ответчиком в суде первой инстанции не были приведены. Отсутствие лица на учете нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма до 01 января 2013 года не лишает его права на обеспечение жилым помещением специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с новым порядком, введенным с 1 января 2013 года.

Судебная коллегия на основании ч. 7 ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие других лиц, участвующих в деле, не явившихся в заседание суда второй инстанции, извещенных о времени и месте судебного заседания, не сообщивших о причинах своей неявки, и не представивших доказательства уважительности этих причин.

Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Исследовав материалы дела, выслушав прокурора Сафина А.Р., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ст. 308 КАС РФ, суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Согласно ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 № 15-ФЗ) предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числадетей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственник, жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абз. 1 п. названной статьи, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абз. 1 п. 1, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абз. 1 п. 1 ст. 8 этого же закона и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Пунктом 9 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено, что право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Пунктом 7 ст.1 Закона Республики Башкортостан от 28 декабря 2005 года №260-3 (в редакции Закона РБ от 04 декабря 2012 года № 609-з) «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан» предусмотрено, что органы местного самоуправления муниципальных образований, перечисленных в ст. 2 настоящего Закона, а именно органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Республике Башкортостан, наделяются государственными полномочиями Республики Башкортостан по социальной поддержке по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), кроме полномочий по содержанию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в государственных образовательных учреждениях и государственных учреждениях здравоохранения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Таким образом, предоставление жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений вышеуказанной категории лиц носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в органы местного самоуправления муниципального района для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.

Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.

Согласно постановлению администрации MP Караидельский район РБ №1543 от 28 декабря 2017 года Закировой Г.А. отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что Закирова Г.А. родилась дата, отцом являлся З.А.С., матерью - З.М.А.

Согласно свидетельству о смерти отец истца - З.А.С. умер дата

Согласно решению Караидельского районного суда Республики Башкортостан от 06 июля 2007 года мать истца - З.М.А. была признана безвестно отсутствующей.

Исходя из указанного, следует, что Закирова Г.А. до достижения 18-летнего возраста осталась без попечения родителей.

Между тем, доводы истца об отсутствии у нее жилого помещения после того, как она осталась без попечения родителей, в судебном заседании не нашли своего подтверждения.

Как следует из представленных материалов, постановлением администрации Караидельского района РБ от 19 февраля 2002 года №139 несовершеннолетняя Закирова Г.А передана под опеку своей сестре Г.Г.А., кроме того, данным постановлением Закировой Г.А. было закреплено жилье, (жилой дом), расположенный по адресу: адрес, в последующем в связи с произошедшей переадресацией почтовый адрес изменился на адрес. Также из справок Байкибашевской сельской администрации от 2002 года следует, что за Закировой Г.А. закреплен, кроме вышеуказанного жилого дома, и земельный участок по указанному адресу.

Как следует из акта проверки сохранности закрепленного за несовершеннолетней Закировой Г.А. жилья от 03 ноября 2010 года, жилой дом по адресу: адрес на момент проверки был пригоден для проживания.

Ев:

При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что Закирова Г.А. не относилась к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, так как за истцом на тот период, когда она осталась без попечения родителей, имелось закрепленное за ней жилье, которым она вправе была владеть, пользоваться и распоряжаться на правах собственника.

Кроме того суд первой инстанции учитывал, что в настоящее время у истца отсутствует жилое помещение, о чем она представила суду договор купли-продажи вышеуказанного жилого дома от 04 мая 2012 года ее сестрой Галиной Г.А., оформившей на себя право собственности на дом и земельный участок в 2011 г., и данное обстоятельство не может служить основанием в признании Закировой Г.А. ребенком, оставшимся без попечения родителей, нуждающейся в жилье, так как на момент продажи дома Закировой Г.А. было 24 года.

Разрешая спор, суд правильно сослался на приведенные выше нормы права и пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных истицей требований.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда, поскольку они согласуются с материалами дела и соответствуют действующему законодательству.

Кроме того, исходя из анализа данных правовых норм, следует, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечиваются жилыми помещениями вне очереди лишь в том случае, если они не имели до достижения возраста 23 лет закрепленного за ними жилого помещения.

Закирова Г.А. впервые обратилась по вопросу обеспечения жилым помещением после достижения возраста 23-х лет, доказательств наличия объективных причин, препятствовавших обратиться в уполномоченные органы с соответствующим заявлением не представила. Кроме того, как было установлено судом, при установлении опеки над Закировой Г.А., органом местного самоуправления за ней было закреплено жилое помещение, расположенное по адресу: адрес.

Доводы апелляционной жалобы о том, что она, будучи несовершеннолетней, оставшись без попечения родителей, никакого жилья в собственности не имела, не является основанием для отмены решения суда в связи с тем, что за ней было закреплено вышеуказанное жилое помещение.

Доводы апелляционной жалобы о том, что жилой дом, расположенный по адресу: адрес, не могло быть пригодным для проживания в виду ветхости, несостоятельны и опровергается актом проверки сохранности закрепленного за несовершеннолетней Закировой Г.А. жилья от 03 ноября 2010 года.

Доводы апелляционной жалобы о том, что представленные ответчиком доказательства в виде акта проверки сохранности жилья от 03 ноября 2010 года о пригодности этого жилья для проживания, справка Байкибашевской сельской администрации от 2002 года о наличии закрепленного за ней жилья и другие документы сфабрикованы ответчиком задним числом по надуманным основаниям, несостоятельны и не подтверждаются никакими доказательствами.

В целом доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований для отмены решения суда, сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования суда первой инстанции, к выражению несогласия с произведенной судом оценкой доказательств и не могут быть положены в основу отмены по существу правильного судебного решения.

Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции постановил законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению.

При рассмотрении дела судом не допущено нарушений норм процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения.

При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Караидельского межрайонного суда Республики Башкортостан от 12 февраля 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Закировой Г.А. – без удовлетворения.

Председательствующий              Ф.Ф. Сафин

Судьи                               А.Н. Субхангулов

                                     Н.Н. Якупова

Справка: судья Фахретдинова Е.Н.

33а-5689/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Закирова Г.А.
Ответчики
Администрация МР Караидельский район
Суд
Верховный Суд Республики Башкортостан
Судья
Субхангулов Азамат Нургалеевич
Дело на странице суда
vs.bkr.sudrf.ru
21.03.2018[Адм.] Судебное заседание
17.04.2018[Адм.] Передано в экспедицию
17.04.2018[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее