РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 ноября 2019 года город Щелково Московской области
Щелковский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Торбика А.В., при секретаре судебного заседания Зайцевой К.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-4727/2019 по иску Кубракова ФИО7 к Министерству Обороны РФ, Правительству РФ об обязании нечинить препятствий в пользовании земельным участком, взыскании убытков и упущенной выгоды, компенсации за нарушенное право,
УСТАНОВИЛ:
Кубраков Д.А. обратился суд с исковым заявлением к ответчикам, мотивируя тем, что ему на праве собственности принадлежит земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для строительства складского комплекса, производственной базы, ремонта и оптовой торговли автотранспортной техники, расположенный по адресу: <адрес>.
На основании Протокола Межведомственной комиссии от 08.10.2015 года № 1/МК и приказа заместителя Министерства Обороны Российской Федерации от 22.12.2015 года № 1357дпс «Об установлении запретной зоны военного объекта - ИВПП-3 аэродрома «Чкаловский» и внесенной в ЕГРН записи, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2014 года № 405 «Об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны» была установлена запретная зона с особыми условиями использования земель.
Основанием для ограничения прав истца на землю явилось установление зоны с особыми условиями использования территории (далее – ЗОУИТ), что подтверждается записью в ЕГРН от 24 июня 2016 года, согласно которой были установлены обременения части земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером 50:14:000912:378 – запретная зона военного объекта – ИВПП – 3 аэродрома «Чкаловский».
Вид разрешенного использования спорного земельного участка - для строительства складского комплекса, производственной базы, ремонта и оптовой торговли автотранспортной техники.
Истцом было заключено Соглашение о намерении строительства торгово-складского комплекса с коммерческой организацией, согласно которого истцу было необходимо подготовить все необходимые разрешительные документы, в том числе получить землеустроительные документы, позволяющие строительство здания не менее 5 000 кв.м.
Собственник земельного участка на протяжении длительного времени производил согласование и подготовку разрешительной документации для строительства на спорном земельном участке торгово-складского комплекса общей площадью не менее 5000 кв.м., в связи с чем он понес материальные затраты в размере 160 230 рублей.
В ходе получения данных согласований истцу стало известно о имеющихся ограничениях в использовании своего земельного участка.
Истец считает, что в соответствии с подпунктами «д, е» п. 19 Положений об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов вооруженных сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны, утвержденных постановлением Правительства РФ от 05.05.2014 года № 405 «Об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны» Министерство Обороны РФ, должно было подготовить прогнозируемый расчет расходов на изъятие земельного участка, а также на компенсацию физическим лицам убытков, возникающих в связи с ограничением их прав на использование земельного участка вследствие установления запретной зоны. Истец не был уведомлен о возможном ограничении его прав, так же не ознакомлен о размере компенсации.
Истцом предпринимались различные варианты согласования с компетентными органами возможностей использования участка, а именно обращения в Министерство Обороны РФ, Правительство РФ, Администрации городского округа Щелково Московской области, а также к Президенту РФ.
На все обращения истца были получены отказы и отписки, в соответствии с которыми истцу не разрешено присутствие на данном земельном участке физическим лицам, строительство капитальных и быстровозводимых строений, т.е. использование земельного участка по прямому назначению.
Так же при наличии данных ЗОУИТ невозможно изменить назначение и вид разрешенного использования.
Министерство Обороны РФ отказывается изъять спорный земельный участок для нужды государства, что подтверждается ответами.
Ограничения на земельный участок в виде ЗОУИТ установлены на часть в размере 46 361 кв.м., часть земельного участка в размере 13 639 кв.м. не имеет ограничений.
Истец предпринимал возможность произвести раздел спорного участка, выделив часть в размере 13 639 кв.м., но данный участок будет иметь не правильную форму, на нем невозможно возвести строение для организации торгово-складского комплекса, т.к. невозможно соблюсти в необходимые нормы СНиП.
По состоянию на июнь 2019 года кадастровая стоимость спорного земельного участка составляет 285 478 200 рублей.
Истец обязан ежегодно оплачивать земельный налог в размере, установленным НК РФ. Налог за 2018 год составил около 2 500 000 рублей.
На сегодняшний день у истца имеется задолженность по уплате налогов и сборов в размере 6 870 194,13 рублей. Данная задолженность образовалась в связи с неоплатой налога за спорный земельный участок.
В отношении истца имеется сводное исполнительное производство, в рамках которого наложен арест на земельный участок с запретом на его реализацию.
В результате ограничения прав на земельный участок истцу были причинены убытки в виде материальных затрат по согласованию разрешительной документации для строительства торгово-складского комплекса в размере 160 230 (сто шестьдесят тысяч двести тридцать) рублей, что подтверждается копией Договора № 303 от 22.06.2017 года.
Истец считает, что факт нарушения прав пользования Кубраковым ФИО8 земельным участком с кадастровым номером 50:14:0050912:378, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для строительства складского комплекса, производственной базы, ремонта и оптовой торговли автотранспортной техники, расположенный по адресу: <адрес> в связи с установлением особых условий использования территории в виде запретной зоны военного объекта ИВПП-3 – установлен, подтвержден имеющимися в материалах дела доказательствах.
Истец считает, что полученным заключение эксперта по настоящему делу подтверждаются заявленные им исковые требования, установлен размер причиненного ущерба – 98 426 250 рублей, а также убытки в размере 160 230 рублей, а всего 98 586 480 рублей.
Истец просит суд, удовлетворить исковые требования с учетом уточнения, а именно:
обязать ответчиков нечинить препятствия в пользовании земельным участком площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером №, расположенным по адресу: <адрес>, также обязать Министерство Обороны Российской Федерации возместить убытки, причиненные Кубракову ФИО9, в связи с установлением особых условий использования территории в виде запретной зоны военного объекта ИВПП-3, в размере 98 586 480 рублей.
В судебное заседание истец не явился, надлежащим образом извещен.
Представители ответчиков Министерство Обороны Российской Федерации, Правительство Российской Федерации не явились, извещены.
В ранее состоявшихся судебных заседания представители Министерства Обороны Российской Федерации возражали против удовлетворения иска по доводам, изложенным в письменных возражениях.
Исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме.
В соответствии со статьей 2 ГПК РФ задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, указанных в ней субъектов частного и публичного права.
В силу ст. 304 ГК РФ собственник вправе требовать устранения всяких нарушений его прав, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Согласно п. 1 ст. 56 Земельного кодекса Российской Федерации права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным Земельным кодексом, федеральными законами.
В судебном заседании установлено, что Кубраков ФИО10 является собственником земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для строительства складского комплекса, производственной базы, ремонта и оптовой торговли автотранспортной техники, расположенный по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о праве собственности (том 1 л.д.9,14-19).
Протоколом Межведомственной комиссии от 08.10.2015 года № 1/МК и приказом заместителя Министерства Обороны Российской Федерации от 22.12.2015 года № 1357дпс «Об установлении запретной зоны военного объекта - ИВПП-3 аэродрома «Чкаловский» и внесенной в ЕГРН записи, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2014 года № 405 «Об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны» была установлена запретная зона с особыми условиями использования земель, что сторонами не оспаривается.
Согласно информации содержащейся в Едином государственном реестре недвижимости относительно спорного земельного участка, следует, что 24 июня 2016 года внесены сведения об установлении обременений на часть земельного участка площадью 46 321 кв.м.–зона с особыми условиями использования территории (далее ЗОУИТ) в виде запретной зоны военного объекта - ИВПП – 3 аэродрома «Чкаловский», (том 1 л.д.19).
В соответствии со статьей 2 ГПК РФ задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, указанных в ней субъектов частного и публичного права.
В силу ст. 304 ГК РФ собственник вправе требовать устранения всяких нарушений его прав, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Согласно п. 1 ст. 56 Земельного кодекса Российской Федерации права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным Земельным кодексом, федеральными законами.
В соответствии с п.4 ст. 1 ГрК РФ, зоны с особыми условиями использования территорий - охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия), защитные зоны объектов культурного наследия, водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, приаэродромная территория, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Зоны с особыми условиями использования территорий устанавливаются в следующих целях: защита жизни и здоровья граждан; безопасная эксплуатация объектов транспорта, связи, энергетики, объектов обороны страны и безопасности государства; обеспечение сохранности объектов культурного наследия; охрана окружающей среды, в том числе защита и сохранение природных лечебных ресурсов, предотвращение загрязнения, засорения, заиления водных объектов и истощения их вод, сохранение среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира; обеспечение обороны страны и безопасности государства, по правилам п.1 ст. 104 ЗК РФ.
Согласно, п.2 ст. 104 ЗК РФ, в целях, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, в границах зон с особыми условиями использования территорий устанавливаются ограничения использования земельных участков, которые распространяются на все, что находится над и под поверхностью земель, если иное не предусмотрено законами о недрах, воздушным и водным законодательством, и ограничивают или запрещают размещение и (или) использование расположенных на таких земельных участках объектов недвижимого имущества и (или) ограничивают или запрещают использование земельных участков для осуществления иных видов деятельности, которые несовместимы с целями установления зон с особыми условиями использования территорий.
Земельные участки, включенные в границы зон с особыми условиями использования территорий, у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Могут быть установлены следующие виды зон с особыми условиями использования территорий: зона охраняемого военного объекта, охранная зона военного объекта, запретные и специальные зоны, устанавливаемые в связи с размещением указанных объектов, п.10 ст. 105 ЗК РФ.
На территории запретной зоны запрещается строительство объектов капитального строительства производственного, социально-бытового и иного назначения, а также проведение ландшафтно-реабилитационных, рекреационных и иных работ, создающих угрозу безопасности военного объекта и сохранности находящегося на нем имущества, в соответствии с п. 12 Положений об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов вооруженных сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны, утвержденных, Постановлением Правительства РФ от 05.05.2014 № 405 (ред. от 27.07.2017) "Об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны" (вместе с "Положением об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны").
В соответствии с подпунктом 4 п.1 ст. 57 ЗК РФ, возмещению в полном объеме, в том числе упущенная выгода, подлежат убытки, причиненные ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.
Убытки возмещаются собственникам земельных участков в случаях, предусмотренных подпунктами 2 и 4 пункта 1 ст. 57 ЗК РФ.
Возмещение убытков осуществляется за счет лиц, в пользу которых ограничиваются права, а при отсутствии таких лиц - за счет соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также за счет лиц, деятельность которых вызвала ухудшение качества земель. Возмещение убытков, причиненных ограничением прав в связи с установлением, изменением зон с особыми условиями использования территорий, осуществляется с учетом особенностей, предусмотренных статьей 57.1 ЗК РФ.
При расчетах размеров возмещения убытки собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков определяются с учетом рыночной стоимости их имущества на день, предшествующий принятию решения, на основании которого возникли ограничения прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.
Согласно выводам проведенной по делу судебной оценочной экспертизы, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 23.06.2016 года с учетом нахождения в зоне с особыми условиями использования территории в виде приаэродромной территории аэродрома «Чкаловский» составляла - 174 980 000 (Сто семьдесят четыре миллиона восемьдесят тысяч) рублей 00 копеек; рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 24.06.2016 года с учетом установления зоны с особыми условиями использования территории в виде запретной зоны военного объекта ИВПП – 3 - 76 553 750 (Семьдесят шесть миллионов пятьсот пятьдесят три тысячи семьсот пятьдесят) рублей 00 копеек. (том 3 л.д. 99-139)
Согласно, ст. 46 ВК РФ, в редакции действующей до 1999 года (приобретение права собственности спорным земельным участком истцом) проектирование, строительство и развитие городских и сельских поселений, а также строительство и реконструкция промышленных, сельскохозяйственных и иных объектов в пределах приаэродромной территории должны проводиться с соблюдением требований безопасности полетов воздушных судов, с учетом возможных негативных воздействий оборудования аэродрома и полетов воздушных судов на здоровье граждан и деятельность юридических лиц и по согласованию с собственником аэродрома.
Пунктом 23 постановления Совмина СССР от 08 января 1981 года № 24 также определялось, что с целью обеспечения безопасности взлета, посадки и других маневров воздушных судов устанавливаются охранные зоны. К ним относятся приаэродромные территории и входящие в них полосы воздушных подходов. В указанных зонах без согласования с соответствующими органами Министерства гражданской авиации не допускается размещение зданий, сооружений, линий связи, высоковольтных линий электропередачи, радио- и светотехнических, взрывоопасных и других объектов, которые могут угрожать безопасности полетов воздушных судов, создавать помехи нормальной работе радиотехнических средств аэродрома, аэропорта и радионавигационных устройств воздушных трасс СССР, а также размещение промышленных предприятий с выбросом дыма и газов, сооружений водного хозяйства и других объектов, ухудшающих видимость в районе аэропортов, аэродромов.
Пунктом 58 Постановления Правительства Российской Федерации от 11 марта 2010 года № 138 регламентировалось для каждого аэродрома установление приаэродромной территории, границы которой определились по внешней границе проекции полос воздушных подходов на землю или водную поверхность, а вне полос воздушных подходов – окружностью радиусом 30 км от контрольной точки аэродрома.
Этим же нормативным положением приаэродромная территория была отнесена к зоне с особыми условиями использования территорий, подлежащей отображению в схеме территориального планирования, соответствующего субъекту Российской Федерации.
При этом размещение (строительство) объектов недвижимости юридических и физических лиц возможно только после получения, ими согласования осуществления хозяйственной деятельности, выданного органом военного управления, в ведении которого находится военный объект, с обязательным указанием на отсутствие факторов, создающих угрозу его безопасному и бесперебойному функционированию.
Принятие решения об установлении Запретной зоны в 2015 году какие-либо дополнительные ограничения на использование истцом своего земельного участка, которые не устанавливались ранее в силу положений закона, не вводило, в связи с чем, положения ст. 57 ЗК РФ на указанные правоотношения распространяться не могут.
На основании изложенного, иск удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
В удовлетворении иска Кубракова ФИО11 к Министерству Обороны РФ, Правительству РФ об обязании нечинить препятствий в пользовании земельным участком, взыскании убытков и упущенной выгоды, компенсации за нарушенное право– отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Московский областной суд через Щелковский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме
Судья А.В. Торбик