Решение по делу № 33а-6613/2021 от 02.08.2021

Судья 1 инстанции Столповская Д.И. УИД 38RS0031-01-2021-000822-67
Судья-докладчик Абрамчик И.М. № 33а-6613/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

1 сентября 2021 г. г. Иркутск

Судебная коллегия по административным делам Иркутского областного суда в составе:

судьи-председательствующего Медведевой Н.И.,

судей Гусаровой Л.В. и Абрамчика И.М.,

при секретаре судебного заседания Шаракшановой И.Н.

            рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1164/2021 по административному исковому заявлению Сафронова А.Г. к государственному регистратору Управления Росреестра по Иркутской области Шевченко Л.Р., Управлению Росреестра по Иркутской области, апелляционной комиссии по обжалованию решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета Управления Росреестра по Иркутской области о признании решений незаконными, обязании устранить допущенные нарушения

        по апелляционной жалобе представителей административного истца Сафронова А.Г. Саенко И.В., Саенко Ю.В. на решение Иркутского районного суда Иркутской области от 12 мая 2021 г.,

        установила:

в обоснование заявленных требований Сафронов А.Г. указал, что                   20 ноября 2020 г. государственный регистратор Шевченко Л.Р. приостановила осуществление действий по государственному кадастровому учету в отношении земельного участка с кадастровым "номер изъят". В Уведомлении от 20 ноября 2020 г. сообщается, что приостановление государственного кадастрового учета связано с тем, что: «Форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета, не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации». Не согласившись с решением о приостановлении осуществления государственного кадастрового учёта в отношении указанного земельного участка, Сафронов А.Г. обратился с жалобой в Апелляционную комиссию по обжалованию решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области. Решением заседания апелляционной комиссии по обжалованию решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области от 30 декабря 2020 г. № 30 решение государственного регистратора о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав признано соответствующим нормам действующего законодательства. Заявление об обжаловании решения о приостановлении отклонено со ссылкой на то, что увеличение площади земельного участка, расположенного в «Зоне санитарной охраны источника водоснабжения г. Иркутска (Ершовский водозабор) 2 пояс», в результате уточнения местоположения границ, не допускается.

                    Административный истец не согласен с решением государственного регистратора от 20 ноября 2020 г., решением апелляционной комиссии по обжалованию решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области от                        30 декабря 2020 г. Считает принятые решения необоснованными, незаконными и нарушающими его права. Указывает, что перечень оснований для приостановления государственного кадастрового учета, закрепленный в статье 26 Федерального закона № 218-ФЗ является исчерпывающим. Такого основания как недопустимость увеличения площади земельного участка, в связи с уточнением сведений о местоположении границ земельного участка и (или) его площади, ввиду его расположения в «Зоне санитарной охраны источника водоснабжения г. Иркутска (Ершовский водозабор) 2 пояс» или каких-либо иных зонах с особыми условиями использования территорий Федеральный закон № 218-ФЗ не содержит. Полагает, что административный ответчик неверно истолковал положения пункта 14 части 5 статьи 27 Земельного кодекса РФ от 25 октября 2001 № 136-ФЗ об ограничении в обороте находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, применив их к отношениям по уточнению местоположения границ земельного участка, находящегося в частной собственности с 1991 года. Право собственности Сафронова А.Г. на    земельный    участок    с    кадастровым    "номер изъят"

"номер изъят" подтверждает Свидетельство о праве на наследство по завещанию, выданное 6 апреля 2011 г. нотариусом Миловой Н.Ю. Согласно заключению кадастрового инженера Прудниковой И.В., которое содержится в Межевом плане (подготовленном в результате выполнения кадастровых работ в связи с уточнением земельного участка с кадастровым "номер изъят"), границы земельного участка расположены на месте более 15 лет.

                    Указывает, что    земельный    участок    с    кадастровым    "номер изъят"

"номер изъят" учтен в декларированной площади; сведения о местоположении его границ отсутствуют в государственном кадастре недвижимости (без координат); границы данного земельного участка подлежат уточнению в соответствии с требованиями действующего законодательства. Право увеличения площади ранее учтенного земельного участка, на законодательно установленную величину, в числе прочего, предусматривают положения пункта 32 части 1 статьи 26 Федерального закона № 218-ФЗ. В рассматриваемом случае превышение декларированной площади земельного участка с кадастровым "номер изъят" в связи с уточнением его границ не выходит за законодательно установленные пределы допустимых значений.

На основании изложенного административный истец просил суд признать решения государственного регистратора Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области Шевченко Л.Р. от 20 ноября 2020 г., апелляционной комиссии Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области от 30 декабря 2020 г. незаконными, обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области осуществить государственный кадастровый учёт на основании заявления Сафронова А.Г. от                                    12 ноября 2020 г.

Решением Иркутского районного суда Иркутской области от                        12 мая 2021 г. административные исковые требования Сафронова А.Г. оставлены без удовлетворения.

    В апелляционной жалобе представители Сафронова А.Г. Саенко И.В., Саенко Ю.В. просят решение суда отменить и принять по делу новое решение, ссылаясь на обстоятельства и правовые нормы, изложенные в административном исковом заявлении, полагая, что суд первой инстанции не дал им надлежащей правовой оценки. Считает, что судом первой инстанции неправильно определены обстоятельства имеющие значение для дела, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, неправильно применены нормы материального права, применив положения закона части 2, пункта 14 части 5 статьи 27 Земельного кодекса РФ, не подлежащего применению, не применив, подлежащие применению, императивные нормы Федерального закона №218-ФЗ. Указывает, что действующее законодательство разграничивает такие процедуры как «уточнение границ ранее учтенного земельного участка, находящегося в частной собственности» и «оборот земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности». Суд первой инстанции не учел, что, в рассматриваемом случае, речь идет об уже находящемся в частной собственности земельном участке. Лишение права собственника земельного участка на внесение точных сведений в ЕГРН, путем предъявления регистратором требования об уменьшении его площади и изменении его фактических границ при проведении процедуры уточнения сведений в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) - есть не что иное, как воспрепятствование регистратором законному праву пользования, владения и распоряжения земельным участком, путем лишения права Сафронова А.Г. на часть, принадлежащего ему на праве собственности земельного участка, которым он фактически владеет и которым владел его отец (наследодатель). Указывает, что особенности осуществления Государственного кадастрового учета при уточнении границ земельных участков описаны в ст. 43 Закона о государственной регистрации. Установлено, что Государственный кадастровый учет в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, о котором сведения, содержащиеся в ЕГРН, не соответствуют установленным на основании Закона о государственной регистрации требованиям к описанию местоположения границ земельных участков.

В письменных возражениях по доводам жалобы представитель Управления Росреестра Иркутской области Грицик Н.А. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Руководствуясь частью 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие неявившихся лиц надлежащим образом извещенных о дате, времени и месте рассмотрения дела.

Заслушав доклад судьи, объяснения представителей административного истца Саенко И.В., Саенко Ю.В., просивших об удовлетворении апелляционной жалобы, представителя административного ответчика    Грицик Н.А., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в апелляционном порядке, судебная коллегия приходит к следующему.

Положениями части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданину предоставлено право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если он полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

Исходя из положений части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Из материалов дела следует и судом установлено, что Сафронов А.Г. на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию, выданного               6 апреля 2011 г. нотариусом Иркутского нотариального округа                      Миловой Н.Ю., является собственником земельного участка, расположенного по "адрес изъят", кадастровый "номер изъят". Право собственности зарегистрировано в ЕГРН 29 апреля 2011 г. о чём сделана запись о регистрации №38-38-01/087/2011-002.

Земельный участок принадлежал наследодателю - Сафронову Г.А., (данные изъяты), на основании Решения Исполнительного комитета Иркутского районного совета народных депутатов №230 от 28 мая 1991 г., Постановления Главы Иркутского района Иркутской области от 28 апреля 2000 г. за №1056 1, Государственного акта на право пользования землей А-I№243784, выданного председателем исполкома Иркутского районного совета народных депутатов Иркутской области от 26 декабря 1991 г. Право собственности наследодателя на указанный земельный участок было зарегистрировано в ЕГРН                                 25 июля 2000 г. о чём внесена запись о регистрации №38-01/06-50/2000-305.

Указанный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет 27 января 2005 г. на основании инвентаризационной описи сведений о ранее учтенных земельных участках от 25 апреля 2004 г. как ранее учтенный объект недвижимости.

Земельный участок относится к землям населенных пунктов, предназначен для индивидуального жилищного строительства, имеет декларированную площадь 1200 кв.м., местоположение границ земельного участка не установлено.

12 ноября 2020 г. Сафронов А.Г. обратился с заявлением о государственном кадастровом учете изменений в отношении земельного участка с кадастровым "номер изъят", в связи с уточнением местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым "номер изъят".

В ходе проведения правовой экспертизы государственным регистратором прав было установлено, что согласно сведениям ЕГРН земельный участок с кадастровым "номер изъят" расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории с реестровым "номер изъят"- втором поясе зоны санитарной охраны источника водоснабжения г. Иркутска (Ершовский водозабор), сведения о границах которой внесены филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Иркутской области в реестр границ 30 марта 2016 г. в соответствии с постановлением Правительства Иркутской области от 24 января 2011 г. №9-пп «Об утверждении рабочего проекта «Зоны санитарной охраны источника водоснабжения г. Иркутска (Ершовский водозабор)» и установлении границ режима зон санитарной охраны источника водоснабжения г. Иркутска (Ершовский водозабор)».

20 ноября 2020 г. государственным регистратором Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Шевченко Л.Р. вынесено уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета. Основанием для приостановления государственного кадастрового учета явилось несоответствие требованиям законодательства Российской Федерации формы и (или) содержания документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (п. 7 ч.1 ст. 26 ФЗ № 218), Кроме того, из оспариваемого решения следует, что при внесении в ЕГРН сведений о координатах характерных точек, определяющих местоположение границ вышеуказанного земельного участка, установлено, что уточняемый земельный участок входит в границы зоны с особыми условиями использования территории - «Второй пояс зон санитарной охраны источника водоснабжения г. Иркутска (Ершовский водозабор)», при этом увеличение площади земельного участка, расположенного в «Зоне санитарной охраны источника водоснабжения г. Иркутска (Ершовский водозабор) 2 пояс», в результате уточнения местоположения границ, не допускается.

Не согласившись с уведомлением о приостановлении государственного кадастрового учета, Сафронов А.Г. обратился в апелляционную комиссию по обжалованию решений о приостановлении государственного кадастрового учета Управления Росреестра по Иркутской области.

Решением Апелляционной комиссии по обжалованию решений о приостановлении государственного кадастрового учета Управления Росреестра от 25 декабря 2020 г. заявление Сафронова А.Г. отклонено.

    Разрешая заявленные исковые требования и отказывая в их удовлетворении суд первой инстанции пришел к выводу о недопустимости увеличения границ земельного участка, за счет ограниченных в обороте земель. Установление границ и площади земельного участка, расположенного в границах второго пояса зоны санитарной охраны источника питьевого водоснабжения, в размере, превышающем значения по правоустанавливающим документам, затрагивают права и законные интересы неопределенного круга лиц в сфере санитарно - эпидемиологического благополучия населения. Оспариваемое уведомление о приостановлении государственной регистрации, а также решение апелляционной комиссии по обжалованию решений о приостановлении осуществления государственного учета Управления Росреестра Иркутской области вынесены в соответствии с действующим законодательством, основания для удовлетворения требований административного истца Сафронова А.Г. отсутствуют.

Проверяя законность принятого решения, судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции в связи со следующим.

В силу пункта 3 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту ЗК РФ) земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных данным кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.

Формирование земельного участка происходит посредством землеустройства и кадастрового учета (статьи 69, 70 ЗК РФ)

Государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон № 218-ФЗ) (статья 70 ЗК РФ).

Исходя из части 2 статьи 8 Закона № 218-ФЗ характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков относятся к основным сведениям об объекте недвижимости.

В кадастр недвижимости в качестве основного сведения об объекте недвижимости вносится описание местоположения объекта недвижимости (пункт 3 части 4 статьи 8 Закона № 218-ФЗ).

Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части (часть 8 статьи 22 Закона № 218-ФЗ).

Приказом Минэкономразвития России от 16 декабря 2015 г. № 943, действовавшим на момент принятия оспариваемых решений, утвержден порядок ведения Единого государственного реестра недвижимости, согласно пункту 23 которого при описании местоположения земельного участка указывается среди прочего список координат (обозначения характерных точек границы земельного участка, описание их закрепления на местности, координаты характерных точек границы (границы контура) земельного участка в метрах с округлением до 0,01 м и с указанием метода и погрешности определения координат, система координат).

В соответствии с частью 1 статьи 43 Закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, о котором сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, не соответствуют установленным на основании данного Федерального закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков.

Из положений приведенной нормы и частей 8, 10 статьи 22, пункта 31 части 1 статьи 26 Закона № 218-ФЗ следует, что уточнение местоположения границ земельного участка допускается в случае отсутствия в Едином государственном реестре недвижимости сведений о координатах характерных точек границ земельного участка.

В данном случае согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости (л.д. 68-69) граница земельного участка с кадастровым номером 38:06:141301:96 не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства, что и послужило основанием для обращения административного истца с заявлением в Управление Росреестра по Иркутской области.

В соответствии с пунктом 32 части 1 статьи 26 Закона № 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если в результате осуществления государственного кадастрового учета в связи с уточнением сведений о местоположении границ земельного участка и (или) его площади, площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с федеральным законом требований, будет больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в Едином государственном реестре недвижимости, на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с земельным законодательством, или, если такой размер не установлен, на величину более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в Едином государственном реестре недвижимости.

Согласно пункту 1 статьи 11.9 ЗК РФ предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 38 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства могут включать в себя предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, в том числе их площадь.

Предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков устанавливаются в градостроительном регламенте применительно к определенной территориальной зоне.

Документом градостроительного зонирования, который включает в себя градостроительные регламенты, являются правила землепользования и застройки (пункт 8 статьи 1, часть 2 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Правилами землепользования и застройки Ушаковского муниципального образования, утвержденного решением Думы муниципального образования 31 августа 2016 г. №27 утверждена минимальная площадь земельных участков для индивидуального жилищного строительства в жилой зоне индивидуальных отдельно стоящих жилых домов с участками не менее 0,04 га кв. м. Указанным решением установлен максимальный размер земельного участка - 0,2 га.

В рассматриваемом случае площадь земельного участка увеличивается на 112 кв. м, то есть в результате осуществления государственного кадастрового учета в связи с уточнением сведений о местоположении границ земельного участка и его площади, величина, на которую, площадь земельного участка будет больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в Едином государственном реестре недвижимости, не превышает предельный минимальный и максимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с земельным законодательством.

Согласно подпункту 10 пункта 9 статьи 39.29 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, если границы земельного участка, находящегося в частной собственности, подлежат уточнению в соответствии с Законом № 218-ФЗ.

Поскольку граница земельного участка с кадастровым "номер изъят" не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства, то перераспределение этого земельного участка и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не может быть осуществлено до уточнения границ.

В рассматриваемом случае изменение площади земельного участка и изменение описания местоположения его границ обусловлены уточнением его границ в рамках положений Закона № 218-ФЗ, а не образованием земельного участка, к одному из способов которого в соответствии со статьей 11.2 ЗК РФ относится перераспределение земельных участков.

Водный кодекс Российской Федерации, регулируя вопросы водопользования, предусматривает для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, установление зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения (пункт 2 статьи 43 названного кодекса).

Согласно подпункту 14 пункта 5 статьи 27 ЗК РФ земельные участки в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, ограничиваются в обороте.

При этом земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральным законом (пункт 2 названной выше статьи).

В указанном же деле не разрешается вопрос о предоставлении земельного участка в собственность административного истца, поскольку право собственности наследодателя - Сафронова Г.А. на спорный земельный участок возникло в 1991 году, в порядке правопреемства (наследование по завещанию) перешло к административному истцу с момента смерти наследодателя, зарегистрировано в установленном законом порядке в ЕГРН с 29 апреля 2011 г. и не оспорено в установленном порядке, в связи с чем положения подпункта 14 пункта 5 статьи 27 ЗК РФ не подлежат применению к возникшему спору.

В части 2 статьи 14 Закона № 218-ФЗ перечислены основания для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации, в том числе: вступившие в законную силу судебные акты (пункт 5); межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (пункт 7). То есть решение суда и межевой план являются равнозначными отдельными самостоятельными основаниями для осуществления государственного кадастрового учета.

В настоящем деле в качестве основания для государственного учета уточняемых границ земельных участков послужил межевой план.

Форма и состав сведений межевого плана, требования к его подготовке, а также требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка устанавливаются органом нормативно-правового регулирования (часть 13 статьи 22 Закона № 218-ФЗ). Приказом Минэкономразвития России от 8 декабря 2015 г. № 921 утверждены требования к подготовке межевого плана (далее - Требования).

Местоположение уточняемых границ земельных участков указывается в графической части межевого плана (часть 6 статьи 22 Закона № 218-ФЗ).

Пунктом 70 Требований установлено, что выполнение кадастровых работ по уточнению местоположения границы земельного участка осуществляется на основании документов, перечисленных в части 10 статьи 22 Закона № 218-ФЗ. В случае отсутствия в указанных документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется с учетом содержания утвержденного в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке проекта межевания территории. При отсутствии таких документов или при отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений, необходимых для уточнения местоположения границ земельного участка, местоположение уточняемых границ земельных участков определяется с использованием карт (планов), являющихся картографической основой Единого государственного реестра недвижимости, и (или) карт (планов), представляющих собой фотопланы местности, подтверждающих фактическое местоположение границ земельных участков на местности пятнадцать и более лет. При этом наименование и реквизиты таких документов приводятся в разделе «Исходные данные», указанные документы или их копии в состав приложения не включаются. В разделе межевого плана «Заключение кадастрового инженера» в виде связного текста приводится обоснование местоположения уточненных границ земельного участка, содержащее, например: описание конкретных объектов искусственного происхождения, которыми закреплены на местности границы земельного участка (вид объекта, например кирпичное ограждение, стена здания); сведения, обосновывающие существование границы земельного участка на местности пятнадцать и более лет (например, дата предоставления земельного участка садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу, иной некоммерческой организации, созданной гражданами для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства до 1 января 2019 г., или организациям, при которых были созданы (организованы) некоммерческие организации для ведения гражданами садоводства, огородничества и дачного хозяйства, пользующиеся такими земельными участками, дата карты (плана), фотопланов местности, с использованием которых определялись границы земельного участка).

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от             27 сентября 2016 г. № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» разъяснил, что положения поименованного Кодекса о том, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении, не предоставляют суду право признать обоснованным оспариваемое решение, действие, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, изменяя таким образом основания принятого решения, совершенного действия, имевшего место бездействия, то есть суд не вправе отказать в признании оспариваемого решения незаконным, ссылаясь на наличие установленных им иных оснований (обстоятельств) для принятия подобного решения (пункт 61).

Согласно пункту 7 части 1 статьи 36 Закона № 218-ФЗ, послужившего основанием принятия оспариваемого решения о приостановлении государственного кадастрового учета от 20 ноября 2020 г., осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.

Как следует из оспариваемого решения о приостановлении государственного кадастрового учета №КУВ Д-001/2020-23797478/1 от                 20 ноября 2020 г. административный ответчик не указывал, что представленный административным истцом в целях уточнения границ земельного участка межевой план подготовлен с нарушением норм статьи 22 Закона № 218-ФЗ и пункта 70 Требований, таким образом, все документы, требуемые для осуществления кадастрового учета (статья 21 Закона                  № 218-ФЗ), представлены административным истцом в полном объеме.

    В связи с чем решение Иркутского районного суда Иркутской области от 12 мая 2021 г. подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении заявленных исковых требований о признании незаконными решения о приостановлении государственного кадастрового учёта, от                     20 ноября 2020 г. (Уведомление № КУВД-001/2020-23797478/1), решения              № 30 апелляционной комиссии Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области от 30 декабря 2020 г. - незаконными.

По результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований в случае признания их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению (пункт 1 части 2 статьи 227 Кодекса).

Частью 2 статьи 27 Закона № 218-ФЗ предусмотрено, что если отказ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав признан судом незаконным (не соответствующим основаниям, указанным в настоящем Федеральном законе) и в решении суда указано на необходимость осуществить государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию прав, указанные действия осуществляются без подачи заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав на основании соответствующего решения суда, вступившего в законную силу или подлежащего немедленному исполнению в соответствии с законом и поступившего в орган регистрации прав, и документов, ранее помещенных в реестровое дело (в том числе межевого плана, технического плана, акта обследования). В течение трех рабочих дней со дня поступления такого решения суда государственный регистратор прав обязан уведомить заявителя по указанному в данном заявлении адресу о поступлении такого решения суда и сроке окончания осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

С учетом вышеуказанных требований закона в целях устранения нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца на административного ответчика возлагается обязанность осуществить государственный кадастровый учёт на основании заявления Сафронова А.Г. от 12 ноября 2020 г. № MFC-0115/2020-268570-1.

        На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 308, пунктом 2 статьи 309, статьей 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

определила:

решение Иркутского районного суда Иркутской области от                             12 мая 2021 г. по данному административному делу отменить.

Принять по делу новое решение.

Признать решение о приостановлении государственного кадастрового учёта от 20 ноября 2020 г. (Уведомление № КУВД-001/2020-23797478/1), принятое государственным регистратором Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области Шевченко Л.Р. – незаконным.

Признать Решение № 30 апелляционной комиссии Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области от 30 декабря 2020 г. – незаконным.

Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области осуществить государственный кадастровый учёт на основании заявления Сафронова А.Г. от 12 ноября 2020 г. № MFC-0115/2020-268570-l.

Апелляционное определение может быть обжаловано в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Судья-председательствующий Н.И. Медведева
Судьи Л.В. ГусароваИ.М. Абрамчик

33а-6613/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Сафронов Андрей Геннадьевич
Ответчики
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области
Регистратор Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области Шевченко Л.Р.
Апелляционная комиссия по обжалованию решений Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области
Суд
Иркутский областной суд
Дело на странице суда
oblsud.irk.sudrf.ru
02.08.2021Передача дела судье
01.09.2021Судебное заседание
15.10.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.10.2021Передано в экспедицию
01.09.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее