Решение по делу № 2-485/2020 от 02.09.2020

Дело № 2-485/2020

                          22RS0032-01-2020-000592-21

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Горняк                                                                                          23 октября 2020 года

Локтевский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Марфутенко В.Г.,

при секретаре Белокриницкой Н.В.,      

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское по заявлению Муниципального образования Локтевский район в лице Администрации Локтевского района Алтайского края о признании права муниципальной собственности на бесхозяйное недвижимое имущество,

Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

                                      УСТАНОВИЛ:

Муниципального образования Локтевский район в лице Администрации Локтевского района Алтайского края обратилась в суд с заявлением о признании права муниципальной собственности на бесхозяйное недвижимое имущество

В обоснование заявления с учетом уточнения, указали, чтоАдминистрацией Локтевского района 20.05.2019 года осуществлена постановка на учет в Локтевском отделе Управления Федеральной регистрационной службы по Алтайскому краю в качестве бесхозяйного имущества объектов недвижимого имущества:

- сооружение хозяйственно-питьевой воды, протяженностью 24138 м, расположенного по адресу: <адрес>, по направлению на юго-запад от станции II подъема скважинного водозабора в <адрес> до границы <адрес>, кадастровый ;

- сооружение промышленный водовод, протяженностью 22752 м, расположенного по адресу: <адрес>, по направлению на юго-запад от промышленного ковшового водозабора в <адрес> до границы <адрес>, кадастровый .

Согласно письму Главного управления имущественных отношений Алтайского края, письму Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Алтайскому краю, справке Управления по экономическому развитию и имущественным отношениям Администрации Локтевского района,указанные выше объекты недвижимого имущества в реестрах федерального, краевого и муниципального имущества не значатся.

В настоящее время со дня принятия вышеуказанных объектов на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, прошел год.

Вышеперечисленные объекты возводились хозяйственным способом, действующим на тот период.

С момента возведения данными объектами пользуется ТОО «Востокэнерго».

Администрация Локтевского района, на основании Положения о порядке управлении и распоряжения муниципальным имуществом, находящимся в собственности МО Локтевский район выявила расположенное на территории муниципального образования имущество и отнесла его к объектам, собственники которого отсутствовали.

Для регистрации и приобретения недвижимого имущества в муниципальную собственность администрацией была проведена следующая работа:обследованы объекты недвижимого имущества;затребована информация по объектам из ЕГРП;затребована информация о правах землепользования на земельные участки, занимаемые недвижимым имуществом;сооружения приняты на учет, как бесхозяйные органом;администрации поселений обеспечили сохранность имущества от разрушения и разграбления;затребована информация из Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Алтайскому краю;затребована информация из Главного Управления имущественных отношений Алтайского края;затребована информация из Управления по экономическому развитию и имущественным отношениям Администрации Локтевского района на данные объекты.

Вышеуказанные сооружения поставлены на кадастровый учет, имеют кадастровые паспорта.

В течение года с момента постановки данного имущества на учет как бесхозяйного его правообладатель не установлен, ограничения (обременения) права, правопритязания, заявленные в судебном порядке права требования не установлены.

Просят признать за Муниципальным образованием Локтевский район в лице Администрации Локтевского района Алтайского края право собственности на:

сооружение хозяйственно-питьевой воды, протяженностью 24138 м, расположенного по адресу: <адрес>, по направлению на юго-запад от станции II подъема скважинного водозабора в <адрес> до границы <адрес>, кадастровый .

сооружение промышленный водовод, протяженностью 22752 м, расположенного по адресу: <адрес>, по направлению на юго-запад от промышленного ковшового водозабора в <адрес> до границы <адрес>, кадастровый .

Представитель заявителя Муниципального образования Локтевский район в лице Администрации Локтевского района Алтайского края Наумова О.В. в судебном заседании заявленные требования поддержала по доводами изложенным в заявлении. Пояснила, что муниципальным образование соблюдена необходимая процедура, дающая им право обратиться с требованием о признании муниципального права на недвижимое бесхозное имущество. В течении всего года состояния на учете имущества, как бесхозяйные, правопритязаний кем либо на спорные объекты не заявлены.

Представители заинтересованного лица ЗАО «Горняцкий водоканал» Линник А.А., Доценко О.В. в судебном заседании возражали против удовлетворения заявления по доводам изложенным в письменном отзыве, согласно которого, указано, что вопрос о бесхозяйности данных объектов был решен апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда по делу № 33-4038/2017 от 05.04.2017 года. В котором указано. Согласно п.п. 1.3 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник, которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Вместе с тем коллегией установлено из представленных доказательств по делу, что спорное имущество находится в открытом и непрерывном владении ЗАО «Горняцкий водоканал», ТОО «Корпорация Казахмыс» - ТОО «Востокэнерго», последнее осуществляет в отношении него все правомочия собственника и представил в подтверждение правомерности владения акты приемки законченного строительства водовода от 12 декабря 1978 года, от 15 ноября 1982 года, договор на выполнение работ по обслуживанию водоводов от 17 сентября 2014 года. Факт открытого владения спорными объектами лицами, участвующими в деле, не оспаривался, спор о правах на данное имущество, при рассмотрении дела сторонами не инициирован. Изложенное свидетельствует о наличии условий, при которых имущество может принадлежать третьим лицам, заявившим о своих притязаниях на него.     

Указано, что отсутствие государственной регистрации права собственности ТОО «Востокэнерго» или иного лица на спорные водоводы само по себе не является основанием для признания их бесхозяйными. А также то, что поскольку недвижимое имущество, права на которые не зарегистрированы в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, не может быть признано бесхозяйным, если оно находится в фактическом владении лица, осуществляющего правомочия собственника, и существующие правопритязания на это имущество, при разрешении требований об обязанности Администрации Локтевского района Алтайского края по требованию ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации являются преждевременными.На земельный участок оформление права собственности не требуется, водоводы не препятствуют использованию земли по целевому назначению. Водоснабжение жителей Локтевского района из данных водоводов не осуществляется, поэтому привлечение сельсоветов к решению данного вопроса не требуется.

Сообщают, что данные водоводы самортизированы и собственник ТОО «Востокэнерго» уже заплатило за проект капитального ремонта данных водоводов более 6 млн. рублей, предусмотренные расходы которого составляют более 600 млн. рублей.

В настоящее время ТОО «Востокэнерго» является пользователем водоводов.

Просят отказать Муниципальному образованию Локтевский район в лице Администрации Локтевского района в признании права муниципальной собственности на недвижимое имущество сооружений хозяйственно-питьевой воды и промышленного водоснабжения до границы республики Казахстан.

Представитель заинтересованного лица администрации Гилевского сельсовета Локтевского района Алтайского края в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания извещены надлежаще.

Представитель заинтересованного лица администрации Кировского сельсовета Локтевского района Алтайского края в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания извещены надлежаще.

Представитель заинтересованного лица администрации г.Горняка Локтевского района Алтайского края в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания извещены надлежаще.

Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Межмуниципальный Локтевский отдел в судебное заседание не явился о дате и времени рассмотрения дела извещены надлежаще, просили рассмотреть дело без их участия. Представили отзыв и дополнительный отзыв на заявление согласно которых указали, что в реестре прав на недвижимость Единого государственного реестра недвижимости имеются сведения об объектах недвижимости с кадастровыми номерами 22:26:000000:204, 22:26:000000:207. Объекты приняты на учет как бесхозяйные 20.05.2019 г. на основании заявления администрации Локтевского района о постановке на учет бесхозяйного имущества от 26.11.2018 года. Правообладатель указанного объекта не установлен, объект до настоящего времени является бесхозяйным. Иные лица с заявлениями о государственной регистрации права собственности на указанный объект в период с 20.05.2019 года по настоящее время не обращались.

Кроме того, в дополнительном отзыве указали, что за период с 2016 года по настоящее время в отношении объектов недвижимости с кадастровыми номерами 22:26:000000:204, 22:26:000000:207 поступали следующие заявления о государственной регистрации права собственности:

27.04.2017 года от ТОО «Востокцветмет» (иностранное юридическое лицо р.Казахстан) поступало заявление о государственной регистрации права собственности на сооружение с кадастровым номером: 22:26:000000:204, по которому 10.05.2017 года осуществление государственной регистрации права было приостановлено в связи с непредставлением заявителем надлежащих правоустанавливающих документов на указанный объект недвижимости. 25.05.2017 года в связи с поступлением от заявителя заявления о прекращении осуществления государственной регистрации права собственности, государственная регистрация по данному обращению прекращена, документы возвращены заявителю.

Затем от ТОО «Востокцветмет» 27.12.2017, 31.07.2018 от ТОО «Востокэнерго» (правопреемник ТОО «Востокцветмет») вновь поступили заявления о государственной регистрации права собственности, но регистрация была приостановлена по аналогичным причинам. По истечении срока приостановления по данным обращениям 20.05.2019 года органом регистрации принято решение об отказе заявителю в государственной регистрации права собственности, поданные документы возвращены заявителю. Принятое решение заявителем обжаловано не было.

В отношении объекта недвижимости с кадастровым номером 22:26:000000:207 после неоднократного приостановлении государственной регистрации в связи с непредставлением заявителем надлежащих правоустанавливающих документов на указанный объект недвижимости 20.05.2019 года органом регистрации принято решение об отказе заявителю ТОО «Востокэнерго» (правопреемник ТОО «Востокцветмет») в государственной регистрации права собственности, поданные документы возвращены заявителю. Принятое решение заявителем обжаловано не было.

Иных заявлений о государственной регистрации права собственности на вышеуказанные объекты недвижимости в период с 2016 года до настоящего времени не поступало.

Разрешение заявленного требования оставляют на усмотрение суда.

Представитель заинтересованного лицаТОО «Востокэнерго» в судебное заседание не явился о дате и времени рассмотрения дела извещены надлежаще, просили рассмотреть дело без их участия, представили письменный отзыв согласно которого указывают, что ТОО «Востокэнерго» получает хозяйственно-питьевую и промышленную воду от ЗАО «Горняцкий водоканал» для жителей населенных пунктов Жезкент и Орловка Бородулихинского района Восточно- Казахстанской области, а также для хозяйственных нужд Орловского производственного комплекса ТОО «Востокцветмет» по трубопроводам указанным в заявлении.

В свое время права собственности на указанные водопроводы на территории Российской Федерации не были надлежащим образом оформлены за собственниками Орловского рудника. При этом трубопроводы построены и введены в эксплуатацию в 1972-1978 годах в целях водоснабжения Орловского рудника Министерства цветной металлургии СССР и на протяжении всего периода времени содержались в надлежащем техническом состоянии за счет платежей со стороны предприятий ТОО «Корпорация Казахмыс», а затем ТОО «Востокцветмет» и ТОО «Востокэнерго».

В 2016 году прокуратурой Локтевского района подано исковое заявление в судебные органы Российской Федерации к администрации Локтевского района Алтайского края об обязании принять меры для постановки бесхозяйного имущества, вышеназванных трубопроводов на учет.

По результатам рассмотрения дела в апелляционной инстанции, в удовлетворении исковых требований прокуратуры Локтевского района отказано, доводы ТОО «Востокцветмет» и ТОО «Востокэнерго» о наличии притязаний на трубопроводы были приняты во внимание.

После получения апелляционного определения Алтайского краевого суда (дело № 33-4038/2017) в апреле 2017 года, отделом земельных ресурсов и недвижимости ТОО «Востокцветмет» в течение 2017 года велась работа по регистрации трубопроводов ХПВ и ТВ за ТОО «Востокцветмет», а затем в 2018 году - начало 2019 года - за ТОО «Востокэнерго». Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю сообщениями от 20 мая 2019 года за №№ 22/014/001/2018-1451 и 22/014/001/2018-1452 отказано ТОО «Востокэнерго» в регистрации прав на вышеназванные объекты недвижимости, в связи с недостаточными доказательствами прав первоначального собственника имущества.

В связи невозможность предоставления полного пакета документов, подтверждающих право собственности ТОО «Корпорация Казахмыс», как первоначального собственника имущества на указанные в заявлениях объекты, с требуемыми идентификационными техническими характеристиками, ТОО «Востокэнерго» сообщает об отсутствии притязаний на права собственности и считает возможным удовлетворение заявления Муниципального образования Локтевский район в лице Администрации Локтевского района Алтайского края Российской Федерации.

Обращают внимание, что ТОО «Востокэнерго» заинтересовано в закреплении в дальнейшем вышеназванных объектов недвижимости за специализированным предприятием, оказывающим услуги водоснабжения, что позволит и в будущем продолжить на договорных основаниях получать воду для нужд жителей и других потребителей в п.Жезкент и Орловка Бородулихинского района Восточно-Казахстанской области Республики Казахстан.

Суд полагает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.

Заслушав представителя заявителя, представителей заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно п. 5 ст. 8 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем холодного водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления поселения, городского округа передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.

Согласно п. 1 ст. 6. Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

Как установлено судом, на территории Локтевского района имеется имущественный комплекс, включающий себя 2 водопроводные магистрали:

- сооружение хозяйственно-питьевой воды, протяженностью 24138 м, расположенного по адресу: <адрес>, по направлению на юго-запад от станции II подъема скважинного водозабора в <адрес> до границы <адрес>, кадастровый ;

- сооружение промышленный водовод, протяженностью 22752 м, расположенного по адресу: <адрес>, по направлению на юго-запад от промышленного ковшового водозабора в <адрес> до границы <адрес>, кадастровый .

В ходе рассмотрения дела установлено, что собственник водопроводных магистралей не определен. Согласно представленных технических документов (техно - рабочие проекты, сметы и проч.) прокладка хозпитьевого водопровода из реки Алей (от промплощадки Золотушинского рудника до промплощадки Орловского рудника) была произведена в 1970-1980 г.г. На территории РФ застройщиком указанных водоводов являлось Золотушинское рудоуправление.

Подпунктом 2.1.20 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 год (утвержденной Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 11 июня 1992 года N 2980-1) запрещалась приватизация объектов инженерной инфраструктуры городов и районов (в том числе электро-, тепло- и газоснабжения, водопроводно-канализационного хозяйства, наружного городского освещения), а также предприятий, осуществляющих эксплуатацию, обслуживание и содержание указанных объектов.

В соответствии с пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 10.01.1993 года N 8 «Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий» (действовавшего на момент приватизации предприятия) не допускалась приватизация объектов жилищного фонда и обслуживающих его жилищно-эксплуатационных и ремонтно-строительных подразделений предприятий и организаций.

Следовательно, с учетом вышеуказанных требований закона не допускалась приватизация объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности, находящихся в ведении предприятий, то есть в состав приватизируемого имущества не могли быть включены сооружения и сети водопровода и канализации, котельные, тепловые сети, электрические сети, объекты благоустройства, другие сооружения и коммуникации инженерной инфраструктуры (за исключением находящихся на территории предприятий). В связи с указанными требованиями закона спорный водопровод не мог быть приватизирован вновь созданным предприятием. В силу требований закона спорный водопровод подлежал передаче на баланс муниципалитету.

В соответствии с п.4 ст.12 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» гарантирующая организация обязана обеспечить холодное водоснабжение и (или) водоотведение в случае, если объекты капитального строительства абонентов присоединены в установленном порядке к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения в пределах зоны деятельности такой гарантирующей организации. Гарантирующая организация заключает с организациями, осуществляющими эксплуатацию объектов централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, договоры, необходимые для обеспечения надежного и бесперебойного холодного водоснабжения и (или) водоотведения в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

Соответственно, в силу указанной нормы права, ЗАО «Горняцкий водоканал» является гарантирующей организацией, а ТОО «Востокэнерго» - эксплуатирующей.

В соответствии с ч. 1 ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

В статье 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (п. 11) как вид сооружений предусмотрены линейные объекты - линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.

Принимая во внимание положения статьи 130 ГК РФ, суд приходит к выводу о том, что по своим техническим характеристикам спорные объекты относятся к линейным сооружениям. Исходя из назначения данных конструкций, учитывая их технологично неразрывную связь с землей и недвижимыми объектами, спорные объекты фактически является составной частью сети водоснабжения. При перемещении таких конструкций в другое место их функциональное назначение утрачивает смысл, в связи чем, следует относить данный вид объектов к недвижимому имуществу.

Согласно ст. 133.1 ГК РФ, недвижимой вещью, участвующей в обороте как единый объект, может являться единый недвижимый комплекс - совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, неразрывно связанных физически или технологически, в том числе линейных объектов (железные дороги, линии электропередачи, трубопроводы и другие), либо расположенных на одном земельном участке, если в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество зарегистрировано право собственности на совокупность указанных объектов в целом как одну недвижимую вещь. К единым недвижимым комплексам применяются правила о неделимых вещах.

Как следует из разъяснений, приведенных в п. п. 38, 39 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой ГК РФ», вещь является недвижимой либо в силу своих природных свойств (абз. 1 п. 1 ст. 130 ГК РФ), либо в силу прямого указания закона, что такой объект подчинен режиму недвижимых вещей (абз. 2 п. 1 ст. 130 ГК РФ). По смыслу ст. 131 ГК РФ закон в целях обеспечения стабильности гражданского оборота устанавливает необходимость государственной регистрации права собственности и других вещных прав на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение. При этом по общему правилу государственная регистрация права на вещь не является обязательным условием для признания ее объектом недвижимости (п. 1 ст. 130 ГК РФ). Поэтому, в частности, являются недвижимыми вещами здания и сооружения, построенные до введения системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, даже в том случае, если ранее возникшие права на них не зарегистрированы. Равным образом правомерно возведенное здание или сооружение является объектом недвижимости, в том числе до регистрации на него права собственности лица, в законном владении которого оно находится. Недвижимой вещью, участвующей в обороте как один объект, может являться единый недвижимый комплекс. Согласно ст. 133.1 ГК РФ, в качестве такого комплекса выступает совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, которые либо расположены на одном земельном участке, либо неразрывно связаны физически или технологически (например, железные дороги, линии электропередачи, трубопроводы и другие линейные объекты). При этом в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество регистрируется право собственности на совокупность указанных объектов в целом как одну недвижимую вещь. В силу прямого указания статьи 133.1 ГК РФ в отсутствие названной регистрации такая совокупность вещей не является единым недвижимым комплексом. Согласно статье 133.1 ГК РФ части единого недвижимого комплекса (например, линейного объекта) могут быть расположены на различных земельных участках. Поэтому отказ органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, в регистрации единого недвижимого комплекса лишь на том основании, что соответствующие объекты не расположены на одном земельном участке, не соответствует положениям ст. 133.1 ГК РФ.

С учетом того, что спорные объекты обладают признаками недвижимых вещей, для них предусмотрен иной порядок признания права муниципальной собственности вследствие отнесения к бесхозяйным.

В соответствии с положениями ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь, которое осуществляется судом в порядке особого производства в соответствии со ст.ст. 290 - 293 ГПК РФ.

Приказом Минэкономразвития России от 10 декабря 2015 года N 931 установлен Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, в соответствии с которым принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей, поданным органом местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований (п.5).

Из анализа приведенных положений норм материального права следует, что действующее законодательство предписывает в обязательном порядке постановку на учет спорного недвижимого имущества как бесхозяйного и с этой целью требует подачи заявления органом местного самоуправления для проведения процедуры обращения бесхозяйных сетей в собственность муниципального образования, на территории которого оно находится.

В ходе рассмотрения дела установлено, согласно сведениям Министерства имущественных отношений Алтайского края от 01.03.2017 спорные объекты в реестре государственного имущества Алтайского края не значатся.

Согласно сведениям Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Алтайском крае и Республики Алтай от 01.03.2017, в реестре федерального имущества отсутствуют сведения о спорных объектах недвижимости.

Согласно сведениям администрации города Горняка Локтевского района Алтайского края от 28.03.2017 право собственности на спорные объекты недвижимости, администрацией города Горняка Локтевского района Алтайского края, осуществляющими регистрацию прав на недвижимое имущество до введения в действие Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и до начала деятельности учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Алтайского края зарегистрировано не было.

Согласно справки Управления по экономическому развитию и имущественным отношениям администрации Локтевского района Алтайского края от 20.12.2016, сооружение хозяйственно-питьевой воды, протяженностью 24138 м, расположенного по адресу: Алтайский край, Локтевский район, по направлению на юго-запад от станции II подъема скважинного водозабора в с.Георгиевка до границы республики Казахстан, в реестре муниципальной собственности МО Локтевский район не числится.

Согласно справки Управления по экономическому развитию и имущественным отношениям администрации Локтевского района Алтайского края от 10.02.2017, сооружение промышленный водовод, протяженностью 22752 м, расположенного по адресу: Алтайский край, Локтевский район, по направлению на юго-запад от промышленного ковшового водозабора в с.Георгиевка до границы республики Казахстан, в реестре муниципальной собственности МО Локтевский район не числится.

Согласно Управления имущественных отношений Алтайского края от 16.09.2020 спорные объекты в реестре государственного имущества Алтайского края не значатся.

Согласно сведениям Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Алтайском крае и Республики Алтай от 14.09.2020, в реестре федерального имущества отсутствуют сведения о спорных объектах недвижимости.

Согласно выписки из единого государственного реестра недвижимости от 14.09.2020, сооружение хозяйственно-питьевой воды, протяженностью 24138 м, расположенного по адресу: Алтайский край, Локтевский район, по направлению на юго-запад от станции II подъема скважинного водозабора в с.Георгиевка до границы республики Казахстан, с кадастровым номером 22:26:000000:204, принят на учет как бесхозный объект 20.05.2019 года.

Согласно выписки из единого государственного реестра недвижимости от 14.09.2020, сооружение промышленный водовод, протяженностью 22752 м, расположенного по адресу: <адрес>, по направлению на юго-запад от промышленного ковшового водозабора в <адрес> до границы <адрес>, кадастровый , принят на учет как бесхозный объект ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно сведениям Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Межмуниципальный Локтевский отдел от 21.09.2020, бъекты приняты на учет как бесхозяйные 20.05.2019 г. на основании заявления администрации Локтевского района от 26.11.2018 года. Правообладатель указанного объекта не установлен, объекты до настоящего времени являются бесхозяйными. Иные лица с заявлениями о государственной регистрации права собственности на указанные объекты в период с 20.05.2019 года по настоящее время не обращались.

Апелляционным определение судебной коллегией по гражданским делам Алтайского краевого суда № 33-4038/2017 от 05.04.2017 года установлено, что спорное имущество находится в открытом и непрерывном владении ЗАО «Горняцкий водоканал», ТОО «Корпорация Казахмыс» - ТОО «Востокэнерго», последнее осуществляет в отношении него все правомочия собственника и представил в подтверждение правомерности владения акты приемки законченного строительства водовода от 12 декабря 1978 года, от 15 ноября 1982 года, договор на выполнение работ по обслуживанию водоводов от 17 сентября 2014 года.

Указано, что отсутствие государственной регистрации права собственности ТОО «Востокэнерго» (ТОО «Востокцветмет») или иного лица на спорные водоводы само по себе не является основанием для признания их бесхозяйными. А также то, что недвижимое имущество, права на которые не зарегистрированы в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, не может быть признано бесхозяйным, если оно находится в фактическом владении лица, осуществляющего правомочия собственника, и существующие правопритязания на это имущество.

Судом установлено, что после вступления в законную силу вышеуказанного определения, обстоятельства изменились, ТОО «Востокэнерго» (ТОО «Востокцветмет») предпринимало меры по государственной регистрации права собственности на сооружения с кадастровыми номерами 22:26:000000:204, 22:26:000000:207 однако регистрирующим органом осуществление государственной регистрации права было приостановлено в связи с непредставлением заявителем надлежащих правоустанавливающих документов на указанный объект недвижимости.

Затем, после неоднократного приостановлении государственной регистрации в связи с непредставлением заявителем надлежащих правоустанавливающих документов на указанные объекты недвижимости 20.05.2019 года органом регистрации принято решение об отказе заявителю ТОО «Востокэнерго» (правопреемник ТОО «Востокцветмет») в государственной регистрации права собственности, поданные документы возвращены заявителю. Принятое решение заявителем обжаловано не было.

Иных заявлений о государственной регистрации права собственности на вышеуказанные объекты недвижимости в период с 2016 года до настоящего времени не поступало.

На дату рассмотрения дела, вопреки доводам представителей заинтересованного лица ЗАО «Горняцкий водоканал», у ТОО «Востокэнерго» отсутствуют притязания на спорные объекты недвижимости, о чем ими заявлено самостоятельно.

Кроме того, ТОО «Востокэнерго» считает возможным признание за Муниципальным образованием Локтевский район в лице Администрации Локтевского района Алтайского края права муниципальной собственности на спорные недвижимые объекты, что и в дальнейшем позволит ТОО «Востокэнерго» на договорных основаниях получать воду для нужд жителей и других потребителей в п.Жескент и Орловка Бородулихинского района Восточно-Казахстанской области Республики Казахстан.     

Судом не установлено препятствий по пользованию ТОО «Востокэнерго» спорными водоводами.

В соответствии с ч.2 ст.293 ГПК РФ суд, признав, что недвижимая вещь не имеет собственника или собственник недвижимой вещи неизвестен и она принята на учет в установленном порядке, принимает решение о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Согласно сообщениям Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю, о принятии на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества от 20.05.2019г., спорные недвижимые объекты приняты на учет 20.05.2019г., как бесхозяйные объекты, правообладатель которых не установлен.

Таким образом, со дня постановки спорных объектов на учет как бесхозяйных органом, осуществляющим государственную регистрацию недвижимого имущества, прошло более 1 года.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований и признании права собственности Муниципального образования <адрес> в лице <адрес> на недвижимые объекты: сооружение хозяйственно-питьевой воды, протяженностью 24138 м, расположенного по адресу: <адрес>, по направлению на юго-запад от станции II подъема скважинного водозабора в <адрес> до границы <адрес>, кадастровый ; сооружение промышленный водовод, протяженностью 22752 м, расположенного по адресу: <адрес>, по направлению на юго-запад от промышленного ковшового водозабора в <адрес> до границы <адрес>, кадастровый .

Руководствуясь ст. ст.194-198, 290-293 ГПК РФ,

         

Р Е Ш И Л:

Заявление Муниципального образования Локтевский район в лице Администрации Локтевского района Алтайского края о признании права муниципальной собственности на бесхозяйное недвижимое имущество -удовлетворить.

Признать за Муниципальным образованием Локтевский район в лице Администрации Локтевского района Алтайского края право собственности на сооружение хозяйственно-питьевой воды, протяженностью 24138 м, расположенного по адресу: <адрес>, по направлению на юго-запад от станции II подъема скважинного водозабора в <адрес> до границы <адрес>, кадастровый .

Признать за Муниципальным образованием Локтевский район в лице Администрации Локтевского района Алтайского края право собственности на сооружение промышленный водовод, протяженностью 22752 м, расположенного по адресу: <адрес>, по направлению на юго-запад от промышленного ковшового водозабора в <адрес> до границы <адрес>, кадастровый .

Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд путём подачи апелляционной жалобы, через Локтевский районный суд Алтайского края в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

      Судья                                                                                   Марфутенко В.Г.

Мотивированное решение изготовлено 30 октября 2020 года.

2-485/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Муниципальное образование Локтевский район в лице Администрации Локтевского района
Другие
Линник Александр Александрович
Администрация Георгиевского сельсовета
Доценко Ольга Васильевна
ТОО "Востокэнерго"
Администрация Кировского сельсовета
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Локтевский отдел
ЗАО "Горняцкий водоканал"
Администрация г. Горняка Локтевского района
Наумова Олеся Владимировна
Суд
Локтевский районный суд Алтайского края
Судья
Марфутенко В.Г.
Дело на странице суда
loktevsky.alt.sudrf.ru
02.09.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.09.2020Передача материалов судье
07.09.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.09.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.09.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.09.2020Судебное заседание
06.10.2020Судебное заседание
20.10.2020Судебное заседание
23.10.2020Судебное заседание
30.10.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.11.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.10.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее