ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 88-12187/2022
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Кемерово 13 сентября 2022 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лавник М.В.,
судей Новожиловой И.А., Леонтьевой Т.В.
при участии прокурора пятого отдела (апелляционно-кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Козлицкой О.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3820/2021 (УИД 24RS0017-01-2021-005579-80) по иску Сутыриной Ларисы Анатольевны к министерству тарифной политики Красноярского края о восстановлении в должности, взыскании денежных сумм и компенсации морального вреда
по кассационной жалобе Сутыриной Ларисы Анатольевны на решение Железнодорожного районного суда г. Красноярска от 2 декабря 2021 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 18 апреля 2022 г.
по кассационному представлению прокурора Красноярского края на решение Железнодорожного районного суда г. Красноярска от 2 декабря 2021 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 18 апреля 2022 г.
с использованием системы видеоконференц-связи при содействии Железнодорожного районного суда г. Красноярска при участии представителей министерства тарифной политики Красноярского края Якоби Дениса Федоровича (по доверенности), Растащеновой Марины Михайловны (по доверенности)
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Новожиловой И.А., выслушав объяснения представителей министерства тарифной политики Красноярского края Якоби Дениса Федоровича (по доверенности), Растащеновой Марины Михайловны (по доверенности), возражавших против удовлетворения кассационных жалобы и представления, заключение прокурора пятого отдела (апелляционно-кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Козлицкой О.С. полагавшей кассационные жалобу и представление, подлежащими удовлетворению,
судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Сутырина Лариса Анатольевна (далее по тексту – Сутырина Л.А.) обратилась в Железнодорожный районный суд г. Красноярска к министерству тарифной политики Красноярского края с иском, уточненным в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, о восстановлении в должности государственной гражданской службы начальника отдела судебно-исковой и претензионной работы с 12 декабря 2020 г., взыскании недоплаты компенсации четырехмесячного денежного содержания при увольнении в размере 14 857 рублей, процентов за нарушение сроков выплаты в размере 695,76 рублей, процентов за нарушение сроков выплаты четырехмесячного денежного содержания при увольнении, компенсации морального вреда 500 000 рублей.
Решением Железнодорожного районного суда г. Красноярска от 2 декабря 2021г. в удовлетворении исковых требований Сутыриной Л.А. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 18 апреля 2022 г. решение Железнодорожного районного суда г. Красноярска от 2 декабря 2021 г. отменено в части отказа в удовлетворении искового требования Сутыриной Л.А. к министерству тарифной политики Красноярского края о взыскании недоплаченной компенсации четырехмесячного денежного содержания при увольнении в размере 14 857 рублей. В этой части по делу принято новое решение. С министерства тарифной политики Красноярского края в пользу Сутыриной Л.А. взыскана недоплаченная компенсация четырехмесячного денежного содержания при увольнении в размере 14 857 рублей. В остальной части решение оставлено без изменения.
Сутырина Л.А. обратилась в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой просит решение Железнодорожного районного суда г. Красноярска от 2 декабря 2021 г. апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 18 апреля 2022 г. изменить в части выводов о законности увольнения, объема и перечня взыскиваемых сумм, принять новое решение, которым исковые требования удовлетворить в полном объеме.
В обоснование кассационной жалобы Сутырина Л.А. указала на незаконность и необоснованность судебных постановлений судов первой и апелляционной инстанций, нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов, содержащихся в обжалуемых судебных постановлениях, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций. Судами безосновательно отклонены все ее доводы, касающиеся незаконности увольнения. Решением Железнодорожного районного суда г. Красноярска от 27 мая 2021 г. было признано незаконным ее увольнение на основании приказа министерства от 10декабря 2020 г. № 401-к, она подлежала восстановлению в должности государственной гражданской службы Красноярского края начальника отдела судебно-исковой и претензионной работы министерства с 12 декабря 2020 г. Фактически решение суда о ее восстановлении на государственной гражданской службе в установленном законом порядке исполнено не было. В ходе исполнения решения суда штатное расписание, утвержденное приказом министерства тарифной политики Красноярского края от 9 октября 2020 г. № 121-о, не изменялось, новое штатное расписание не утверждалось, в связи с чем, она фактически не была восстановлена в должности государственной гражданской службы Красноярского края начальника отдела судебно-исковой и претензионной работы министерства тарифной политики Красноярского края, ответчик произвел ее увольнение в отсутствие реального сокращения этой должности 11 августа 2021 г. При увольнении ей не были предложены все имеющиеся вакансии. В апелляционном определении отсутствует правовое обоснование причин отказа во взыскании в ее пользу процентов за нарушение сроков выплаты указанного четырехмесячного денежного содержания при увольнении, а также денежной компенсации за нарушение работодателем установленного срока выплаты четырехмесячного денежного содержания при увольнении в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки по день фактического исполнения обязательства. Подробно доводы изложены в кассационной жалобе.
Прокурор Красноярского края обратился в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции с кассационным представлением, в котором просит отменить решение Железнодорожного районного суда г. Красноярска от 2 декабря 2021 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 18 апреля 2022 г. в части отказа в удовлетворении исковых требований о взыскании с министерства тарифной политики Красноярского края процентов за нарушение сроков выплаты четырехмесячного денежного содержания при увольнении, компенсации морального вреда, в указанной части дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
В обоснование кассационного представления указано, что с учетом положений статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации требования Сутыриной Л.А. о взыскании процентов за нарушение сроков выплаты четырехмесячного денежного содержания при увольнении, подлежали взысканию ответчика. Заслуживает внимание довод о взыскании компенсации морального вреда в связи с частичным удовлетворением требований. Подробно доводы приведены в кассационном представлении.
Министерство тарифной политики Красноярского края в возражениях на кассационную жалобу, кассационное представление, представленных в кассационный суд общей юрисдикции, указав на законность и обоснованность решения Железнодорожного районного суда г. Красноярска от 2 декабря 2021г., апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 18 апреля 2022 г., просит оставить их без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Неявка Сутыриной Л.А., надлежащим образом извещенной о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием для рассмотрения дела в ее отсутствие в соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Такие нарушения были допущены судами первой и апелляционной инстанций.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Сутырина Л.А. на основании служебного контракта от 1 ноября 2005 г., приказа от 12 ноября 2019 г. № 315-к была назначена с 12 ноября 2019 г. на должность государственной гражданской службы Красноярского края начальника отдела судебно-исковой и претензионной работы министерства тарифной политики Красноярского края.
Согласно штатной расстановке министерства тарифной политики Красноярского края по состоянию на 12 декабря 2020 г. отдел судебно-исковой и претензионной работы упразднен, должности указанного отдела: начальника, ведущего специалиста и главного специалиста сокращены.
Приказом министерства тарифной политики Красноярского края от 10 декабря 2020 г. № 401-к Сутырина Л.А. была освобождена от замещаемой должности, уволена с государственной гражданской службы Красноярского края начальника отдела судебно-исковой и претензионной работы министерства тарифной политики Красноярского края в связи с сокращением должности гражданской службы в государственном органе (пункт 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации»).
Решением Железнодорожного районного суда г. Красноярска от 27 мая 2021 г. с учетом апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 18 августа 2021 г., признано незаконным увольнение Сутыриной Л.А. в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе (пункт 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации») на основании приказа министерства тарифной политики Красноярского края от 10 декабря 2020 г. № 401-к. Сутырина Л.А. восстановлена с 12 декабря 2020 г. в должности государственной гражданской службы Красноярского края начальника отдела судебно-исковой и претензионной работы министерства тарифной политики Красноярского края. С министерства тарифной политики Красноярского края в пользу Сутыриной Л.А. взыскано денежное содержание за время вынужденного прогула в размере 85 882,03 рублей, компенсация морального вреда в размере 5 000 рублей, всего 90 882,03 рублей. С министерства тарифной политики Красноярского края в доход местного бюджета взыскана государственная пошлина в размере 3 376,46 рублей.
Приказом министерства тарифной политики Красноярского края от 28 мая 2021 г. № 192-к во исполнение указанного решения суда отменен приказ министерства тарифной политики Красноярского края от 10 декабря 2020 г. № 401-к, Сутырина Л.А. восстановлена в прежней должности государственной гражданской службы Красноярского края начальника отдела судебно-исковой и претензионной работы министерства тарифной политики Красноярского края с 12 декабря 2020 г.
7 июня 2021 г. Сутыриной Л.А. было получено уведомление в котором, указано, что в связи с изменением организационно-штатной структуры министерства тарифной политики Красноярского края приказом министерства от 9 октября 2020 г. № 121-о утверждено штатное расписание министерства, которое введено в действие 12 декабря 2020 г., она предупреждается о предстоящем увольнении в связи с сокращением замещаемой должности государственной гражданской службы Красноярского края начальника отдела судебно-исковой и претензионной работы министерства (пункт 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона) 11 августа 2021 г. по истечении двух месяцев со дня ознакомления с настоящим уведомлением.
К уведомлению приложен список вакантных должностей министерства по состоянию на 7 июня 2021 г.: заместителя министра тарифной политики Красноярского края (руководители, высшая); главного специалиста отдела регулирования производственно-технических показателей, транспортных и иных тарифов, ведущего специалиста отдела информационно-аналитического и технического обеспечения.
21 июня 2021 г. министерством был направлен запрос о предоставлении информации о наличии вакантных должностей государственной гражданской службы в соответствии с частью 5 статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» в министерство сельского хозяйства и торговли Красноярского края, министерство транспорта Красноярского края, министерство строительства Красноярского края, министерство цифрового развития Красноярского края, службу финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Красноярского края, службу по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Красноярского края, агентство печати и массовых коммуникаций Красноярского края, министерство культуры Красноярского края, министерство социальной политики Красноярского края, агентство государственного заказа Красноярского заказа Красноярского края, министерство спорта Красноярского края, агентство труда и занятости населения Красноярского края, агентство по туризму Красноярского края, службу по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края, архивное агентство Красноярского края, министерство промышленности, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края, министерство экономики и регионального развития Красноярского края, управление делами губернатора и правительства Красноярского края, службу строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края, министерство лесного хозяйства Красноярского края, администрацию губернатора Красноярского края, службу по контролю в области градостроительной деятельности Красноярского края, агентство по обеспечению деятельности мировых судей, министерство образования Красноярского края, министерство здравоохранения Красноярского края, агентство молодежной политики и реализации программ общественного развития Красноярского края, агентство по гражданской обороне, ЧС и пожарной безопасности Красноярского края, агентство развития малого и среднего предпринимательства Красноярского края, агентство по развитию северных территорий и поддержке коренных малочисленных народов Красноярского края.
В соответствии с уведомлением министерства тарифной политики Красноярского края от 15 июля 2021 г. для трудоустройства Сутыриной Л.А. были предложены вакантные должности в иных органах государственной власти Красноярского края, а именно: должность главного специалиста юридического отдела в министерстве образования Красноярского края; должности консультанта отдела бюджетной политики, главного специалиста отдела государственного регулирования в жилищно- коммунальной сфере, ведущий специалист отдела государственного регулирований в жилищно- коммунальной сфере; должность главного специалиста-главного государственного инспектора отдела государственного экологического надзора с территориальным расположением в г. Ачинск; должности секретаря судебного участка на судебном участке № 32 в г. Игарка, секретаря судебного участка на судебном участке № 48 в Железнодорожном районе г. Красноярска, секретаря судебного участка на судебном участке № 74 в Свердловском районе г. Красноярска, секретаря судебного участка на судебном участке № 158 в Таймырском Долгано-Ненецком районе. Сутыриной Л.А. было предложено представить в отдел организационной работы и документационного обеспечения министерства тарифной политики Красноярского края в течение 2 рабочих дней заявление с просьбой направить анкету в органы государственной власти? в которых выбраны вакансии.
Уведомление получено Сутыриной Л.А. 15 июля 2021 г., о чем имеется ее подпись в уведомлении.
Заявление о согласии замещения предложенных должностей Сутыриной Л.А. в министерство тарифной политики Красноярского края не поступило.
Приказом от 10 августа 2021 г. № 297-к служебный контракт с Сутыриной Л.А. расторгнут, она освобождена от занимаемой должности и уволена 11 августа 2021 г. в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе (пункт 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации») с выплатой компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания, денежной компенсации за неиспользованный ежегодный оплачиваемый отпуск в количестве 36,75 дней.
На основании приказа от 11 августа 2021г. № 106-0, в соответствии со статьей 64 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», указом Губернатора Красноярского края от 9 июля 2015 г. № 162-уг «Об утверждении Положения о кадровом резерве на государственной гражданской службе Красноярского края», Сутырина Л.А. была включена в кадровый резерв министерства тарифной политики Красноярского края и кадровый резерв Красноярского края для замещения вакантных должностей государственной гражданской службы Красноярского края главной группы должностей категории «специалисты».
Сутырина Л.А., не согласившись с увольнением, указав, что ее освобождение от замещаемой должности произведено с нарушением Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации», в течение двух месяцев со дня предупреждения об увольнении ей не были предложены все имеющиеся вакантные должности государственной гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой должности государственной гражданской службы, уровня ее квалификации, специальности, направления подготовки, фактически решение Железнодорожного районного суда г. Красноярска от 27 мая 2021г. исполнено не было, поскольку ее права не были восстановлены, повторная процедура сокращения должности начальника отдела судебно-исковой и претензионной работы проведена не была, штатное расписание, утвержденное приказом от 9 октября 2020 г., в ходе исполнения решения суда не менялось, основания для увольнения отсутствовали, обратилась в суд с настоящим иском.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции, руководствуясь статьей 31, пунктами 8.2, 8.3 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации», частью 3 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации, разъяснениями, изложенными в пункте 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходил из того, что увольнение Сутыриной Л.А. произведено представителем нанимателя в соответствии с установленным законом порядком, о предстоящем увольнении Сутырина Л.А. была уведомлена 7 июня 2021 г., освобождена от занимаемой должности и уволена по истечении двух месяцев со дня предупреждения о предстоящем увольнении в связи с сокращением 11 августа 2021 г.
Отказывая в удовлетворении искового требования о взыскании пособия за четвертый месяц, суд со ссылкой на положения пункта 3 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации, Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 20 ноября 2014 г. № 2623-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Мурашовой Ольги Владимировны на нарушение ее конституционных прав абзацем восьмым пункта 3 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации», письмо Министерства финансов Российской Федерации от 6 апреля 2016 г. № 03-04-05/19656, пришел к выводу о том, что произведенные ответчиком выплаты в соответствии с требованиями абзаца 8 пункта 3 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации подлежат налогообложению, налог на доходы физических лиц с суммы, превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка, удержан ответчиком обоснованно.
В связи с отсутствием нарушения ответчиком трудовых прав Сутыриной Л.А., суд не установил оснований для удовлетворения искового требования о взыскании компенсации морального вреда.
Проверяя законность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда об отсутствии нарушений порядка увольнения Сутыриной Л.А., вместе с тем не согласился с выводами суда об отказе Сутыриной Л.А. в удовлетворении требования о взыскании недоплаченной компенсации четырехмесячного денежного содержания при увольнении в размере 14 857 рублей.
Отменяя решение суда в указанной части и принимая новое решение об удовлетворении искового требования о взыскании с ответчика в пользу Сутыриной Л.А. недоплаченной компенсации четырехмесячного денежного содержания при увольнении в размере 14 857 рублей, суд апелляционной инстанции, с учетом положений абзаца 7 пункта 1 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации, исходил из того, что компенсация, производимая государственным гражданским служащим в соответствии с частью 3.1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» в связи с расторжением служебного контракта по вышеназванным основаниям, освобождается от обложения налогом на доходы физических лиц и страховыми взносами в размере четырехмесячного денежного содержания, установленном указанной нормой Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации».
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций основанными на неправильном применении норм материального и процессуального права.
Отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего регулируются Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее по тексту – Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ).
В силу пункта 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае сокращения должностей гражданской службы в государственном органе.
Статьей 31 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ урегулированы отношения, связанные с гражданской службой, при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа.
Согласно части 1 статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа государственно-служебные отношения с гражданским служащим продолжаются в случае предоставления гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, с его письменного согласия иной должности гражданской службы в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, либо в другом государственном органе с учетом: 1) уровня его квалификации, специальности, направления подготовки, продолжительности стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки; 2) уровня его профессионального образования, продолжительности стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки при условии получения им дополнительного профессионального образования, соответствующего области и виду профессиональной служебной деятельности по предоставляемой должности гражданской службы.
О предстоящем увольнении в связи с сокращением должностей гражданской службы или упразднением государственного органа гражданский служащий, замещающий сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, предупреждается представителем нанимателя персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения (часть 2 статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ).
Преимущественное право на замещение должности гражданской службы предоставляется гражданскому служащему, который имеет более высокую квалификацию, специальность, направление подготовки, соответствующие области и виду его профессиональной служебной деятельности, большую продолжительность стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки и более высокие результаты профессиональной служебной деятельности (часть 4 статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ).
В соответствии с частью 5 статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ представитель нанимателя государственного органа, в котором сокращаются должности гражданской службы, или государственного органа, которому переданы функции упраздненного государственного органа, обязан в течение двух месяцев со дня предупреждения гражданского служащего об увольнении предложить гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, все имеющиеся соответственно в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы, уровня его квалификации, его специальности, направления подготовки, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, а в случае отсутствия таких должностей в указанных государственных органах может предложить вакантные должности гражданской службы в иных государственных органах в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В силу части 6 статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ в случае отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы. В этом случае служебный контракт прекращается при сокращении должностей гражданской службы в соответствии с пунктом 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ и при упразднении государственного органа в соответствии с пунктом 8.3 части 1 статьи 37 названного федерального закона.
По смыслу приведенных нормативных положений, в случае сокращения должностей гражданской службы или упразднения государственного органа гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в этом государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, законом обеспечивается возможность продолжения гражданской службы в этом же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа. В этих целях представитель нанимателя государственного органа обязан в период после предупреждения гражданского служащего о предстоящем увольнении в связи сокращением замещаемой им должности государственной гражданской службы предложить гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, все имеющиеся в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы, уровня его квалификации, его специальности, направления подготовки, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, а в случае отсутствия таких должностей в указанных государственных органах может предложить вакантные должности гражданской службы в иных государственных органах в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Освобождение гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы и увольнение его с гражданской службы в связи с сокращением должности гражданской службы или упразднением государственного органа допускается только в случае отказа гражданского служащего от предложенной ему для замещения иной должности государственной гражданской службы, в том числе в другом государственном органе.
Таким образом, представитель нанимателя государственного органа вправе расторгнуть служебный контракт с гражданским служащим, замещающим сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе, на основании пункта 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ (в случае сокращения должностей гражданской службы в государственном органе) или с гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, на основании пункта 8.3 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ (в случае упразднения государственного органа) при условии исполнения им обязанности по предложению этому гражданскому служащему всех имеющихся в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантных должностей с учетом квалификационных требований к предоставляемой для замещения должности, предусмотренных частью 5 статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ. Неисполнение представителем нанимателя такой обязанности в случае спора о законности увольнения гражданского служащего с гражданской службы по названным основаниям влечет признание судом увольнения незаконным.
Часть 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу части 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались (часть 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Доказательства представляются лицами, участвующими в деле. Суд вправе предложить им представить дополнительные доказательства. В случае, если представление необходимых доказательств для этих лиц затруднительно, суд по их ходатайству оказывает содействие в собирании и истребовании доказательств (часть 1 статьи 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
При принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению (часть 1 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Исходя из толкования приведенных норм материального права с учетом норм процессуального закона, а также оснований заявленного Сутыриной Л.А. иска и возражений на него министерства тарифной политики Красноярского края имеющими значение для правильного разрешения спора о законности расторжения контракта с Сутыриной Л.А. по пункту 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ являлись следующие обстоятельства: имелись ли в министерстве тарифной политики Красноярского края, иных государственных органах как на день предупреждения Сутыриной Л.А. о предстоящем увольнении по сокращению занимаемой ею должности, так и в течение всего периода времени с начала предупреждения работника об увольнении по день увольнения, вакантные должности; могла ли Сутырина Л.А. с учетом ее образования, квалификации, опыта работы и состояния здоровья претендовать на занятие этих вакантных должностей; была ли исполнена ответчиком обязанность по предложению этих вакантных должностей Сутыриной Л.А.; имел ли место со стороны Сутыриной Л.А. отказ от предложенных вакантных должностей.
Суды первой и апелляционной инстанций в результате неправильного применения и толкования норм материального права, регулирующих спорные отношения, а также вследствие нарушения норм процессуального права эти обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, не установили, в нарушение части 2 статьи 56 и части 1 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не определили их в качестве юридически значимых, они не вошли в предмет доказывания по делу и, соответственно, не получили надлежащей правовой оценки судов первой и апелляционной инстанций.
Между тем, как следует из материалов дела, Сутырина Л.А. была ознакомлена со списком всех имеющихся в министерстве тарифной политики Красноярского края вакантных должностей государственной гражданской службы по состоянию на 7 июня 2021 г., в котором указано 3 вакансии, а 15 июля 2021 г. была ознакомлена со списком вакантных должностей государственной гражданской службы Красноярского края в органах государственной власти Красноярского края. Вместе с тем, ни 15 июля 2021 г., ни до дня увольнения Сутыриной Л.А., вакантные должности государственной гражданской службы в министерстве тарифной политики Красноярского края, Сутыриной Л.А. не предлагались, тогда как данная обязанность возложена на представителя нанимателя в соответствии с приведенными выше нормами действующего законодательства.
При изложенных обстоятельствах решение Железнодорожного районного суда г. Красноярска от 2 декабря 2021г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 18 апреля 2022 г. нельзя признать законными, они приняты с нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, что согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для их отмены и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду первой инстанции следует учесть изложенное и разрешить исковые требования Сутыриной Л.А. о восстановлении на работе и производных от этого требования в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям нормами материального права, требованиями процессуального закона и установленными по делу обстоятельствами.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Железнодорожного районного суда г. Красноярска от 2 декабря 2021г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 18 апреля 2022 г. отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Председательствующий М.В. Лавник
Судьи И.А. Новожилова
Т.В. Леонтьева