РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 сентября 2024 года Чертановский районный суд адрес в составе председательствующего судьи Бадовой О.А., при секретаре фио, рассмотрев в открытом судебном заседании дело № 2а - 1494 / 2024 по административному исковому заявлению ИФНС России № 26 по адрес к Владимировой Юлии Анатольевне о взыскании недоимки по налогу
УСТАНОВИЛ:
ИФНС России № 26 по адрес обратилась в суд с административным исковым заявлением к Владимировой Ю.А. о взыскании недоимки за 2017-2021 г. по налогу на имущество физических лиц в размере сумма, пени в размере сумма, за 2016-2021г. по транспортному налогу в размере сумма, а всего сумма Свои требования обосновывает тем, что Владимирова Ю.А. является плательщиком налога на имущество физических лиц, транспортному налогу. Расчет транспортного налога начисленного налогоплательщику содержаться в налоговых уведомлениях № 47078713 от 01.09.2022г., № 69458686 от 19.08.2018г., № 75176406 от 22.09.2017г., № 69900518 от 22.08.2019г. В связи с неуплатой недоимки по налоговому уведомлению инспекцией выставлено требование № 9272 от 27.06.2023г. об уплате задолженности на общую сумму в размере сумма, со сроком уплаты 26.07.2023г. В порядке ст. 48 НК РФ инспекцией вынесено решение № 10160 от 13.11.2023г. о взыскании задолженности в размере сумма
Административный истец в судебное заседание не явился, о дате и месте слушания дела извещен надлежащим образом.
Административный ответчик в судебном заседании возражала против заявленных требований.
Суд, выслушав административного ответчика, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 357 НК РФ налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Как справедливо отмечено Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 17 декабря 1996 года N 20-П, налог является необходимым условием существования государства, поэтому обязанность платить налоги распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства.
В силу статьи 400 Налогового кодекса Российской Федерации физические лица являются налогоплательщиками налога на находящееся у них в собственности имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 названного кодекса.
Налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 (пункт 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Признание лица плательщиком транспортного налога производится на основании сведений о транспортных средствах, зарегистрированных в уполномоченных органах, а также о лицах, на которые эти транспортные средства зарегистрированы. Таким образом, юридическим фактом, свидетельствующим о возникновении объекта обложения транспортным налогом, являются сведения о регистрации транспортного средства за конкретным лицом (физическим или юридическим), представленные налоговому органу соответствующим уполномоченным государственным органом.
В соответствии со статьей 358 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются, в том числе, автомобили, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 3 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
Согласно части 1 статьи 409 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действующий на момент возникновения спорных правоотношений) налог на имущество физических лиц подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В силу ч. 1 ст. 399 налог на имущество физических лиц (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе налог устанавливается настоящим Кодексом и законами указанных субъектов Российской Федерации, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и законами указанных субъектов Российской Федерации и обязателен к уплате на территориях этих субъектов Российской Федерации.
В судебном заседании установлено, что 01.09.2022г. в адрес административного ответчика было направлено налоговое уведомление № 47078713 об уплате транспортного налога за 2021г., с указанием транспортных средств, сумма налога – сумма, налога на имущество физических лиц за 2021г. с указанием объектов налогообложения, сумма налога сумма
22.08.2019г. в адрес административного ответчика было направлено налоговое уведомление № 69900518 об уплате транспортного налога за 2018г., с указанием транспортных средств, сумма налога – сумма, налога на имущество физических лиц за 2018г. с указанием объектов налогообложения, сумма налога сумма
19.08.2018г. в адрес административного ответчика было направлено налоговое уведомление № 69458686 об уплате транспортного налога за 2017г., с указанием транспортных средств, сумма налога – сумма, налога на имущество физических лиц за 2017г. с указанием объектов налогообложения, сумма налога сумма
22.09.2017г. в адрес административного ответчика было направлено налоговое уведомление № 75176406 об уплате транспортного налога за 2016г., с указанием транспортных средств, сумма налога – сумма, налога на имущество физических лиц за 2016г. с указанием объектов налогообложения, сумма налога сумма
27.06.2023г. в адрес административного ответчика было направлено требование № 9272 об уплате налогов в размере сумма, пени сумма, срок уплаты до 26.07.2023г.
13.11.2023г. ИФНС № 26 вынесено решение № 10160 о взыскании с ответчика недоимки в размере сумма
На основании подпункта 1 пункта 2 статьи 4 Федерального закона от 14 июля 2022 года N 263-ФЗ в целях пункта 1 части 1 настоящей статьи в суммы неисполненных обязанностей не включаются суммы недоимок по налогам, государственной пошлине, в отношении уплаты которой налоговому органу выдан исполнительный документ, иным сборам, страховым взносам, задолженности по пеням, штрафам, предусмотренным Налоговым кодексом Российской Федерации процентам, по которым по состоянию на 31 декабря 2022 года истек срок их взыскания.
Согласно пункту 2 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации совокупной обязанностью признается общая сумма налогов, авансовых платежей, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, которую обязан уплатить (перечислить) налогоплательщик, плательщик сбора, плательщик страховых взносов и (или) налоговый агент, и сумма налога, подлежащая возврату в бюджетную систему Российской Федерации в случаях, предусмотренных Кодексом. При этом в совокупную обязанность не включаются суммы налога на доходы физических лиц, уплачиваемого в порядке, установленном статьей 227.1 Кодекса, и суммы государственной пошлины, в отношении уплаты которой судом не выдан исполнительный документ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.3 Налогового кодекса Российской Федерации под единым налоговым платежом признаются денежные средства, перечисленные налогоплательщиком, плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом и (или) иным лицом в бюджетную систему Российской Федерации на счет Федерального казначейства, предназначенные для исполнения совокупной обязанности налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, а также денежные средства, взысканные с налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов и (или) налогового агента в соответствии с настоящим Кодексом. Для целей настоящего Кодекса единым налоговым платежом также признаются суммы денежных средств, подлежащие учету на едином налоговом счете, указанных в подпунктах 1 - 5 пункта 1 статьи 11.3 настоящего Кодекса.
Сальдо единого налогового счета представляет собой разницу между общей суммой денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, и денежным выражением совокупной обязанности (пункт 3 статьи 11.3 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 4 статьи 11.3 Налогового кодекса Российской Федерации единый налоговый счет ведется в отношении каждого физического лица и каждой организации, являющихся налогоплательщиками, плательщиками сбора, плательщиками страховых взносов и (или) налоговыми агентами (в том числе при исполнении обязанности управляющего товарища, ответственного за ведение налогового учета в связи с выполнением договора инвестиционного товарищества).
В соответствии с пунктом 7 статьи 11.3 Налогового кодекса Российской Федерации при определении размера совокупной обязанности не учитываются суммы налогов, сборов, страховых взносов, подлежащих уменьшению на основании налоговых деклараций (расчетов), уточненных налоговых деклараций (расчетов), предусматривающих уменьшение подлежащих уплате сумм налогов, сборов, страховых взносов, если со дня истечения установленного законодательством о налогах и сборах срока уплаты соответствующих налога, сбора, страховых взносов прошло более трех лет, за исключением случаев осуществления налоговым органом перерасчета налогов, сборов, страховых взносов по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, и случаев восстановления судом указанного срока, если причины его пропуска признаны судом уважительными (подпункт 1); суммы налогов, государственной пошлины, в отношении уплаты которой арбитражным судом выдан исполнительный документ, иных сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, по которым истек срок их взыскания, до даты вступления в законную силу судебного акта о восстановлении пропущенного срока либо судебного акта о взыскании таких сумм (подпункт 2).
Поскольку со дня истечения установленного законодательством о налогах и сборах срока уплаты задолженности налогам за 2016-2020гг. прошло более трех лет, в принудительном порядке данная задолженность истца до 1 января 2023 года налоговым органом не взыскивалась, уважительные причины пропуска срока принудительного взыскания указанной недоимки не представлены, оснований для взыскания данных недоимок с ответчика не имеется.
Согласно разъясняющему письму ФНС России от 14 марта 2023 года N КЧ-4-8/2882@ подведомственным территориальным органам задолженность должна быть исключена из сальдо единого налогового счета как в случае, если налогоплательщик оспаривает задолженность в судебном порядке, так и если срок взыскания задолженности пропущен налоговой инспекцией. Основанием для исключения задолженности являются результаты сверки сумм отрицательного сальдо единого налогового счета или решение суда об истечении срока давности.
Неправомерное неприменение административным ответчиком данной нормы повлекло выставление требования № 9272 по состоянию на 27 июня 2023 года об уплате задолженности, которую составляет, в том числе, отрицательное сальдо единого налогового счета по спорной недоимке и последующее ее принудительное взыскание.
Из представленных истцом документов, невозможно установить за какой период взыскивается пеня, на какую сумму недоимки по уплате налога либо взносов начислена пеня, не представлены сведения об уплате либо взыскании недоимки по налогу, на который начислена пеня.
Согласно ч. 1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (утратившим статус индивидуального предпринимателя) (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган обращает взыскание на имущество физического лица посредством размещения в реестре решений о взыскании задолженности в соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 46 настоящего Кодекса решений о взыскании, информации о вступившем в законную силу судебном акте и поручений налогового органа на перечисление суммы задолженности с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Ответчиком доказательств, подтверждающих уплату налогов в полном размере в установленные законом сроки, суду представлено не было.
Представленные документы, не подтверждают, что указанные суммы были уплачены по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц за 2021г., т.к. платежи не поименованы.
При указанных обстоятельствах требования истца о взыскании недоимок подлежат частичному удовлетворению в части недоимок за 2021г. по налогу на имущество физических лиц за 2021г. в размере сумма, транспортному налогу за 2021г. в размере сумма,, пени – частично, на сумму недоимки на 2021г. за период с 02.12.2022г. по 18.01.2024г. в размере сумма
Пунктом 2 статьи 57 НК РФ определено, что при уплате налогов и сборов с нарушением сроков уплаты налогоплательщик уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных данным Кодексом.
Пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов (пунктом 1 статьи 72 НК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 75 НК РФ (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Пеня начисляется, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки (п. 3 ст. 75 НК РФ).
Согласно пункту 5 статьи 75 НК РФ пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Налоговый орган вправе предъявлять к взысканию пени как совместно с недоимкой, так и по отдельным периодам просрочки уплаты до прекращения (погашения) основного обязательства по уплате налога.
При этом, разграничение процедуры взыскания налогов и процедуры взыскания пени недопустимо, так как дополнительное обязательство не может существовать отдельно от основного. Пени могут взыскиваться только в том случае, если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы налога.
Начисление и взыскание пени на недоимку по соответствующему налогу возможно, в том числе путем предъявления отдельного требования о взыскании только пени при условии взыскания недоимки по налогу или ее уплаты в более поздние сроки, чем установлено действующими законодательством и (или) установлено в налоговом уведомлении или требовании.
Кроме того, поскольку обязанность по уплате пеней производна от основного налогового обязательства и является не самостоятельной, а дополнительной обязанностью, способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, разрешение спора о взыскании пеней предполагает выяснение вопроса о том, на какую недоимку начислены предъявленные ко взысканию пени, уплачена ли (взыскана) эта недоимка в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки, поступил ли обязательный платеж в соответствующий бюджет, и возникли ли потери в доходах этого бюджета, требующие компенсации.
Из определения Конституционного Суда Российской Федерации от 17 февраля 2015 года N 422-О следует, что предполагающие необходимость уплаты пени с причитающихся с налогоплательщика сумм налога и уплаченных с нарушением установленных сроков, не предполагают возможность начисления пени на суммы тех налогов, право на взыскание которых налоговым органом утрачено.
Это обусловлено тем, что пени по своей природе носят акцессорный характер и не могут быть взысканы в отсутствие обязанности по уплате суммы налога, равно как и при истечении сроков на ее принудительное взыскание.
Надлежащих доказательств того, что указанные недоимки взысканы, не оплачены, оплачены в части, либо обоснованного расчета суду налоговым органом не представлено.
При таких обстоятельствах, требования административного истца в части взыскании пени в размере сумма
Согласно ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
В указанной связи с административного ответчика в доход бюджета адрес подлежит взысканию государственная пошлина в размере сумма
На основании изложенного, руководствуясь статьями 177-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Взыскать с Владимировой Юлии Анатольевны в пользу ИФНС России № 26 по адрес недоимку по налогу на имущество физических лиц за 2021г. в размере сумма, пени в размере сумма, транспортному налогу за 2021г. в размере сумма, а всего сумма
В остальной части иска отказать.
Взыскать с Владимировой Юлии Анатольевны государственную пошлину в доход бюджета адрес в размере сумма
Решение может быть обжаловано в Московский городской суд в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 30.10.2024г.
Судья: