Решение по делу № 2-204/2021 от 29.04.2021

Дело № 2-204 /2021

                                               РЕШЕНИЕ

                             Именем Российской Федерации

31 мая 2021 года                                                                  с. Уйское

         Уйский районный суд Челябинской области в составе председательствующего судьи Неежлевой Л.С., при секретаре Выдриной Е.В., с участием старшего помощника прокурора Уйского района Рудаковой М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Уйского района Челябинской области в интересах Лемеш Д.А. к Администрации Уйского муниципального района Челябинской области о предоставлении жилого помещения,

                                            УСТАНОВИЛ:

Прокурор Уйского района обратился в суд в интересах Лемеш Д.А. с иском к администрации Уйского муниципального района Челябинской области о предоставлении жилого помещения.

В обоснование требований указано, что Лемеш Д.А.,"Дата" года рождения, относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как ее мать Д.ко И.Л. умерла, а отец Л.ш А.И. решением Уйского районного суда от "Дата" был лишен родительских прав. Постановлением главы Уйского муниципального района от "Дата" (с изменениями от "Дата" ) Лемеш Д.А. передана была под опеку Б.ва Л.А. Лемеш Д.А. Решением Министерства социальных отношений Челябинской области от "Дата" Лемеш Д.А. была включена в Список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями и имеет право на благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору социального найма. Поскольку Лемеш Д.А. какого-либо жилья не имеет, просят обязать администрацию Уйского муниципального района в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу предоставить Лемеш Д.А. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, в соответствии с санитарно-техническими нормами, площадью не менее 18 кв.м., в черте Уйского муниципального района за счет средств субвенции социальных выплат на обеспечение жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемых из бюджета Челябинской области(л.д.5-8)).

Представитель прокуратуры Уйского района Челябинской области Рудакова М.А. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить по основаниям, указанным в исковом заявлении.

Истец Лемеш Д.А. в судебное заседание не явилась, о времени и месте слушания дела извещена, в заявлении просила рассмотреть дело в ее отсутствие(л.д. 38, 76 ).

Представитель ответчика администрации Уйского муниципального района Челябинской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены, ходатайств об отложении разбирательства дела, просили рассмотреть дело в их отсутствие, возражений относительно заявленных требований не представили(л.д. 40,52).

Представитель УСЗН Уйского муниципального района Кон6овалова Н.А. исковые требования прокурора поддержала, указав на доводы, изложенные в отзыве(л.д. 41).

Представитель третьего лица Министерства социальных отношений Челябинской области в судебное заседание не явился, извещены, в письменном отзыве поддерживают иск прокурора, просили рассмотреть дело в их отсутствие(л.д. 37,73-75).

        Исходя из принципа диспозитивности сторон, согласно которому стороны самостоятельно распоряжаются своими правами и обязанностями, осуществляют гражданские права своей волей и в своем интересе (ст. ст. 1, 9 Гражданского кодекса Российской Федерации), а также исходя из принципа состязательности, суд вправе разрешить спор в отсутствие стороны, извещенной о времени и месте судебного заседания, и не представившей доказательства отсутствия в судебном заседании по уважительной причине.

С учетом данных обстоятельств суд в силу ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, о дате, времени и месте рассмотрения уведомленных надлежащим образом.            

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу статьи 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище.

      В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Согласно ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.

В соответствии с ч. 7 ст. 8 указанного закона по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

Согласно ч. 8 ст. 8 указанного закона дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ, согласно ч. 9 ст. 8 указанного закона, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Федеральный закон от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части, обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» вступил в силу с 01 января 2013 года.

В соответствии с ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

В силу ст.109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.

      Согласно ч. 1 ст. 17 Закона Челябинской области от 25 октября 2007 г. № 212-ЗО «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вознаграждении, причитающемся приемному родителю, и социальных гарантиях приемной семье» в редакции Закона от 31 января 2013 года № 447-ЗО, жилые помещения специализированного жилищного фонда предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленным в соответствии со статьей 50 Жилищного кодекса РФ.

В соответствии со ст. 3 Закона Челябинской области от 22 декабря 2005 года № 442-ЗО «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»( в редакции Закона от 31.01.2013 г №447-ЗО) органы местного самоуправления наделяются установленными Законом Челябинской области «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вознаграждении, причитающемся приемному родителю, и социальных гарантиях приемной семье» государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, (далее - лица из их числа) в том числе, в части однократного обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включенных в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Согласно ст. 3 Закона Челябинской области от 31 января 2013 г. № 447-ЗО «О внесении изменений в статью 17 Закона Челябинской области «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вознаграждении, причитающемся приемному родителю, и социальных гарантиях приемной семье» и Закон Челябинской области «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа, а также лица, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа и достигли возраста 23 лет, состоящие на момент вступления в силу настоящего Закона на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вносятся в список в порядке очередности, в которой они состояли на указанном учете, и снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

В судебном заседании установлено, что Лемеш Д.А. родилась "Дата" в <адрес>, ее родителями являются Л.ш А.И. и Л.ш И.Л., что подтверждается свидетельством о рождении(л.д.11, ).

"Дата" брак между родителями истца Лемеш Д.А. был расторгнут, что подтверждается свидетельством о расторжении брака(л.д.12), после чего Л.ш И.Л. вступила в повторный брак с Д.ко В.А.(л.д.13).

Мать истца- Д.ко И.Л. умерла "Дата", что подтверждается свидетельством о смерти(л.д.14).

Решением Уйского районного суда Челябинской области от "Дата" отец истца - Л.ш А.И. был лишен родительских прав в отношении несовершеннолетней дочери Лемеш Д.А.(л.д.15-19).

Постановлением главы Администрации Уйского муниципального района от "Дата" ( с изменениями от "Дата" ) над несовершеннолетней Лемеш Д.А. была установлена опека, опекуном назначена Б.ва Л.А.(л.д.20,22).

Согласно адресной справки Лемеш Д.А. зарегистрирована по месту жительства с "Дата" в доме своего опекуна Б.ва Л.А. по адресу:д<адрес>(л.д.46,51).

Право собственности на данный жилой дом зарегистрировано за Б.ва Л.А., свидетельство о государственной регистрации права собственности от "Дата", что подтверждается сведениями Масловского сельского поселения(л.д.47).

Согласно Заключения Управления социальной защиты населения Уйского муниципального района от "Дата" принято решение о необходимости признания Лемеш Д.А. нуждающейся в предоставлении жилого помещения и включении ее в Список лиц, подлежащих обеспечению жилым помещением, как ребенка-сироту(л.д.23).

Решением Министерства социальных отношений Челябинской области от "Дата" Лемеш Д.А., "Дата" рождения, включена в Список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа по Уйскому муниципальному району(л.д.24), что также подтверждается Списком граждан по Уйскому муниципальному району от 18 лет и старше(л.д.25).

Таким образом, установлено, что Лемеш Д.А. относится к числу лиц, имеющих право на предоставление жилья как ребенок, оставшийся без попечения родителей, на момент рассмотрения дела в суде не достигла возраста 23-х лет, является нуждающейся в жилом помещении как ребенок-сирота, какого-либо жилья, пригодного для проживания, в собственности не имеет, что также подтверждается сведениями из Росреестра, Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Уйского муниципального района, справкой Масловского сельского поселения(л.д.44,47,50). Доказательств обратного в судебном заседании не установлено.

В соответствии с Решением Собрания депутатов Уйского района Челябинской области от 17 февраля 2016 года №52 «О внесении изменений в постановление Собрания депутатов Уйского муниципального района от 28 декабря 2005 года №129 «Об установлении размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда» норма предоставления жилого помещения на территории Уйского муниципального района Челябинской области по договору социального найма составляет не менее 18 кв. метров общей площади(л.д.69-70).

Поскольку Лемеш Д.А. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигла возраста 18 лет, у нее возникло право на однократное получение жилого помещения специализированного жилищного фонда.

При этом суд считает, что гарантированное законом право Лемеш Д.А., как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение мер социальной поддержки в виде обеспечения жильем, не может быть поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц названной категории, имеющих право на получение жилой площади и включенных в Список, подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа ранее Лемеш Д.А., а также от момента выделения органу местного самоуправления соответствующих денежных средств на эти цели.

По своей сути формирование субъектом Российской Федерации списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения. Формирование списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что иск прокурора заявлен законно и обоснованно и на администрацию Уйского муниципального района следует возложить обязанность предоставить Лемеш Д.А. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений применительно к условиям Уйского муниципального района Челябинской области, в соответствии с санитарно- техническими нормами, площадью не менее 18 кв.м. за счет средств субвенции социальных выплат на обеспечение жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемых из бюджета субъекта Челябинской области, предоставив для этого срок- в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, ст. 109.1 ЖК РФ, Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», суд

                                          Р Е Ш И Л:

Иск прокурора Уйского района в интересах Лемеш Д.А. к Администрации Уйского муниципального района о предоставлении жилого помещения удовлетворить.

Обязать администрацию Уйского муниципального района Челябинской области предоставить Лемеш Д.А., "Дата" года рождения, уроженке <адрес>, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений применительно к условиям Уйского муниципального района Челябинской области, в соответствии с санитарно- техническими нормами, площадью не менее 18 кв.м. за счет средств субвенции социальных выплат на обеспечение жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемых из бюджета субъекта Челябинской области, в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Челябинский областной суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме, через Уйский районный суд.

Председательствующий:                                         Неежлева Л.С.

Мотивированное решение изготовлено 01 июня 2021 года

2-204/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Лемеш Дарья Анатольевна
Прокурор Уйского района в защиту интересов лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся безпопечения родителей
Ответчики
Администрация Уйского муниципального района Челябинской области
Другие
Министерство социальных отношений Челябинской области
Управление социальной защиты населения Уйского муниципального района Челябинской области
Суд
Уйский районный суд Челябинской области
Судья
Неежлева Лидия Сергеевна
Дело на странице суда
uisk.chel.sudrf.ru
29.04.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
30.04.2021Передача материалов судье
30.04.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
04.05.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.05.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
31.05.2021Судебное заседание
01.06.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.06.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
31.05.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее