Решение по делу № 2-1450/2022 от 07.02.2022

Уникальный идентификатор дела

№92RS0002-01-2022-000636-52

Производство № 2-1450/2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 апреля 2022 года город Севастополь

Гагаринский районный суд города Севастополя в составе:

председательствующего – судьи Котешко Л.Л.,

при секретаре судебного заседания – Петрушечкиной Е.А.,

с участием представителя истца - Лысцевой А.А., действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Севастополе гражданское дело по иску Швыдка Татьяны Анатольевны, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетнего ФИО3 к Департаменту капитального строительства г.Севастополя, третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора, – Департамент по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя, Департамент городского хозяйства г. Севастополя, ГБУ г. Севастополя "Городская служба жилищного фонда", Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,

УСТАНОВИЛ:

Швыдка Т.А., действуя в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего ФИО3, обратилась в суд с исковым заявлением к Департаменту капитального строительства города Севастополя о признании права собственности в порядке приватизации на жилое помещение – комнату <адрес> в городе Севастополе.

Исковые требования мотивированы тем, что между Швыдка Т.А. и Департаментом капитального строительства города Севастополя заключен договор социального найма № ДСН/17-751 от 07 марта 2017 года (с учетом соглашения № СДН/17-1336 от 28 апреля 2017 года) жилого помещения, находящегося в государственной собственности города Севастополя – комнаты, общей площадью <данные изъяты> кв. м, в том числе жилой площадью <данные изъяты> кв. м, расположенной по адресу: г. Севастополь, <адрес>. В качестве члена семьи в договор включен ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. В порядке, установленном Административным регламентом предоставления государственной услуги «Заключение договоров о передаче в собственность граждан жилых помещений государственного жилищного фонда города Севастополя (приватизация)», истец, действуя от своего имени и в интересах ФИО3, обратилась в Департамент капитального строительства города Севастополя с заявлением о предоставлении государственной услуги по заключению соответствующего договора на комнату <адрес> в г. Севастополе. Решением Департамента капитального строительства города Севастополя от 24 января 2022 года № ОПР/21-636 в предоставлении государственной услуги было отказано по тем основаниям, что заявителем не представлены документы, необходимые для оказания государственной услуги, указанные в пункте 16 Административного регламента (сведения о регистрации по месту жительства за период с 28 октября 2004 года по 17 января 2005 года, справка (документ), подтверждающий, что ранее право на приватизацию жилья не было использовано за период с 28 октября 2004 года по 17 января 2005 года), а также ввиду того, что, в соответствии с распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 08 июня 2017 года № 8457-РДИ «О включении жилых помещений (комнат) общежития, расположенного по адресу: г. Севастополь, <адрес> в Реестр собственности города Севастополя» жилое помещение - комната - включено в Реестр собственности города Севастополя как жилое помещение общежития.

Истец в судебное заседание не явилась, о дне и времени слушания дела извещена надлежащим образом, уважительных причин неявки суду не сообщила, обеспечила явку своего представителя, которая исковые требования поддержала, просила их удовлетворить, сославшись на обстоятельства, указанные в иске.

Ответчик и третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о дне и времени слушания дела извещены надлежащим образом.

17 марта 2022 года от ГБУ г. Севастополя "Городская служба жилищного фонда" поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие их представителя.

От Департамента капитального строительства города Севастополя 17 марта 2022 года поступили письменные возражения на исковое заявление, в которых Департамент просит рассмотреть дело в отсутствие их представителя, в удовлетворении исковых требований отказать, указали, что доводы, приведенные истцом, не содержат доказательств наличия оспоренного или нарушенного права истца со стороны ответчика.

С учетом положений ст. 167 ГПК РФ и мнения представителя истца, суд счел возможным рассмотреть данное дело в отсутствие не явившихся лиц.

Суд, выслушав пояснения представителя истца, исследовав письменные дела, исследовав и оценив в соответствии со ст. 67 ГПК РФ относимость, допустимость, достоверность каждого представленного в суд доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, приходит к следующему.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 08 июня 2017 года № 8457-РДИ «О включении жилых помещений (комнат) общежития, расположенного по адресу: г. Севастополь, <адрес> в Реестр собственности города Севастополя» комната                  по <адрес> в городе Севастополе включена в реестр собственности города, как имущество, находящееся в казне города.

В спорном помещении - комнате с 19 января 2007 года по настоящее время зарегистрированы Швыдка Т.А., ФИО3.

Между Швыдка Т.А. и Департаментом капитального строительства города Севастополя заключен договор социального найма № ДСН/17-751 от 07 марта 2017 года (с учетом соглашения № СДН/17-1336 от 28 апреля 2017 года) жилого помещения, находящегося в государственной собственности города Севастополя – комнаты, общей площадью <данные изъяты> кв. м, в том числе жилой площадью <данные изъяты> кв. м, расположенной по адресу: г.Севастополь, <адрес>. В качестве члена семьи в договор включен ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

30 ноября 2021 года Швыдка Т.А. обратилась в Департамент капитального строительства города Севастополя с заявлением о заключении договора о передаче в собственность спорного жилого помещения в порядке приватизации.

Решением Департамента капитального строительства города Севастополя от 24 января 2022 года № ОПР/21-636 в предоставлении государственной услуги было отказано на основании подпунктов 1, 6, 8 пункта 20 Административного регламента предоставления государственной услуги «Заключение договоров о передаче в собственность граждан жилых помещений государственного жилищного фонда города Севастополя (приватизация)», утвержденного приказом Департамента капитального строительства города Севастополя от 27 сентября 2016 года № 128-а/2016, по тем основаниям, что заявителем не представлены документы, необходимые для оказания государственной услуги, указанные в пункте 16 Административного регламента (сведения о регистрации по месту жительства за период с 28 октября 2004 года по 17 января 2005 года, справка (документ), подтверждающий, что ранее право на приватизацию жилья не было использовано за период с 28 октября 2004 года по 17 января 2005 года), а также ввиду того, что, в соответствии с распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 08 июня 2017 года № 8457-РДИ «О включении жилых помещений (комнат) общежития, расположенного по адресу: г. Севастополь, <адрес> в Реестр собственности города Севастополя» жилое помещение - комната - включено в Реестр собственности города Севастополя как жилое помещение общежития. Заключение договора о передаче в собственность граждан жилых помещений государственного жилищного фонда города Севастополя на жилое помещение в общежитии противоречит статье 4 Закона Российской Федерации от 04 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».

В соответствии со ст. 1 Закона Российской Федерации от 04 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (далее – Закон от 04 июля 1991 года № 1541-I) приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений                                       в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан Российской Федерации, забронировавших занимаемые жилые помещения, -     по месту бронирования жилых помещений.

Согласно ст. 2 Закона Российской Федерации от 04 июля 1991 года №1541-I граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

Исходя из положений ст. 6 Закона Российской Федерации от 04 июля 1991 года № 1541-I, передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.

Статьей 7 Закона Российской Федерации от 04 июля 1991 года № 1541-I предусмотрено, что передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством.

В силу ч. 1, ч.2 ст. 60 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.

Договор социального найма жилого помещения заключается без установления срока его действия.

На основании статьи 11 Закона Российской Федерации от 04 июля 1991 года №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» каждый гражданин имеет право на однократное участие в бесплатной приватизации жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования.

Таким образом, одним из условий реализации права гражданина                         на передачу ему в собственность жилого помещения является его проживание в жилом помещении государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма.

Пунктом 2 части 1 статьи 92, статьей 94 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся жилые помещения в общежитиях, которые предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения.

Как следует из ст. 4 Закона Российской Федерации от 04 июля 1991 года                 № 1541-1 не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся                          в общежитиях.

Из разъяснений, содержащихся в п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 августа 1993 года № 8 «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан, так как ст. 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» наделила граждан, занимающих жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору социального найма, правом с согласия всех проживающих совершеннолетних членов семьи и проживающих с ними несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в общую собственность (долевую или совместную).

Судом установлено, что между сторонами возник спор о праве                 Швыдка Т.А., ФИО3 на приватизацию занимаемого жилого помещения, разрешение которого во внесудебном порядке, с учетом выраженной позиции ответчика о том, что спорное жилое помещение является помещением общежития и относится к специализированному жилищному фонду, не подлежащему передаче в собственность граждан в порядке приватизации, не представляется возможным.

Принимая во внимание, что в силу требований ст. 49, 63 Жилищного кодекса Российской Федерации допускается заключение договора социального найма исключительно в отношении жилых помещений жилищного фонда социального использования, то сам факт предоставления истцу спорной комнаты в бессрочное владение и пользование по договору социального найма № ДСН/17-751 от 07 марта 2017 года, свидетельствует о том, что cпорное жилое помещение было исключено из специализированного жилищного фонда и поступило в жилищный фонд социального использования.

Согласно ст. 64 Жилищного кодекса Российской Федерации переход права собственности на занимаемое по договору социального найма жилое помещение, права хозяйственного ведения или права оперативного управления таким жилым помещением не влечет за собой расторжение                       или изменение условий договора социального найма жилого помещения.

Договор социального найма с истцом не оспорен, не расторгнут                       и является действующим, ввиду чего запрошенная истцом государственная услуга по заключению договора о передаче в собственность жилого помещения государственного жилищного фонда города Севастополя могла быть оказана.

Кроме того, в соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 года № 42 «Об утверждении Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений» отнесение жилых помещений к специализированному жилищному фонду не допускается, если жилые помещения заняты по договорам социального найма, найма жилого помещения, находящегося в государственной или муниципальной собственности жилищного фонда коммерческого использования, аренды, а также если имеют обременения прав на это имущество.

Проверяя обстоятельства того, было ли истцом ранее реализовано предоставляемое однократно право на приватизацию иного жилого помещения, судом установлено следующее.

Сведения о регистрации Швыдка Т.А. по месту жительства за период с 28 октября 2004 года по 17 января 2005 года содержатся в паспорте гражданина Украины, выданном на имя истца. Так, согласно штампу о регистрации истец с 23 марта 2001 года по 09 января 2007 года была зарегистрирована по адресу: г. Севастополь, <адрес>.

Вышеуказанные сведения о регистрации истца по месту жительства также содержатся в материалах Департамента капитального строительства города Севастополя по рассмотрению заявления Швыдка Т.А. о предоставлении государственной услуги. Сведения о ранее зарегистрированных за истцом правах на иные жилые помещения отсутствуют.

Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Решение вопроса о приватизации жилых помещений должно приниматься по заявлениям граждан в двухмесячный срок со дня подачи документов (статья 8 Закона).

Как следует из разъяснений, приведенных в п. 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 августа 1993 года N8 "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим законом условиях, если они обратились с таким требованием.

При этом необходимо учитывать, что соблюдение установленного статьями 7, 8 названного Закона порядка оформления передачи жилья обязательно как для граждан, так и для должностных лиц, на которых возложена обязанность по передаче жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде в собственность граждан (в частности, вопрос о приватизации должен быть решен в двухмесячный срок, заключен договор на передачу жилья в собственность, право собственности подлежит государственной регистрации в Едином государственном реестре учреждениями юстиции, со времени совершения которой и возникает право собственности гражданина на жилое помещение).

Согласно ст. 11 Закона каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.

Из постановления Конституционного Суда Российской Федерации № 13-П от 24 октября 2000 года следует, что ограничение прав и свобод человека и гражданина путем определения круга объектов, не подлежащих приватизации, допустимо только в том случае, если обстоятельства, фактически обуславливающие особенности правого режима жилья, прежде всего его целевое назначение, исключают возможность передачи жилого помещения в собственность.

Как следует из определения Конституционного Суда Российской Федерации от 14 декабря 1999 года, суды, не ограничиваясь лишь формальным подтверждением целевого назначения жилого помещения, должны проверять факты, обосновывающие в каждом случае распространение на него особого правового режима, исходя из практики и перспектив целевого использования данного помещения, включение его в соответствующую производственную и социальную инфраструктуру. Без исследования таких обстоятельств не может быть обеспечена реальная, гарантируемая статей 46 Конституции РФ судебная защита прав граждан, в том числе права на приватизацию жилого помещения.

Обязательным условием, определяющим статус жилого помещения, является ордер и договор найма жилого помещения. Как установлено судом, спорное жилое помещение в настоящее время не является служебным и в отношении него сторонами заключен договор социального найма жилого помещения.

Учитывая, что истец не принимал участия в приватизации, квартиру она занимает на условиях социального найма, истцом были совершены все необходимые действия для получения имущества в собственность в порядке приватизации, препятствий для приватизации истцом занимаемого им жилого помещения не имеется, суд приходит к выводу, что требования истца о признании права собственности в порядке приватизации на спорное жилое помещение подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Швыдка Татьяны Анатольевны, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетнего ФИО3 к Департаменту капитального строительства г.Севастополя, третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора, – Департамент по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя, Департамент городского хозяйства г. Севастополя, ГБУ г. Севастополя "Городская служба жилищного фонда", Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации удовлетворить.

Признать за Швыдка Татьяной Анатольевной, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в порядке приватизации право общей долевой собственности в равных долях по 1/2 за каждым на комнату , общей площадью <данные изъяты> кв. м, в том числе жилой площадью <данные изъяты> кв. м, расположенную по адресу: г. Севастополь, <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Гагаринский районный суд города Севастополя.

    Решение суда изготовлено в окончательной форме 28.04.2022.

    Председательствующий –

2-1450/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Швыдка Татьяна Анатольевна в интересах несовершеннолетнего Швыдкого Андрея Евгеньевича
Ответчики
Департамент капитального строительства г. Севастополя
Другие
Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя
ГБУ г. Севастополя "Городская служба жилищного фонда"
Лысцева Александра Анатольевна
Департамент городского хозяйства г. Севастополя
Департамент по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя
Суд
Гагаринский районный суд Севастополя
Судья
Котешко Людмила Леонидовна
Дело на странице суда
gagarinskiy.sev.sudrf.ru
07.02.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
08.02.2022Передача материалов судье
11.02.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.02.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.02.2022Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
24.03.2022Предварительное судебное заседание
21.04.2022Судебное заседание
28.04.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.04.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее