№ 12-567/2020
РЕШЕНИЕ
30 ноября 2020 года г. Архангельск
Судья Октябрьского районного суда г. Архангельска Чебыкина Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора Архангельского филиала ФГУП «Росморпорт» Гайды К.А. на постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Балтийско-Арктического межрегионального управления Росприроднадзора Жуковой И.В. от 03 сентября 2020 года № 07-020/2020 о назначении административного наказания,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Балтийско-Арктического межрегионального управления Росприроднадзора Жуковой И.В. от 03 сентября 2020 года № 07-020/2020 ФГУП «Росморпорт» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.19 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, директор Архангельского филиала ФГУП «Росморпорт» Гайда К.А., действующий на основании доверенности, подал в суд жалобу об его отмене.
В судебном заседании защитник по доверенности Политова Л.Ю. доводы жалобы поддержала, а также ходатайствовала о снижении назначенного административного штрафа ниже низшего предела, предусмотренного санкцией ст. 8.19 КоАП РФ.
Выслушав в судебном заседании защитника, исследовав доводы жалобы и материалы дела, судья приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 37 Федерального закона от 31 июля 1998 года № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» захоронение донного грунта во внутренних морских водах и в территориальном море запрещается в границах особо охраняемых природных территорий и их охранных зон, в границах рыбохозяйственных заповедных зон внутренних морских вод и территориального моря, а также в случае, если этот грунт содержит загрязняющие вещества, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
Распоряжением Правительства РФ от 30.12.2015 N 2753-р в перечень загрязняющих веществ, при содержании которых в грунте, извлеченном при проведении дноуглубительных работ, в концентрациях, превышающих химические характеристики грунта в районе его захоронения до воздействия, вызванного захоронением этого грунта, захоронение его во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации запрещается, включены кадмий и соединения кадмия, свинец и соединения свинца, нефть и нефтепродукты, в том числе сырая и топливная нефть, дизельное топливо и смазочные масла, гидравлические жидкости, а также смеси, содержащие любые из этих веществ.
Согласно пп. 2 п. 23 ст. 37. 1 Федерального закона от 31 июля 1998 года № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации», заявитель, получивший разрешение, обязан осуществлять наблюдения за районом захоронения донного грунта и состоянием морской среды в соответствии с программой наблюдений и представлять отчетность по форме и в порядке, которые утверждены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды.
Форма и порядок представления отчетности по осуществлению наблюдений за районом захоронения грунта, извлеченного при проведении дноуглубительных работ во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации, и состоянием морской среды утверждены Приказом Минприроды России от 24 марта 2014 года № 147, согласно п. 3 приложения 1 которого отчет по осуществлению наблюдений за районом захоронения грунта, извлеченного при проведении дноуглубительных работ во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации, и состоянием морской среды должен содержать характеристику донного грунта.
Из материалов дела следует, что 26 декабря 2018 года ФГУП «Росморпорт» выдано Разрешение № 166М на захоронение грунта, извлеченного при проведении дноуглубительных работ, во внутренних морских водах Российской Федерации (Обская губа Карского моря) в рамках проектной документации «Проект производства ремонтных дноуглубительных работ для восстановления проектных габаритов судоходных объектов в морском порту Сабетта. Корректировка» (Подходной канал, акватория грузовых причалов и акватория вспомогательных причалов).
Работы по захоронению грунта проводились в летнюю навигацию 2019 года и окончены 27 сентября 2019 года.
Архангельским филиалом ФГУП «Росморпорт» (г. Архангельск, ул. Карла Либкнехта, д. 34) в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования представлены материалы отчетности по осуществлению наблюдений за районами захоронения донного грунта, извлеченного при проведении дноуглубительных работ, и состояние морской среды, согласно Разрешению от 26 декабря 2-018 года № 166М (отчет № 1 от 27 января 2020 года и отчет № 2 от 07 апреля 2020 года). Отчетность представлена по району захоронения грунта Северный АПК, район захоронения расположен в акватории Обской губы Карского моря. Захоронение грунта Южный АПК в 2019 году не производилось. При этом, пунктами 2 и 5 Разрешения от 26 декабря 2-018 года № 166М предусмотрено захоронение на подводных отвалах Северный АПК и Южный АПК ежегодно.
В ходе мониторинга выполнялись две съемки: 14-20 августа 2019 года в начале выполнения работ и 28-29 сентября 2019 года по окончанию дноуглубительных работ.
Согласно представленной отчетности, концентрация загрязняющих веществ донных грунтов в районе извлечения в отдельных пробах превышает концентрацию загрязняющих веществ донных грунтов в районе захоронения по нефтепродуктам, кадмию и свинцу.
Кроме того, характеристики грунта, извлеченного при проведении дноуглубительных работ, представлены не по всем показателям – отсутствуют показатели содержания полихлорированных терфенилов (ПХТ) в пробах донных отложений, отобранных на всех станциях отбора проб в районах извлечения и захоронения донного грунта, а также в интегральной пробе донного грунта, отобранного из трюмов дноуглубительной техники в акватории морского порта Сабетта.
По результатам рассмотрения представленной отчетности в отношении ФГУП «Росморпорт» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.19 КоАП РФ, и вынесено обжалуемое постановление о назначении административного наказания.
Самовольное либо с нарушением правил захоронение с судов и иных плавучих средств, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений отходов и других материалов во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.19 КоАП РФ, поэтому деяние было правильно квалифицировано по указанной норме.
Сделанные в обжалуемом постановлении выводы о наличии выявленного нарушения полностью подтверждаются представленными по делу доказательствами, в том числе протоколом об административном правонарушении, разрешением, представленными отчетами, которые оценены должностным лицом по правилам ст. 26.11 КоАП РФ на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в их совокупности.
Протокол об административном правонарушении соответствует требованиям ст. 28.2 КоАП РФ.
Согласно ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, свидетельствующих о принятии ФГУП «Росморпорт» всех зависящих от него мер по соблюдению трудового законодательства, а также доказательства объективной невозможности принятия им мер, направленных на недопущение совершения административного правонарушения, материалы дела не содержат, что свидетельствует о наличии вины в совершении вмененного ему административного правонарушения.
Изложенные в жалобе доводы заявлялись должностному лицу при рассмотрении дела и получили надлежащую оценку в обжалуемом постановлении.
Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении, установленный главой 29 КоАП РФ, и сроки давности привлечения к административной ответственности должностным лицом соблюдены. Постановление вынесено в соответствии с установленными обстоятельствами и в рамках процедуры, установленной КоАП РФ, надлежащим образом мотивировано и отвечает требованиям ст. 29.10 КоАП РФ.
Совершенное правонарушение не является малозначительным по основаниям, приведенным в постановлении.
В то же время, обжалуемое постановление подлежит изменению по следующим основаниям.
В силу требований ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ, лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Санкция ст. 8.19 КоАП РФ предусматривает для юридических лиц наказание в виде административного штрафа в размере от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией судна, летательного аппарата и иных орудий совершения административного правонарушения или без таковой.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ (ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ).
Согласно ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ, при назначении административного наказания юридическому лицу необходимо учитывать общественно опасный характер совершенного им административного правонарушении, имущественное и финансовое положение правонарушителя, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Тем самым законодатель предоставил возможность судье, органу, должностному лицу, рассматривающим дело об административном правонарушении, индивидуализировать наказание в каждом конкретном случае.
При этом назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в пределах нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также подтверждающих ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
Обжалуемым постановлением ФГУП «Росморпорт» назначено наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей, то есть в минимальном размере.
В то же время, в силу ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ, при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, рассматривающий жалобу на постановление по делу об административном правонарушении, может назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей. При этом размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ (ч. 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ).
Административное наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей назначено ФГУП «Росморпорт» без учета указанных требований.
Ранее к административной ответственности за совершение однородных правонарушений ФГУП «Росморпорт» не привлекалось, сведения об этом представленные материалы дела не содержат, входит в число стратегических организаций, обеспечивающих реализацию единой государственной политики в отраслях экономики.
Приведенные обстоятельства являются исключительными, поэтому с учетом положений ст. 1.7, ч.ч. 3.2, 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ, правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, высказанной в постановлении от 25 февраля 2014 года № 4-П, судья приходит к выводу о возможности снижения размера назначенного административного штрафа менее минимального предела до 100 000 рублей.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.
Изменением постановления не усиливается административное наказание и иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.
Вновь определенный размер административного наказания адекватен общественной опасности совершенного правонарушения, направлен на предупреждение совершения ФГУП «Росморпорт» новых правонарушений и воспитание добросовестного отношения к требованиям законодательства об охране окружающей среды.
На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.8 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Балтийско-Арктического межрегионального управления Росприроднадзора Жуковой И.В. от 03 сентября 2020 года № 07-020/2020 изменить, снизив размер назначенного ФГУП «Росморпорт» административного штрафа до 100 000 (Ста тысяч) рублей.
В остальной части постановление оставить без изменения, жалобу директора Архангельского филиала ФГУП «Росморпорт» Гайды К.А. – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд непосредственно или через Октябрьский районный суд г. Архангельска в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья Н.А. Чебыкина