Дело № 2-691/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 апреля 2021 года г. Симферополь
Центральный районный суд г. Симферополя Республики Крым в составе:
Председательствующего судьи – Федоренко Э.Р.,
при секретаре – Бондарь Н.Ю.,
с участием представителя ответчика – ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации г. Симферополя к ФИО1 о признании действий незаконными, запрете нецелевого использования земельного участка, третье лицо – Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым,
установил:
15.12.2020 года Администрация г. Симферополя обратилась в суд с исковым заявлением к ФИО1-о. о признании действий незаконными, запрете нецелевого использования земельного участка. Свои требования обосновывает тем, что в Администрацию г. Симферополя поступили материалы проверки Государственного земельного надзора Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым в отношении ФИО1 для принятия мер реагирования. Так, на основании распоряжения заместителя председателя Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 24.07.2020 года № 1099-01/17 с целью исполнения государственных функций по осуществлению государственного земельного надзора проведена внеплановая выездная проверка соблюдения требований земельного законодательства в отношении ФИО1 при использовании земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>. В ходе проведения проверки установлено, что на проверяемом земельном участке, сведения о котором имеются в ЕГРН, кадастровый номер 90:22:010309:1350, категория земли – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – индивидуальное жилищное строительство, расположен объект капитального строительства с кадастровым номером 90:22010309:1050, собственником которого является ФИО1, используемый под размещение автомобильной мойки самообслуживания «AQUA LINE», установлено 4 бокса, оснащенных соответствующим оборудованием: терминалы, держатели для пистолетов, шланги высокого давления и т.д. Согласно классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.09.2014 г. № 540 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков» вид разрешенного использования «индивидуальное жилищное строительство» подразумевает размещение жилого дома (отдельно стоящего здания количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, не предназначенного для раздела на самостоятельные объекты недвижимости); выращивание сельскохозяйственных культур; размещение индивидуальных гаражей и хозяйственных построек. При этом указанный вид разрешенного использования не предполагает использование земельного участка для ведения коммерческой деятельности, размещения объекта строительства в целях устройства места общественного питания, поскольку для указанных целей определен другой вид разрешенного использования земельного участка: автомобильные мойки (4.9.1.3), допускающий размещение автомобильных моек, а также размещение сопутствующей торговли. Таким образом, фактическое использование земельного участка не соответствует виду разрешенного использования, предусмотренного ЕГРН. Учитывая изложенное, Администрация г. Симферополя просит признать незаконными действия ФИО1 по нецелевому использованию земельного участка расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером 90:22:010309:1350, площадью 439 кв.м, вид разрешенного использования «индивидуальное жилищное строительство»; запретить использовать указанный земельный участок для осуществления деятельности автомобильной мойки самообслуживания «AQUA LINE» до приведения правоустанавливающих документов на земельный участок в части вида его разрешенного использования в соответствие с требованиями действующего законодательства.
Определением суда от 19.03.2021 года к участию в деле в качестве третьего лица привлечен Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым.
Представитель истца Администрации г. Симферополя в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, причины неявки суду не представил. В судебном заседании 19.03.2021 года представитель истца пояснил, что в ходе проверки органом государственного надзора были выявлены нарушения, связанные с нецелевым использованием земельного участка, принадлежащего ФИО1, за которые предусмотрена административная ответственность. Согласно сведениям из ЕГРН, вид разрешённого использования земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, указан как «индивидуальное жилищное строительство», что предполагает строительство исключительного жилого дома. После обновления сведений публичной кадастровой карты в части сведений «по документам» стало известно, что для данного земельного участка при Украине предполагался условно разрешенный вид использования земельного участка «обслуживание объектов дорожного сервиса». Однако, на сегодняшний день, такой вид разрешенного использования спорного земельного участка в соответствии с данными ЕГРН не предусмотрен.
Представитель ответчика в судебном заседании возражал против исковых требований, и пояснил, что на сегодняшний день согласно данным ЕГРН на земельный участок с кадастровым номером 90:22:010309:1350, а также согласно публичной информации, размещенной в сети интернет на сайте Росреестра, указаны такие виды разрешенного использования земельного участка как «индивидуальное жилищное строительство, объекты дорожного сервиса; для индивидуальной жилой застройки». В соответствии с ранее действующим Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 года № 540, вид разрешенного использования с кодом 4.9.1 «объекты дорожного сервиса» предполагает размещение зданий и сооружений дорожного сервиса, в том числе, размещение автомобильных моек, а также размещение магазинов сопутствующей торговли (код 4.9.1.3). Данный вид разрешенного использования полностью соответствует действующему Классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утвержденному Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 10.11.2020 года № П/0412, код вида разрешенного использования сохранился прежним – 4.9.1. В соответствии с ч. 11 ст. 34 Федерального закона № 171 «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения Классификатора видов разрешенного использования, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному Классификатору. Законодательством Российской Федерации для собственника земельного участка не установлено сроков для актуализации видов разрешенного использования земельного участка, в связи с внесением изменений в Классификатор. Кроме того, в соответствие с ч. 8 ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации, земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
Представитель третьего лица Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещался надлежащим образом, причины неявки суду не известны.
В силу ст. 167 ГПК РФ суд рассматривает дело при имеющейся явке.
Выслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, оценив представленные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно статье 46 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
В соответствии со статьей 130 Конституции Российской Федерации, местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение вопросов местного значения, владения, пользования, распоряжения муниципальной собственностью.
Полномочия и порядок осуществления местного самоуправления в Российской Федерации установлены Конституцией России (ст.ст. 130-133) и Федеральным законом Российской Федерации от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Согласно статье 124 Гражданского кодекса Российской Федерации, муниципальные образования являются субъектами гражданского права, к ним применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона Российской Федерации от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьей 49 Устава муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, принятого решением Симферопольского городского совета Республики Крым от 13.11.2014 года № 61, к полномочиям Администрации г. Симферополя Республики Крым относятся осуществление муниципального жилищного, земельного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством.
В силу пункта 1 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
В соответствии со статьей 42 ЗК РФ, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.
Судом установлено, что на основании распоряжения заместителя председателя Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ФИО5 № 1099-01/17 от 24.07.2020 года с целью исполнения государственных функций по осуществлению государственного земельного надзора Государственным земельным надзором была проведена внеплановая выездная проверка в отношении ФИО1-о. при использовании земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>. В ходе проверки установлено, что на проверяемом земельном участке, сведения о котором имеются в ЕГРН, кадастровый №, категория земли – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – индивидуальное жилищное строительство, расположен объект капитального строительства с кадастровым номером 90:22010309:1050, собственником которого является ФИО1, используемый под размещение автомобильной мойки самообслуживания «AQUA LINE», установлено 4 бокса, оснащенных соответствующим оборудованием: терминалы, держатели для пистолетов, шланги высокого давления и т.д.
По результатам проверки составлен соответствующий Акт № 579 от 21.09.2020 года (л.д.11-15).
Расположение на земельном участке, принадлежащем ФИО1 автомобильной мойки самообслуживания «AQUA LINE», боксов, оснащенных соответствующим оборудованием: терминалами, держателями для пистолетов, шлангами высокого давления и т.д., подтверждается фототаблицей к Акту проверки № 579 от 21.09.2020 года (л.д.16-22).
В соответствии с информацией ЕГРН по состоянию на 25.12.2020 года собственником земельного участка, расположенного по <адрес>, в <адрес>, площадью 439+/-7 кв.м, с кадастровым номером 90:22:010309:1350 является ФИО1, вид разрешенного использования земельного участка «индивидуальное жилищное строительство, для индивидуальной жилой застройки» (л.д.54-60).
При этом согласно информации ЕГРН от 11.02.2021 года, видом разрешенного использования земельного участка расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый №, вид разрешенного использования земельного участка является «для индивидуального жилищного строительства, объекты дорожного сервиса; для индивидуальной жилой застройки» (л.д.96-98).
Одним из основных принципов земельного законодательства в силу подпункта 8 пункта 1 статьи 1, абзаца 1 пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации является деление и использование земель по целевому назначению. Данными нормами материального права произведено подразделение земель на категории и определено, что они используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.
При этом правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Согласно Классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 10.11.2020 года № П/0412, вид разрешенного использования с кодом 4.9.1 «объекты дорожного сервиса» предполагает размещение зданий и сооружений дорожного сервиса, в том числе, размещение автомобильных моек, а также размещение магазинов сопутствующей торговли (код 4.9.1.3).
В соответствии с утратившим законную силу Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 года № 540, размещение автомобильных моек, а также размещение магазинов сопутствующей торговли (код 4.9.1.3) относилось к виду разрешенного использования с кодом 4.9.1 «объекты дорожного сервиса».
Таким образом, фактическое использование спорного земельного участка полностью соответствует виду разрешенного использования земельного участка.
Правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон (ч. 1 ст. 12 ГПК Российской Федерации).
Частью 1 статьи 56 ГПК РФ предусмотрено, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно положениям ст.ст. 56, 59, 67 ГПК РФ суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне их надлежит доказывать, принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Право оценки доказательств принадлежит суду первой инстанции.
Сопоставив представленные доказательства, суд приходит к выводу, что в настоящее время отсутствуют основания полагать о несоответствии вида разрешенного использования при использовании спорного земельного участка.
При таких обстоятельствах в удовлетворении исковых требований надлежит отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований Администрации г. Симферополя к ФИО1 о признании действий незаконными, запрете нецелевого использования земельного участка – отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Центральный районный суд города Симферополя Республики Крым в течение одного месяца со дня принятия его судом в окончательной форме.
Судья Федоренко Э.Р.
Решение суда в окончательной форме составлено 22.04.2021 года.