Судья Бабина К.В.
Дело № 2-691/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
№ 11-10759/2021
23 сентября 2021 года г. Челябинск
Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего Скрябиной С.В.
судей Доевой И.Б., Мокроусовой Л.Н.,
при секретаре Разореновой Е.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску Куренкова Владимира Александровича к Главному Управлению Министерства внутренних дел России по Челябинской области, Управлению Уральского округа войск национальной гвардии Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации о признании ветераном боевых действий, возложении обязанности
по апелляционной жалобе Куренкова Владимира Александровича на решение Озерского городского суда Челябинской области от 26 апреля 2021 года.
Заслушав доклад судьи Доевой И.Б. об обстоятельствах дела, доводах апелляционной жалобы, объяснения истца Куренкова В.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя ответчика – Управления Уральского округа войск национальной гвардии Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации – Дорошенко П.В., действующего на основании доверенности, судебная коллегия
установила:
Куренков В.А. с учетом последующего уточнения исковых требований, обратился с иском к Главному Управлению Министерства внутренних дел России по Челябинской области (далее ГУ МВД России по Челябинской области), Управлению Уральского округа войск национальной гвардии Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (далее Управление Уральского округа войск национальной гвардии) о признании ветераном боевых действий, возложении обязанности выдать удостоверение ветерана боевых действий.
В обоснование исковых требований указано, что Куренков В.А. является получателем пенсии по выслуге лет. В письме Управления Уральского округа войск национальной гвардии от 26 июня 2020 года № <данные изъяты> истцу сообщено, что решением комиссии от 18 июня 2020 года ему отказано в выдаче удостоверения «Ветеран боевых действий», поскольку из представленных истцом, а также войсковой частью <данные изъяты> документов, следует, что истец в период с 28 марта 2006 года по 31 марта 2006 года выполнял задачи в составе Объединенной группировки войск (сил) по введению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона, однако сведения о фактическом участии при проведении контртеррористических операций отсутствуют. Считает отказ Управления Уральского округа войск национальной гвардии в выдаче удостоверения «Ветеран боевых действий» незаконным, поскольку его участие в боевых действиях в период с 28 марта 2006 года по 31 марта 2006 года подтверждается представленными доказательствами.
В судебном заседании суда первой инстанции истец Куренков В.А. и его представитель Чепель О.С., действующий на основании доверенности, исковые требования и доводы. Изложенные в исковом заявлении поддержали.
Представитель ответчика Управления Уральского округа войск национальной гвардии Зарипов А.К., действующий на основании доверенности, исковые требования не признал, ссылаясь на их необоснованность.
Представитель третьего лица не заявляющего самостоятельных требований на стороне ответчиков - войсковой части 3446 – Рыбин Д.О., действующий на основании доверенности, исковые требования не признал по доводам, изложенным в отзыве на исковое заявление.
Представитель ответчика ГУ МВД России по Челябинской области, в судебное заседание суда первой инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены своевременно, надлежащим образом.
Решением Озерского городского суда Челябинской области от 26 апреля 2021 года в удовлетворении исковых требований Куренкова В.А. отказано.
В апелляционной жалобе Куренков В.А. просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение. В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела; нарушение норм материального права. Настаивает, что в период с 28 марта 2006 года по 31 марта 2006 года выполнял задачи в составе Объединенной группировки войск (сил) по введению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона, что является основанием для признания его ветераном боевых действий и выдачи удостоверения ветерана боевых действий.
Представитель ответчика ГУ МВД России по Челябинской области, представитель третьего лица не заявляющего самостоятельных требований на стороне ответчиков - войсковой части 3446, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены своевременно, надлежащим образом.
На основании статей 113, 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, принимая во внимание, что лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом и за срок, достаточный для обеспечения явки и подготовки к судебном заседанию, судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела при установленной явке.
Исследовав материалы дела, в том числе новые доказательства, принятые в порядке абзаца 2 части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы, в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого судебного постановления.
Судом установлено и из материалов дела следует, что в период с 18 июля 2001 года по 31 мая 2008 года Куренков В.А. проходил военную службу по контракту в войсковой части 3446 (<данные изъяты>) (л.д. 7-12).
Из выписки из приказа командира войсковой части 3446 от 23 марта 2006 года № <данные изъяты> следует, что на основании приказания начальника штаба войсковой части 3273 от 17 марта 2006 года № <данные изъяты> майор Куренков В.А. – <данные изъяты> – считался убывшим в служебную командировку в войсковую часть <данные изъяты> с 23 марта 2006 года по 01 апреля 2006 года для сопровождения военнослужащих по призыву <данные изъяты> в качестве основания указано - командировочное удостоверение № <данные изъяты> Из содержания данного командировочного удостоверения следует, что оно выдано командиром войсковой части 3446 <данные изъяты> Куренкову В.А. для сопровождения военнослужащих по призыву, срок командировки – 10 дней, по 01 апреля 2006 года; основание: приказание <данные изъяты> от 17 марта 2006 года № <данные изъяты> (л.д. 15, 76).
Как следует из выписки из приказа командира войсковой части 3446 от 05 апреля 2006 года № <данные изъяты> майор Куренков В.А. считался прибывшим из служебной командировки из войсковой части <данные изъяты> с 04 апреля 2006 года; основание: командировочное удостоверение № <данные изъяты> (л.д. 77).
Согласно справке для военнослужащих ОГВ (с) по контракту № <данные изъяты> командующего Объединенной группировки войск (сил) по проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации майор Куренков В.А. в период с 28 марта 2006 года по 31 марта 2006 года выполнял задачи в составе Объединенной группировки войск (сил) по проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации; в данной справке номера приказов в соответствии с которыми истец выполнял соответствующие задачи и их перечень отсутствуют.
14 апреля 2020 года Куренков В.А. обратился в Уральский округ войск национальной гвардии Российской Федерации с заявлением об оказании содействия в присвоении звания ветерана боевых действий и выдаче соответствующего удостоверения на основании пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2003 года № 763 «Об удостоверении ветерана боевых действий» (л.д. 17-20).
Из письма Управления Уральского округа войск национальной гвардии от 26 июня 2020 года № <данные изъяты> следует, что решением комиссии от 18 июня 2020 года истцу отказано в выдаче удостоверения «Ветеран боевых действий», поскольку из представленных истцом, а также войсковой частью 3446 документов, следует, что истец в период с 28 марта 2006 года по 31 марта 2006 года выполнял задачи в составе Объединенной группировки войск (сил) по введению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона, однако сведения о фактическом участии при проведении контртеррористических операций отсутствуют.
Как следует из справки войсковой части 3446 от 18 мая 2020 года, выданной Куренкову В.А., сведений о его непосредственном участии в контртеррористической операции не имеется (л.д. 43).
Полагая указанные действия ответчика незаконными и нарушающими его право на меры социальной поддержки ветеранов боевых действий, истец обратился в суд с настоящим иском.
Разрешая спор и отказывая Куренкову В.А. в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции на основании анализа и оценки представленных в материалы дела доказательств, руководствуюсь положениями Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», приложением к этому Федеральному закону (Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации), Приказом Федеральной службы войск национальной гвардии от 05 июля 2017 года № 196, которым утвержден Порядок выдачи удостоверения ветерана боевых действий в войсках национальной гвардии Российской Федерации, Постановления Правительства Российской Федерации от 09 февраля 2004 года № 65 «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации», пришел к выводу о недоказанности истцом факта непосредственного участия в боевых действиях на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации с 28 марта 2006 года по 31 марта 2006 года.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда и считает, что они основаны на надлежащей оценке доказательств по делу, приняты в соответствии с правилами статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и с нормами материального права, регулирующего спорные правоотношения и при правильном распределении между сторонами бремени доказывания и установлении всех обстоятельств, имеющих значение для дела. Представленным сторонами доказательствам судом дана верная правовая оценка. Результаты оценки доказательств суд отразили в постановленном судебном акте. Нарушений требований процессуального законодательства, которые могли бы привести к неправильному разрешению спора, судом не допущено.
Конституция Российской Федерации, в соответствии с целями социального государства (часть 1 статьи 7) гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права к компетенции законодателя (часть 2 статьи 39).
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации, в том числе ветеранов боевых действий, предусмотрены Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (далее - Федеральный закон «О ветеранах»), который, как следует из его преамбулы, направлен на создание условий, обеспечивающих материальное и моральное благополучие ветеранов с учетом их заслуг перед обществом и государством.
Федеральный закон «О ветеранах» к ветеранам боевых действий относит военнослужащих, в том числе уволенных в запас (отставку), военнообязанных, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, войск национальной гвардии и органов государственной безопасности, работников указанных органов, работников Министерства обороны СССР и работников Министерства обороны Российской Федерации, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленных в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавших участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавших участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации (подпункт 1 пункта 1 статьи 3).
Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации приводится в приложении к названному федеральному закону (пункт 3 статьи 3 Федерального закона «О ветеранах»).
В разделе III этого перечня к числу территорий и периодов ведения боевых действий отнесены в том числе: выполнение задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона с августа 1999 года.
Статьей 13 Федерального закона «О ветеранах» в подпунктах 1 - 5 пункта 1 предусмотрено, что социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей пенсионное обеспечение, выплату пособий в соответствии с законодательством Российской Федерации, получение ежемесячной денежной выплаты, предоставление жилых помещений, компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, оказание медицинской помощи и протезно-ортопедической помощи.
Статьей 16 Федерального закона «О ветеранах» определены меры социальной поддержки ветеранов боевых действий.
К числу таких мер социальной поддержки относятся льготы по пенсионному обеспечению, предоставляемые ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 данного федерального закона, в соответствии с законодательством, а также право на ежемесячную денежную выплату ветеранам боевых действий, установленное подпунктом 3 пункта 1 статьи 23.1 этого федерального закона.
Статьей 28 Федерального закона «О ветеранах» определено, что реализация мер социальной поддержки ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий осуществляется при предъявлении ими удостоверения единого образца, установленного для каждой категории ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий Правительством СССР до 01 января 1992 года или Правительством Российской Федерации.
Во исполнение приведенных выше положений Федерального закона «О ветеранах» Правительство Российской Федерации постановлением от 19 декабря 2003 года № 763 утвердило единый образец бланка удостоверения ветерана боевых действий, его описание и инструкцию о порядке заполнения, выдачи и учета данного удостоверения.
В соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2003 года № 763 «Об удостоверении ветерана боевых действий» выдача удостоверения ветерана боевых действий единого образца осуществляется лицам, указанным в подпунктах 1 - 7 Федерального закона «О ветеранах», кроме лиц, упомянутых в абзацах третьем и четвертом настоящего пункта, - федеральным органам исполнительной власти и федеральным государственным органам, направлявшим (привлекавшим) указанных лиц для выполнения задач в районах боевых действий, вооруженных конфликтов и контртеррористических операций и выполнения правительственных боевых заданий, либо федеральным органам исполнительной власти и федеральным государственным органам, осуществляющим в настоящее время функции в установленной сфере деятельности упраздненных государственных органов, направлявших (привлекавших) указанных лиц для выполнения задач в районах боевых действий, вооруженных конфликтов и контртеррористических операций и выполнения правительственных боевых заданий.
Указом Президента Российской Федерации «Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации» от 05 апреля 2016 года № 157 образована Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации (пункт 1 Указа), внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации преобразованы в войска национальной гвардии Российской Федерации (пункт 2 Указа).
Приказом Федеральной службы войск национальной гвардии от 05 июля 2017 года № 196 утвержден Порядок выдачи удостоверения ветерана боевых действий в войсках национальной гвардии Российской Федерации (далее - Порядок).
Согласно требованиям пункта 6 Порядка граждане, проходившие военную службу во внутренних войсках МВД России, военную службу (службу) в войсках национальной гвардии, для получения удостоверения направляют заявление в комиссию.
В соответствии с пунктом 7 Порядка к заявлению, помимо прочего, прикладываются выписки из приказов либо справки соответствующих командиров (начальников) воинских частей (подразделений) войск национальной гвардии, территориальных органов Росгвардии, ВООВО и иных организаций войск национальной гвардии о направлении, прибытии, убытии в служебные командировки, копии командировочных удостоверений, заверенные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также документы, подтверждающие непосредственное участие в боевых действиях (выполнение задач (специальных задач) при исполнении служебных обязанностей:
для лиц, выполнявших задачи в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, - выписки из приказов соответствующих командиров (начальников) воинских частей, подразделений, штабов, органов, оперативных и иных групп, записи в военных билетах, трудовых книжках и (или) сведениях о трудовой деятельности, летных книжках, архивные справки (справки), подтверждающие даты или периоды выполнения заявителем указанных задач, либо документы, подтверждающие полученные в связи с этим ранения, контузии или увечья, либо реализованный наградной материал;
для лиц, выполнявших задачи в ходе контртеррористических операций, - выписки из приказов командиров (начальников) воинских частей, подразделений и органов, привлекаемых к проведению контртеррористических операций, в которых указаны даты или периоды участия военнослужащих (сотрудников) в контртеррористических операциях и которые утверждены руководителем контртеррористической операции, либо документы, подтверждающие полученные в связи с этим ранения, контузии или увечья, либо реализованный наградной материал.
В обоснование своих требований истец указал, что находился в период в период с 28 марта 2006 года по 31 марта 2006 года выполнял задачи в составе Объединенной группировки войск (сил) по введению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона (в данном случае в г. Грозный).
Оценивая доводы истца в указанной части суд первой инстанции обоснованно указал, что законом определен круг лиц, которые относятся к ветеранам боевых действий и которым осуществляется выдача удостоверения ветерана боевых действий, к числу которых истец не относится.
Исходя из анализа вышепривиденных норм материального права следует, что факт участия в контртеррористических операциях должен подтверждаться соответствующими приказами командиров (начальников) воинских частей, подразделений и органов, привлекаемых к проведению контртеррористических операций, в которых указаны даты или периоды участия соответствующих сотрудников и военнослужащих в контртеррористических операциях и которые утверждены соответствующим руководителем.
Между тем таких документов суду не было представлено, а документы, на которые ссылается истец, не содержат сведений о конкретных датах его непосредственного участия в боевых действиях, контртеррористических операциях, указан лишь весь период его нахождения в <данные изъяты> в целях сопровождения в войсковую <данные изъяты> с 23 марта 2006 года по 01 апреля 2006 года военнослужащих по призыву <данные изъяты>., а, также не содержат ссылок на приказы о привлечении истца к проведению контртеррористических операций, поэтому не отвечают требованиям допустимости доказательств в части подтверждения указанного факта. Более того, ответами войсковой части № 3446 опровергнут факт участия истца в боевых действиях, контртеррористических операциях.
Сам по себе факт нахождения военнослужащего на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации в период, начиная с 01 августа 1999 года в составе Объединенной группировки войск (сил), направленной для выполнения задач по обеспечению правопорядка и безопасности на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации, без его участия в проведении каких-либо контртеррористических операций, состав участников и зона проведения которых определяется по приказу руководителя контртеррористической операции, не может являться основанием для установления факта участия в боевых действиях, выдачи ему удостоверения ветерана боевых действий. Наличие оснований для выдачи удостоверения «Ветеран боевых действий» должно подтверждаться приказами командиров (начальников) воинских частей, подразделений и органов, привлекаемых к проведению контртеррористических операций, в которых указаны даты или периоды участия соответствующих сотрудников и военнослужащих в контртеррористических операциях и которые со 02 августа 2006 года должны быть утверждены руководителем контртеррористической операции на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации.
Как указано выше, в материалах дела, в том числе принятых судебной коллегий в порядке абзаца 2 части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации новых доказательств (ответа Управление Уральского округа войск национальной гвардии от 16 сентября 2021 года, справки командира войсковой части 3446 от 15 сентября 2021 года, ответа командира войсковой части 3446 от 13 сентября 2021 года) в целях проверки доводов истца, не содержатся сведения об участии истца в боевых действиях; приказы, подтверждающие факт участия Куренкова В.А. в боевых действиях в период проведения контртеррористической операции на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации, в материалы дела не представлены.
Таким образом, вопреки доводам апелляционной жалобы истца, повторяющим его позицию в суде первой инстанции, поскольку факт участия истца в боевых действиях в период проведения контртеррористической операции на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации не подтвержден допустимыми доказательствами, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что истец не может быть признан ветераном боевых действий.
Вопреки ошибочным доводам апелляционной жалобы, справка Врио командира войсковой части 3446 от 18 мая 2020 года о том, что <данные изъяты> Куренков В.А. в период с 28 марта 2006 года по 31 марта 2006 года выполнял задачи в составе Объединенной группировки войск (сил) по проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации, не содержит информации о конкретных датах и периодах непосредственного участия Куренкова А.В. в боевых действиях в период проведения контртеррористической операции, напротив содержит информацию об отсутствии сведений о его непосредственном участии в контртерроритсической операции.
Каких-либо иных доказательств участия Куренкова А.В. в боевых действиях (выполнении задач в ходе контртеррористических операций, боевых операциях, заданиях, работах, участия в обеспечении боевых действий (выполнения специальных задач), получения в связи с этим ранения, контузии или увечья, либо наличия реализованного наградного материала, либо направления на работу для обеспечения выполнения специальных задач на территории на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации с 28 марта 2006 года по 31 марта 2006 года, в материалах дела не содержится (статья 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Доводы апелляционной жалобы истца, в том числе о том, что суд не применил нормы материального права – положения пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2003 года № 763 «Об удостоверении ветерана боевых действий», не учел, что представленные им документы подтверждают его право получить удостоверение ветерана боевых действий и соответствующие меры социальной поддержки, основаны на неверном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, и направлены на иную оценку представленных доказательств и установленных фактических обстоятельств данного дела, как следствие, не могут служить поводом для отмены судебного постановления. Оснований для переоценки представленных доказательств и иного применения норм материального права у суда апелляционной инстанции не имеется, так как, учитывая требования закона и установленные обстоятельства, суд первой инстанции правильно разрешил возникший спор.
Иных доводов, которые бы имели правовое значение для разрешения спора и могли повлиять на оценку законности и обоснованности обжалуемого решения, апелляционная жалоба истца не содержит.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены решения суда первой инстанции, судом не допущено.
Руководствуясь статьями 327-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Озерского городского суда Челябинской области от 26 апреля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Куренкова Владимира Александровича – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 27 сентября 2021 года.