55RS0007-01-2024-001996-59
Дело № 2-1947/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 мая 2024 года город Омск
Центральный районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Калининой К.А. при секретаре судебного заседания Лисиной В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению К.А.С. к Администрации города Омска, департаменту имущественных отношений Администрации города Омска о признании распоряжения незаконным, постановке на учет в качестве лица, имеющего право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно, взыскании компенсации морального вреда,
установил:
К.А.С. обратился в суд с иском к Администрации города Омска, департаменту имущественных отношений Администрации города Омска о признании распоряжения незаконным, постановке на учет в качестве лица, имеющего право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно, взыскании компенсации морального вреда.
В обоснование указал, что семья истца в составе К.А.С., его супруги К.О.Б., детей: К.Е.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., К.В.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., К.К.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., является многодетной.
06.02.2024 истец обратился в Администрацию города Омска с заявлением о принятии на учет в качестве лица, имеющего право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно, для индивидуального жилищного строительства.
Распоряжением заместителя мэра города Омска, директора департамента имущественных отношений Администрации города Омска Р.Е.А. от ДД.ММ.ГГГГ № К.А.С. отказано в постановке на учет в качестве лица, имеющего право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно.
Основанием для отказа послужило то, что согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости от 08.02.2024:
- жилое помещение, общей площадью 15,4 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>, комната 1, принадлежит на праве собственности заявителю К.А.С.;
- жилое помещение, общей площадью 11,9 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>, комната, принадлежит на праве собственности заявителю К.А.С.;
- жилой дом, общей площадью 47,8 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, принадлежит на праве общей долевой собственности супруге К.О.Б., дочери К.В.А. и сыну К.Е.А. (1/2+1/4+1/4).
Общая площадь всех жилых помещений многодетной семьи заявителя К.А.С. составляет (15,4+11,9+47,8) = 75,1 кв.м. Таким образом, на одного члена многодетной семьи заявителя К.А.С., состоящей из пяти человек, обеспеченность общей площадью жилого помещения составляет (75,1/5) = 15,02 кв.м, что превышает учетную норму площади жилого помещения в размере 15 кв.м, установленную постановлением Мэра города Омска от 06.05.2005 № 251-п «Об установлении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма».
С учетом уточнения, истец просил признать незаконным распоряжение № 293 от 01.03.2024 заместителя мэра города Омска «Об отказе в постановке К.А.С. на учет в качестве лица, имеющего право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно», обязать ответчиков поставить К.А.С. на очередь в качестве лица, имеющего право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства с даты обращения, взыскать в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей, расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Истец К.А.С. в судебном заседании исковые требования с учетом уточнения поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, уточненном иске, просил удовлетворить.
Представитель ответчика департамента имущественных отношений Администрации г. Омска К.Е.Б., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, просила отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Иные лица, участвующие в деле, в судебном заседании участия не принимали, извещены надлежащим образом. От ответчика Администрации г. Омска в материалы дела представлен письменный отзыв на исковое заявление (л.д. 102-105).
Исследовав материалы гражданского дела, проверив фактическую обоснованность и правомерность заявленных исковых требований, суд приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, семья истца в составе К.А.С., его супруги К.О.Б., детей: К.Е.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., К.В.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., К.К.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., обладает статусом многодетной.
ДД.ММ.ГГГГ К.А.С. обратился в Администрацию города Омска с заявлением о принятии на учет в качестве лица, имеющего право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно (л.д. 66 оборот).
Распоряжением заместителя мэра города Омска, директора департамента имущественных отношений Администрации города Омска Р.Е.А. от ДД.ММ.ГГГГ № К.А.С. отказано в постановке на учет в качестве лица, имеющего право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно (л.д. 65).
В качестве снований для отказа в принятии на учет поименованы:
- несоответствие требованиям, установленным статьей 3 Закона Омской области от 30.04.2015 № 1741-ОЗ «О предоставлении отдельным категориям граждан земельных участков в собственность бесплатно», в связи с превышением учетной нормы площади жилого помещения, установленной постановлением Мэра г. Омска от 06.05.2005 № 251-п,
- непредставление или представление не в полном объеме документов, необходимых для постановки гражданина на учет.
Одновременно указано, что заявителем не представлены документы, подтверждающие место жительства члена многодетной семьи на территории г. Омска. Согласно представленным документам супруга заявителя проживает на территории Омского муниципального района Омской области (л.д. 65).
Оспаривая законность вынесенного распоряжения, истец обратился в суд с настоящим иском, указав, что жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, принадлежащее на праве общей долевой собственности супруге и детям истца, необоснованно принято ответчиком к учету для оценки обеспеченности семьи заявителя общей площадью жилого помещения, поскольку поименованное жилое помещение в установленном порядке признано непригодным для проживания, о чем совершена запись в ЕГРН. Кроме того, наличие регистрации у одного из членов семьи заявителя (супруги К.А.С.) на территории Омского муниципального района Омской области не может явиться основанием для отказа в постановке на учет, поскольку нормативно такое требование к заявителю и членам его семьи не установлено.
Разрешая заявленные истцом требования, суд исходит из следующего.
Законом Омской области от 30.04.2015 № 1741-ОЗ «О предоставлении отдельным категориям граждан земельных участков в собственность бесплатно» (далее - Закон Омской области № 1741-ОЗ) установлены случаи, порядок и особенности предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, земельных участков, находящихся в собственности Омской области или муниципальной собственности, отдельным категориям граждан в собственность бесплатно.
Согласно статье 2 Закона Омской области № 1741-ОЗ, ведение учета граждан, имеющих право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно, в городском округе осуществляется органом местного самоуправления городского округа.
Подпунктами 1, 2 пункта 1 статьи 3 Закона Омской области № 1741-ОЗ предусмотрено, что предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства, садоводства, ведения личного подсобного хозяйства гражданам в собственность бесплатно осуществляется в случаях предоставления:
-земельного участка всем членам семьи, зарегистрированной в качестве многодетной семьи (далее - многодетная семья) в соответствии с областным законодательством, если иное не установлено федеральным законодательством;
-земельного участка единственному родителю, воспитывающему двух и более несовершеннолетних детей.
В соответствии с пунктами 1, 5 статьи 4 Закона Омской области № 1741-ОЗ, для постановки на учет граждане подают заявление по форме, установленной Правительством Омской области, в орган местного самоуправления по месту жительства.
Приложением № 2 к постановлению Правительства Омской области от 20.05.2015 № 119-п «О мерах по реализации Закона Омской области «О предоставлении отдельным категориям граждан земельных участков в собственность бесплатно» утверждена форма заявления о принятии на учет в качестве лица, имеющего право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно.
Результатом рассмотрения заявления органом местного самоуправления является принятие решения о постановке гражданина на учет либо принятие решения об отказе в постановке гражданина на учет.
Решение об отказе в постановке гражданина на учет принимается при наличии следующих оснований:
1)несоответствие гражданина требованиям, установленным названным Законом;
2)непредставление или представление не в полном объеме документов, необходимых для постановки гражданина на учет;
3)наличие в представленных документах недостоверных сведений;
4)реализация права на предоставление земельного участка по одному из оснований, указанных в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации, в том числе предоставление земельного участка в соответствии со статьей 7.2 Закона Омской области от 30.04.2015 № 1743-03 «О регулировании земельных отношений в Омской области»;
5)реализация права на предоставление денежной выплаты.
В соответствии с пунктом 4 статьи 21 Устава города Омска, утвержденного Решением Омского городского Совета от 20.09.1995 № 92, структура Администрации города Омска состоит из должностей, не входящих в состав ее структурных подразделений (первый заместитель (первые заместители) Мэра города Омска, заместители Мэра города Омска), отраслевых (функциональных) и территориальных структурных подразделений.
Свои полномочия Администрация города Омска реализует через структурные подразделения, входящие в структуру Администрации города Омска. Отраслевые (функциональные) и территориальные органы местного самоуправления (структурные подразделения Администрации города Омска).
В соответствии с пунктом 3 Положения о департаменте имущественных отношений Администрации города Омска, утвержденного решением Омского городского Совета 26.10.2011 № 452 (далее - Положение), департамент имущественных отношений Администрации города Омска наделяется правами юридического лица в соответствии с Положением, имеет самостоятельную смету расходов и самостоятельный баланс, лицевые счета, открытые в органах Федерального казначейства, лицевые счета, открытые в финансовом органе, исполняющем бюджет города Омска, и иные счета, открываемые в порядке, установленном законодательством, гербовую печать, простые печати и штампы со своим наименованием, факсимиле директора департамента, бланки и другие реквизиты, может от своего имени выступать истцом, ответчиком и третьим лицом в суде.
На основании подпунктов 42 - 48 пункта 20 Положения, департамент имущественных отношений Администрации города Омска:
-извещает граждан, имеющих право на получение земельного участка в соответствии с очередностью постановки на учет, о предложении земельного участка по форме, установленной Правительством Омской области;
-направляет в органы, осуществляющие распоряжение земельными участками, выписку из книги учета граждан и копии документов, представленных гражданином при подаче заявления о принятии на учет для индивидуального жилищного строительства, садоводства, ведения личного подсобного хозяйства и (при наличии) копию уведомления об изменении цели предоставления земельного участка;
-рассматривает заявления граждан о бесплатном предоставлении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности города Омска, а также земельных участков, расположенных на территории города Омска, государственная собственность на которые не разграничена, в случаях и порядке, предусмотренных Законом Омской области «О предоставлении отдельным категориям граждан земельных участков в собственность бесплатно», и принимает соответствующие решения.
Как установлено судом, в рамках разрешения заявления К.А.С. о принятии на учет в качестве лица, имеющего право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно, поданного ДД.ММ.ГГГГ в Администрацию города Омска, органом местного управления истребованы сведения ФППК «Роскадастр» по Омской области в отношении заявителя и членов его семьи.
По данным ФППК «Роскадастр» по Омской области, семье К.А.С. (состав из 5 человек), действительно, принадлежат на праве собственности жилые помещения, общей площадью 75,10 кв.м.:
- по адресу: <адрес>, комната 1, общей площадью 15,40 кв.м. (собственник К.А.С.);
- по адресу: <адрес>, комната 2, общей площадью 11,90 кв. м (собственник К.А.С.);
- по адресу: <адрес>, общей площадью 47,80 кв.м. (собственники: К.О.Б. (1/2), К.Е.А. (1/4), К.В.А. (1/4).
Вместе с тем, из материалов дела также следует, что на основании заключения межведомственной комиссии об оценке соответствия помещения требованиям о признании жилого помещения непригодным для проживания от 26.09.2023 № 423 жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, распоряжением Администрации Омского муниципального района Омской области от 28.09.2023 № Р-23-ОМС-1440 признано непригодным для проживания. Поименованное распоряжение не обжаловалось (л.д.14-15).
По данным ФППК «Роскадастр» по Омской области, представленным по запросу суда, по состоянию на 27.04.2024, данные сведения в отношении объекта недвижимости отражены в ЕГРН.
Вместе с тем, при разрешении вопроса о постановке истца на соответствующий учет данные обстоятельства не были приняты во внимание органом местного самоуправления, что повлекло неправильное определение прав истца.
Оценивая в качестве основания для отказа в постановке на учет то обстоятельство, что заявителем не представлены документы, подтверждающие место жительства члена многодетной семьи на территории г. Омска (согласно представленным документам супруга заявителя проживает на территории Омского муниципального района Омской области), суд исходит из следующего.
Из материалов дела следует, что, действительно, супруга истца К.О.Б. имеет регистрацию по адресу: <адрес> (л.д. 69-70). При этом, истец К.А.С. и дети истца от брака с К.О.Б. зарегистрированы по месту жительства на территории г. Омска.
Обращаясь в суд с настоящим иском, К.А.С. указал, что весь состав семьи проживает совместно, а сохранение у супруги регистрации в жилом помещении по адресу: <адрес>, обусловлено законодательными требованиями о наличии регистрации в жилом помещении, приобретенном с использованием ипотечного кредитования и средств материнского (семейного) капитала.
Исходя из системного толкования положений статьи 20 Гражданского кодекса РФ, Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 № 713, следует, что местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), социального найма либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством РФ и в силу Закона РФ от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» регистрация по месту пребывания, являясь формой учета, отражает факт нахождения гражданина по месту пребывания.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 02 февраля 1998 года № 4-П, сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан. Доводы ответчика о том, что отказ истцу в постановке на учет был вызван предоставлением им неполного пакета документов, основаны на ошибочном толковании нормы материального права и противоречат материалам гражданского дела.
Отсутствие регистрации супруги истца К.А.С. – К.Ю.Б. с семьей по месту жительства/пребывания не должно являться препятствием и ограничивать права истца и членов его семьи на получение меры социальной поддержки.
Принимая во внимание изложенные выше нормативные положения, установленные по делу обстоятельства, с учетом истребованных судом и представленных в материалы дела сторонами доказательств суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для признания незаконным распоряжения заместителя мэра <адрес>, директора департамента имущественных отношений Администрации города Омска Р.Е.А. от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в постановке К.А.С. на учет в качестве лица, имеющего право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно, а также возложения обязанности на Администрацию города Омска принять К.А.С. составом семьи 5 человек, на учет в качестве лица, имеющего право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно – на основании его заявления, поданного в Администрацию г. Омска 06.02.2023.
Кроме того истцом заявлено требование о взыскании компенсации морального вреда.
В силу части 2 статьи 1099 ГК РФ моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом.
В силу статьи 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Из системного толкования приведенных положений закона следует, что обязанность по возмещению гражданину морального вреда влекут такие действия причинителя вреда, которые нарушают личные неимущественные права гражданина или принадлежащие ему другие нематериальные блага.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд также должен учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
Конституцией Российской Федерации провозглашено, что Российская Федерация - это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняется труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7 Конституции Российской Федерации).
Конституцией Российской Федерации (часть 1 статьи 39) каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
В соответствии с разъяснениями, данными в пункте 37 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 15.11.2022 № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда», моральный вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц, нарушающих имущественные права гражданина, исходя из норм статьи 1069 и пункта 2 статьи 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации, рассматриваемых во взаимосвязи, компенсации не подлежит. Вместе с тем моральный вред подлежит компенсации, если оспоренные действия (бездействие) повлекли последствия в виде нарушения личных неимущественных прав граждан. Например, несоблюдение государственными органами нормативных предписаний при реализации гражданами права на получение мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг, предоставляемых в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий, осуществляемое в том числе в виде денежных выплат (пособий, субсидий, компенсаций и т.д.), может порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда, если указанные нарушения лишают гражданина возможности сохранять жизненный уровень, необходимый для поддержания его жизнедеятельности и здоровья, обеспечения достоинства личности.
Исходя из предназначения социального государства механизм социальной защиты, предусмотренный законодательством, должен позволять наиболее уязвимым категориям граждан (в том числе, многодетным семьям) получать поддержку, включая материальную, со стороны государства и общества и обеспечивать благоприятные, не ущемляющие охраняемое государством достоинство личности условия для реализации ими своих прав. Несоблюдение государственными органами нормативных предписаний при реализации гражданами права на социальное обеспечение, осуществляемое в том числе в виде денежных выплат (пособий, субсидий, компенсаций, пенсий и т.д.), может порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда в связи с тем, что социальное обеспечение граждан неразрывно связано с их нематериальными благами и личными неимущественными правами.
Принимая во внимание изложенное, суд полагает, что имеются правовые основания для частичного удовлетворения требований истца о взыскании компенсации морального вреда в размере 5 000 рублей, которые подлежат взысканию с надлежащего ответчика Администрации города Омска.
Определяя в качестве надлежащего ответчика по заявленным истцом требованиям о возложении обязанности постановки на учет и взыскании компенсации морального вреда Администрацию г. Омска, суд исходит из правового статуса Администрации г. Омска, установленного Уставом г. Омска, утвержденным Решением Омского Городского Совета от 20.09.1995 № 92, в силу положений которого основной задачей Администрации города Омска является обеспечение функций и полномочий, предоставленных исполнительно-распорядительному органу муниципального образования город Омск действующим законодательством, муниципальными правовыми актами (пункт 2 статьи 21 Устава). Суд с учетом приведенных выше нормативных положений приходит к выводу, что вынесение в отношении истца распоряжения, не отвечающего требованиям закона, является ответственностью Администрации г. Омска, не обеспечившей (в том числе, через свои структурные подразделения) надлежащую реализацию функций и полномочий, предоставленных исполнительно-распорядительному органу муниципального образования город Омск действующим законодательством, муниципальными правовыми актами.
В силу установленного процессуального регулирования понесенные участниками процесса судебные расходы подлежат возмещению по правилам главы 7 ГПК РФ. По смыслу положений процессуального закона, принципом распределения судебных расходов выступает возмещение судебных расходов лицу, которое их понесло, за счет лица, не в пользу которого принят итоговый судебный акт по делу.
Так, по правилам части 1 статьи 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 ГПК РФ. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в названной статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
Согласно части 1 статьи 88 ГПК РФ, судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Суд, исходя из части 1 статьи 98 ГПК РФ, статьи 333.19 Налогового кодекса РФ, с учетом того, что требования истца удовлетворены, приходит к выводу, что расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей подлежат взысканию с Администрации города Омска в пользу истца.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ,
решил:
Исковые требования К.А.С. удовлетворить частично.
Признать незаконным распоряжение директора департамента имущественных отношений Администрации города Омска от 01.03.2024 № 293 об отказе в постановке К.А.С. на учет в качестве лица, имеющего право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно.
Обязать Администрацию города Омска принять К.А.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (паспорт серии <данные изъяты>), составом семьи 5 человек, на учет в качестве лица, имеющего право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно – на основании заявления, поданного в Администрацию города Омска 06.02.2023.
Взыскать с Администрации города Омска в пользу К.А.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (паспорт серии <данные изъяты> компенсацию морального вреда в размере 5 000 рублей, расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Омский областной суд через Центральный районный суд города Омска в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья К.А. Калинина
Решение в окончательной форме изготовлено 24 мая 2024 года.