АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Екатеринбург 20.05.2022
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе: председательствующего Волошковой И.А., судей Седых Е.Г., Шиховой Ю.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Поповой Л.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мусиной Р.Р. к Администрации города Екатеринбурга, Министерству обороны Российской Федерации о включении недвижимого имущества в состав наследственной массы, признании права собственности на недвижимое имущество
по апелляционной жалобе ответчика Администрации города Екатеринбурга на решение Октябрьского районного суда города Екатеринбурга от 08.11.2021.
Заслушав доклад председательствующего Волошковой И.А., объяснения представителя истца Ивановой Д.А., действующей в интересах Мусиной Р.Р., судебная коллегия
установила:
27.05.2021 Мусина Р.Р. обратилась с иском к Администрации города Екатеринбурга о включении недвижимого имущества в состав наследственной массы, признании права собственности на недвижимое имущество.
В обоснование иска указано, Мусин Р.Х. (отец истца) на основании договора найма жилого помещения № <№> от 06.05.2010, заключенного с ФГУП «Строительное Управление Уральского военного округа Министерства обороны Российской Федерации» в лице конкурсного управляющего ( / / )5 (наймодатель), являлся нанимателем жилого помещения - комнаты площадью 13,2 кв.м., находящейся в трехкомнатной квартире, расположенной по адресу: <адрес>, ( / / )1 был зарегистрирован в указанной комнате с <дата>. В июне 2018 года ( / / )1 обратился в Администрацию <адрес> с заявлением о приватизации указанного жилого помещения (комнаты площадью 13,2 кв.м., находящейся в трехкомнатной квартире, расположенной по адресу: <адрес>), однако в заключении договора приватизации ( / / )1 было отказано, поскольку, как следовало из ответа Администрации <адрес> от <дата>, данное жилое помещение в реестр муниципальной собственности не включено. Квартира под номером 1, расположенная в <адрес>, Постановлением Главы <адрес> <№> от <дата> утверждена в перечне объектов жилищного фонда, передаваемых в муниципальную собственность. Жилой <адрес> был закреплен на праве хозяйственного ведения за ФГУП «Строительное Управление Уральского военного округа» Министерства обороны Российской Федерации, которое решением Арбитражного суда <адрес> от <дата> признано несостоятельным (банкротом), вместе с тем, ФГУП «Строительное Управление Уральского военного округа» Министерства обороны Российской Федерации своих обязательств по передаче жилищного фонда в муниципальную собственность не исполнило, в 2021 ФГУП «Строительное Управление Уральского военного округа» Министерства обороны Российской Федерации ликвидировано. Две другие комнаты площадью 30,8 кв.м. в указанной квартире под <№>, расположенной в <адрес>, были приватизированы ( / / )6, ( / / )7 на основании вступившего в законную силу решения Октябрьского районного суда <адрес> от <дата> (с учетом определения Октябрьского районного суда <адрес> от <дата> об исправлении описки в решении Октябрьского районного суда <адрес> от <дата>), из которого следует, что на Администрацию <адрес> судом возложена обязанность заключить с ( / / )6, ( / / )7 договор о передаче в собственность двух комнат площадью 30,8 кв.м., находящихся в трехкомнатной квартире под номером <адрес>. <дата> между Администрацией <адрес> и ( / / )6, ( / / )7 заключен договор передачи комнат в коммунальной квартире в собственность граждан, по условиям которого Администрация <адрес> безвозмездно передала в собственность, а граждане ( / / )6, ( / / )7 приобрели две комнаты общей площадью 30,8 кв.м. в коммунальной квартире по адресу: <адрес> долевую собственность (( / / )6 -1/2. ( / / )7 - 1/2), <дата> ( / / )6 и ( / / )7 зарегистрировали право собственности на общую долевую собственность (по 1/2 доли каждая) на две комнаты общей площадью 30,8 кв.м., находящиеся в трехкомнатной квартире по адресу: <адрес>, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним <дата> сделана запись регистрации. По утверждению истца, ( / / )1 были предприняты все действия, свидетельствующие о намерении воспользоваться правом приватизации спорной комнаты. <дата> ( / / )1 умер, его единственным наследником является дочь - ( / / )2 (истец по настоящему делу). По мнению истца ( / / )2, наследодатель ( / / )1 правом приватизации жилого помещения воспользоваться не успел, в собственности жилых помещений не имел, его желание приватизировать занимаемое жилое помещение, выраженное при жизни, подтверждено документально, ( / / )2 после смерти наследователя ( / / )1 несет бремя содержания спорной комнаты, оплачивает коммунальные платежи, располагает ключами, посещает помещение, в связи с указанным истец просит включить комнату площадью 13,2 кв.м., находящуюся в трехкомнатной квартире, расположенной по адресу: <адрес>, в состав наследственной массы наследодателя ( / / )1, признать право собственности ( / / )2 на комнату площадью 13,2 кв.м., находящуюся в трехкомнатной квартире, расположенной по адресу: <адрес>, за ( / / )2
Ответчик Администрация <адрес> в суде первой инстанции не признал иск ( / / )2 включении недвижимого имущества в состав наследственной массы, признании права собственности на недвижимое имущество, в обоснование своей позиции, ссылаясь на то, что является ненадлежащим ответчиком по делу, указал, что приватизации подлежат только жилые помещения государственного и муниципального фонда, занимаемые гражданами на условиях социального найма. Обстоятельств, свидетельствующих о том, что муниципальным образованием - Администрацией <адрес> спорная комната площадью 13,2 кв.м., находящаяся в трехкомнатной квартире, расположенной по адресу: <адрес>, принята в муниципальную собственность, не установлено, спорная комната площадью 13,2 кв.м., находящаяся в трехкомнатной квартире, расположенной по адресу: <адрес>, является федеральной собственностью, находится введении Министерства обороны Российской Федерации. Между тем, Министерство обороны Российской Федерации к участию в деле не привлечено. В период обращения ( / / )1 в Администрацию <адрес> (<дата>) с заявлением о предоставлении муниципальной услуги «приватизация жилого помещения муниципального жилищного фонда» спорная комната не значилась в реестре объектов муниципального имущества муниципального образования - «<адрес>». ( / / )1 отказано в приватизации спорной комнаты в силу закона, поскольку муниципальное образование «<адрес>» не могло передать спорную комнату в собственность ( / / )1 в порядке приватизации.
Решением Октябрьского районного суда <адрес> от <дата> иск ( / / )2 удовлетворен, включена одна комната в трехкомнатной квартире, общей площадью 18,9 кв.м., жилой площадью 13,2 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>, в состав наследственной массы после смерти ( / / )1, за ( / / )2 признано право собственности на одну комнату в трехкомнатной квартире, общей площадью 18,9 кв.м., жилой площадью 13,2 кв.м., расположенную по адресу: <адрес>.
В апелляционной жалобе ответчик Администрация <адрес> просит решение Октябрьского районного суда <адрес> от <дата> отменить, принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении иска. Считает, что судом первой инстанции неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела, судом нарушены нормы материального и процессуального права.
В поступивших возражениях на жалобу истец просит решение Октябрьского районного суда города Екатеринбурга от 08.11.2021 оставить без изменения, жалобу ответчика - без удовлетворения.
13.04.2022 судебная коллегия перешла к рассмотрению дела по иску ( / / )2 к Администрации <адрес> о включении недвижимого имущества в состав наследственной массы, признании права собственности на недвижимое имущество по апелляционной жалобе ответчика Администрации <адрес> на решение Октябрьского районного суда <адрес> от <дата> по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство обороны Российской Федерации, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Федеральное государственное казенное учреждение «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, <дата> к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес>, судебное заседание суда апелляционной инстанции назначено на <дата> в 10 часов 30 минут в помещении Свердловского областного суда.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции <дата> не явились истец ( / / )2, ответчики Администрация <адрес>, Министерство обороны Российской Федерации, и третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, Федеральное государственное казенное учреждение «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес>, нотариус <адрес> ( / / )8, извещены о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции в соответствии со статьей 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, информация о рассмотрении дела размещена на сайте Свердловского областного суда (oblsud.svd.sudrf.ru). Поскольку в материалах дела имеются доказательства извещения неявившихся лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, неявившиеся лица об уважительных причинах своей неявки не сообщили, об отложении разбирательства по делу не просили, судебная коллегия, руководствуясь статьями 167,327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила рассмотреть дело при данной явке.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции <дата> представитель истца ( / / )9, действующая в интересах ( / / )2, поддержала исковые требования, просила удовлетворить иск ( / / )2 к Администрации <адрес> о включении недвижимого имущества в состав наследственной массы, признании права собственности на недвижимое имущество, включить комнату площадью 13,2 кв.м., находящуюся в трехкомнатной квартире, расположенной по адресу: <адрес>, в состав наследственной массы после смерти ( / / )1, умершего <дата>, признать за ( / / )2 право собственности на комнату площадью 13,2 кв.м., находящуюся в трехкомнатной квартире, расположенной по адресу: <адрес>.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции <дата> представитель ответчика ( / / )10, действующая в интересах Администрации <адрес>, не признала иск ( / / )2 к Администрации <адрес> о включении недвижимого имущества в состав наследственной массы, признании права собственности на недвижимое имущество, в обоснование своей позиции указала, что Администрация <адрес> является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу. По мнению представителя ответчика ( / / )10, действующей в интересах Администрации <адрес>, спорная комната площадью 13,2 кв.м., находящаяся в трехкомнатной квартире, расположенной по адресу: <адрес>, является федеральной собственностью, находится введении Министерства обороны Российской Федерации.
Из поступивших <дата> в суд апелляционной инстанции сведений от Федеральное государственное казенное учреждение «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации усматривается, что спорное жилое помещение (квартира под номером 1, расположенная в <адрес>) не закреплено за Федеральным государственным казенным учреждением «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, на балансе Федерального государственного казенного учреждения «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации спорное жилое помещение (квартира под номером 1, расположенная в <адрес>) отсутствует.
Исследовав материалы дела, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, проверив законность и обоснованность судебного решения в обжалуемой части, в пределах доводов апелляционной жалобы, возражений на жалобу в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 3 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вне зависимости от доводов, содержащихся в апелляционных жалобе, представлении, суд апелляционной инстанции проверяет, не нарушены ли судом первой инстанции нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с частью 4 статьи 330 настоящего Кодекса основаниями для отмены решения суда первой инстанции.
Как установлено пунктом 4 части 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены решения суда первой инстанции является принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.
Судебная коллегия приходит к выводу о наличии безусловного основания для отмены решения Октябрьского районного суда <адрес> от <дата> по мотиву нарушения судом первой инстанции норм процессуального закона (пункт 4 части 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), поскольку обжалуемое судебное постановление по данному делу с учетом характера спорного правоотношения, исходя из изложенной в исковом заявлении и в судебных заседаниях суда первой инстанции, суда апелляционной инстанции правовой позиции лиц, участвующих в деле, может повлиять на права и обязанности Министерства обороны Российской Федерации, Федерального государственного казенного учреждения «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, не привлеченных к участию в деле судом первой инстанции, что в силу пункта 4 части 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации явилось основанием для перехода к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Основания для рассмотрения дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации указаны в определении судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от <дата>.
Из материалов дела следует, что ( / / )1 (отец истца ( / / )2) на основании договора найма жилого помещения <№> от <дата>, заключенного с ФГУП «Строительное Управление Уральского военного округа Министерства обороны Российской Федерации» в лице конкурсного управляющего ( / / )5 (наймодатель), являлся нанимателем жилого помещения - комнаты площадью 13,2 кв.м., находящейся в трехкомнатной квартире, расположенной по адресу: <адрес>, ( / / )1 был зарегистрирован в указанной комнате с <дата>.
Другие две комнаты общей площадью 30,8 кв.м. в трехкомнатной квартире, расположенной по адресу: <адрес>, были предоставлены по договору социального найма ( / / )6, ( / / )7 (которые были зарегистрированы по месту жительства по указанному адресу).
Квартира под <№>, расположенная в <адрес>, Постановлением Главы <адрес> <№> от <дата> утверждена в перечне объектов жилищного фонда, передаваемых в муниципальную собственность.
Из кадастрового паспорта жилого помещения усматривается, что квартира под номером 1, расположенная в <адрес>, состоит из трех комнат: комнаты площадью <№> и двух комнат общей площадью <№> (<№>).
Постановлением Главы <адрес> <№> от <дата> «О приеме в муниципальную собственность объектов жилищного фонда, встроено-пристроенных помещений, сооружений внешнего благоустройства, основных производственных форм от «353 завода ЖБИ» утвержден в приложении <№> перечень основных объектов жилищного фонда, передаваемых в муниципальную собственность от «353 завода ЖБИ»: жилые дома общей площадью 31731,6 кв.м. по адресам: <адрес>, дома №<№>, <№> «А», <№>/А. Пунктами 2 и 2.1 указанного Постановления Комитету по управлению городским имуществом поручено после принятия соответствующего решения принять указанный в приложении <№> жилищный фонд в установленном порядке в муниципальную собственность от «353 завода ЖБИ». Пунктом 4.1 данного Постановления начальнику «353 завода ЖБИ» предложено после принятия соответствующего решения по передаваемым объектам подготовить и передать в муниципальную собственность в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации <№> от <дата> и Комитетом по управлению городским имуществом жилищный фонд, указанный в приложении <№>.
Во исполнение указанного Постановления Главы <адрес> <№> от <дата> Комитет по управлению городским имуществом Решением от <дата> <№> постановил передать с баланса «353 завода ЖБИ» на баланс МУП «ЖКХ Темп» по договору о закреплении имущества на праве хозяйственного ведения основные производственные фонды согласно приложению <№> и оборотные фонды согласно приложению <№> при обоюдном согласии до закрепления в муниципальной собственности.
В июне 2018 года ( / / )1 обратился в Администрацию <адрес> с заявлением о приватизации указанного жилого помещения (комнаты площадью 13,2 кв.м., находящейся в трехкомнатной квартире, расположенной по адресу: <адрес>), в заключении договора приватизации ( / / )1 было отказано, поскольку, как следовало из ответа Администрации <адрес> от <дата>, данное жилое помещение в реестр муниципальной собственности не включено.
Федеральное государственное казенное учреждение «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации предоставило суду апелляционной инстанции сведения о том, что спорное жилое помещение (<адрес>) не закреплено за Федеральным государственным казенным учреждением «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, на балансе Федерального государственного казенного учреждения «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации спорное жилое помещение (квартира под <№> расположенная в <адрес>) отсутствует.
Две другие комнаты площадью 30,8 кв.м. в указанной квартире под номером 1, расположенной в <адрес>, были приватизированы в 2010 году ( / / )6, ( / / )7 на основании вступившего в законную силу решения Октябрьского районного суда <адрес> от <дата> (с учетом определения Октябрьского районного суда <адрес> от <дата> об исправлении описки в решении Октябрьского районного суда <адрес> от <дата>), из которого следует, что на Администрацию <адрес> судом возложена обязанность заключить с ( / / )6, ( / / )7 договор о передаче в собственность двух комнат площадью 30,8 кв.м., находящихся в трехкомнатной квартире под <№> <адрес>.
<дата> между Администрацией <адрес> и ( / / )6, ( / / )7 заключен договор передачи комнат в коммунальной квартире в собственность граждан, по условиям которого Администрация <адрес> безвозмездно передала в собственность, а граждане ( / / )6, ( / / )7 приобрели две комнаты общей площадью 30,8 кв.м. в коммунальной квартире по адресу: <адрес> долевую собственность (( / / )6 -1/2. ( / / )7 - 1/2).
<дата> ( / / )6 и ( / / )7 зарегистрировали право собственности на общую долевую собственность (по 1/2 доли каждая) на две комнаты общей площадью 30,8 кв.м., находящиеся в трехкомнатной квартире по адресу: <адрес>, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним <дата> сделана запись регистрации.
Согласно пункту 2 статьи 295 Гражданского Кодекса Российской Федерации государственное предприятие не вправе распоряжаться принадлежащим ему на праве хозяйственного ведения недвижимым имуществом без согласия его собственника.
Согласно пункту 1 статьи 125 Гражданского Кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Суду не представлено сведений и доказательств, что полномочный орган государственной власти, управляющий федеральным имуществом, принял решение, согласно пункту 1 статьи 125 и пункту 2 статьи 295 Гражданского Кодекса Российской Федерации о передаче из федеральной собственности в муниципальную собственность объектов жилищного фонда, принадлежащих на праве хозяйственного ведения ФГУП «Строительное Управление Уральского военного округа» Министерства обороны Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда <адрес> от <дата> ФГУП «Строительное Управление Уральского военного округа» Министерства обороны Российской Федерации признано несостоятельным (банкротом), в отношении него введена процедура конкурсного производства сроком на 12 месяцев. В дальнейшем срок конкурсного производства неоднократно продлевался.
В 2021 ФГУП «Строительное Управление Уральского военного округа» Министерства обороны Российской Федерации ликвидировано.
Согласно пунктам 5-6 статьи 132 Федерального закона от <дата> N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" при осуществлении конкурсного производства жилищный фонд социального использования подлежит передаче в собственность соответствующего муниципального образования в лице органов местного самоуправления, о чем конкурсный управляющий уведомляет указанные органы. Передача жилищного фонда социального использования в собственность муниципального образования осуществляется без каких-либо дополнительных условий.
Указанные положения пунктов 5-6 статьи 132 Федерального закона от <дата> N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" являются специальной нормой по отношению к статье 18 Закона Российской Федерации от <дата> <№> «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», согласно которой при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления поселений в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений.
С момента принятия арбитражным судом решения о признании банкротом ФГУП «Строительное Управление Уральского военного округа» Министерства обороны Российской Федерации у конкурсного управляющего возникла обязанность по передаче в муниципальную собственность жилого фонда социального использования, принадлежащего на праве хозяйственного ведения ФГУП «Строительное Управление Уральского военного округа» Министерства обороны Российской Федерации.
Для осуществления данной передачи жилого фонда в муниципальную собственность отсутствовала необходимость в получении согласно пункту 1 статьи 125, пункту 2 статьи 295 Гражданского Кодекса Российской Федерации разрешения органа государственной власти, осуществляющего управление федеральной собственностью, поскольку согласно пункту 1 статьи 129 Закона от <дата> № 127-ФЗ с даты утверждения конкурсного управляющего до даты прекращения производства по делу о банкротстве, или заключения мирового соглашения, или отстранения конкурсного управляющего он осуществляет полномочия собственника имущества должника - унитарного предприятия в пределах, в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Федеральным законом.
Вышеуказанная обязанность по передаче муниципалитету жилищного фонда социального использования не исполнена.
В соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации от <дата> <№> «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
Согласно статье 6 Закона Российской Федерации от <дата> <№> «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
В соответствии со статьей 7 Закона Российской Федерации от <дата> <№> «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством.
У конкурсного управляющего ФГУП «Строительное Управление Уральского военного округа» Министерства обороны Российской Федерации отсутствовали полномочия по заключению с ( / / )1 договора приватизации спорной комнаты площадью 13,2 кв.м., находящейся в трехкомнатной квартире, расположенной по адресу: <адрес>, что следует из абзаца 5 пункта 1 статьи 126, пункта 1 статьи 129 Федерального закона от <дата> N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)". В то же время Федеральным законом от <дата> N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" не установлены полномочия конкурсного управляющего по заключению с гражданами договоров приватизации жилых помещений, находящихся в хозяйственном ведении унитарных предприятий, признанных банкротами и в отношении которых ведется конкурсное производство. Напротив, пунктами 5-6 статьи 132 Федерального закона от <дата> N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" в подобных случаях предусмотрена обязанность конкурсного управляющего по передаче жилого фонда социального использования в собственность муниципальных образований.
Также полномочия по заключению указанного договора приватизации с ( / / )1 отсутствовали у органов государственной власти, осуществляющих управление федеральным жилищным фондом (абзац 5 пункт 1, абзац 1 пункт 2 статьи 126, пункт 1 статьи 129, пункты 5-7 статьи 132 Федерального закона от <дата> N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
Руководствуясь приведенными выше нормами права, приняв во внимание фактические обстоятельства дела, оценив представленные доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к выводу о том, что лицом, обязанным заключить с ( / / )1 договор приватизации спорной комнаты площадью 13,2 кв.м., находящейся в трехкомнатной квартире, расположенной по адресу: <адрес>, являлась Администрация <адрес>.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от <дата> (дело № А60-3778/2019) по иску ФГУП «Строительное Управление Уральского военного округа» Министерства обороны Российской Федерации к Администрации <адрес> о возложении обязанности принять в муниципальную собственность объекты коммунальной инфраструктуры и жилищный фонд социального использования на Администрацию <адрес> возложена обязанность принять в муниципальную собственность жилищный фонд социального использования в соответствии с поквартирным перечнем жилых помещений, включая жилые помещения в многоквартирном <адрес>.
По запросу суда из <адрес> представлено письмо конкурсного управляющего ФГУП «Строительное Управление Уральского военного округа» Министерства обороны Российской Федерации (исх. <№> от <дата>), который просит осуществить приемку жилищного фонда, в пункте 2 указывает о необходимости добавить к поквартирному перечню жилое помещение – комнату площадью 13,2 кв.м., находящуюся в трехкомнатной квартире, расположенной по адресу: <адрес>. Неисполнение конкурсным управляющим ФГУП «Строительное Управление Уральского военного округа» Министерства обороны Российской Федерации своих обязательств по передаче жилищного фонда в муниципальную собственность и отсутствие полномочий по передаче жилых помещений в собственность граждан в порядке бесплатной приватизации, не может ущемлять право граждан на приватизацию занимаемого ими на законных основаниях жилого помещения.
Из материалов дела усматривается, что ( / / )1 были предприняты все действия, свидетельствующие о намерении воспользоваться правом приватизации спорной комнаты площадью 13,2 кв.м., находящейся в трехкомнатной квартире, расположенной по адресу: <адрес>.
( / / )1 не использовал свое право бесплатной приватизации, в собственности жилых помещений ( / / )1 не имел, желание ( / / )1 приватизировать занимаемое им жилое помещение (спорную комнату площадью 13,2 кв.м., находящуюся в трехкомнатной квартире, расположенной по адресу: <адрес>), выраженное при жизни, подтверждено документально.
<дата> ( / / )1, <дата> года рождения, умер, единственным наследником, принявшим наследство наследодателя ( / / )1, <дата> года рождения, в предусмотренный законом срок и в предусмотренном законом порядке, является дочь наследодателя - ( / / )2 (истец по настоящему делу).
<дата> ( / / )2 (дочь наследодателя ( / / )1) обратилась к нотариусу <адрес> с заявлением о принятии наследства наследодателя ( / / )1
Согласно абзацу второму пункта 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Положениями статей 1112, 1113 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности. Наследство открывается со смертью гражданина.
При наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент, если из правил настоящего Кодекса не следует иное (пункт 1 статьи 1110 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя (пункт 1 статьи 1142 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство (пункт 1 статьи 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось (пункт 2 статьи 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства (пункт 1 статьи 1154 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации (пункт 4 статьи 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно статьям 2, 7 Закона Российской Федерации от <дата> N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет. Передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством.
Решение вопроса о приватизации жилых помещений должно приниматься по заявлениям граждан в двухмесячный срок со дня подачи документов (статья 8 Закона Российской Федерации от <дата> N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации»).
Как следует из разъяснений, приведенных в пункте 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <дата> N 8 "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием.
При этом необходимо учитывать, что соблюдение установленного статьями 7, 8 Закона Российской Федерации от <дата> N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» порядка оформления передачи жилья обязательно как для граждан, так и для должностных лиц, на которых возложена обязанность по передаче жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде в собственность граждан (в частности, вопрос о приватизации должен быть решен в двухмесячный срок, заключен договор на передачу жилья в собственность, право собственности подлежит государственной регистрации в Едином государственном реестре учреждениями юстиции, со времени совершения которой и возникает право собственности гражданина на жилое помещение).
Однако если гражданин, подавший заявление о приватизации и необходимые для этого документы, умер до оформления договора на передачу жилого помещения в собственность или до государственной регистрации права собственности, то в случае возникновения спора по поводу включения этого жилого помещения или его части в наследственную массу необходимо иметь в виду, что указанное обстоятельство само по себе не может служить основанием к отказу в удовлетворении требования наследника, если наследодатель, выразив при жизни волю на приватизацию занимаемого жилого помещения, не отозвал свое заявление, поскольку по независящим от него причинам был лишен возможности соблюсти все правила оформления документов на приватизацию, в которой ему не могло быть отказано.
Таким образом, возможность включения жилого помещения в наследственную массу по требованию наследника допускается в том случае, когда гражданин (наследодатель), желавший приватизировать жилое помещение, подал заявление о приватизации и все необходимые для этого документы, не отозвал его, но умер до оформления договора на передачу жилого помещения в собственность или до государственной регистрации права собственности.
Обстоятельством, имеющим значение для правильного разрешения настоящего дела, является установление факта подачи наследодателем ( / / )1 в установленном порядке в уполномоченный орган заявления о приватизации занимаемого им по договору социального найма жилого помещения вместе с необходимыми документами, а также того, что данное заявление не было им отозвано.
Из материалов дела следует, что при жизни ( / / )1 совершил все необходимые и достаточные действия для передачи ему в собственность комнаты площадью 13,2 кв.м., находящейся в трехкомнатной квартире, расположенной по адресу: <адрес>, обратившись в установленном законом порядке в уполномоченный орган с заявлением о передаче в собственность спорной комнаты в порядке приватизации и не отозвал заявление о приватизации спорной комнаты, выразив тем самым волю на приватизацию спорного жилого помещения.
При таких обстоятельствах судебная коллегия удовлетворяет иск ( / / )2 к Администрации <адрес> о включении недвижимого имущества в состав наследственной массы, признании права собственности на недвижимое имущество, включает комнату площадью 13,2 кв.м., находящуюся в трехкомнатной квартире под <№> расположенной в <адрес>, в состав наследственной массы после смерти ( / / )1, <дата> года рождения, умершего <дата>, признает за ( / / )2 право собственности на комнату площадью 13,2 кв.м., находящуюся в трехкомнатной квартире под <№> расположенной в <адрес>. В удовлетворении иска ( / / )2 к Министерству обороны Российской Федерации судебная коллегия отказывает.
Руководствуясь статьями 320, 327.1, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского районного суда г.Екатеринбурга от <дата> отменить.
Принять по делу новое решение, которым иск ( / / )2 к Администрации города Екатеринбурга удовлетворить.
Включить комнату площадью 13,2 кв.м., находящуюся в трехкомнатной квартире под <№>, расположенной в <адрес>, в состав наследственной массы после смерти ( / / )1, <дата> года рождения, умершего <дата>.
Признать за ( / / )2 право собственности на комнату площадью 13,2 кв.м., находящуюся в трехкомнатной квартире под номером 1, расположенной в <адрес>.
В удовлетворении иска ( / / )2 к Министерству обороны Российской Федерации отказать.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 25.05.2022.
Председательствующий И.А. Волошкова
Судьи Е.Г. Седых
Ю.В. Шихова