Решение по делу № 12-33/2023 от 03.04.2023

Дело № 12 – 33/2023

                                                                          УИД16MS0079-01-2023-000552-56

РЕШЕНИЕ

16 мая 2023 года                                               г.Азнакаево

Судья Азнакаевского городского суда РТ Абдуллин И.И.,

с участием помощника Азнакаевского городского прокурора Республики Татарстан – Гарипова А.А.,

привлекаемого лица – директора ГАПОУ «Азнакаевский политехнический техникум» Хуснутдинова Р.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании протест заместителя Азнакаевского городского прокурора Яфизова Л.М. на постановление мирового судьи судебного участка №1 по Азнакаевскому судебному району РТ Гайнутдинова Р.Р. от 23.03.2023 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – директора ГАПОУ «Азнакаевский политехнический техникум» Хуснутдинова Р.А.,

УСТАНОВИЛ:

    Заместитель Азнакаевского городского прокурора Яфизов Л.М. обратился в суд с протестом на постановление мирового судьи судебного участка №1 по Азнакаевскому судебному району РТ Гайнутдинова Р.Р. от 23.03.2023, которым производство по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица – директора ГАПОУ «Азнакаевский политехнический техникум» Хуснутдинова Р.А., по ст.19.29 КоАП РФ прекращено в связи с малозначительностью, совершенного административного правонарушения, ограничившись устным замечанием. С указанным постановлением не согласен, просит его отменить.

    Привлекаемый к административной ответственности Хуснутдинов Р.А. в судебном заседании с протестом прокурора согласился, указал, что на момент принятия государственного служащего на работу в их организации отсутствовал юрист, он не знал о необходимости уведомления о принятии на работу государственного служащего и не проконтролировал направление данного уведомления.

    Помощник Азнакаевского городского прокурора Гарипов А.А. протест поддержал.

Выслушав доводы прокурора, Хуснутдинов Р.А., исследовав письменные материалы дела, прихожу к выводу, что постановление мирового судьи от 21.10.2015 года в отношении Хуснетдинова Д.Л. следует отменить, административное дело вернуть на новое рассмотрение мировому судье.

    В силу ч.3 ст.30.6 КоАП РФ судья, должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

Статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что привлечение работодателем либо заказчиком работ (услуг) к трудовой деятельности на условиях трудового договора либо к выполнению работ или оказанию услуг на условиях гражданско-правового договора государственного или муниципального служащего, замещающего должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами, либо бывшего государственного или муниципального служащего, замещавшего такую должность, с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

В силу части 4 статьи 12 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Закона о противодействии коррупции), статьи 64.1 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель при заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), указанного в части 1 данной статьи, с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Неисполнение работодателем обязанности, установленной частью 4 статьи 12 названного Закона, является правонарушением и влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 5 статьи 12 Закона о противодействии коррупции).

    Исходя из взаимосвязанных положений частей 4 и 5 статьи 12 Закона о противодействии коррупции, объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выражается в неисполнении работодателем при привлечении к трудовой деятельности на условиях трудового договора или гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров) на выполнение работ (оказание услуг) в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей гражданина, замещавшего должности государственной (муниципальной) службы, перечень которых установлен нормативными правовыми актами Российской Федерации (бывший государственный (муниципальный) служащий), обязанности сообщать в десятидневный срок о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного (муниципального) служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после его увольнения с государственной (муниципальной) службы (абзац второй пункта 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 ноября 2017 года N 46 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судьями дел о привлечении к административной ответственности по статье 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", далее - постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 ноября 2017 года).

Судом установлено, что Азнакаевским городским прокурором Республики Татарстан в отношении директора ГАПОУ «Азнакаевский политехнический техникум» Хуснутдинова Р.А. 10.03.2023 возбуждено дело об административном правонарушении по ст.19.29 КоАП РФ, предусматривающем административную ответственность за привлечение работодателем либо заказчиком работ (услуг) к трудовой деятельности на условиях трудового договора либо к выполнению работ или оказанию услуг на условиях гражданско-правового договора государственного или муниципального служащего, замещающего должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами, либо бывшего государственного или муниципального служащего, замещавшего такую должность, с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Как усматривается из материалов дела, в ходе проведенной Азнакаевской городской прокуратурой проверки было установлено, что 14 мая 2020 года между ГАПОУ «Азнакаевский политехнический техникум» и Алтынбаевой Л.Ф. заключен трудовой договор, в соответствии с которым последняя принята на работу в названную организацию на должность специалиста по персоналу. Данный договор от имени организации подписан директором ГАПОУ «Азнакаевский политехнический техникум» Хуснутдиновым Р.А. (л.д. 16-19).

Ранее Алтынбаева Л.Ф. замещала должность федеральной государственной гражданской службы государственного налогового инспектора отдела камеральных проверок №1 Межрайонной ИФНС России №16 по Республике Татарстан, включенную в перечень должностей государственной гражданской службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых государственные гражданские служащие обязаны предоставлять сведения о своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

По результатам проверки Азнакаевским городским прокурором Республики Татарстан сделан вывод о том, что в нарушение требований части 4 статьи 12 Закона о противодействии коррупции директором ГАПОУ «Азнакаевский политехнический техникум» Хуснутдиновым Р.А. не выполнена обязанность по сообщению представителю нанимателя (работодателю) Алтынбаевой Л.Ф. по последнему месту её службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации, в десятидневный срок о заключении трудового договора с Алтынбаевой Л.Ф. Соответствующее уведомление было направлено в Межрайонной ИФНС России №16 по Республике Татарстан 5 июня 2020 года.

Постановлением мирового судьи судебного участка №1 по Азнакаевскому судебному району РТ от 23.03.2023 производство по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица – директора ГАПОУ «Азнакаевский политехнический техникум» Хуснутдинова Р.А., по ст.19.29 КоАП РФ прекращено в связи с малозначительностью, совершенного административного правонарушения, ограничившись устным замечанием.

Прекращая производство по данному делу об административном правонарушении мировой судья судебного участка №1 по Азнакаевскому судебному району РТ признал совершенное Хуснутдинов Р.А. административное правонарушение малозначительным, сочтя, что существенной угрозы охраняемым общественным правоотношениям не имеется, допущенное нарушение было фактически устранено 5 июня 2020 года, то есть до возбуждения дела об административном правонарушении 10 марта 2023 года.

С указанными выводами согласиться нельзя.

В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в частности, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Вывод судьи районного суда об обоснованности применения по делу положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нельзя признать сделанным с соблюдением требований статьи 24.1 названного Кодекса о всестороннем, полном, объективном и своевременном выяснении обстоятельств дела и разрешении его в соответствии с законом.

В соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В пункте 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. С учетом признаков объективной стороны некоторых административных правонарушений, они ни при каких обстоятельствах не могут быть признаны малозначительными, поскольку существенно нарушают охраняемые общественные отношения.

В пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 ноября 2017 года N 46 разъяснено, что в случае, когда административное правонарушение, предусмотренное статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не является существенным нарушением охраняемых общественных отношений в сфере противодействия коррупции (например, выразилось в нарушении требований к форме и содержанию сообщения, направляемого по последнему месту службы государственного (муниципального) служащего, которое не привело к неполучению необходимой для целей Закона о противодействии коррупции информации), данное административное правонарушение может быть признано малозначительным.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях допускает возможность освобождения от административной ответственности в связи с малозначительностью совершенного правонарушения, когда действие или бездействие хотя формально и содержит признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного деяния и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляет существенного нарушения охраняемых общественных отношений (статья 2.9). В то же время административное правонарушение не может быть признано малозначительным исходя из личности и имущественного положения привлекаемого к административной ответственности лица, добровольного устранения последствий правонарушения, возмещения причиненного ущерба. Данный вывод выражен Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 28 июня 2018 года N 1650-О.

Аналогичная правовая позиция приведена и в пункте 21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".

Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, заключается в противоправном бездействии, выразившемся в неуведомлении представителя нанимателя (работодателя) по прежнему месту службы принимаемого на работу бывшего государственного или муниципального служащего.

Поскольку наступление вредных последствий не является квалифицирующим признаком объективной стороны административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отсутствие указанных последствий не свидетельствует о малозначительности совершенного правонарушения. Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в данном случае не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в ненадлежащем отношении работодателя к исполнению своих обязанностей.

Нормы статьи 12 Закона о противодействии коррупции ориентированы на обеспечение безопасности государства, а потому пренебрежение ими не может рассматриваться как малозначительное административное правонарушение.

Положенное в основу постановления о признании вменяемого директору ГАПОУ «Азнакаевский политехнический техникум» Хуснутдинову Р.А. административного правонарушения малозначительным суждение мирового судьи о том, что совершенное названным лицом деяние не представляет существенной угрозы охраняемым общественным отношениям в сфере противодействия коррупции, не учитывает приведенные выше положения и должным образом не мотивировано.

Исследованные в процессе рассмотрения дела доказательства, оценка которых позволила прийти к выводу о возможности освободить лицо от административной ответственности, в обжалуемом судебном акте не приведены.

Состоявшееся по данному делу об административном правонарушении постановление мирового судьи судебного участка №1 по Азнакаевскому судебному району РТ от 23.03.2023, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора ГАПОУ «Азнакаевский политехнический техникум» Хуснутдинова Р.А., законным и обоснованным признать нельзя.

Необходимо учитывать, что Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит нормы, предусматривающей возможность отмены вступившего в законную силу постановления или решения по делу об административном правонарушении, если при этом ухудшается положение лица, в отношении которого ведется производство по делу.

Согласно части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изменение постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, если при этом усиливается административное наказание или иным образом ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение, не допускается. Ухудшение положения этого лица тем более недопустимо при отмене состоявшихся по делу об административном правонарушении судебных актов.

Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрен единственный случай вынесения решения об отмене вступивших в законную силу постановления (решения) по делу об административном правонарушении и о возвращении дела на новое рассмотрение. В силу пункта 3 части 2 статьи 30.17 указанного Кодекса таким случаем является существенное нарушение процессуальных требований, предусмотренных данным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Допущенные мировым судьей судебного участка №1 по Азнакаевскому судебному району РТ судьей нарушение процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются существенными, имеют фундаментальный, принципиальный характер, повлияли на исход рассматриваемого дела. Следовательно, в данном случае имеются основания для отмены опротестованного заместителем Азнакаевского городского прокурора Республики Татарстан Яфизовым Л.М. судебного акта.

При таких обстоятельствах постановление мирового судьи от 23 марта 2023 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора ГАПОУ «Азнакаевский политехнический техникум» Хуснутдинова Р.А., подлежит отмене.

С учетом того, что на момент рассмотрения протеста заместителя Азнакаевского городского прокурора Республики Татарстан Яфизова Л.М. в Азнакаевском городском суде Республики Татарстан срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, для данной категории дел, не истек, настоящее дело в соответствии с требованиями пункта 3 части 2 статьи 30.17 указанного Кодекса подлежит возвращению мировому судье судебного участка №1 по Азнакаевскому судебному району РТ на новое рассмотрение.

Руководствуясь п.4 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

    Постановление мирового судьи судебного участка №1 по Азнакаевскому судебному району Республики Татарстан Гайнутдинова Р.Р. по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица директора ГАПОУ «Азнакаевский политехнический техникум» Хуснутдинова Р.А. по ст.19.29 КоАП РФ от 23.03.2023 отменить, административное дело в отношении Хуснутдинова Р.А. возвратить мировому судье на новое рассмотрение, протест прокурора Азнакаевского городского прокурора Республики Татарстан удовлетворить.

Настоящее решение вступает в силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в порядке статьи 30.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицами, указанными в статьях 25.1 - 25.5 указанного Кодекса, должностным лицом, направившим дело в суд, либо опротестовано прокурором в Шестой кассационный суд общей юрисдикции.

судья Азнакаевского

городского суда РТ                                                                          И.И. Абдуллин

12-33/2023

Категория:
Административные
Истцы
Яфизов Л.М.
Ответчики
Хуснутдинов Роберт Анисович
Суд
Азнакаевский городской суд Республики Татарстан
Судья
Абдуллин Ильнур Ирекович
Статьи

19.29

Дело на странице суда
aznakaevsky.tat.sudrf.ru
04.04.2023Материалы переданы в производство судье
16.05.2023Судебное заседание
22.05.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.05.2023Дело оформлено
16.05.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее