Дело № 2-168/2018 года
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Новохоперск 31 мая 2018 года
Новохоперский районный суд Воронежской области в составе:
председательствующего судьи Почепцова В.В.
при секретаре Богдашиной Н.С.
с участием:
ответчика Государственного учреждения – Воронежского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, в лице представителя Тютина В.И., действующей на основании доверенности,
помощника прокурора Новохоперского района Воронежской области Кучерова С.Е.,
рассмотрел в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Лапа Н.С. к Государственному учреждению - Воронежскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации о взыскании дополнительных расходов, связанных с повреждением здоровья, и о возложении обязанности ежегодно обеспечивать его путевкой на санаторно-курортное лечение продолжительностью санаторно-курортного лечения сроком 45 дней,
УСТАНОВИЛ:
Лапа Н.С. обратился в суд с иском к Воронежскому региональному отделению Фонда социального страхования РФ о взыскании дополнительных расходов, связанных с повреждением здоровья, и о возложении обязанности ежегодно обеспечивать его путевкой на санаторно-курортное лечение продолжительностью санаторно-курортного лечения сроком 45 дней, по тем основаниям, что 12 сентября 1978 года ему была установлена 2-я группа инвалидности по трудовому увечью. 31 января 1990 года ВТЭК ему была установлена 2-я группа инвалидности бессрочно, утрата профессиональной трудоспособности составляет 80%, также установлена его нуждаемость в дополнительных видах помощи: в возмещении расходов на медицинский и бытовой уход, в возмещении расходов на медикаменты и медицинские изделия, дополнительное питание, нуждается в приобретении мягкого инвентаря /постельных принадлежностей/, санаторно – курортном лечении, возмещении расходов по проезду к месту санаторно-курортного лечения и обратно.
Для лечения в течение с июля 2016 года – 2017 года он приобрел лекарственные препараты, шприцы на общую сумму в сумме 42582 рубля 11 копеек, фактически понес расходы на эту сумму и эти расходы подлежат возмещению.
Он по состоянию своего здоровья нуждается в медицинском изделии «Цистофикс». На год согласно программы реабилитации он приобретает 6 штук изделия цистофикс. На период с июля 2016 года по июнь 2017 года для него в Германии приобрели 12 изделий медицинского назначения “Цистофикс”, на сумму 24000 рублей. Просил суд возместить ему расходы, понесенные им на приобретение 12-ти медицинских изделий «Цистофикс» на сумму в сумме 24000 рублей.
В конце июня 2016 года, ему сообщили из филиала № есть возможность поехать на санкурлечение в санаторий "Анапа" Гребенская, 3, он сразу отказался, т.к. он знал какое отношение к больным, и в этом санатории даже нет врача уролога. На сентябрь может не быть мест, и т.д. и как позже выяснилось, его отправили с ксерокопией путевки (горящей). Проблема с приобретением билета, что потом при отъезде из санатория, оказалось с доплатой за 0,5 суток ВФО ФСС не оплатили. Просил суд взыскать сумму в размере 979 рублей 40 копеек за проживание в санатории «Анапа» за 0,5 суток в ожидании поезда.
27 августа 2017 г. обратился снова в филиал № об оплате или вернуть кассовые товарные чеки (подлинники) его уведомили 16.09.2017 г. №, что запрашиваемый счет № 3123 от 18.08.2016 г. был ему возвращен.
На основе такого отношения, таких причин всяких критериев, доводов, поводов, на его нуждаемость в ухудшении состояния здоровья, исходя из оценки результатов, анализов, диагностики, заключений санатория "<данные изъяты>" (ДД.ММ.ГГГГ) по (ДД.ММ.ГГГГ) по возвращению домой сразу был на стационарном лечении (с ДД.ММ.ГГГГ) по ДД.ММ.ГГГГ затем снова на стационарном лечении с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, амбулаторное лечение, состояние ухудшалось с помощью сына, был положен в Борисоглебскую райбольницу где находился с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ был направлен на микробиологическое исследование ДД.ММ.ГГГГ платное, ультразвуковое исследование ДД.ММ.ГГГГ был направлен в г. Воронеж на томографию, получив заключение, был направлен в ОКБ № где был госпитализирован в "Нефрологическое" отделение с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (платное) осмотр <данные изъяты> через 3 месяца решить вопрос об оперативном лечении.
На поездку в г. Москва на бесплатную квоту было отказано. Его состояние здоровья обязывало принимать меры к лечению. Решение ехать! Повезли его в г. Москва НИИ урологи им. ФИО5, исследование закончилось тем, что от него просто отказались (новые поездки и т.д.).
Его обращение в клиническую больницу им. ФИО6, где его проконсультировали и положили в больницу. После обследования было предложено лечение, и оперативное лечение (в уретре и затем на почках) в первом и 2-ом случае, предложение платное примерно 500000 рублей. Его решение отложено на неопределенное время. Просил взыскать расходы на приобретенные медицинские препараты и медицинские услуги.
В его случае деньги - механизм восполнения необходимости дополнительных видов помощи, которые назначенные и признанные государством на возмещение вреда здоровью, не может зависеть от времени того, что произошли какие-то изменения, потому что основанием для возмещения вреда здоровью является ДТП при исполнении служебных обязанностей. Законность признания государством не оспаривалась с появлением нового закона (ФЗ № 118 от 07.07.2003 г.) порядок выплат и их объем возмещения вреда здоровья уменьшился. Государство же не вправе однажды выбранный объем возмещения вреда уменьшать иначе это будет нарушением Конституции и его прав. Просил суд взыскать в его пользу с ВРО ФСС РФ дополнительные расходы понесенные им в июле 2016 г.-2017 г. в сумме 150072 рублей 34 копеек и обязать ВРО ФСС выделять санаторно-курортную путевку продолжительностью 45 дней.
Истец Лапа Н.С. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, суд в соответствии со ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца Лапа Н.С.
Представитель ответчика - Государственного учреждения - Воронежского регионального Отделения Фонда социального страхования Российской Федерации Тютина В.И. в судебном заседании просила частично отказать в удовлетворении исковых требований истца по основаниям указанным в возражениях на иск.
Государственное учреждение - Воронежское региональное Отделение Фонда социального страхования Российской Федерации представило в суд возражения на иск, из которых следует, что отделение Фонда исковые требования Лапа Н.С. о возмещении затрат на различные виды дополнительных расходов считает не обоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Согласно п. 3 ст.8 Федерального закона от 24.07.1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее Федеральный закон № 125-ФЗ) отделение Фонда осуществляет обеспечение по страхованию, в том числе в виде оплаты дополнительных расходов, связанных с медицинской, социальной и профессиональной реабилитацией застрахованного при наличии прямых последствий страхового случая. Порядок оплаты дополнительных расходов регулируется «Положением об оплате дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию застрахованных лиц, получивших повреждение здоровья вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2006 № 286 (далее – Положение). Согласно п.п.5, 23 Положения, оплата дополнительных расходов осуществляется страховщиком на основании заявления застрахованного и в соответствии с программой реабилитации пострадавшего (далее – ПРП), составленной застрахованному лицу бюро медико-социальной экспертизы с участием страховщика, по установленной форме, по розничным ценам в пределах стоимости лекарств, изделий медицинского назначения и индивидуального ухода отечественных производителей. При этом в соответствии с п.22 Положения к заявлению застрахованного прилагаются рецепты, товарные и кассовые чеки аптечных учреждений. Лапа Н.С., обращаясь с заявлением от 03.09.2016 о компенсации дополнительных расходов, пакет документов, подтверждающих фактические расходы на приобретение им лекарственных средств, рекомендованных ПРП, в отделение Фонда не представил, о чем Лапа Н.С. было сообщено письмом от 15.09.2016 № 13-14/135509л. Отделение Фонда полагает, что истцом не соблюден досудебный порядок урегулирования спора, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении исковых требований. При предоставлении вышеназванных документов отделение Фонда обязуется произвести оплату расходов, понесенных истцом на приобретение лекарственных средств, которые были приобретены Лапа Н.С. в соответствии с рекомендациями, содержащимися в ПРП. Согласно программе реабилитации, Лапа Н.С. рекомендованы следующие лекарственные средства и предметы медицинского назначения:
№ |
Наименование |
Форма |
курс |
К-во |
На год |
1 |
вольтарен 3,0 |
а |
10 |
2 |
20 |
2 |
мильгамма 2,0 |
а |
10 |
3 |
30 |
3 |
церебрблйзйн 1,0 |
а |
30 |
3 |
90 |
4 |
Нейромидин 1,0 |
а |
10 |
3 |
30 |
5 |
финалгон 30,0 |
ст |
3 |
3 |
. 9 |
6 |
вольтарен гель 20,0 |
ст |
3 |
2 |
6 |
7 |
хлоргексидин 100,0 |
фл |
148 |
||
8 |
физ р-р 400,0 |
фл |
182 |
||
9 |
линекс№10 |
кап |
30 |
6 |
180 |
10 |
фитолизин 30,0 |
фл |
2 |
5 |
10 |
11 |
канефрон 30,0 |
фл |
3 |
. 4 |
12 |
12 |
мочегонный чай |
уп |
4 |
4 |
16 |
13 |
клафоран 1,0 |
фл |
20 |
2 |
40 |
14 |
почечный чай |
уп |
4 |
4 |
16 |
15 |
левомеколь мазь |
уп |
8 |
||
16 |
флорацид т 500 №5 |
уп |
1 |
6 |
6 |
17 |
омник 400 мг |
уп |
3 |
2 |
6 |
18 |
генферон свечи |
уп |
6 |
||
19 |
шприцы 2,0 |
шт |
150 |
||
20 |
шприцы 5,0 |
шт |
70 |
||
21 |
шприцы 20,0 |
шт |
365 |
||
22 |
мешок ножной |
шт |
12 |
10 |
|
23 |
уропрезерватив |
шт |
12 |
• 20 |
|
24 |
канефрон |
шт |
1 |
2 |
2 |
25 |
микролакс микрокл. |
шт |
124 |
||
26 |
слабилен |
шт |
8 |
Учитывая изложенное выше, принимая во внимания приложенные к исковому заявлению копии рецептов, товарных и кассовых чеков, отделение Фонда полагает, что возмещению в полном объеме подлежат затраты на лекарственные средства по следующим товарным чекам: №№ 91653 от 16.05.2017; 15398 от 05.10.2016; 13822 от 15.09.2016; 13342 от 08.09.2016; 96228 от 14.06.2017; 86018 от 12.04.2017; 83686 от 28.03.2017; 25380 от 09.02.2017; 83685 от 28.03.2017; 20381 от 06.12.2016; 18030 от 07.11.2016; 81097 от 13.03.2017; 83937 от 30.03.2017, на общую сумму – 21219,23 рублей. В соответствии с требованиями Положения об оплате лекарственных средств, оплата импортных лекарств производится по розничным ценам в пределах стоимости лекарств, изделий медицинского назначения и индивидуального ухода отечественных производителей. В связи с чем, оплата мильгамы производится по цене комбилипена, а нейромидина по цене аксамона (скриншот прилагается). Следовательно, частичному возмещению подлежат затраты на лекарственные средства по следующим товарным чекам: №№77413 от 17.02.2017; 16359 от 17.10.2016; 96330 от 15.06.2017; 22702 от 10.01.2017; 97706 от 23.06.2017 на общую сумму - 13652,32 рублей. Требования истца на возмещение затрат другие лекарственные средства, не указанные в ПРП, не основаны на нормах права и удовлетворению не подлежат. По указанным выше основаниям не подлежат возмещению затраты, понесенные истцом на медицинские обследования и консультации в научно-исследовательских институтах и лабораториях на сумму - 51559,94 рублей. Не подлежат удовлетворению требования истца о возмещении затрат на дополнительное питание и приобретение предметов одежды и постельных принадлежностей. Федеральный закон от 07.07.2003 г. № 118-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» содержит исчерпывающий перечень видов обеспечения по дополнительным расходам. Указанным перечнем не предусмотрено такого вида обеспечения по социальному страхованию, как оплата дополнительных расходов на приобретение постельных принадлежностей и оплаты дополнительного питания. Также не содержится сведений о нуждаемости в дополнительном питании и постельных принадлежностях в ПРП истца. Конституционный суд Российской Федерации в своем определении от 19.10.2005 № 16-О по обращениям, в которых оспаривается правомерность п. 3 ст.8 Федерального закона № 125-ФЗ, определил, что «право на дополнительное питание для пострадавших было установлено правилами возмещения вреда, как специфическая форма льготирования в условиях имевшего место дефицита основных продуктов питания, необходимых для поддержания и укрепления организма пострадавшего, ослабленного увечьем или заболеванием. Право на такие льготы непосредственно Конституцией Российской Федерации не предусмотрено, определение оснований для их предоставления и круга субъектов, на которых они распространяются, источника и порядка финансирования входит в компетенцию законодателя. Поэтому в изменившихся социально-экономических условиях законодатель вправе, в пределах своих полномочий, решить вопрос о целесообразности или нецелесообразности сохранения льготы в виде дополнительного питания и других». Конституционный суд Российской Федерации в указанном определении установил, что «изменения не могут рассматриваться как отказ законодателя от оплаты дополнительных расходов на лечение пострадавшего на производстве в результате несчастного случая, после восстановления трудоспособности, и профессионального заболевания». Не основаны на нормах действующего законодательства требования истца об оплате проезда к месту лечения и обратно по тарифам проезда в купейном вагоне повышенной комфортности. В соответствии с п.45 Положения об оплате дополнительных расходов, оплата расходов проезда застрахованного лица при проезде на железнодорожном транспорте производится не выше стоимости проезда в общих и плацкартных вагонах поездов дальнего следования всех категорий и поездах пригородного сообщения. Что касается срока пребывания в санатории, пострадавших в связи с несчастным случаем на производстве по последствиям травмы спинного мозга, то он установлен в программе реабилитации пострадавшего и регламентирован статьей 6.2. Федерального закона «О государственной социальной помощи» от 17.07.1999, № 178-ФЗ, а также Приказом Минздравсоцразвития России от 29.12.2004 № 328 «Об утверждении порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан» (п.3.4.1.) Согласно указанным нормам длительность санаторно-курортного лечения в рамках предоставляемого гражданам набора социальных услуг в санаторно-курортном учреждении составляет 18 дней, для детей инвалидов – 21 день, а для инвалидов с заболеваниями спинного и головного мозга – от 24 до 42 дней. Следовательно, также не подлежат удовлетворению требования об оплате дополнительного проживания Лапа Н.С. в санатории, после окончания срока действия путевки на санаторно-курортное лечение. Президиум Верховного Суда Российской Федерации в обзоре судебной практики № 3 за 2017 год (утв. Президиумом ВС РФ 12.07.2017) разъясняет, что положения норм закона, частей 2 и 4 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривают, что обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, в том числе постановлением мирового судьи, обязательны для суда, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица. Решениями Новохоперского районного суда Воронежской области от 09.08.2016 и от 14.12.2016, а также апелляционными определениями Воронежского областного суда от 10.11.2016 и 16.03.2017 было установлено отсутствие у Лапа Н.С. права на возмещение дополнительных расходов за счет средств Фонда социального страхования на дополнительное питание, постельные принадлежности, мягкий инвентарь и проезд на санаторно-курортное лечение в купейном вагоне, а также на ежегодное обеспечение путевкой на санаторно-курортное лечение сроком на 45 дней. При таких обстоятельствах требования истца об оплате постельных принадлежностей, мягкого инвентаря, дополнительного питания, предоставление путевки на санаторно-курортное лечение сроком на 45 дней, оплата проезда к месту санаторно-курортного лечения и обратно в купейном вагоне, не подлежат удовлетворению. Учитывая изложенное, считает заявленные истцом требования по возмещению дополнительных расходов на лекарственные средства, медицинские изделия, не указанные в ПРП, обследования в НИИ и лабораториях, дополнительное питание, приобретение постельных принадлежностей, необоснованными, просит Лапа Н.С. в удовлетворении исковых требований отказать.
Прокурор Кучерова С.Е. просила расходы: по оплате стоимости проезда в купейном вагоне поезда к месту санаторно-курортного лечения и обратно, на проживание в санатории «<данные изъяты>», на приобретение дополнительного диетического питания, на приобретенные медицинские услуги удовлетворению не подлежат; в требовании Лапа Н.С. о предоставлении санаторно-курортного лечения сроком 45 дней следует отказать ввиду необоснованности, а в остальной части иск Лапа Н.С. подлежит удовлетворению
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, выслушав заключение прокурора, исследовав и оценив доказательства, приходит к тому, что исковые требования истца подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям:
В соответствии с п.п. 3 п. 1 ст. 8 Федерального Закона РФ от 24. 07. 1998 года № 125-ФЗ “Об обязательном социальном страховании от несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваний” обеспечение по страхованию осуществляется в виде оплаты дополнительных расходов, связанных с медицинской, социальной и профессиональной реабилитацией застрахованного при наличии прямых последствий страхового случая, на: медицинскую помощь (первичную медико-санитарную помощь, специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь) застрахованному, осуществляемую на территории Российской Федерации непосредственно после произошедшего тяжелого несчастного случая на производстве до восстановления трудоспособности или установления стойкой утраты профессиональной трудоспособности; приобретение лекарственных препаратов для медицинского применения и медицинских изделий; посторонний (специальный медицинский и бытовой) уход за застрахованным, в том числе осуществляемый членами его семьи; проезд застрахованного и проезд сопровождающего его лица в случае, если сопровождение обусловлено медицинскими показаниями, для получения медицинской помощи непосредственно после произошедшего тяжелого несчастного случая на производстве до восстановления трудоспособности или установления стойкой утраты профессиональной трудоспособности, включая медицинскую реабилитацию, для санаторно-курортного лечения в медицинских организациях (санаторно-курортных организациях), получения транспортного средства, для заказа, примерки, получения, ремонта, замены протезов, протезно-ортопедических изделий, ортезов, технических средств реабилитации, а также по направлению страховщика для проведения освидетельствования (переосвидетельствования) федеральным учреждением медико-социальной экспертизы и проведения экспертизы связи заболевания с профессией учреждением, осуществляющим такую экспертизу; санаторно-курортное лечение в медицинских организациях (санаторно-курортных организациях), включая оплату медицинской помощи, осуществляемой в профилактических, лечебных и реабилитационных целях на основе использования природных лечебных ресурсов, в том числе в условиях пребывания в лечебно-оздоровительных местностях и на курортах, а также проживание и питание застрахованного, проживание и питание сопровождающего его лица в случае, если сопровождение обусловлено медицинскими показаниями, оплату отпуска застрахованного (сверх ежегодно оплачиваемого отпуска, установленного законодательством Российской Федерации) на весь период санаторно-курортного лечения и проезда к месту санаторно-курортного лечения и обратно; изготовление и ремонт протезов, протезно-ортопедических изделий и ортезов; обеспечение техническими средствами реабилитации и их ремонт; обеспечение транспортными средствами при наличии соответствующих медицинских показаний и отсутствии противопоказаний к вождению, их текущий и капитальный ремонт и оплату расходов на горюче-смазочные материалы; профессиональное обучение и получение дополнительного профессионального образования.
В силу п. 2. ст. 8 Федерального Закона РФ от 24. 07. 1998 года № 125-ФЗ “Об обязательном социальном страховании от несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваний” оплата дополнительных расходов, предусмотренных подпунктом 3 пункта 1 настоящей статьи, за исключением оплаты расходов на медицинскую помощь (первичную медико-санитарную помощь, специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь) застрахованному непосредственно после произошедшего тяжелого несчастного случая на производстве, производится страховщиком, если учреждением медико-социальной экспертизы установлено, что застрахованный нуждается в соответствии с программой реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания в указанных видах помощи, обеспечения или ухода. Условия, размеры и порядок оплаты таких расходов определяются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 «Положения об оплате дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию застрахованных лиц, получивших повреждение здоровья вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», утвержденном Постановлением Правительства РФ от 15 мая 2006 года № 286 (в ред. Постановления Правительства РФ от 13.06.2017 N 703), дополнительные расходы на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию застрахованного лица включают в себя расходы на: а) медицинскую помощь (первичную медико-санитарную помощь, специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь) застрахованному лицу, осуществляемую на территории Российской Федерации непосредственно после произошедшего тяжелого несчастного случая на производстве до восстановления трудоспособности или установления стойкой утраты профессиональной трудоспособности (далее - медицинская помощь); б) приобретение лекарственных препаратов для медицинского применения и медицинских изделий; в) посторонний (специальный медицинский и бытовой) уход за застрахованным лицом, в том числе осуществляемый членами его семьи; г) санаторно-курортное лечение в медицинских организациях (санаторно-курортных организациях), включая оплату медицинской помощи, осуществляемой в профилактических, лечебных и реабилитационных целях на основе использования природных лечебных ресурсов, в том числе в условиях пребывания в лечебно-оздоровительных местностях и на курортах (далее - санаторно-курортное лечение), а также проживание и питание застрахованного лица, проживание и питание сопровождающего его лица в случае, если сопровождение обусловлено медицинскими показаниями, оплату отпуска застрахованного лица (сверх ежегодно оплачиваемого отпуска, установленного законодательством Российской Федерации) на весь период его санаторно-курортного лечения и проезда к месту санаторно-курортного лечения и обратно; д) изготовление и ремонт протезов, протезно-ортопедических изделий и ортезов; е) обеспечение техническими средствами реабилитации и их ремонт; ж) обеспечение транспортным средством (автомобилем необходимой модификации) (далее - транспортное средство) при наличии соответствующих медицинских показаний для получения транспортного средства и отсутствии противопоказаний к вождению, их текущий и капитальный ремонт и оплату расходов на горюче-смазочные материалы; з) профессиональное обучение и получение дополнительного профессионального образования; и) проезд застрахованного лица и проезд сопровождающего его лица в случае, если сопровождение обусловлено медицинскими показаниями, для получения медицинской помощи непосредственно после произошедшего тяжелого несчастного случая на производстве до восстановления трудоспособности или установления стойкой утраты профессиональной трудоспособности, включая медицинскую реабилитацию, санаторно-курортного лечения в медицинских организациях (санаторно-курортных организациях), получения транспортного средства, заказа, примерки, получения, ремонта, замены протезов, протезно-ортопедических изделий, ортезов, технических средств реабилитации, а также по направлению Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - страховщик) для проведения освидетельствования (переосвидетельствования) федеральным учреждением медико-социальной экспертизы и проведения экспертизы связи заболевания с профессией учреждением, осуществляющим такую экспертизу.
Согласно материалов дела Актом освидетельствования от 31.01.1990 года Лапа Н.С. установлена 2-я группа инвалидности бессрочно и установлена его нуждаемость бессрочно в дополнительных видах помощи: в возмещении расходов на медицинский и бытовой уход, возмещении расходов на медикаменты и медицинские изделия, дополнительное питание, нуждается в приобретении мягкого инвентаря /постельных принадлежностей/, в санаторно-курортном лечении.
Данный Акт освидетельствования и нуждаемость истца в дополнительных видах помощи полностью подтверждены областной ВТЭК-1 от 29.03.1994 года, Новохоперским бюро МСЭ от 17.02.2000 года с учетом необратимого характера имеющихся у Лапа Н.С. поражений спинного мозга.
Согласно ст. 8 Федерального Закона от 24 ноября 1995 года № 181 ФЗ /в редакции от 23 октября 2003 года/ «О социальной защите инвалидов в РФ» на Государственную службу медико-социальной экспертизы возлагается определение группы инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты, определение степени утраты профессиональной трудоспособности лиц, получивших трудовое увечье.
Решение органа Государственной службы медико-социальной экспертизы является обязательным для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм.
Из преамбулы Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» следует, что целью государственной политики в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Определение нуждаемости гражданина в медицинской, социальной и профессиональной реабилитации оформляется в виде индивидуальной программы реабилитации, а в отношении пострадавших оформляется программа реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания (п. 21 Правил установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.10.2000 г. № 789).
Программа реабилитации пострадавшего является разновидностью лечебной помощи, и, как любая другая лечебная помощь, она может оказываться только по медицинским показаниям, иной подход был бы опасен для жизни и здоровья граждан. Решение же этого вопроса относится исключительно к компетенции врачей соответствующего профиля, работающих в конкретном медицинском учреждении.
В пункте 21 Правил установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний указано, что заключение учреждения медико-социальной экспертизы о нуждаемости в медицинской, социальной и профессиональной реабилитации составляется с учетом потенциальных возможностей и способностей пострадавшего осуществлять профессиональную, бытовую и общественную деятельность и оформляется в виде программы реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания.
Лапа Н.С. в соответствии с установленной органами МСЭ степенью утраты профессиональной трудоспособности подлежит ежегодному переосвидетельствованию в МСЭ на предмет определения дополнительных видов медицинской и социальной помощи. Заключения специалистов МСЭ фиксируются в программе реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания.
В соответствии с п.п. 26, 27, 29 Постановления Правительства РФ от 16.10.2000 года № 789 "Об утверждении Правил установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" органами медико-социальной экспертизы г. Новохоперска Лапа Н.С. ежегодно разрабатывается новая программа реабилитационных мероприятий на основании федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставленных инвалиду.
Согласно п.21 названного Постановления в программе реабилитации пострадавшего предусмотрено указание не только сроков проведения конкретных реабилитационных мероприятий, но и заключения об оценке результатов их реализации, что предполагает динамическое наблюдение за пострадавшим, следовательно, нуждаемость в медицинской, профессиональной и социальной реабилитации не может устанавливаться бессрочно.
По заключению клинико-экспертной комиссии БУЗ Воронежской области «<данные изъяты> от 31 мая 2016 года в отношении Лапа Н.С., последний нуждается в лекарственных средствах (по списку с перечислением лекарственных средств и доз), в специфическом лечении спинальный профиль, специальном медицинском и бытовом уходе, санаторно-курортном лечении для спинальных больных, в приобретении цистофикса в количестве 6-ти штук на год.
Согласно программы реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания от 07.06.2016 г. Карта № к акту освидетельствования № от ДД.ММ.ГГГГ, которая составлена в отношении Лапа Н.С. сроком на 2 года, последний нуждается: по списку с перечислением лекарственных средств и доз; нуждается в специальном и бытовом уходе; нуждается в санаторно-курортном лечении на 42 дня.
Согласно программы реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания от 14 марта 2017 года карта № к акту освидетельствования № от ДД.ММ.ГГГГ, которая составлена в отношении Лапа Н.С. сроком на 2 года, последний нуждается: по списку с перечислением лекарственных средств и доз.
В программе реабилитации пострадавшего Лапа Н.С. от 14 марта 2017 года сроком на 2 года в разделе «диагноз» указано: «Последствия спинальной травмы на производстве в 1977 г: перелом L1 позвонка, с грубыми нарушениями проводимости спинного мозга, нижним вялым парапарезом, нарушение функции тазовых органов по типу недержания мочи и задержки стула. Анатомия мочевого пузыря. Функционирующая эпицистостома. Хронический двухсторонний пиелонофрит, латентное течение. ХПН2.
Все реабилитационные мероприятия, назначенные Лапа Н.С., направлены на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных последствиями трудового увечья. Назначенные Лапа Н.С. реабилитационные мероприятия направлены на более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных последствиями трудового увечья.
Данная программа реабилитации не предусматривает расходы на дополнительное питание, на приобретение мягкого инвентаря и постельных принадлежностей, а также на приобретение медицинских изделий и медицинских услуг, в санаторно-курортном лечении Лапа Н.С. не нуждается.
В пункте 1 ст. 8 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» закреплены виды обеспечения по страхованию, к числу которых отнесены пособия, страховые выплаты, а также оплата дополнительных расходов.
В соответствии со ст. 8 Федерального Закона РФ от 24.07. 1998года № 125 – ФЗ “Об обязательном социальном страховании от несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваний” застрахованному лицу предусмотрена оплата стоимости проезда к месту санаторно-курортного лечения и обратно.
Согласно п. 2 Положения об оплате дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию застрахованных лиц также предусмотрена оплата проезда к месту лечения и обратно.
В п. 2 ст. 8 Закона № 125-ФЗ от 24.07.1998 года определены общие условия возмещения дополнительных расходов. При этом из данной нормы закона следует, что условия, размеры и порядок оплаты таких расходов определяются Правительством Российской Федерации, поэтому во исполнение требований данного федерального закона Правительство РФ издало Постановление от 15.05.2006 года N 286, в котором четко оговорена стоимость расходов на проезд, подлежащих возмещению.
В п. 45 названного Положения, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 15.05.2006 года N 286, конкретно закреплено, что оплата расходов на проезд застрахованного лица производится при проезде на транспорте междугородного сообщения по кратчайшему или беспересадочному маршруту по фактическим расходам, подтвержденным проездными документами (включая оплату услуг по продаже проездных документов, расходы за пользование в поездах и на судах морского и внутреннего водного транспорта постельными принадлежностями), но не выше стоимости проезда: а) на железнодорожном транспорте общего пользования - в общих и плацкартных вагонах поездов дальнего следования всех категорий и поездах пригородного сообщения.
В 2016 года Лапа Н.С. оплатил стоимость проездных документов на железнодорожном транспорте в купейном вагоне поезда к месту санаторно-курортного лечения и обратно: из <адрес> в <адрес> (ДД.ММ.ГГГГ) и обратно из <адрес> в <адрес> (ДД.ММ.ГГГГ). Стоимость проезда в купейном вагоне поезда до <адрес> и обратно в <адрес> составила 8802 рубля 60 копеек. Законных оснований для возмещения Лапа Н.С. расходов по оплате проезда в купейном вагоне поезда нет, поэтому исковые требования Лапа Н.С. о взыскании расходов на проезд в сумме 4237 рублей 40 копеек удовлетворению не подлежит ввиду необоснованности.
За период с июля 2016 года - 2017 год Лапа Н.С. понес расходы на дополнительное питание в сумме 26713 рублей 49 копеек, представив суду в обоснование указанных расходов кассовые и товарные чеки на приобретение продуктов питания.
Нуждаемость Лапа Н.С. в возмещении расходов на дополнительное питание установлена Актом освидетельствования № 41 от 31.01.1990 года, актом ВТЭК - 1 от 29.03. 1994 года, актом МСЭ от 17.02. 2000 года, то есть нуждаемость истца в дополнительном питании была определена до вступления в силу Федерального закона № 118 от 07.07.2003 года «О внесении изменений и дополнений в Федеральный Закон “Об обязательном социальном страховании от несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваний”.
Федеральный Закон № 118 от 07.07. 2003 года «О внесении изменений и дополнений в Федеральный Закон “Об обязательном социальном страховании от несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваний” содержит перечень видов обеспечения по дополнительным расходам, в котором не определено обеспечение по социальному страхованию в виде оплаты дополнительных расходов на приобретение дополнительного питания.
Несмотря на то, что Лапа Н.С. такой вид страхового обеспечения, как возмещение расходов на дополнительное питание, был назначен до вступления в силу Закона № 118-ФЗ от 07.07.2003 года «О внесении изменений и дополнений в Федеральный Закон “Об обязательном социальном страховании от несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваний”, законодательство в качестве обязательного условия предоставления льготы связывает предоставление данного вида обеспечения с указанием на нуждаемость в нём в программе реабилитации пострадавшего, а также с определением данной программой пределов и сроков предоставления вида обеспечения.
Программы реабилитации Лапа Н.С. на 2016 - 2018 годы не содержат указания на нуждаемость в дополнительном питании.
Конституционный Суд РФ в Определении от 19.01.2005 года N 16-О (п. 2.3) указал на то, что право на дополнительное питание для пострадавших от несчастного случая на производстве впервые было установлено как специфическая форма льготирования и, соответственно, дополнительная мера государственной социальной защиты данной категории граждан в условиях имевшего место в тот период дефицита основных продуктов питания, необходимых для поддержания и укрепления организма пострадавшего, ослабленного увечьем или заболеванием (пункт 4 Правил возмещения предприятиями, учреждениями, организациями ущерба, причиненного рабочим и служащим увечьем либо иным повреждением здоровья, связанным с их работой (утверждены Постановлением Госкомтруда СССР 22 декабря 1961 года N 483/25).
В силу сформулированной и неоднократно подтвержденной правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации право на такого рода льготы непосредственно Конституцией Российской Федерации не предусмотрено, - определение оснований их предоставления, круга субъектов, на которых они распространяются, источника и порядка их финансирования входит в компетенцию законодателя (Определение от 10 июля 2003 года N 282-О по запросу Правительства Хабаровского края о проверке конституционности абзаца третьего пункта 5 Положения о порядке предоставления льгот реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, Определение от 25 декабря 2003 года N 509-О по запросу Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) о проверке конституционности статей 4, 13, 14, 15 и 34 Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", статьи 18 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации). Поэтому в изменившихся социально-экономических условиях законодатель вправе - в пределах своих полномочий - решить вопрос о целесообразности сохранения льготы в виде дополнительного питания.
Вместе с тем, внося в ранее установленные правила изменения, оказывающие неблагоприятное воздействие на правовое положение граждан, законодатель должен, как указал Конституционный Суд Российской Федерации, соблюдать конституционные требования, в частности вытекающие из принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства (Постановление от 24 мая 2001 года N 8-П по делу о проверке конституционности положений части первой статьи 1 и статьи 2 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", Определение от 5 ноября 2002 года N 320-О по жалобе гражданина ФИО8 на нарушение его конституционных прав положениями пункта "а" части первой статьи 12 и статьи 133.1 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации"). Следовательно, во всяком случае денежная компенсация дополнительного питания должна производиться, если указанный вид помощи был назначен застрахованному до вступления в силу оспариваемых законоположений в соответствии с программой реабилитации пострадавшего и в пределах установленных ею сроков. Это подтверждается и позицией Фонда социального страхования Российской Федерации, изложенной в письме от 23 июля 2003 года N 02-18/05-5101, содержащем разъяснение изменений, внесенных законодателем в Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
Следовательно, сама по себе отмена законодателем оплаты расходов на дополнительное питание пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний не означает ограничение или умаление конституционных прав пострадавших, поскольку ранее существовавший порядок регулирования обеспечивал лишь льготные условия реализации соответствующих прав.
С учетом таких обстоятельств требование Лапа Н.С. о взыскании расходов на дополнительное питание в сумме 26713 рублей 49 копеек не подлежит удовлетворению ввиду необоснованости.
В соответствии с п. 22 «Положения об оплате дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию застрахованных лиц, получивших повреждение здоровья вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», утвержденном Постановлением Правительства РФ от 15 мая 2006 года № 286 (в ред. Постановления Правительства РФ от 13.06.2017 N 703), оплата расходов на приобретение лекарственных препаратов для медицинского применения и медицинских изделий осуществляется страховщиком в соответствии с программой реабилитации пострадавшего путем выплаты соответствующих денежных сумм застрахованному лицу по мере приобретения им (его представителем) лекарственных препаратов для медицинского применения, медицинских изделий на основании рецептов или копий рецептов, если указанные рецепты подлежат изъятию, оформленных в соответствии с действующим порядком назначения и выписывания лекарственных препаратов и медицинских изделий, товарных и (или) кассовых чеков либо иных подтверждающих оплату товаров документов, выданных аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации.
Согласно п.п. 5, 23 Положения об оплате дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию застрахованных лиц, получивших повреждение здоровья вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 15 мая 2006 года № 286 (в ред. Постановления Правительства РФ от 13.06.2017 N 703), оплата дополнительных расходов осуществляется страховщиком на основании заявления застрахованного и в соответствии с программой реабилитации пострадавшего (далее - ПРП), составленной застрахованному лицу бюро медико-социальной экспертизы с участием страховщика по установленной форме. Оплата расходов на приобретение лекарственных препаратов для медицинского применения, за исключением лекарственных препаратов, указанных в абзаце втором настоящего пункта, медицинских изделий осуществляется по розничным ценам в пределах стоимости лекарственных препаратов для медицинского применения, медицинских изделий отечественных производителей (при отсутствии отечественных аналогов - по розничным ценам зарубежных производителей).
Согласно п. 3 Приказа Минздравсоцразвития РФ от 14.12.2006 года № 842 «Об утверждении разъяснения о порядке оплаты дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию застрахованных лиц, получивших повреждение здоровья вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (зарегистрировано в Минюсте РФ 05.02. 2007 года № 8906) действующее законодательство не содержит ограничений в части определения конкретного перечня изделий медицинского назначения и индивидуального ухода для застрахованных лиц, получивших повреждение здоровья вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Таким образом, страховщик имеет право возмещать расходы застрахованных лиц при приобретении этими лицами изделий медицинского назначения и индивидуального ухода на основании документов, указанных в п.22 Положения.
В период с июля 2016 года - 2017 года на основании заключения клинико-экспертной комиссии БУЗ Воронежской области «<данные изъяты>» от 31 мая 2016 года, истец Лапа Н.С. приобрёл по рецептам медицинское изделие «Цистофикс» в сумме 24000 рублей 00 копеек, расходы на приобретение лекарственных препаратов для медицинского применения, медицинских изделий в сумме 45675 рублей 94 копейки, а всего на сумму 69675 рублей 94 копейки (чеки на л.д.25-168 том1, договор от 08.07.2016 г. л.д.182 том1), подтвердив данные расходы рецептами, товарными и кассовыми чеками аптечных учреждений.
Лекарственные препараты были рекомендованы Лапа Н.С. лечащим врачом в связи с его заболеванием, были приобретены им по рецептам лечащего врача, и он фактически понес расходы на приобретение этих медикаментов, которые ему необходимы с учетом его состояния здоровья, и эти препараты ему необходимы для лечения заболеваний, связанных с последствиями травмы.
Факт приобретения истцом лекарственных препаратов было вызвано имеющимся у Лапа Н.С. заболеванием, нуждаемость в обеспечении которыми подтверждена заключением бюро МСЭ по нормам и в объёме, устанавливаемым по решению клинико-экспертной комиссии, и программа реабилитации сама по себе не исключает внесение врачом соответствующего профиля корректировок в динамику лечения с учетом клинической картины заболевания пострадавшего, поскольку программа реабилитации пострадавшего является разновидностью лечебной помощи, которая может оказываться только по медицинским показаниям, лечащим врачом, а иной подход был бы опасен для жизни и здоровья граждан.
Понесенные Лапа Н.С. расходы на приобретение лекарственных препаратов для медицинского применения, медицинских изделий в сумме 45675 рублей 94 копейки обоснованы, подтверждены доказательствами и с ответчика в пользу Лапа Н.С. следует взыскать данные расходы, при этом суд исходит из того, что Лапа Н.С. приобретал лекарства по розничным ценам в пределах стоимости лекарств, и все приобретенные лекарственные препараты ему необходимы для лечения заболеваний, связанных с последствиями травмы.
Лапа Н.С. длительное время использует импортное, дорогостоящее медицинское изделие “Цистофикс”, которое является разновидностью катетеров, но только импортного производства. Данным изделием учреждения здравоохранения РФ больного обеспечить не могут, истец не имеет возможности приобрести медицинское изделие “Цистофикс” в аптечных, медицинских учреждениях Российской Федерации, которое ему жизненно необходимо ввиду необратимых последствий повреждения здоровья, поэтому заявитель вынужден приобретать такие изделия с помощью частных лиц в Германии.
Истец Лапа Н.С. на период с июля 2016 года до июля 2018 год для себя в Германии приобрел 12 изделий медицинского назначения “Цистофикс”, что подтверждается договором от 08 июля 2016 года на сумму 24000 рублей. Таким образом, стоимость одного изделия «Цистофикс» составила 2000 рублей. Просил суд возместить ему расходы, понесенные им на приобретение 12-ти медицинских изделий «Цистофикс» на сумму 24000 рублей.
Лапа Н.С. фактически понес расходы в сумме 24000 рублей, в связи с имеющимся у него тяжелым заболеванием, полученным при несчастном случае на производстве. Нуждаемость Лапа Н.С. в приобретении медицинского изделия «Цистофикс» определена программой реабилитации.
Лапа Н.С. требует возместить ему расходы, понесенные им на приобретение 12-ти медицинских изделий “Цистофикс” в рамках программы реабилитации, составленной в отношении Лапа Н.С. сроком на два года.
Лапа Н.С. приобрел указанные медицинские изделия согласно программы реабилитации в связи с необратимыми последствиями повреждения здоровья, они ему жизненно необходимы и эти изделия он использует на протяжении нескольких лет, поэтому расходы на приобретение 12-ти медицинских изделий «Цистофикс» в сумме 24000 рублей подлежат возмещению, поскольку Лапа Н.С. использует данное медицинское изделие в связи с заболеванием, вызванным последствиями страхового случая, и с учетом его состояния здоровья он не может быть поставлен в условия, угрожающие его жизни и здоровью.
Лапа Н.С. просил взыскать расходы на проживание в санатории «<данные изъяты>»за 0,5 суток в ожидании поезда № с отправлением в № часов № минут ДД.ММ.ГГГГ <адрес> в сумме 979 рублей 40 копеек, но данный вид дополнительных расходов, связанных с повреждением здоровья не предусмотрен п.п. 3 п. 1 ст. 8 Федерального Закона РФ от 24. 07. 1998 года № 125-ФЗ “Об обязательном социальном страховании от несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваний”, поэтому в данном исковом требовании Лапа Н.С. следует отказать за необоснованностью.
Лапа Н.С. просил взыскать расходы на приобретенные медицинские препараты и медицинские услуги в сумме 48466 рублей 11 копеек, которые частично подтверждены доказательствами в сумме 47150 рублей 40 копеек (т.1 л.д.21,23-24, 205-221), однако данный вид дополнительных расходов, связанных с повреждением здоровья не предусмотрен п.п. 3 п. 1 ст. 8 Федерального Закона РФ от 24. 07. 1998 года № 125-ФЗ “Об обязательном социальном страховании от несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваний”, а также не предусмотрен программой реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания от ДД.ММ.ГГГГ Карта № к акту освидетельствования № от ДД.ММ.ГГГГ и программой реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания от ДД.ММ.ГГГГ карта № к акту освидетельствования № от ДД.ММ.ГГГГ, поэтому в данном исковом требовании Лапа Н.С. следует отказать за необоснованностью.
Лапа Н.С. просил суд обязать Государственное учреждение - Воронежское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации выделять ему путевку на санаторно-курортное лечение продолжительностью лечения 45 дней, а не на срок 42 дня, как выделяют ему путевку в настоящее время.
Согласно п. 2 «Положения об оплате дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию застрахованных лиц, получивших повреждение здоровья вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», утвержденном Постановлением Правительства РФ от 15 мая 2006 года № 286 (в ред. Постановления Правительства РФ от 13.06.2017 N 703), дополнительные расходы включают в себя расходы на санаторно-курортное лечение в медицинских организациях (санаторно-курортных организациях), включая оплату медицинской помощи, осуществляемой в профилактических, лечебных и реабилитационных целях на основе использования природных лечебных ресурсов, в том числе в условиях пребывания в лечебно-оздоровительных местностях и на курортах (далее - санаторно-курортное лечение), а также проживание и питание застрахованного лица, проживание и питание сопровождающего его лица в случае, если сопровождение обусловлено медицинскими показаниями, оплату отпуска застрахованного лица (сверх ежегодно оплачиваемого отпуска, установленного законодательством Российской Федерации) на весь период его санаторно-курортного лечения и проезда к месту санаторно-курортного лечения и обратно.
Нуждаемость Лапа Н.С. в санаторно-курортном лечении установлена Актом освидетельствования Лапа Н.С. от 31.01.1990 года.
По заключению клинико-экспертной комиссии БУЗ Воронежской области «<данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ Лапа Н.С. нуждается в санаторно-курортном лечении для спинальных больных сроком 42 дня.
Согласно программы реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания от ДД.ММ.ГГГГ карта № к акту освидетельствования № от ДД.ММ.ГГГГ, Лапа Н.С. не нуждается в санаторно-курортном лечении.
Согласно пункта 1.3 Порядка медицинского отбора и направления больных на санаторно-курортное лечение, утвержденного приказом Министерства здравоохранения N 256 от 22 ноября 2004 года, и положений приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ "Об организации деятельности врачебной комиссии медицинской организации" N 513 от 24 сентября 2008 года, в соответствии с которыми лечащий врач и врачебная комиссия лечебно-профилактического учреждения определяют только лишь наличие показаний или противопоказаний для проведения санитарно-курортного лечения. Сроки санаторно-курортного лечения инвалидов, имеющих заболевания и последствия травм спинного и головного мозга, как реабилитационной и профилактической меры, могут определяться только уполномоченным органом, осуществляющим руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, в индивидуальной программе реабилитации инвалида.
В соответствии с пунктом 8 статьи 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.
В силу пункта 1.1 части 1 статьи 6.2 вышеуказанного закона в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включаются следующие социальные услуги: предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний.
При этом длительность санаторно-курортного лечения в рамках предоставляемого гражданам набора социальных услуг в санаторно-курортном учреждении составляет для инвалидов с заболеваниями и последствиями травм спинного и головного мозга - от 24 до 42 дней (часть 3 статьи 6.2 данного закона).
Частью 5 статьи 6.3 указанного закона определено, что порядок предоставления гражданам социальных услуг устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.
Во исполнение данной нормы закона приказом Минздравсоцразвития России от 29.12.2004 года N 328 утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, разделом III которого установлен порядок предоставления гражданам социальных услуг в части обеспечения санаторно-курортным лечением.
Согласно пункту 3.1 данного Порядка обеспечение санаторно-курортным лечением осуществляется путем предоставления гражданам при наличии медицинских показаний санаторно-курортных путевок в санаторно-курортные организации, расположенные на территории Российской Федерации и включенные в Перечень, который утверждается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Пунктом 3.6 Порядка предусмотрено, что граждане при наличии медицинских показаний и отсутствии противопоказаний для санаторно-курортного лечения получают в лечебно-профилактическом учреждении по месту жительства справку для получения путевки по форме N 070/у-04, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 22 ноября 2004 года N 256 (зарегистрирован в Минюсте России 14 января 2004 года, регистрационный N 6189).
При наличии справки для получения путевки граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации или органы социальной защиты населения, с которыми территориальный орган Фонда заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение, по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в территориальные органы Фонда либо в уполномоченный орган (пункт 3.7. Порядка).
Предоставление других документов, в том числе медицинских рекомендаций о длительности санаторно-курортного лечения, законом не предусмотрено.
На лечебно-профилактические учреждения обязанность по выдаче таких рекомендаций о длительности санаторно-курортного лечения действующим законодательством, в том числе и Порядком медицинского отбора и направления больных на санаторно-курортное лечение, утвержденным приказом Минздравсоцразвития РФ от 22.11.2004 года N 256 (ред. от 23.07.2010), не возложена.
При таких обстоятельствах у суда отсутствуют законные основания для возложения обязанности на Государственное учреждение - Воронежское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации об обеспечении Лапа Н.С. путевки на санаторно-курортное лечение длительностью лечения 45 дней, поскольку в соответствии с ч. 3 ст. 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" длительность санаторно-курортного лечения в санаторно-курортном учреждении составляет для инвалидов с заболеваниями и последствиями травм спинного и головного мозга - от 24 до 42 дней.
Исходя из требований Конституции РФ, Российская Федерация для поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, при изменении действующего регулирования обязана соблюдать конституционные принципы справедливости, равенства, соразмерности, а также стабильности и гарантированности социальных прав и не может осуществлять такое регулирование, которое посягало бы на само существо этих прав и приводила бы к утрате их реального содержания. При введении определенных условий или ограничений законодатель должен использовать не чрезмерные, а только необходимые и обусловленные конституционно признаваемыми целями таких ограничений меры.
Истец обратился с данным иском в суд, поскольку в силу ст. 3 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд за защитой нарушенных прав. Статья 46 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому право на судебную защиту его прав и свобод.
Лапа Н.С. в соответствии со ст. 11,12 ГК РФ имеет право на судебную защиту гражданских прав и только лишь он вправе определить способ защиты своих гражданских прав. Существо дела – это возмещение вреда здоровью, и истец имеет право на своевременное и объективное рассмотрение дела в судебном порядке. Лапа Н.С. не может быть ограничен в этом, поэтому данный иск подлежит рассмотрению судом по существу.
Исследовав и оценив доказательства по делу, суд приходит к выводу, что требования Лапа Н.С. о возмещении ему расходов на сумму 80396 рублей 40 копеек: по оплате стоимости проезда в купейном вагоне поезда к месту санаторно-курортного лечения и обратно в сумме 4237 рублей 40 копеек, расходов на проживание в санатории «Анапа» в сумме 979 рублей 40 копеек, расходов на приобретение дополнительного диетического питания в сумме 26713 рублей 49 копеек, расходов на приобретенные медицинские препараты и медицинские услуги в сумме 48466 рублей 11 копеек, удовлетворению не подлежат, поскольку необоснованные и противоречат закону.
Требования Лапа Н.С. о возмещении ему расходов на приобретение медицинского изделия «Цистофикс» в сумме 24000 рублей 00 копеек, расходы на приобретение лекарственных препаратов для медицинского применения, медицинских изделий в сумме 45675 рублей 94 копейки, а всего на сумму 69675 рублей 94 копейки подлежат удовлетворению, так как обоснованны и не противоречат закону, и указанные расходы связаны непосредственно с медицинской реабилитацией пострадавшего, получившего трудовое увечье, с возмещением вреда здоровью, вызванного последствиями травмы, и подлежат возмещению (чеки на л.д.25-168 том1, договор от 08.07.2016 г. л.д.182 том1).
В иске Лапа Н.С. о возложении обязанности на ответчика по обеспечению его путевкой на санаторно-курортное лечение длительностью лечения 45 дней, следует отказать ввиду необоснованности по основаниям, изложенным в решении суда.
В соответствии с ч. 1 п. 19 ст. 333.36 НК РФ Государственное учреждение - Воронежское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации освобождается от уплаты государственной пошлины в доход государства.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 56, 67, 68, 194 – 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Взыскать с Государственного учреждения - Воронежского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в пользу Лапа Н.С. расходы на приобретение медицинского изделия «Цистофикс» в сумме 24000 рублей 00 копеек, расходы на приобретение лекарственных препаратов для медицинского применения, медицинских изделий в сумме 45675 рублей 94 копейки, а всего на сумму 69675 рублей 94 копейки.
В остальной части исковых требований Лапа Н.С. отказать.
Освободить Государственное учреждение – Воронежское региональное отделение Фонда социального страхования РФ от уплаты государственной пошлины в доход государства.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда через Новохоперский районный суд.
Судья Почепцов В.В.