Решение по делу № 12-254/2022 от 14.06.2022

12-254/2022

26RS0-41

РЕШЕНИЕ

город Ставрополь резолютивная часть объявлена 22 июля 2022 года

мотивированное решение составлено 25 июля 2022 года

Судья Октябрьского районного суда города Ставрополя Ставропольского края Дубровская М.Г., с участием представителя заявителя Филимонова В.С. по доверенности Гончаровой О.Г., старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды <адрес> ФИО8, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Октябрьского районного суда <адрес> жалобу Филимонова Виктора Сергеевича на постановление старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды <адрес> ФИО8 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица, проект-менеджера ООО «СХП «Победа» Филимонова Виктора Сергеевича в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.7.3 Кодекса РФ об АП,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Ставропольского края ФИО8 от ДД.ММ.ГГГГ Филимонов В.С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.7.3 Кодекса РФ об АП, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

Филимонов В.С., не согласившись с данным постановлением, обратился в суд с жалобой, в которой просил признать незаконным постановление по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ , о привлечении должностного лица - проект-менеджера ООО «Сельскохозяйственное предприятие «Победа» Филимонова Виктора Сергеевича к административной ответственности, предусмотренной ч.2 ст.7.3 Кодекса РФ об АП в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

В обосновании жалобы указав, что ООО «СХП «Победа» получила в Управлении по недропользованию по Ставропольскому краю лицензию на право пользования недрами серии СТВ ВЭ с целевым назначением и видами работ: добыча подземных вод для питьевого водоснабжения населения и технологического обеспечения водой объектов промышленности, зарегистрированную ДД.ММ.ГГГГ. Срок окончания действия лицензии ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно п.4.1. раздела 4 лицензионного соглашения, являющегося неотъемлемой частью лицензии СТВ ВЭ (далее - лицензионное соглашение), пользователю недр предоставлено исключительное право на добычу подземных вод на лицензированных участках. При этом из предмета лицензионного соглашения не следует, на какую именно воду (питьевую или техническую) предоставлено исключительное право на добычу. В свою очередь, на лицензированном участке находятся тринадцать скважин со следующими номерами выведены из эксплуатации, их эксплуатация на данный момент экономически не эффективна.

В целях сохранения санитарно-технического состояния водозаборных сооружений, а также исключения попадания загрязнений с поверхности в верхнесарматский водоносный горизонт, Обществом принято решение о переводе водозаборных сооружения в режим консервации.

Общество реализует своё право на добычу подземных вод на лицензированном участке только в скважинах №№ . ДД.ММ.ГГГГ Обществом получено заключение экспертной комиссии Федерального бюджетного учреждения «Государственная комиссия по запасам полезных ископаемых» (Северо-Кавказского филиала ФБУ «ГКЗ» <адрес>) из которого в том числе следует: «... что воды из указанных скважин на лицензионных участках ООО «Победа» не соответствуют требованиям к питьевым водам по величине общей минерализации и жёсткости» (абз. 6 стр. 4).

На основании данного заключения, авторской справки, заключения эксперта ФИО4, заключения эксперта ФИО5 было проведено заседание территориальной комиссии по проведению государственной экспертизы запасов полезных ископаемых (ТКЗ) при Департаменте по недропользованию по Северо-Кавказскому федеральному округу (Кавказнедра) по результатам которого ТКЗ Кавказнедра постановил: «3.1. Утвердить заключение экспертной комиссии Северо-Кавказского филиала ФБУ «ГКЗ» о результатах оценки запасов технических подземных вод Ладовско-Балковского участка, расположенного в селе <адрес> <адрес>, представленных ООО «Победа». 3.2. Именовать лицензионный участок технических подземных вод, разведанный в Егорлыкском артезианском бассейне (Азово-Кубанский артезианский бассейн II порядка) и расположенный в селе <адрес> <адрес>, в соответствии с местоположением и Методическими рекомендациями Роснедра (2010), - Ладовско-Балковским участком технических подземных вод (УТПВ)». Таким образом, после полного изучения качества подземных вод на лицензированном участке эксперты пришли к выводу, что запасы подземных вод могут быть приняты только для технического водоснабжения.

Во исполнение требований пунктов 6.1, 6.16 лицензионного соглашения ООО «Победа» составлен, согласован начальником департамента по недропользованию Северо-Кавказского Федерального округа и утверждён генеральным директором ООО «Победа» проект водозабора Ладовско-Балковского участка технических подземных вод ООО «Победа» в селе Ладовская Балка <адрес> <адрес>. Проект мониторинга подземных вод, проведена геологическая экспертиза.

Соблюдая требования пунктов 6.1, 6.16 лицензионного соглашения и исходя из целевого использования подземных вод на участках недропользования ООО «Победа» оборудовало:

скважину -рэ кожуховым фильтром с гравийной обсыпкой диаметром 114 мм в интервале 215,0-222,0 м и 230,0-256,0 м. Данная скважина имеет двухколонную конструкцию, минимальная глубина посадки эксплуатационной колонны, обеспечивающей спуск насоса ЭЦВ 6-10-110 с производительностью 10 м3/час (производительность обеспечивающая потребность при периодическом включении насоса) составляет 110 м при глубине «головы» фильтровой колонны 120 м. Оборудована водомером и краном для отбора проб воды. Зона санитарной охраны имеет форму квадрата 60x60 м, ограждение в виде металлических столбов с натянутой сеткой, растительность окашивается, территория охраняется, допуск посторонних лиц исключён. Устье скважины расположено в бетонном колодце, который оборудован металлическим люком. Территория расположения скважины характеризуется отсутствием посторонних строений, коммуникаций, свалок, пахотных земель и других источников загрязнения. Отсутствует применение гербицидов, пестицидов и ядохимикатов;

скважину кожуховым фильтром с гравийной обсыпкой диаметром 114 мм в интервале 190,1-200,2 м, водомером и краном для отбора проб воды. Зона санитарной охраны имеет форму квадрата 30x30 м, ограждение - металлические столбы с натянутой сеткой, растительность окашивается, территория охраняется, допуск посторонних лиц исключён. Устье скважины расположено в бетонном колодце, который оборудован металлическим люком. Территория расположения скважины характеризуется отсутствием посторонних строений, коммуникаций, свалок, пахотных земель и других источников загрязнения. Отсутствует применение гербицидов, пестицидов и ядохимикатов;

скважину кожуховым фильтром с гравийной обсыпкой диаметром 114 мм в интервале 216-223 м и 231-255 м, водомером и краном для отбора проб воды. Зона санитарной охраны имеет форму квадрата 30x30 м, ограждение - металлические столбы с натянутой сеткой, растительность окашивается, территория охраняется, допуск посторонних лиц исключён. Устье скважины расположено в бетонном колодце, который оборудован металлическим люком. Территория расположения скважины характеризуется отсутствием посторонних строений, коммуникаций, свалок, пахотных земель и других источников загрязнения. Отсутствует применение гербицидов, пестицидов и ядохимикатов;

скважину кожуховым фильтром с гравийной обсыпкой диаметром 127 мм в интервале 231,6-237 м, водомером и краном для отбора проб воды. Зона санитарной охраны имеет форму прямоугольника 30х60 м, ограждение - металлические столбы с натянутой сеткой, растительность окашивается. Устье скважины расположено в бетонном колодце, который оборудован металлическим люком. Территория расположения скважины характеризуется отсутствием посторонних строений, коммуникаций, свалок, пахотных земель и других источников загрязнения. Отсутствует применение гербицидов, пестицидов и ядохимикатов, что соответствует требованиям Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и требованиям СанПиН 2.1.4.1110-02. Согласно требованиям СанПиН 2.1.4.1110-02. зоны санитарной охраны артезианских скважин обустроены: имеются ограждения, растительность окашивается, территория охраняется, допуск посторонних лиц исключён. Устья скважин расположены в бетонных колодцах, оборудованных металлическим люком. На территории расположения скважин отсутствуют посторонние строения, коммуникации, свалки, пахотные земли и другие источники загрязнения. Отсутствует применение гербицидов, пестицидов и ядохимикатов. Соблюдаются все мероприятия для сохранения постоянства природного состава воды в водозаборе путём предупреждения возможности её загрязнения. Ухудшение качества подземных вод на эксплуатируемых артезианских скважинах зафиксировано не было. Ущерба окружающей среде, загрязнения подземных вод причинено не было. Добыча подземных вод на эксплуатируемых водозаборных скважинах осуществляется только для обеспечения технических нужд предприятия.

Пользование недрами по имеющемуся только техническому водоснабжению осуществляется Обществом в соответствии с Лицензией СТВ 01057 ВЭ. Добыча питьевой воды для водоснабжения населения Обществом не осуществляется, в виду отсутствия таковой на лицензионном участке. Фактов добычи и использования питьевой воды для водоснабжения населения проверкой также не установлено.

В оспариваемом постановлении имеются указания на положения СанПиН 2.1.4.1110-02, которые не применимы к воде, предназначенной для технических целей. Так, из текста Постановления от 14.03.2002 «О введении в действие санитарных правил и норм «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водоотведения питьевого назначения»» следует, что распространяется оно на зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водоотведения питьевого назначения (2.1.4. питьевая вода и водоснабжение населённых пунктов). СанПиН 2.1.4.1110-02 определяют санитарно - эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны (ЗСО) источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения.

На лицензированном участке водоснабжение и водопроводы питьевого назначения отсутствуют, качество добываемой подземной воды пригодно для технического водоснабжения. В связи с отсутствием на эксплуатируемых скважинах источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, возможности разработать проект ЗОС с мониторингом подземных вод питьевой воды, провести его геологическую экспертизу и в дальнейшем согласовать не имелось.

Однако, не принимая во внимание предоставленные Обществом и Заявителем письменные пояснения, с документированным подтверждением, ссылаясь на нормы права, не подлежащие применению, в отсутствие события и состава административного правонарушения, проверяющий орган пришёл к выводу, что должностное лицо - проект-менеджер Общества с ограниченной ответственностью «Сельскохозяйственное предприятие «Победа» Филимонов Виктор Сергеевич в нарушение своих должностных обязанностей, требований подпункта 10 статьи 22 Закона №2395-1 и пунктов 6.1, 6.16 лицензионного соглашения, не выполнил его условия, а именно: проект ЗСО с планом мероприятий на эксплуатируемые скважины не разработал, заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, не получил.

Для квалификации правонарушения в соответствии с ч.2 ст.7.3 Кодекса РФ об АП необходимо наличие двух условий: непосредственное пользование недрами (осуществление какого-либо или каких-либо видов пользования, предусмотренных ст.6 Закона №2395-1) и совершение при этом каких-либо действий или бездействий, повлекших нарушение условий предусмотренных лицензией на пользовании недрами; сами по себе наличие лицензии, а также бездействие, выразившееся в невыполнении условий лицензионного соглашения, без факта непосредственного пользования обладателем лицензии недрами, не образуют объективную сторону вмененного обществу состава административного правонарушения.

Административным органом не приняты во внимание доводы Общества об отсутствии физической возможности разработать и согласовать проект ЗСО, предназначенный для источника питьевого водоснабжения.

При этом, применяя формальный подход к рассматриваемому делу, без учёта действительных обстоятельств и анализа, представленных Обществом документов, административный орган вынес оспариваемое постановление.

Выводы, указанные в постановление, противоречат положениям п.1 ст.1.5 Кодекса РФ об АП, в котором указано, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Административным органом не учтён тот факт, что требования части 3 статьи 43 Водного кодекса РФ, статей 11, 18 Федерального закона №52-ФЗ, статей 12, подпункта 10 статьи 22 Закона , СанПин 2.ДД.ММ.ГГГГ-02 не распространяются на источники водоснабжения с технической водой используемых в технологических целях.

Отсутствие нарушения Лицензии установлено в рамках ранее проведённой прокуратурой проверки.

На основании решения о проведении проверки от ДД.ММ.ГГГГ Ставропольским межрайонным природоохранным прокурором ФИО6 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ была проведена проверка исполнения требований пп. 6.1, 6.3, 6.4, 6.10, 6.23 условий пользования недрами, на основании Лицензии СТВ 01057 ВЭ. По результатам проверки нарушений в соблюдении требований положений п.6.1 установлено не было. При этом, в обжалуемом постановлении по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ в противоречие выводам ранее проведённой проверки указывается, что правонарушение является длящимся, с ДД.ММ.ГГГГ, т.е. с момента государственной регистрации лицензии.

При этом, действующим законодательством не допускается проведение повторных проверок в связи с фактами, указывающими на предполагаемые нарушения законов, которым по итогам ранее проведённой проверки уже была дана или должна была быть дана правовая квалификация.

Более того, соблюдение требований лицензионного соглашения подтверждается оценкой экспертной комиссии, проводившей в 2014 году оценку запасов подземных вод Ладовско-Балковского участка. Так на странице 8 заключения комиссии отмечено, что Обществом выполняются все условия лицензионного соглашения, что в свою очередь опровергает довод административного органа, о том, что вменяемое правонарушение имеет признаки длящегося административного правонарушения.

Административным органом не доказано наличие события и признаков состава вмененного правонарушения в действиях (бездействии) Общества. Достаточных и допустимых доказательств, подтверждающих наличие события и состава вменяемого Обществу административного правонарушения, административным органом суду не представлено.

В связи с отсутствием на лицензионном участке питьевой воды, источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, прямого указания в лицензии на разработку проекта ЗСО мониторингом подземных вод питьевой воды, а также в связи с отсутствием факта непосредственного пользования питьевой водой, у Общества отсутствовали правовые основания и физическая возможность по разработке проекта ЗСО, проведения его геологической экспертизы и в дальнейшем его согласовании.

Решением судьи Октябрьского районного суда города Ставрополя от ДД.ММ.ГГГГ жалоба Филимонова Виктора Сергеевича на постановление старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Ставропольского края ФИО8 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица, проект-менеджера ООО «СХП «Победа» Филимонова Виктора Сергеевича в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.7.3 Кодекса РФ об АП - оставлена без удовлетворения, постановление старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Ставропольского края ФИО8 от ДД.ММ.ГГГГ , - без изменения.

Определением судьи Ставропольского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ жалоба представителя Филимонова В.С. - Гончаровой О.С. на решение Октябрьского районного суда города Ставрополя от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица, проект-менеджера ООО «СХП «Победа» Филимонова Виктора Сергеевича в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.7.3 Кодекса РФ об АП, - возвращена заявителю без рассмотрения по существу.

Постановлением судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ решение Октябрьского районного суда города Ставрополя от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица, проект-менеджера ООО «СХП «Победа» Филимонова Виктора Сергеевича в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.7.3 Кодекса РФ об АП, - отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Октябрьский районный суд города Ставрополя.

В судебное заседание при новом рассмотрении дела, Филимонов В.С., извещенный надлежащим образом о дате и месте судебного заседания не явился, получение судебного извещения подтверждается почтовым идентификатором 35504873911259, обеспечил явку своего представителя в судебном заседании.

Представитель Филимонова В.С. по доверенности Гончарова О.С. в судебном заседании, при новом рассмотрении дела, поддержала доводы жалобы, а также дополнения к ней, просила постановление от ДД.ММ.ГГГГ , отменить.

Старший государственный инспектор в области охраны окружающей среды Ставропольского края ФИО8 в судебном заседании возражал против удовлетворения жалобы, полагал, что постановление законное и обоснованное, просил оставить его без изменения. Указал, что одним из условий лицензии является разработка проекта ЗСО, который обществом не был разработан.

Заслушав объяснения лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.3 ст.30.6 Кодекса РФ об АП при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

В соответствии со ст.24.1 Кодекса РФ об АП задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Согласно ст.26.1 Кодекса РФ об АП при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Административная ответственность по ч.2 ст.7.3 Кодекса РФ об АП наступает за нарушение условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта и (или) иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, и влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

В силу статьи 11 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства.

Из положений пункта 1.4 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14.03.2002 №10 (далее - СанПиН 2.1.4.1110-02), следует, что зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.

Пунктом 1.5 СанПиН 2.1.4.1110-02 определено, что зоны санитарной охраны организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения. Санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно-защитной полосой. В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно-защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.

Организации зон санитарной охраны должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются: определение границ зоны и составляющих ее поясов; план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории зоны санитарной охраны и предупреждению загрязнения источника; правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов зоны санитарной охраны (п.1.6 СанПиН 2.1.4.1110-02).

В силу пункта 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 проект ЗСО с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке.

Согласно статье 11 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.

Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.

Права и обязанности пользователя недр возникают с даты государственной регистрации лицензии на пользование участком недр (статья 9 Закона №2395-1).

Содержание лицензии на пользование недрами определено статьей 12 Закона №2395-1.

Статьей 22 Закона №2395-1 установлены обязанности пользователя недр, в том числе по выполнению условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами (под. 10).

Лицензионное соглашение представляет собой приложение к лицензии, являющееся ее составной частью. Недропользователь, заключая с органом, выдавшим лицензию на пользование недрами, лицензионное соглашение, в котором закреплены условия пользования участком недр, принимает на себя обязанность по его исполнению.

Пользователь недр обязан обеспечить соблюдение требований технических проектов, планов и схем развития горных работ, выполнение условий, установленных лицензией.

Судом установлено, что ООО «Сельскохозяйственное предприятие «Победа» зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц, о чем внесена соответствующая запись, присвоен государственный регистрационный .

ООО «СХП «Победа» состоит на налоговом учете по месту нахождения в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №4 по Ставропольскому краю, ИНН/КПП 2611008590/261101001.

Основным видом экономической деятельности ООО «СХП «Победа» является выращивание зерновых (кроме риса), зернобобовых культур и семян масличных культур (ОКВЭД 01.11).

ООО «СХП «Победа» является правопреемником ООО «Победа» (ОГРН 1072644000428, ИНН 2611008180), прекратившим свое существование в форме присоединения к ООО «СХП «Победа», что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц.

В силу положений части 2 статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации, при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица.

ООО «Победа» (ОГРН 1072644000428, ИНН 2611008180) в Управлении по недропользованию по Ставропольскому краю получена лицензия на право пользования недрами серии СТВ ВЭ с целевым назначением и видами работ: добыча подземных вод для питьевого снабжения населения и технологического обеспечения водой объектов промышленности, зарегистрированной ДД.ММ.ГГГГ. Срок действия лицензии установлен до ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно условиям лицензионного соглашения на право пользования недрами, являющегося неотъемлемой частью лицензии СТВ ВЭ, Пользователь недр обязан: пункт 6.16, а именно: соблюдать установленный режим использования зон санитарной охраны строгого режима скважин -рэ, -Д, , , а, , , , , , , и в соответствии с требованиями СанПин 2.ДД.ММ.ГГГГ-02.

При этом, ООО «СХП «Победа» с момента государственной регистрации лицензии, по ДД.ММ.ГГГГ осуществлялось пользование недрами (в том числе добыча подземных вод) с нарушением условий, определённых пунктами 6.16, 6.1 Лицензионного соглашения.

Постановлением старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Ставропольского края ФИО8 от ДД.ММ.ГГГГ должностное лицо ООО «СХП «Победа» - Филимонов В.С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.7.3 Кодекса РФ об АП, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

Поводом к привлечению должностного лица, ООО «СХП «Победа» - Филимонова В.С. послужил тот факт, что ДД.ММ.ГГГГ Ставропольской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка, в ходе которой установлено, что ООО «СХП «Победа» в нарушение требований подпункта 10 статьи 22 Закона №2395-1 и пунктами 6.16, 6.1 Лицензионного соглашения, являющегося неотъемлемой частью лицензии на право пользования недрами, условия лицензионного соглашения не выполнило, а именно: проект ЗСО с планом мероприятий на эксплуатируемые скважины не разработало, заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, не получило.

В соответствии с пунктом 1.5 рабочей инструкции проект-менеджера ООО «СХП «Победа», утвержденной ДД.ММ.ГГГГ генеральным директором ООО «СХП «Победа» ФИО9, проект-менеджер несет ответственность за подготовку документов на пользование водными ресурсами и поддержание скважин в рабочем состоянии. На данной должности в соответствии с приказом начальника генерального директора от ДД.ММ.ГГГГ с-54п «О переводе работника на другую работу» состоит Филимонов В.С.

Факт совершения должностным лицом - проект - менеджером ООО «СХП «Победа» Филимоновым В.С. административного правонарушения подтверждается материалами проверки.

Согласно объяснениям должностного лица Филимонова В.С. от ДД.ММ.ГГГГ, зоны санитарной защиты предприятием учтены, соблюдаются, отсутствие утвержденного заключения по зонам в отношении скважин питьевого водоснабжения объясняет использованием скважин только в исключительно технических целях и по этой причине не получалось соответствующее заключение. Выявленные нарушения считает незначительными.

В связи с вышеизложенным, суд признает несостоятельным довод заявителя, о том, что административным органом не доказано наличие события и признаков состава вмененного правонарушения.

Доводы заявителя о том, что из предмета лицензионного соглашения к лицензии СТВ ВЭ не следует, на какую именно воду (питьевую или техническую) предоставлено исключительное право на добычу, судом также признаны необоснованными, поскольку в лицензии и соглашении указано, что недропользователю предоставляется право на пользование недрами с целью добычи подземных вод для питьевого водоснабжения и технологического обеспечения водой объектов промышленности.

В своей жалобе Филимонов В.С. ссылается на тот факт, что из 13 скважин, расположенных на лицензионном участке, добыча ведется только в 4 скважинах -рэ, , , . Вместе с тем, в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении документы, подтверждающие консервацию остальных скважин не представлены.

В силу ст.2.4 Кодекса, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Доказательств, подтверждающих принятие всех зависящих от должностного лица - проект - менеджера ООО «СХП «Победа» Филимонова В.С., достаточных и своевременных мер для предотвращения правонарушения, соблюдения требований законодательства, как и доказательств отсутствия возможности и наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному выполнению установленных законодательством обязанностей, судом не установлено.

Неустранимых сомнений в виновности лица, привлеченного к административной ответственности, не имеется.

Таким образом, допущенное должностным лицом - проект - менеджером ООО «СХП «Победа» Филимоновым В.С. нарушение образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 Кодекса РФ об АП.

Действия должностного лица - проект-менеджера ООО «СХП «Победа» Филимонова В.С. квалифицированы по указанной норме в соответствии с установленными обстоятельствами и нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса РФ об АП при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 указанного Кодекса.

Постановление о привлечении должностного лица - проект-менеджера ООО «СХП «Победа» Филимонова В.С. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 Кодекса РФ об АП, вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса РФ об АП для данной категории дел.

Административное наказание назначено Филимонову В.С. в соответствии с санкцией части 2 статьи 7.3 Кодекса РФ об АП.

При назначении наказания учтены данные о должностном лице, характер совершенного административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Нарушений норм процессуального права в ходе производства по делу об административном правонарушении не допущено, нормы материального права применены правильно.

При таких обстоятельствах, оснований для отмены или изменения обжалуемого постановления не усматривается.

Руководствуясь ч.1 ст.30.7 Кодекса РФ об АП, суд,

РЕШИЛ:

Постановление старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Ставропольского края ФИО8 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица, проект-менеджера ООО «СХП «Победа» Филимонова Виктора Сергеевича в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.7.3 Кодекса РФ об АП, - оставить без изменения, жалобу Филимонова Виктора Сергеевича, - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Октябрьский районный суд города Ставрополя в течение 10 суток.

Судья М.Г. Дубровская

12-254/2022

26RS0-41

РЕШЕНИЕ

город Ставрополь резолютивная часть объявлена 22 июля 2022 года

мотивированное решение составлено 25 июля 2022 года

Судья Октябрьского районного суда города Ставрополя Ставропольского края Дубровская М.Г., с участием представителя заявителя Филимонова В.С. по доверенности Гончаровой О.Г., старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды <адрес> ФИО8, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Октябрьского районного суда <адрес> жалобу Филимонова Виктора Сергеевича на постановление старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды <адрес> ФИО8 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица, проект-менеджера ООО «СХП «Победа» Филимонова Виктора Сергеевича в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.7.3 Кодекса РФ об АП,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Ставропольского края ФИО8 от ДД.ММ.ГГГГ Филимонов В.С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.7.3 Кодекса РФ об АП, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

Филимонов В.С., не согласившись с данным постановлением, обратился в суд с жалобой, в которой просил признать незаконным постановление по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ , о привлечении должностного лица - проект-менеджера ООО «Сельскохозяйственное предприятие «Победа» Филимонова Виктора Сергеевича к административной ответственности, предусмотренной ч.2 ст.7.3 Кодекса РФ об АП в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

В обосновании жалобы указав, что ООО «СХП «Победа» получила в Управлении по недропользованию по Ставропольскому краю лицензию на право пользования недрами серии СТВ ВЭ с целевым назначением и видами работ: добыча подземных вод для питьевого водоснабжения населения и технологического обеспечения водой объектов промышленности, зарегистрированную ДД.ММ.ГГГГ. Срок окончания действия лицензии ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно п.4.1. раздела 4 лицензионного соглашения, являющегося неотъемлемой частью лицензии СТВ ВЭ (далее - лицензионное соглашение), пользователю недр предоставлено исключительное право на добычу подземных вод на лицензированных участках. При этом из предмета лицензионного соглашения не следует, на какую именно воду (питьевую или техническую) предоставлено исключительное право на добычу. В свою очередь, на лицензированном участке находятся тринадцать скважин со следующими номерами выведены из эксплуатации, их эксплуатация на данный момент экономически не эффективна.

В целях сохранения санитарно-технического состояния водозаборных сооружений, а также исключения попадания загрязнений с поверхности в верхнесарматский водоносный горизонт, Обществом принято решение о переводе водозаборных сооружения в режим консервации.

Общество реализует своё право на добычу подземных вод на лицензированном участке только в скважинах №№ . ДД.ММ.ГГГГ Обществом получено заключение экспертной комиссии Федерального бюджетного учреждения «Государственная комиссия по запасам полезных ископаемых» (Северо-Кавказского филиала ФБУ «ГКЗ» <адрес>) из которого в том числе следует: «... что воды из указанных скважин на лицензионных участках ООО «Победа» не соответствуют требованиям к питьевым водам по величине общей минерализации и жёсткости» (абз. 6 стр. 4).

На основании данного заключения, авторской справки, заключения эксперта ФИО4, заключения эксперта ФИО5 было проведено заседание территориальной комиссии по проведению государственной экспертизы запасов полезных ископаемых (ТКЗ) при Департаменте по недропользованию по Северо-Кавказскому федеральному округу (Кавказнедра) по результатам которого ТКЗ Кавказнедра постановил: «3.1. Утвердить заключение экспертной комиссии Северо-Кавказского филиала ФБУ «ГКЗ» о результатах оценки запасов технических подземных вод Ладовско-Балковского участка, расположенного в селе <адрес> <адрес>, представленных ООО «Победа». 3.2. Именовать лицензионный участок технических подземных вод, разведанный в Егорлыкском артезианском бассейне (Азово-Кубанский артезианский бассейн II порядка) и расположенный в селе <адрес> <адрес>, в соответствии с местоположением и Методическими рекомендациями Роснедра (2010), - Ладовско-Балковским участком технических подземных вод (УТПВ)». Таким образом, после полного изучения качества подземных вод на лицензированном участке эксперты пришли к выводу, что запасы подземных вод могут быть приняты только для технического водоснабжения.

Во исполнение требований пунктов 6.1, 6.16 лицензионного соглашения ООО «Победа» составлен, согласован начальником департамента по недропользованию Северо-Кавказского Федерального округа и утверждён генеральным директором ООО «Победа» проект водозабора Ладовско-Балковского участка технических подземных вод ООО «Победа» в селе Ладовская Балка <адрес> <адрес>. Проект мониторинга подземных вод, проведена геологическая экспертиза.

Соблюдая требования пунктов 6.1, 6.16 лицензионного соглашения и исходя из целевого использования подземных вод на участках недропользования ООО «Победа» оборудовало:

скважину -рэ кожуховым фильтром с гравийной обсыпкой диаметром 114 мм в интервале 215,0-222,0 м и 230,0-256,0 м. Данная скважина имеет двухколонную конструкцию, минимальная глубина посадки эксплуатационной колонны, обеспечивающей спуск насоса ЭЦВ 6-10-110 с производительностью 10 м3/час (производительность обеспечивающая потребность при периодическом включении насоса) составляет 110 м при глубине «головы» фильтровой колонны 120 м. Оборудована водомером и краном для отбора проб воды. Зона санитарной охраны имеет форму квадрата 60x60 м, ограждение в виде металлических столбов с натянутой сеткой, растительность окашивается, территория охраняется, допуск посторонних лиц исключён. Устье скважины расположено в бетонном колодце, который оборудован металлическим люком. Территория расположения скважины характеризуется отсутствием посторонних строений, коммуникаций, свалок, пахотных земель и других источников загрязнения. Отсутствует применение гербицидов, пестицидов и ядохимикатов;

скважину кожуховым фильтром с гравийной обсыпкой диаметром 114 мм в интервале 190,1-200,2 м, водомером и краном для отбора проб воды. Зона санитарной охраны имеет форму квадрата 30x30 м, ограждение - металлические столбы с натянутой сеткой, растительность окашивается, территория охраняется, допуск посторонних лиц исключён. Устье скважины расположено в бетонном колодце, который оборудован металлическим люком. Территория расположения скважины характеризуется отсутствием посторонних строений, коммуникаций, свалок, пахотных земель и других источников загрязнения. Отсутствует применение гербицидов, пестицидов и ядохимикатов;

скважину кожуховым фильтром с гравийной обсыпкой диаметром 114 мм в интервале 216-223 м и 231-255 м, водомером и краном для отбора проб воды. Зона санитарной охраны имеет форму квадрата 30x30 м, ограждение - металлические столбы с натянутой сеткой, растительность окашивается, территория охраняется, допуск посторонних лиц исключён. Устье скважины расположено в бетонном колодце, который оборудован металлическим люком. Территория расположения скважины характеризуется отсутствием посторонних строений, коммуникаций, свалок, пахотных земель и других источников загрязнения. Отсутствует применение гербицидов, пестицидов и ядохимикатов;

скважину кожуховым фильтром с гравийной обсыпкой диаметром 127 мм в интервале 231,6-237 м, водомером и краном для отбора проб воды. Зона санитарной охраны имеет форму прямоугольника 30х60 м, ограждение - металлические столбы с натянутой сеткой, растительность окашивается. Устье скважины расположено в бетонном колодце, который оборудован металлическим люком. Территория расположения скважины характеризуется отсутствием посторонних строений, коммуникаций, свалок, пахотных земель и других источников загрязнения. Отсутствует применение гербицидов, пестицидов и ядохимикатов, что соответствует требованиям Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и требованиям СанПиН 2.1.4.1110-02. Согласно требованиям СанПиН 2.1.4.1110-02. зоны санитарной охраны артезианских скважин обустроены: имеются ограждения, растительность окашивается, территория охраняется, допуск посторонних лиц исключён. Устья скважин расположены в бетонных колодцах, оборудованных металлическим люком. На территории расположения скважин отсутствуют посторонние строения, коммуникации, свалки, пахотные земли и другие источники загрязнения. Отсутствует применение гербицидов, пестицидов и ядохимикатов. Соблюдаются все мероприятия для сохранения постоянства природного состава воды в водозаборе путём предупреждения возможности её загрязнения. Ухудшение качества подземных вод на эксплуатируемых артезианских скважинах зафиксировано не было. Ущерба окружающей среде, загрязнения подземных вод причинено не было. Добыча подземных вод на эксплуатируемых водозаборных скважинах осуществляется только для обеспечения технических нужд предприятия.

Пользование недрами по имеющемуся только техническому водоснабжению осуществляется Обществом в соответствии с Лицензией СТВ 01057 ВЭ. Добыча питьевой воды для водоснабжения населения Обществом не осуществляется, в виду отсутствия таковой на лицензионном участке. Фактов добычи и использования питьевой воды для водоснабжения населения проверкой также не установлено.

В оспариваемом постановлении имеются указания на положения СанПиН 2.1.4.1110-02, которые не применимы к воде, предназначенной для технических целей. Так, из текста Постановления от 14.03.2002 «О введении в действие санитарных правил и норм «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водоотведения питьевого назначения»» следует, что распространяется оно на зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водоотведения питьевого назначения (2.1.4. питьевая вода и водоснабжение населённых пунктов). СанПиН 2.1.4.1110-02 определяют санитарно - эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны (ЗСО) источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения.

На лицензированном участке водоснабжение и водопроводы питьевого назначения отсутствуют, качество добываемой подземной воды пригодно для технического водоснабжения. В связи с отсутствием на эксплуатируемых скважинах источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, возможности разработать проект ЗОС с мониторингом подземных вод питьевой воды, провести его геологическую экспертизу и в дальнейшем согласовать не имелось.

Однако, не принимая во внимание предоставленные Обществом и Заявителем письменные пояснения, с документированным подтверждением, ссылаясь на нормы права, не подлежащие применению, в отсутствие события и состава административного правонарушения, проверяющий орган пришёл к выводу, что должностное лицо - проект-менеджер Общества с ограниченной ответственностью «Сельскохозяйственное предприятие «Победа» Филимонов Виктор Сергеевич в нарушение своих должностных обязанностей, требований подпункта 10 статьи 22 Закона №2395-1 и пунктов 6.1, 6.16 лицензионного соглашения, не выполнил его условия, а именно: проект ЗСО с планом мероприятий на эксплуатируемые скважины не разработал, заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, не получил.

Для квалификации правонарушения в соответствии с ч.2 ст.7.3 Кодекса РФ об АП необходимо наличие двух условий: непосредственное пользование недрами (осуществление какого-либо или каких-либо видов пользования, предусмотренных ст.6 Закона №2395-1) и совершение при этом каких-либо действий или бездействий, повлекших нарушение условий предусмотренных лицензией на пользовании недрами; сами по себе наличие лицензии, а также бездействие, выразившееся в невыполнении условий лицензионного соглашения, без факта непосредственного пользования обладателем лицензии недрами, не образуют объективную сторону вмененного обществу состава административного правонарушения.

Административным органом не приняты во внимание доводы Общества об отсутствии физической возможности разработать и согласовать проект ЗСО, предназначенный для источника питьевого водоснабжения.

При этом, применяя формальный подход к рассматриваемому делу, без учёта действительных обстоятельств и анализа, представленных Обществом документов, административный орган вынес оспариваемое постановление.

Выводы, указанные в постановление, противоречат положениям п.1 ст.1.5 Кодекса РФ об АП, в котором указано, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Административным органом не учтён тот факт, что требования части 3 статьи 43 Водного кодекса РФ, статей 11, 18 Федерального закона №52-ФЗ, статей 12, подпункта 10 статьи 22 Закона , СанПин 2.ДД.ММ.ГГГГ-02 не распространяются на источники водоснабжения с технической водой используемых в технологических целях.

Отсутствие нарушения Лицензии установлено в рамках ранее проведённой прокуратурой проверки.

На основании решения о проведении проверки от ДД.ММ.ГГГГ Ставропольским межрайонным природоохранным прокурором ФИО6 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ была проведена проверка исполнения требований пп. 6.1, 6.3, 6.4, 6.10, 6.23 условий пользования недрами, на основании Лицензии СТВ 01057 ВЭ. По результатам проверки нарушений в соблюдении требований положений п.6.1 установлено не было. При этом, в обжалуемом постановлении по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ в противоречие выводам ранее проведённой проверки указывается, что правонарушение является длящимся, с ДД.ММ.ГГГГ, т.е. с момента государственной регистрации лицензии.

При этом, действующим законодательством не допускается проведение повторных проверок в связи с фактами, указывающими на предполагаемые нарушения законов, которым по итогам ранее проведённой проверки уже была дана или должна была быть дана правовая квалификация.

Более того, соблюдение требований лицензионного соглашения подтверждается оценкой экспертной комиссии, проводившей в 2014 году оценку запасов подземных вод Ладовско-Балковского участка. Так на странице 8 заключения комиссии отмечено, что Обществом выполняются все условия лицензионного соглашения, что в свою очередь опровергает довод административного органа, о том, что вменяемое правонарушение имеет признаки длящегося административного правонарушения.

Административным органом не доказано наличие события и признаков состава вмененного правонарушения в действиях (бездействии) Общества. Достаточных и допустимых доказательств, подтверждающих наличие события и состава вменяемого Обществу административного правонарушения, административным органом суду не представлено.

В связи с отсутствием на лицензионном участке питьевой воды, источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, прямого указания в лицензии на разработку проекта ЗСО мониторингом подземных вод питьевой воды, а также в связи с отсутствием факта непосредственного пользования питьевой водой, у Общества отсутствовали правовые основания и физическая возможность по разработке проекта ЗСО, проведения его геологической экспертизы и в дальнейшем его согласовании.

Решением судьи Октябрьского районного суда города Ставрополя от ДД.ММ.ГГГГ жалоба Филимонова Виктора Сергеевича на постановление старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Ставропольского края ФИО8 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица, проект-менеджера ООО «СХП «Победа» Филимонова Виктора Сергеевича в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.7.3 Кодекса РФ об АП - оставлена без удовлетворения, постановление старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Ставропольского края ФИО8 от ДД.ММ.ГГГГ , - без изменения.

Определением судьи Ставропольского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ жалоба представителя Филимонова В.С. - Гончаровой О.С. на решение Октябрьского районного суда города Ставрополя от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица, проект-менеджера ООО «СХП «Победа» Филимонова Виктора Сергеевича в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.7.3 Кодекса РФ об АП, - возвращена заявителю без рассмотрения по существу.

Постановлением судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ решение Октябрьского районного суда города Ставрополя от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица, проект-менеджера ООО «СХП «Победа» Филимонова Виктора Сергеевича в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.7.3 Кодекса РФ об АП, - отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Октябрьский районный суд города Ставрополя.

В судебное заседание при новом рассмотрении дела, Филимонов В.С., извещенный надлежащим образом о дате и месте судебного заседания не явился, получение судебного извещения подтверждается почтовым идентификатором 35504873911259, обеспечил явку своего представителя в судебном заседании.

Представитель Филимонова В.С. по доверенности Гончарова О.С. в судебном заседании, при новом рассмотрении дела, поддержала доводы жалобы, а также дополнения к ней, просила постановление от ДД.ММ.ГГГГ , отменить.

Старший государственный инспектор в области охраны окружающей среды Ставропольского края ФИО8 в судебном заседании возражал против удовлетворения жалобы, полагал, что постановление законное и обоснованное, просил оставить его без изменения. Указал, что одним из условий лицензии является разработка проекта ЗСО, который обществом не был разработан.

Заслушав объяснения лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.3 ст.30.6 Кодекса РФ об АП при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

В соответствии со ст.24.1 Кодекса РФ об АП задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Согласно ст.26.1 Кодекса РФ об АП при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Административная ответственность по ч.2 ст.7.3 Кодекса РФ об АП наступает за нарушение условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта и (или) иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, и влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

В силу статьи 11 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства.

Из положений пункта 1.4 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14.03.2002 №10 (далее - СанПиН 2.1.4.1110-02), следует, что зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.

Пунктом 1.5 СанПиН 2.1.4.1110-02 определено, что зоны санитарной охраны организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения. Санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно-защитной полосой. В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно-защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.

Организации зон санитарной охраны должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются: определение границ зоны и составляющих ее поясов; план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории зоны санитарной охраны и предупреждению загрязнения источника; правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов зоны санитарной охраны (п.1.6 СанПиН 2.1.4.1110-02).

В силу пункта 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 проект ЗСО с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке.

Согласно статье 11 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.

Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.

Права и обязанности пользователя недр возникают с даты государственной регистрации лицензии на пользование участком недр (статья 9 Закона №2395-1).

Содержание лицензии на пользование недрами определено статьей 12 Закона №2395-1.

Статьей 22 Закона №2395-1 установлены обязанности пользователя недр, в том числе по выполнению условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами (под. 10).

Лицензионное соглашение представляет собой приложение к лицензии, являющееся ее составной частью. Недропользователь, заключая с органом, выдавшим лицензию на пользование недрами, лицензионное соглашение, в котором закреплены условия пользования участком недр, принимает на себя обязанность по его исполнению.

Пользователь недр обязан обеспечить соблюдение требований технических проектов, планов и схем развития горных работ, выполнение условий, установленных лицензией.

Судом установлено, что ООО «Сельскохозяйственное предприятие «Победа» зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц, о чем внесена соответствующая запись, присвоен государственный регистрационный .

ООО «СХП «Победа» состоит на налоговом учете по месту нахождения в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №4 по Ставропольскому краю, ИНН/КПП 2611008590/261101001.

Основным видом экономической деятельности ООО «СХП «Победа» является выращивание зерновых (кроме риса), зернобобовых культур и семян масличных культур (ОКВЭД 01.11).

ООО «СХП «Победа» является правопреемником ООО «Победа» (ОГРН 1072644000428, ИНН 2611008180), прекратившим свое существование в форме присоединения к ООО «СХП «Победа», что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц.

В силу положений части 2 статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации, при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица.

ООО «Победа» (ОГРН 1072644000428, ИНН 2611008180) в Управлении по недропользованию по Ставропольскому краю получена лицензия на право пользования недрами серии СТВ ВЭ с целевым назначением и видами работ: добыча подземных вод для питьевого снабжения населения и технологического обеспечения водой объектов промышленности, зарегистрированной ДД.ММ.ГГГГ. Срок действия лицензии установлен до ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно условиям лицензионного соглашения на право пользования недрами, являющегося неотъемлемой частью лицензии СТВ ВЭ, Пользователь недр обязан: пункт 6.16, а именно: соблюдать установленный режим использования зон санитарной охраны строгого режима скважин -рэ, -Д, , , а, , , , , , , и в соответствии с требованиями СанПин 2.ДД.ММ.ГГГГ-02.

При этом, ООО «СХП «Победа» с момента государственной регистрации лицензии, по ДД.ММ.ГГГГ осуществлялось пользование недрами (в том числе добыча подземных вод) с нарушением условий, определённых пунктами 6.16, 6.1 Лицензионного соглашения.

Постановлением старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Ставропольского края ФИО8 от ДД.ММ.ГГГГ должностное лицо ООО «СХП «Победа» - Филимонов В.С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.7.3 Кодекса РФ об АП, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

Поводом к привлечению должностного лица, ООО «СХП «Победа» - Филимонова В.С. послужил тот факт, что ДД.ММ.ГГГГ Ставропольской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка, в ходе которой установлено, что ООО «СХП «Победа» в нарушение требований подпункта 10 статьи 22 Закона №2395-1 и пунктами 6.16, 6.1 Лицензионного соглашения, являющегося неотъемлемой частью лицензии на право пользования недрами, условия лицензионного соглашения не выполнило, а именно: проект ЗСО с планом мероприятий на эксплуатируемые скважины не разработало, заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, не получило.

В соответствии с пунктом 1.5 рабочей инструкции проект-менеджера ООО «СХП «Победа», утвержденной ДД.ММ.ГГГГ генеральным директором ООО «СХП «Победа» ФИО9, проект-менеджер несет ответственность за подготовку документов на пользование водными ресурсами и поддержание скважин в рабочем состоянии. На данной должности в соответствии с приказом начальника генерального директора от ДД.ММ.ГГГГ с-54п «О переводе работника на другую работу» состоит Филимонов В.С.

Факт совершения должностным лицом - проект - менеджером ООО «СХП «Победа» Филимоновым В.С. административного правонарушения подтверждается материалами проверки.

Согласно объяснениям должностного лица Филимонова В.С. от ДД.ММ.ГГГГ, зоны санитарной защиты предприятием учтены, соблюдаются, отсутствие утвержденного заключения по зонам в отношении скважин питьевого водоснабжения объясняет использованием скважин только в исключительно технических целях и по этой причине не получалось соответствующее заключение. Выявленные нарушения считает незначительными.

В связи с вышеизложенным, суд признает несостоятельным довод заявителя, о том, что административным органом не доказано наличие события и признаков состава вмененного правонарушения.

Доводы заявителя о том, что из предмета лицензионного соглашения к лицензии СТВ ВЭ не следует, на какую именно воду (питьевую или техническую) предоставлено исключительное право на добычу, судом также признаны необоснованными, поскольку в лицензии и соглашении указано, что недропользователю предоставляется право на пользование недрами с целью добычи подземных вод для питьевого водоснабжения и технологического обеспечения водой объектов промышленности.

В своей жалобе Филимонов В.С. ссылается на тот факт, что из 13 скважин, расположенных на лицензионном участке, добыча ведется только в 4 скважинах -рэ, , , . Вместе с тем, в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении документы, подтверждающие консервацию остальных скважин не представлены.

В силу ст.2.4 Кодекса, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Доказательств, подтверждающих принятие всех зависящих от должностного лица - проект - менеджера ООО «СХП «Победа» Филимонова В.С., достаточных и своевременных мер для предотвращения правонарушения, соблюдения требований законодательства, как и доказательств отсутствия возможности и наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному выполнению установленных законодательством обязанностей, судом не установлено.

Неустранимых сомнений в виновности лица, привлеченного к административной ответственности, не имеется.

Таким образом, допущенное должностным лицом - проект - менеджером ООО «СХП «Победа» Филимоновым В.С. нарушение образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 Кодекса РФ об АП.

Действия должностного лица - проект-менеджера ООО «СХП «Победа» Филимонова В.С. квалифицированы по указанной норме в соответствии с установленными обстоятельствами и нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса РФ об АП при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 указанного Кодекса.

Постановление о привлечении должностного лица - проект-менеджера ООО «СХП «Победа» Филимонова В.С. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 Кодекса РФ об АП, вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса РФ об АП для данной категории дел.

Административное наказание назначено Филимонову В.С. в соответствии с санкцией части 2 статьи 7.3 Кодекса РФ об АП.

При назначении наказания учтены данные о должностном лице, характер совершенного административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Нарушений норм процессуального права в ходе производства по делу об административном правонарушении не допущено, нормы материального права применены правильно.

При таких обстоятельствах, оснований для отмены или изменения обжалуемого постановления не усматривается.

Руководствуясь ч.1 ст.30.7 Кодекса РФ об АП, суд,

РЕШИЛ:

Постановление старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Ставропольского края ФИО8 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица, проект-менеджера ООО «СХП «Победа» Филимонова Виктора Сергеевича в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.7.3 Кодекса РФ об АП, - оставить без изменения, жалобу Филимонова Виктора Сергеевича, - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Октябрьский районный суд города Ставрополя в течение 10 суток.

Судья М.Г. Дубровская

12-254/2022

Категория:
Административные
Статус:
Оставлено без изменения
Ответчики
Филимонов Виктор Сергеевич
Другие
Гончарова О.Г.
Суд
Октябрьский районный суд г. Ставрополя
Судья
Дубровская Марина Геннадьевна
Статьи

7.3

Дело на странице суда
oktyabrsky.stv.sudrf.ru
14.06.2022Материалы переданы в производство судье
29.06.2022Судебное заседание
22.07.2022Судебное заседание
09.08.2022Вручение копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
22.08.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.07.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее