№ 2-2102/2019
24RS0056-01-2018-009109-82
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
26 июня 2019 г. г. Красноярск
Центральный районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего Горпинич Н.Н.,
при секретаре Медведевой П.В.,
с участием представителя истца Аксаментовой Т.Е.,
представителя ответчика Мармалевской А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Аксаментова В.Г. к Агентству по управлению государственным имуществом Красноярского края о возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л:
Аксаментов В.Г. обратился в суд с иском к Агентству по управлению государственным имуществом Красноярского края (далее – Агентство) о возложении обязанности. Требования мотивировал тем, что в мае 1986 г. истец приобрел право бессрочного (постоянного) пользования земельным участком №, образованным из земель государственной собственности. Государство разрешило землепользователю в дальнейшем переоформить права на данный участок путем приватизации его в собственность. На ответчика была возложена обязанность до тех пор, пока истец не приватизирует участок, следить за судьбой участка и все действия, связанные с данным участком, вносить в Реестр государственной собственности. Участок расположен на территории г. Красноярска, в <адрес>. Земли для образования садоводства были отведены на основании решения Исполкома г. Красноярска № от ДД.ММ.ГГГГ. С целью выполнения Указа Президента РФ «О проведении инвентаризации земель России», земельные участки, расположенные на землях России, прошли процедуру преобразования (межевания). В ходе преобразования (межевания) у участков были определены характерные уникальные точки координат, которые на местности закреплены межевыми столбами. На основании Постановления мэра г. Красноярска № от ДД.ММ.ГГГГ земли участка №), при преобразовании (межевании) которого использовалась государственная система координат 1963, по характерным уникальным точкам координат под номерами: № были юридически закреплены на территории г. Красноярска, в СНТ, расположенном северо-западнее <адрес>, присвоен кадастровый регистрационный номер №. На основании постановления № от ДД.ММ.ГГГГ истцу выдано свидетельство № на право собственности на землю бессрочного (постоянного) пользования землей от ДД.ММ.ГГГГ. Данное свидетельство является правоустанавливающим документом на право пользования землями участка №), который сформирован из земель государственной собственности. Выдача оригинала свидетельства № подтверждает тот факт, что участок прошел государственную регистрацию права в полномочном государственном органе; согласно действующего на тот момент законодательства земельный участок поставлен на кадастровый учёт как ранее учтённый, сформированный, предоставленный Аксаментову В.Г. на праве бессрочного (постоянного) пользования землей, образованный из земель государственной собственности, и эта процедура документально оформлена; в ходе подготовки свидетельства № от ДД.ММ.ГГГГ установлены и документально зафиксированы границы участка. Эти сведения внесены в Реестр государственной собственности Красноярского края и не подлежат обжалованию и доказыванию до ликвидации земельного участка. В свидетельстве № указано, что свидетельство является временным документом и действует до выдачи государственного акта на право собственности на землю бессрочного (постоянного) пользования землей. Однако Аксаментову В.Г. до сих пор не выдан государственный акт на право пользования землями ранее учтённого земельного участка №), образованного из земель государственной собственности. В связи с тем, что Аксаментову В.Г. не выдан государственный акт, он не может выполнить предписания Федерального закона «О дачной амнистии», а также предписания п. 5 ст. 20 Земельного кодекса РФ. После 2004 г. в сведения ГЗК было включено, что Аксаментов В.Г. стал правообладателем индивидуальной собственности под номером №. Характеристики индивидуальной собственности под номером: № указаны в кадастровом плане земельного участка (выписка из государственного земельного кадастра) № от ДД.ММ.ГГГГ. В силу характеристик, указанных в кадастровом плане, индивидуальная собственность под номером: № не имеет никакого юридического отношения к ранее учтённому земельному участку №), образованному из земель государственной собственности, сведения о котором внесены в Реестр государственной собственности Красноярского края. В силу п. 7 кадастрового плана индивидуальная собственность под номером: № расположена за пределами участка №, за пределами <адрес>, неизвестно на каком расстоянии и в каком направлении от г. Красноярска. В силу п. 16 кадастрового плана сведения о границах индивидуальной собственности под номером: № не позволяют однозначно определить её в качестве какого-либо объекта недвижимости (в качестве какого-либо существующего в натуре земельного участка), подлежащего передаче по сделке. В сообщении № от ДД.ММ.ГГГГ Агентство указывает, что земельный участок с кадастровым номером №, расположенный в <адрес> в реестре государственной собственности Красноярского края не учитывается. Из сообщения Агентства № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что информация в отношении ранее учтённого земельного участка №), образованного из земель государственной собственности, расположенного в <адрес>, в Реестре государственной собственности Красноярского края не учитывается. При этом никаких разъяснений, куда из сведений Реестра государственной собственности Красноярского края делись сведения об участке №), от прав на который истец не отказывался, в сообщении не указано. Истец несет бремя по содержанию спорного участка, защищает земли участка от притязания третьих лиц. Истец не имеет других земельных участков на праве постоянного (бессрочного) пользования землей, образованных из земель государственной собственности. Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком №) истцом не утрачено, недействительным не признано, в установленном законом порядке не прекращено. Наличие у истца свидетельства № даёт Аксаментову В.Г. право защищать право бессрочного (постоянного) пользования землями в отношении земель ранее учтённого земельного участка №). Реестровая (кадастровая) ошибка - это искажение фактической информации в сведениях об объекте недвижимости, воспроизведенное в Реестре. Ответчик предоставил Аксаментову В.Г. в собственность объект, которому присвоен кадастровый №, у которого нет границ, по этой причине сведения о них документально зафиксированы как не установленные в соответствии с требованиями действующего законодательства. То есть в силу Земельного кодекса РФ объект с кадастровым номером № нельзя рассматривать в качестве земельного участка, а в силу законодательства о кадастре данный объект нельзя поставить на кадастровый учёт. При этом ответчик сообщил, что объект с номером № надо называть земельным участком и добиться, чтобы Аксаментов В.Г. попытался поставить его на кадастровый учёт. Данные действия нарушают принципы гражданского законодательства в отношении выполнения безвозмездной сделки купли-продажи, заключенной между Аксаментовым В.Г. и государством, и указывают на то, что Агентство решило создать притворную сделку, чтобы прикрыть фактическую сделку купли-продажи, заключенную между государством и Аксаментовым В.Г. С учетом уточнений истец просит принять решение о необходимости исправления кадастровой (реестровой) ошибки путем восстановления сведений о ранее учтённом земельном участке №, декларативной площадью 885 кв.м., с кадастровым регистрационным номером №, расположенном по адресу: <адрес>, в Реестре государственной собственности Красноярского края; признать внесенные в базу данных Агентства сведения, что Агентство должно оказать Аксаментову В.Г. государственную услугу по прекращению права бессрочного (постоянного) пользования землями ранее учтённого земельного участка № с регистрационным номером №, образованного из земель государственной собственности – кадастровой (реестровой) ошибкой; обязать Агентство выполнить предписания сделки, заключенной во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 23.04.1993 № 480 (закона о дачной амнистии) в отношении ранее учтённого земельного участка №), образованного из земель государственной собственности, который предоставлен Аксаментову В.Г. на праве бессрочного (постоянного) пользования землей, а именно: разрешить (дать указания) органам кадастрового учёта передать Аксаментову В.Г. документы, подготовленные и переданные туда Агентством по ранее учтённому земельному участку № №), который поставлен на кадастровый учёт как государственная собственность, предоставленная Аксаментову В.Г. на праве бессрочного (постоянного) пользования землей, на основании которых Аксаментов В.Г. выполнит предписания Указа Президента Российской Федерации от 23.04.1993 № 480 (закона о дачной амнистии), а именно приватизирует земли данного земельного участка в частную собственность; применить последствия недействительности сделки, путем: признания того, что право собственности Аксаментова В.Г. на объект под номером № по недействительной сделке прекращается, объект под номером № возвращается в собственность к прежнему правообладателю, то есть к Агентству по управлению государственным имуществом Красноярского края.
Истец Аксаментов В.Г., извещенный о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явился.
Представитель истца Аксаментова Т.Е. в судебном заседании исковые требования поддержала, на их удовлетворении настаивала по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Дополнительно пояснила, что надлежащим ответчиком по заявленным требованиям считает только Агентство по управлению государственным имуществом Красноярского края.
Представитель ответчика Мармалевская А.А. в судебном заседании исковые требования не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве на исковое заявление.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления Росреестра по Красноярскому краю Голдобина Т.В., извещенная о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явилась. Представила пояснения на исковое заявление, которые приобщены судом к материалам дела.
В силу ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, суд установил следующее.
В соответствии с п. 1 ст. 6 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Закон о регистрации) права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу Закона о регистрации, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной Законом о регистрации. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
Согласно п. 9 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введение в действие Закона о регистрации, имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Как следует из материалов дела, Постановлением администрации г. Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении результатов инвентаризации и передаче в собственность земельных участков членам садоводческого товарищества <данные изъяты>»», во исполнение постановления Администрации г. Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ №, утверждены результаты инвентаризации земель садоводческого товарищества <данные изъяты>», а также постановлено передать земельные участки в собственность по результатам инвентаризации членам садоводческого товарищества <данные изъяты>» для ведения садоводства согласно приложению.
В соответствии с приложением к Постановлению от ДД.ММ.ГГГГ №, номер порядковый №, Аксаментову В.Г. в собственность предоставлен участок № в садоводческом товариществе <данные изъяты>», площадью 772,5 кв.м., кадастровый номер №.
ДД.ММ.ГГГГ Аксаментов В.Г. обратился в Управление Росреестра по Красноярскому краю с заявлением о государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>.
В качестве правоустанавливающего документа на государственную регистрацию истец представил архивную копию постановления Мэра г. Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ № «О юридическом закреплении земельных участков садоводческих товариществ на территории города Красноярска», а также приложение № к указанному постановлению (список землепользователей), согласно которому Аксаментову В.Г. предоставлен земельный участок в товариществе «Локомотив».
Также на государственную регистрацию представлена копия свидетельства № на право собственности на землю бессрочного (постоянного) пользования землей, согласно которому Аксаментову В.Г. постановлением администрации г. Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ № для ведения садоводства в товариществе <данные изъяты>» предоставлено 0,0885 га, а также кадастровый паспорт земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно которому площадь земельного участка составляет 885 кв.м.
Поскольку причин для приостановления или отказа в государственной регистрации установлено не было, ДД.ММ.ГГГГ в ЕГРН внесена запись о государственной регистрации № права собственности Аксаментова В.Г. на земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес> площадью 885 кв.м.
По информации Агентства, предоставленной истцу 29.03.2012, 13.12.2018, земельный участок с кадастровым номером № расположенный в <адрес> а также ранее учтенный земельный участок №), расположенный в <адрес>, в реестре государственной собственности Красноярского края не учитывается.
Оценив представленные доказательства, доводы и возражения сторон, суд находит заявленные исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
С 01.01.2017 вступил в силу Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Указанным Федеральным законом изменено понятие ошибок, содержащихся в ЕГРН.
Порядок исправления ошибок, содержащихся в ЕГРН, установлен ст. 61 Федерального закона № 218-ФЗ.
В соответствии с п. 3 ст. 61 Федерального закона № 218-ФЗ воспроизведенная ЕГРН ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.
В случаях, если существуют основания полагать, что исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, такое исправление производится только по решению суда. В суд с заявлением об исправлении технической ошибки в записях и реестровой ошибки также вправе обратиться орган регистрации прав (п. 4 ст. 61 Федерального закона № 218-ФЗ).
Между тем, документов, подтверждающих наличие ошибки в сведениях ЕГРН по вышеуказанному земельному участку, истцом в материалы дела не представлено.
В соответствии с пунктом 4 статьи 19 Закона Красноярского края от 10.07.2008 № 6-1930 «О Правительстве Красноярского края и иных органах исполнительной власти Красноярского края» органы исполнительной власти осуществляют свою деятельность на основании положений о них, утвержденных Правительством Красноярского края.
Согласно пунктам 1.2, 3.28, 3.40 Положения об агентстве по управлению государственным имуществом Красноярского края, утвержденного постановлением Правительства Красноярского края от 02.09.2008 № 70-п, Агентство является уполномоченным органом исполнительной власти края по управлению государственной собственностью Красноярского края (краевое имущество), ведет Реестр государственной собственности Красноярского края и выступает в качестве истца и ответчика в суде при рассмотрении споров, связанных с владением, пользованием, распоряжением краевым имуществом.
В силу пунктов 1.1, 1.5 Правил ведения Реестра государственной собственности Красноярского края (далее - Реестр), утвержденных Постановлением Правительства Красноярского края от 15.12.2014 № 594-п, в Реестре учитывается государственное имущество Красноярского края, в том числе земельные участки, принадлежащие на праве собственности субъекту Российской Федерации – Красноярскому краю.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности субъектов Российской Федерации относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации; земельные участки, предоставленные органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным органами государственной власти субъектов Российской Федерации; земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами, за исключением таких земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, собственности муниципальных образований, граждан и юридических лиц либо предоставленных физическим или юридическим лицам на ином вещном праве; иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
Принадлежащий истцу участок не относится к собственности субъекта Российской Федерации – Красноярского края, в связи с чем он не подлежит учету в Реестре, а потому оснований для возложения на ответчика обязанности по восстановлению сведений о ранее учтённом земельном участке №, декларативной площадью 885 кв.м., с кадастровым регистрационным номером №, расположенном по адресу: <адрес>, в Реестре государственной собственности Красноярского края, суд не усматривает.
Земельный участок с кадастровым номером № учитывается в Едином государственном реестре недвижимости.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение ЕГРН и предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами.
На территории Красноярского края уполномоченным территориальным органом является Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю.
Приказом Агентства по управлению государственным имуществом Красноярского края от 26.07.2016 № утвержден Административный регламент предоставления агентством государственной услуги по прекращению права постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования земельными участками, находящимися в государственной собственности Красноярского края.
Данный нормативный правовой акт не регулирует отношения по управлению и распоряжению (в том числе по прекращению права постоянного (бессрочного) пользования) в отношении земельных участков, не принадлежащих на праве собственности субъекту Российской Федерации - Красноярскому краю.
Из материалов дела не следует, что Агентством были подготовлены и переданы органам кадастрового учёта какие-либо документы по ранее учтённому земельному участку № (№). Кроме того, Агентство не наделено полномочиями давать какие-либо указания органам кадастрового учёта либо разрешать им что-либо делать.
Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу о том, что Агентство по управлению государственным имуществом Красноярского края не является надлежащим ответчиком по заявленным истцом требованиям.
Требование о применении последствий недействительности сделки, путем: признания того, что право собственности Аксаментова В.Г. на объект под номером № по недействительной сделке прекращается, объект под номером № возвращается в собственность к прежнему правообладателю, то есть к Агентству по управлению государственным имуществом Красноярского края, суд находит не подлежащим удовлетворению, поскольку из материалов дела не следует, что между сторонами спора была заключена оспариваемая сделка.
Поскольку истцом не доказано нарушение его прав и законных интересов действиями (бездействием) ответчика, исковые требования Аксаментова В.Г., предъявленные к Агентству по управлению государственным имуществом Красноярского края, удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Аксаментова В.Г. к Агентству по управлению государственным имуществом Красноярского края о возложении обязанности отказать.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Центральный районный суд г. Красноярска в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: Н.Н. Горпинич
Копия верна.
Судья: Н.Н. Горпинич