УИД:11RS0018-01-2020-000404-50
УСТЬ-КУЛОМСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 07 сентября 2020 года по делу № 2-259/2020
Усть-Куломский районный суд Республики Коми
под председательством судьи О.В. Барбуца,
при помощнике судьи Е.Г. Фарафоновой,
с участием прокурора Е.А. Поповой,
представителя ответчика А.О. Артеева, действующего на основании доверенности №-по от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании в селе Усть-Кулом гражданское дело по иску прокурора Усть-Куломского района Республики Коми в интересах неопределенного круга лиц к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми о возложении обязанности устранить нарушения законодательства в области обращения с отходами,
установил:
Прокурор Усть-Куломского района Республики Коми в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми о возложении обязанности в срок до ДД.ММ.ГГГГ организовать сбор и вывоз отходов, несанкционированно размещенных в выделах 29, 31 квартала 43 Усть-Куломского участкового лесничества ГУ РК «Усть-Куломское лесничество»; разработать проект рекультивации земельного участка и провести в соответствии с ним мероприятия по рекультивации нарушенных земель в выделах 29, 31 квартала 43 Усть-Куломского участкового лесничества ГУ РК «Усть-Куломское лесничество».
Участвующий в деле прокурор в судебном заседании на исковых требованиях настаивал по доводам, изложенным в иске.
Представитель ответчика Артеев А.О. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился.
Выслушав стороны, проверив материалы дела, суд приходит к следующему.
Заявленные прокурором и оформленные исковым заявлением требования приняты к производству суда по нормам Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Вместе с тем, правильное определение вида судопроизводства, в котором подлежат защите права и свободы гражданина или организации, зависит от характера правоотношений, из которых вытекает требование лица, обратившегося за судебной защитой, а не от избранной им формы обращения в суд (подача заявления в порядке административного судопроизводства или искового заявления).
В силу пункта 2 части 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном этим кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании бездействия органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в абзаце четвертом пункта 1 постановления от 27 сентября 2016 года № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» разъяснил, что к административным делам, рассматриваемым по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды, утвержденного постановлением Правительства Республики Коми от 24.08.2017 № 452, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми (далее - Министерство) является органом исполнительной власти Республики Коми, исполняющим функции по формированию и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области изучения, воспроизводства, использования и охраны ресурсов недр, водных объектов и ресурсов, объектов животного мира и среды их обитания, в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, охраны окружающей среды, лесных отношений на территории Республики Коми, по предоставлению государственных услуг в пределах компетенции Министерства, а также уполномоченным органом исполнительной власти Республики Коми на осуществление на территории Республики Коми регионального государственного экологического надзора, федерального государственного охотничьего надзора, федерального государственного надзора в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания, федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах на территории Республики Коми в рамках переданных полномочий Российской Федерации, а также уполномоченным органом исполнительной власти Республики Коми, координирующим в этих сферах (областях) деятельность иных органов исполнительной власти Республики Коми.
Поскольку Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды реализует публично-властные полномочия по формированию и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области изучения, воспроизводства, использования и охраны окружающей среды, то заявленные прокурором основанные на доводах о ненадлежащем исполнении Министерством своих публичных полномочий в этой части – вытекают из публичных правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности сторон.
Следовательно, требования прокурора о возложении обязанности организовать сбор и вывоз несанкционированно размещенных отходов, разработать проект рекультивации земельного участка и провести в соответствии с ним мероприятия по рекультивации нарушенных земель рассматриваются по нормам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Исходя из требований части 3 статьи 33.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), суд, установив в ходе подготовки гражданского дела к судебному разбирательству или судебного разбирательства по гражданскому делу, что оно подлежит рассмотрению в порядке административного судопроизводства, выносит определение о переходе к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства.
Изложенные обстоятельства применительно к приведенным процессуальным нормам права свидетельствуют о наличии оснований для перехода к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства.
Руководствуясь статьей 33.1 ГПК РФ, суд
определил:
Перейти к рассмотрению дела по исковому заявлению прокурора Усть-Куломского района Республики Коми в интересах неопределенного круга лиц к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми о возложении обязанности устранить нарушения законодательства в области обращения с отходами по правилам административного судопроизводства.
Направить сторонам копию определения.
Подготовку и рассмотрение дела произвести с самого начала.
Назначить судебное заседание на ДД.ММ.ГГГГ с 10 часов 00 минут в помещении Усть-Куломского районного суда Республики Коми.
В судебное заседание вызвать стороны: административного истца - прокурора, административного ответчика.
Председательствующий: подпись.
Копия верна. Судья О.В. Барбуца