Дело № 2-5356/2024
УИД 35RS0010-01-2024-005889-70
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Вологда | 28 июня 2024 года |
Вологодский городской суд Вологодской области в составе
председательствующего судьи Качаловой Н.В.
при секретаре Бобошиной Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Комиссаровой А. В. к акционерному обществу "Вологдагортеплосеть" о возложении обязанности, взыскании морального вреда,
установил:
Комиссарова А.В. обратилась в суд с исковым заявлением к акционерному обществу "Вологдагортеплосеть" (далее – АО «Вологдагортеплосеть») о возложении обязанности произвести перерасчет по коммунальным платежам, в обоснование требований указав истец является собственником ? доли в праве собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, является потребителем по оказанию услуг горячего водоснабжения, предоставляемых АО «Вологдагортеплосеть» (лицевой счет №). 26.10.2023 в отношении указанной квартиры проведена поверка прибора учета горячей и холодной воды, о чем составлены соответствующие акты. Срок поверки прибора учета горячей воды с номером № истек 14.06.2022, о данной просрочке истец не знала, квитанции по оплате оплачивались с помощью онлайн-операций. О том, что у прибора истек срок поверки истец узнала из телефонного разговора с сотрудником ответчика, уведомлений об истечении данных сроков истцу направлено не было, в связи с чем, в период с 14.06.2022 по 31.10.2023 ответчик начисляла плату за горячее водоснабжение по нормативу, а не использовали показания прибора учета. Обязательства по оплате данных платежей истцом исполнены. В результате технического осмотра специалистом МУП ЖКХ «Вологдагорводоканал» приборов учета воды установлено, что счетчики являются пригодными для использования замена их не требуется. Согласно письму МУП ЖКХ «Вологдагорводоканал» от 23.11.2023 за период с 14.06.2022 по 31.10.2023 произведен перерасчет по показаниям приборов учета, а не по нормативу, однако ответчик данный перерасчет не производит.
Истец полагает, что ее права как потребителя нарушены, и ответчик уклоняется от обязательства произвести перерасчет, в связи с чем просит суд возложить на АО «Вологдагортеплосеть обязанность произвести перерасчет по коммунальным платежам на сумму 19 756 рублей 55 копеек по лицевому счету №, взыскать компенсацию морального вреда в размере 5 000 рублей.
Протокольным определением суда от 23.04.2024 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ФИО1, ФИО2 самостоятельно и в лице законного представителя несовершеннолетнего ФИО1
В судебное заседание истец Комиссарова А.В. не явилась, извещена надлежаще.
Представитель ответчика АО "Вологдагортеплосеть" в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, представил отзыв, в котором иск не признал, просил в удовлетворении требований оказать, ссылаясь на отсутствие оснований.
Третье лицо ФИО2 в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
АО «Вологдагортеплосеть» осуществляет деятельность по эксплуатации тепловых сетей и является поставщиком тепловой и электрической энергии по адресу: <адрес>.
В ходе судебного разбирательства установлено и подтверждено материалами дела (в том числе, выпиской из ЕГРН), что жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> принадлежит на праве собственности: ФИО2 (1/2 доля в праве собственности, Комиссаровой А.В. (1/2 доля в праве собственности).
В соответствии с частью 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 1.1 статьи 157 ЖК РФ).
Подпунктом "г" пункта 34 вышеуказанных Правил установлено, что потребитель обязан, в целях учета потребленных коммунальных услуг, использовать коллективные (общедомовые), индивидуальные, общие (квартирные), комнатные приборы учета, распределители утвержденного типа, соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений и прошедшие проверку.
В соответствии с подпунктом "д" пункта 34 Правил, потребитель обязан обеспечивать проведение проверок установленных за счет потребителя коллективных (общедомовых), индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета в сроки, установленные технической документацией на прибор учета, предварительно проинформировав исполнителя о планируемой дате снятия прибора учета для осуществления его проверки и дате установления прибора учета по итогам проведения его проверки, за исключением случаев, когда в договоре, содержащем положения о предоставлении коммунальных услуг, предусмотрена обязанность исполнителя осуществлять техническое обслуживание таких приборов учета.
Согласно пункту 80 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354, учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета.
К использованию допускаются приборы учета утвержденного типа и прошедшие поверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений. Информация о соответствии прибора учета утвержденному типу, сведения о дате первичной поверки прибора учета и об установленном для прибора учета межповерочном интервале, а также требования к условиям эксплуатации прибора учета должны быть указаны в сопроводительных документах к прибору учета.
В соответствии с подпунктом "д" пункта 81 (12) Правил прибор учета считается вышедшим из строя в случае истечения межповерочного интервала поверки приборов учета с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 80 (1) настоящих Правил (т.е. исключение предусмотрено лишь для приборов учета электрической энергии).
Таким образом, действующим законодательством установлена обязанность потребителя коммунальных услуг обеспечивать проведение поверок приборов учета в сроки, установленные технической документацией. Истечение срока эксплуатации прибора учета, в том числе в связи с непроведением в установленный срок его поверки, является основанием для начисления платы не по показаниям прибора учета, а исходя из среднемесячного объема потребления в первые три месяца, а по истечении этого срока - по установленным нормативам потребления (подпункт "а" пункта 59 Правил).
В соответствии с подпунктом "а" пункта 59 указанных Правил, плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета за период не менее 6 месяцев (для отопления - исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления в случаях, когда в соответствии с пунктом 42(1) настоящих Правил при определении размера платы за отопление используются показания индивидуального или общего (квартирного) прибора учета), а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев (для отопления - не менее 3 месяцев отопительного периода в случаях, когда в соответствии с пунктом 42(1) настоящих Правил при определении размера платы за отопление используются показания индивидуального или общего (квартирного) прибора учета), в случае выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета либо истечения срока его эксплуатации, определяемого периодом времени до очередной поверки, - начиная с даты, когда наступили указанные события, а если дату установить невозможно, - то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд для жилого помещения и не более 2 расчетных периодов подряд для нежилого помещения (за исключением коммунальной услуги по электроснабжению в предусмотренных пунктом 80(1) настоящих Правил случаях), (в ред. Постановления Правительства РФ от 29.06.2020 N 950, действующей в юридически значимый период).
Пунктом 60 Правил установлено, что по истечении указанного в подпункте "а" пункта 59 настоящих Правил предельного количества расчетных периодов, за которые плата за коммунальную услугу определяется по данным, предусмотренным указанным пунктом, плата за коммунальные услугу, предоставленную в жилое помещение, рассчитывается в соответствии с пунктом 42 настоящих Правил, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг с применением повышающих коэффициентов, предусмотренных утвержденными Правительством Российской Федерации Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг.
Указанные законоположения являлись предметом рассмотрения Конституционным Судом Российской Федерации.
Так указывалось, что нормативные положения (подпункт «а» пункта 59, абзаца первого пункта 60 Правил 354) не соответствуют статьям 17 (часть 3), 18, 19 (части 1 и 2), 35 и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации, поскольку при определении размера платы за коммунальную услугу по горячему и холодному водоснабжению в жилом помещении позволяют не учитывать показания индивидуальных приборов учета за период со дня истечения межповерочного интервала поверки приборов учета до даты повторного введения их в эксплуатацию
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 29.09.2020 №2161-О, указал, что положения части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, устанавливающие общие принципы определения объема потребляемых коммунальных услуг для исчисления размера платы за них, и принятое в их развитие правовое регулирование, содержащееся в оспариваемых нормах Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, направлены на обеспечение баланса интересов потребителей коммунальных услуг и ресурсоснабжающих организаций и не могут расцениваться как нарушающие конституционные права.
Материалами дела установлено, что срок поверки прибора учета горячего водоснабжения № в квартире, расположенной по адресу: <адрес> истек 14 июня 2022 года, прибор поверен только 25.10.2023, опломбирован, что также подтверждается представленными в материалы дела копиями актов о проведении поверок.
Плата за указанный период в соответствии с подпунктом "а" пункта 59 Правил начислена по среднемесячному потреблению, а в дальнейшем - по нормативам.
В исковом заявлении Комиссарова А.В. указывает на то, что проведенной поверкой прибора подтверждено, что все время прибор учета горячего водоснабжения находился в исправном состоянии как до истечения межповерочного интервала, так и после, не подвергался ремонту или замене. Полагает, что данное обстоятельство обязывает ресурсоснабжающую организацию произвести за прошлое время перерасчет платы по показаниям такого прибора учета.
Данные доводы отклоняются как основанные на неправильном толковании действующего жилищного законодательства, которым не предусмотрена возможность перерасчета за прошлое время объема потребленных коммунальных услуг в случае поверки прибора учета после истечения межповерочного интервала. В этом случае прибор считается вышедшим из строя и размер платы за коммунальную услугу рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (часть 1 статьи 157 ЖК РФ, подпункт "д" пункта 81 (12) Правил).
В обоснование своей правовой позиции истец также ссылается на разъяснения, содержащиеся в п.25 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации №3 (2020), который утвержден 25.11.2020 Президиумом Верховного суда Российской Федерации.
В приведенном разъяснении речь идет о взыскании и расчете задолженности по платежам за электроэнергию.
В частности, в отличие от применяемого к данному спору подпункта 2 пункта 59 Правил, при расчете (перерасчете) платежей за электрическую Энергию применяется подпункт «г» пункта 59, введенный в действие Постановлением Правительства РФ от 29.06.2020 N 950 (в редакции Постановления Правительства РФ от 21.12.2020 N 2184), действующие в юридически значимый период.
Законом не предусмотрено, что рассматриваемые обстоятельства могут явиться основанием для проведения перерасчета по платежам за коммунальные услуги.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
Кроме того, истцом заявлены требования о взыскании с ответчика компенсации морального вреда.
В связи с тем, что по основным требованиям суд не усмотрел правовых оснований для произведения перерасчета по коммунальным платежам и отказывает в удовлетворении требований в данной части, а требование о взыскании компенсации морального вреда является производным от основного, следовательно в данной части исковые требования также удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Комиссаровой А. В. к акционерному обществу "Вологдагортеплосеть" о возложении обязанности, взыскании морального вреда оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано в Вологодский областной суд, через Вологодский городской суд Вологодской области, в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.
Судья Н.В. Качалова
Мотивированное решение изготовлено 08.08.2024