Дело №2-266/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Воркута РК 05 марта 2019 года
Воркутинский городской суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Екимовой Н.И., при секретаре Ендеревой Е.С., с участием истца Новохат М.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Новохат Марии Николаевны к Государственному бюджетному учреждению Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Воркуты» об отмене решения об отказе в предоставлении ежемесячной выплаты, обязании произвести перерасчёт среднедушевого дохода семьи и выплатить пособие на ребёнка,
установил:
27.08.2018 и 22.11.2018 Новохат М.Н. обращалась с заявлениями в Государственное бюджетное учреждение Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Воркуты» (далее по тексту – учреждение) о предоставлении государственной услуги в виде ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребёнка – ФИО1, <дата> года рождения.
По результатам рассмотрения указанных заявлений и приложенных к заявлениям документов Учреждением произведены расчёты среднедушевого дохода семьи, который превысил 1,5 –кратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения, установленного на 2 квартал 2017 года в среднем по Республике Коми, в связи с чем 04.10.2018 и 26.11.2018 приняты решения об отказе в предоставлении Новохат М.Н. государственной услуги ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребёнка.
Не соглашаясь с произведёнными расчётами и с решением учреждения об отказе в предоставлении вышеуказанной государственной услуги, Новохат М.Н. обратилась в суд с иском к Государственному бюджетному учреждению Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Воркуты» об отмене решения об отказе в предоставлении ежемесячной выплаты, обязании произвести перерасчёт среднедушевого дохода семьи без учета алиментов, выплачиваемых в пользу ФИО3, и выплатить пособие на ребёнка с даты его рождения по текущий месяц.
Исковые требования мотивированы тем, что при расчёте среднедушевого дохода семьи неправомерно учтены алименты, выплачиваемые супругом истца в пользу ФИО3, поскольку указанные алименты являются доходом семьи ФИО3
В письменном отзыве ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Воркуты» содержится просьба об отказе в удовлетворении исковых требований, поскольку среднедушевой доход семьи превышает установленную законом 1,5-кратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения на 2 квартал 2017 года в среднем по Республике Коми. Согласно разъяснениям Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми, при определении среднедушевого дохода семьи доходы отца ребёнка учитываются до вычета алиментов, выплачиваемых им в другую семью, т.е. учитывается весь полученный доход.
Ответчик, извещённый о месте и времени судебного заседания надлежащим образом, не направил в суд своего представителя, просил рассмотреть дело без представителя. В соответствии со ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие ответчика.
Истец в судебном заседании поддержала исковые требования по доводам, изложенным в заявлении.
Выслушав объяснения истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации, обязывая в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), Российскую Федерацию к установлению гарантий социальной защиты и обеспечению поддержки семьи, материнства, отцовства и детства (статья 7, часть 2; статья 38, часть 1), не определяет способы и объем предоставления соответствующих мер для тех или иных категорий граждан. Разрешение данных вопросов, в том числе установление конкретных гарантий и круга лиц, на которых они распространяются, является прерогативой законодателя.
В рамках государственной поддержки материнства, отцовства и детства для граждан, имеющих детей, установлены льготы и гарантии в сфере труда, цель которых - предотвращение возможной дискриминации в отношении лиц с семейными обязанностями, а также иные имеющие социальную направленность меры, в том числе предусмотренные Федеральным законом от 28 декабря 2017 года N 418-ФЗ "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей", а также законодательством Российской Федерации о социальной помощи, занятости, образовании, здравоохранении, налогах, позволяющие улучшить положение семей с детьми и обеспечить им приемлемый уровень материального благосостояния.
В силу ч.2 ст. 1 Федерального закона от 28.12.2017 №418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей» право на получение ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка возникает в случае, если ребенок рожден (усыновлен) начиная с 1 января 2018 года, является гражданином Российской Федерации и если размер среднедушевого дохода семьи не превышает 1,5-кратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения, установленную в субъекте Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 24 октября 1997 года N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты.
Для Республики Коми 1,5-кратная величина прожиточного минимума трудоспособного населения, установленного на 2 квартал 2017 года, составила 19914 руб.
Среднедушевой доход семьи при назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка рассчитывается исходя из суммы доходов членов семьи за последние 12 календарных месяцев (в том числе в случае представления сведений о доходах семьи за период менее 12 календарных месяцев), предшествующих месяцу подачи заявления о назначении указанной выплаты, путем деления одной двенадцатой суммы доходов всех членов семьи за расчетный период на число членов семьи (ч.8 ст.4 Закона).
Статья 4 данного Закона устанавливает перечень доходов семьи, которые учитываются и не учитываются при расчете среднедушевого дохода семьи.
Согласно частям 2 и 6 ст.4 Федерального закона от 28 декабря 2017 г. N 418-ФЗ, не учитываются суммы единовременной материальной помощи, выплачиваемой за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и иных источников в связи со стихийным бедствием или другими чрезвычайными обстоятельствами, а также в связи с террористическим актом.
Доходы каждого члена семьи учитываются до вычета налогов в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу ч.10 статьи 4 Федерального закона от 28.12.2017 №418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей» в состав семьи, учитываемый при расчете среднедушевого дохода семьи, включаются родители (усыновители), опекуны ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого у гражданина возникло право на получение ежемесячной выплаты, супруги родителей несовершеннолетних детей и несовершеннолетние дети.
В состав семьи, учитываемый при расчете среднедушевого дохода семьи, не включаются:
1) лица, отбывающие наказание в виде лишения свободы, лица, в отношении которых применена мера пресечения в виде заключения под стражу, лица, находящиеся на принудительном лечении по решению суда, а также лица, лишенные родительских прав;
2) лица, находящиеся на полном государственном обеспечении (ч.11 ст.4 Закона №418-ФЗ).
Приказом Минтруда России от 29.12.2017 № 889н утвержден Порядок осуществления ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка и (или) второго ребенка, обращения за назначением указанных выплат, а также перечня документов (сведений), необходимых для назначения ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого и (или) второго ребенка"
При разрешении спора судом установлено, что Новохат М.Н. и ФИО2 состоят в браке с <дата>, от брака имеют сына ФИО1, родившегося <дата>, который для Новохат М.Н. является первым ребенком. У ФИО2 имеется сын ФИО4., <дата> года рождения, который проживает отдельно со своей матерью – ФИО3
<дата> мировым судьёй Паркового судебного участка вынесен судебный приказ о взыскании с ФИО2 в пользу ФИО3 алиментов на содержание несовершеннолетнего ребёнка ФИО4., <дата> года рождения, в размере ? части всех видов заработка ежемесячно, начиная с <дата> и до совершеннолетия ребёнка.
Как усматривается из личного дела получателя ежемесячной выплаты, представленного ответчиком в суд, Новохат М.Н. дважды (27.08.2018 и 22.11.2018) обращалась в ГБУ Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Воркуты» с заявлениями о назначении ежемесячной выплаты в порядке, установленном Федеральным законом от 28.12.2017 №418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей», приложив документы, предусмотренные Перечнем, утвержденным Приказом Минтруда России от 29.12.2017 № 889н.
Из представленных документов следует, что Новохат М.Н. до рождения ребенка работала в администрации МО ГО «Воркута» и имела доходы до вычета налогов за период с августа 2017г. по июль 2018 г. 456 034,43 руб. (за 12 месяцев перед обращением в орган социальной защиты – 27.08.2018) и за период с ноября 2017г. по октябрь 2018 г. (12 месяцев перед обращением с заявлением от 22.11.2018) 427607,30 руб.
Супруг истца ФИО2 работал в ОАО «РЖД» и имел доходы до вычета налогов с августа 2017г. по июль 2018 г. 262014,41 руб. и за период с ноября 2017г. по октябрь 2018 г. 327004,78 руб. За эти же периоды с ФИО2 в пользу ФИО4. были удержаны алименты в общей сумме 16343,83 руб. и 56906,42 руб., соответственно, что подтверждается соответствующей справкой, которая была представлена истцом при подаче заявления в орган социальной защиты.
Согласно расчётам органа социальной защиты, доход семьи на 1-го человека, исчисленный исходя из среднедушевого дохода за указанные периоды, составил 19945,81 руб. и 20961,45 руб., соответственно, что превышает 1,5-кратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения (19914 руб.). При исчислении среднедушевого дохода семьи ответчик, ссылаясь на разъяснения Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми, учитывал удержанные из доходов ФИО2 алименты, выплаченные на содержание отдельно проживающего ребёнка.
Вместе с тем доводы истца о том, что при расчете среднедушевого дохода должны учитываться алименты, выплаченные на содержание отдельно проживающего ребёнка, заслуживают внимания по следующим основаниям.
Федеральный закон от 17.07.1999 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» определяет государственную социальную помощь как предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в данном Федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров.
Государственная социальная помощь оказывается в целях адресного использования бюджетных средств, усиления адресности социальной поддержки нуждающихся граждан, повышения доходов населения (ст.3 Федерального закона от 17.07.1999 №178-ФЗ).
При этом статьей 4 названного Закона принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам установления основ правового регулирования в области оказания государственной социальной помощи отнесено к полномочиям Российской Федерации.
Федеральным законом от 28.12.2017 №418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей» установлены основания и порядок назначения и осуществления ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка и (или) ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) второго ребенка. Указанный Закон принят с целью оказания адресной помощи семьям, имеющим детей (первого или второго), для повышения их благосостояния, поддержки семьи, материнства, отцовства и детства.
Предусмотренные этим Законом выплаты являются одним из видов государственной социальной помощи, следовательно, на них распространяются общие положения правового регулирования в области оказания государственной социальной помощи с особенностями, которые установлены непосредственно Федеральным законом от 28.12.2017 №418-ФЗ.
Действительно, ни Федеральный закон от 28.12.2017 №418-ФЗ, ни Порядок осуществления ежемесячных выплат, утвержденный Приказом Минтруда России от 29.12.2017 №889н, не предусматривают возможности учета уплаченных на отдельно проживающих детей алиментов.
Однако из содержания части 10 статьи 4 Федерального закона от 28.12.2017 №418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей» следует, что в состав семьи, учитываемый при расчете среднедушевого дохода семьи, включаются как родители (родитель) родившегося ребенка, так и супруг этого родителя, а также несовершеннолетние дети безотносительно к тому, являются ли эти дети общими детьми супругов и где они проживают, что согласуется с тем, что алименты, получаемые членами семьи, не учитываются как доходы (ст.4 Закона), в Перечне документов (сведений), необходимых для назначения ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого и (или) второго ребенка, утвержденном Приказом Минтруда России от 29.12.2017 № 889н, отсутствует указание на необходимость представления доказательств совместного проживания членов семьи (справки о составе и семьи и т.п.).
Применяя указанные выше положения нормативных актов, следует учитывать и общие правила расчета дохода, которые установлены Федеральным законом от 05.04.2003 №44-ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи», иное бы противоречило общим принципам правового регулирования, в том числе принципу правовой определенности и справедливости.
В частности, во исполнение Федерального закона «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи» было принято Постановление Правительства РФ от 20 августа 2003 г. №512 «О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи», пункт 3 которого предусматривает, что при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи из дохода семьи или одиноко проживающего гражданина исключается сумма уплаченных алиментов.
Ссылка ответчика на разъяснения, данные в письме Министерства труда и социальной защиты населения Российской Федерации на наиболее часто встречающиеся вопросы, возникающие в ходе реализации Федерального закона от 28 декабря 2017 года № 418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей», подлежит отклонению, поскольку указанные разъяснения носят рекомендательный характер.
Вместе с тем при расчете среднедушевого дохода членов семьи истца из 3 человек за 12 месяцев, предшествующих обращению, подлежит исключению сумма алиментов, уплаченных супругом ФИО2 его несовершеннолетнему ребенку от первого брака, следовательно, размер среднедушевого дохода семьи не превышает 1,5-кратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения, установленную в Республике Коми (262014,41- 16343,83=245670,58/12=20472,55 + 38002,87 =58475,42/3=19491,81 руб. за период с августа 2017г. по июль 2018 г), что означает наличие у истца права на получение соответствующих выплат со дня первоначального обращения в орган социальной защиты – <дата>.
При таких обстоятельствах признание незаконным повторного решения ответчика (от 22.11.2018 ...) излишне, поскольку самостоятельного значения это решение не несет. Кроме того, как усматривается из материалов дела, истец в исковом заявлении просила признать одно решение незаконным, а не два, приложив при этом копию решения органа социальной защиты № 05-11/9308 от 04.10.2018.
При установленных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что требования о признании незаконным решение ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Воркуты» № 05-11/9308 от 04.10.2018 об отказе в назначении и выплате ежемесячного пособия и возложении на ответчика обязанностей произвести перерасчёт среднедушевого дохода семьи без учёта алиментов в пользу ФИО3 на содержание ребёнка и осуществлять выплату ежемесячного пособия в связи с рождением ребенка ФИО1, 2018 года рождения, на основании норм Федерального закона от 28.12.2017 №418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей» подлежат удовлетворению.
В то же время оснований, предусмотренных законом, для удовлетворения требований в части обязания ответчика выплатить пособие на ребёнка со дня его рождения по текущий месяц у суда не имеется, поскольку истец обратилась в орган социальной защиты спустя шесть месяцев после рождения ребёнка (<дата>) и на день рассмотрения дела в суде ребёнок достиг одного года. При этом в материалах дела отсутствуют сведения об обращении истца в орган социальной защиты в июне 2018 года, в связи с чем указанные доводы истца не нашли своего подтверждения.
В соответствии с частями 1, 2 и 3 ст.2 Федерального закона от 28.12.2017 №418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей» гражданин имеет право подать заявление о назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка в любое время в течение полутора лет со дня рождения ребенка.
Ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка осуществляется со дня рождения ребенка, если обращение за ее назначением последовало не позднее шести месяцев со дня рождения ребенка. В остальных случаях ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка осуществляется со дня обращения за ее назначением.
Ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка назначается на срок один год. По истечении этого срока гражданин подает новое заявление о назначении указанной выплаты на срок до достижения ребенком возраста полутора лет, а также представляет документы (копии документов, сведения), необходимые для ее назначения.
Аналогичные положения содержаться в п. 5 Порядка N 889н.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ,
решил:
признать незаконным решение Государственного бюджетного учреждения Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Воркуты» № 05-11/9308 от 04.10.2018 об отказе в назначении и выплате ежемесячного пособия на основании норм Федерального закона от 28.12.2017 №418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей».
Обязать Государственное бюджетное учреждение Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Воркуты» произвести Новохат Марии Николаевне перерасчёт среднедушевого дохода семьи без учёта алиментов, удержанных в пользу ФИО3 на содержание ребенка ФИО4., <дата> года рождения.
Обязать Государственное бюджетное учреждение Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Воркуты» осуществлять Новохат Марии Николаевне ежемесячную выплату в связи с рождением ребенка ФИО1, <дата> года рождения, со дня обращения за ее назначением – 27.08.2018, на основании норм Федерального закона от 28.12.2017 №418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей».
В удовлетворении иска в остальной части отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Воркутинский городской суд в течение месяца со дня его принятия.
Судья: